Урок химии в 10-м классе по теме «Углеводы».
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Нуянзина Елена Валерьевна

 

систематизировать знания об углеводах, как классе органических соединений; изучить строение, свойства, способы получения и применение моносахаридов на примере глюкозы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_v_10_glyukoza.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок химии в 10-м классе по теме "Углеводы". Глюкоза.

                                       "Чтобы познать, надо научиться наблюдать"

Цель урока: систематизировать знания об углеводах, как классе органических соединений; изучить строение, свойства, способы получения и применение моносахаридов на примере глюкозы.

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания о классификации углеводов; исследовать химические свойства глюкозы и на основании этого сделать вывод о её строении; изучить способы получения и применение глюкозы; проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.

Воспитательные:

 формировать мировоззрение учащихся; воспитывать самостоятельность, чувство собственного достоинства.

Развивающие:

совершенствовать умения и навыки при проведении химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; совершенствовать навыки решения тестовых заданий; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

Тип урока: урок формирования знаний

Методы обучения: химический эксперимент, метод исследования, фронтальная беседа, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка.

Реактивы: растворы медного купороса, гидроксида натрия, глюкозы.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Приветствую всех присутствующих на уроке.

Ребята, мы изучаем органическую химию на основе теории химического строения. Знать теорию нужно, но надо научиться ее использовать. Умеете ли вы применять основные положения теории химического строения? Обратите внимание на девиз урока.

«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому контроль опытом необходим». А. М. Бутлеров

Изучение нового материала.

Задание классу: Расскажите  о углеводах.

Учащиеся отвечают на вопрос: глюкоза имеет энергетическое значение для живого организма, углевод, молекулярная формула С6Н12О6 , кислородсодержащее вещество, входит в состав фруктов, меда, которые должны быть основным источником углеводов. Небольшое сообщение учащихся на тему о правильном углеводном  питании.

Что же такое углеводы ? Учащиеся записывают определение.

Углеводы – природные соединения, большая часть которых имеет состав: Сn(H2O)m               

         

                                                           Классификация углеводов.

                                                                             Углеводы

                               

               Простые(моносахариды)                                                          Сложные

       Пентозы                                 Гексозы                         Дисахариды                              Полисахариды

  Рибоза                                    Глюкоза  Фруктоза         Сахароза                      Гликоген    Крахмал

       Дезоксирибоза                                                                                                              

                                                                                                           

        Дисахарид – сахароза  С12Н22О11, которую в зависимости от природного источника,  называют   свекловичным или тростниковым сахаром. Молекулы дисахаридов можно представить как продукты конденсации двух молекул моносахаридов с отщеплением молекулы воды от двух гидроксильных групп.

Напишите уравнение гидролиза сахарозы

Полисахариды  -крахмал  (С6Н10О5)n.  Полный гидролиз – до образования глюкозы. Частичный гидролиз – до образования  декстрин (продуктов с меньшей молекулярной массой, чем крахмал).

                                     Физические и химические свойства глюкозы.

Учащиеся проводят лабораторный опыт «Изучение свойств глюкозы. Глюкоза - белое твердое вещество, хорошо растворяется в воде. При взаимодействии со свежеприготовленным  гидроксидом  меди(II) на холоду образуется прозрачный раствор голубого или василькового цвета.  А при нагревании – образуется красный осадок. Следовательно, глюкоза проявляет свойства как многоатомных спиртов, так и альдегидов. Глюкоза – альдегидоспирт. Уравнения реакций   .

Учащиеся ставят перед собой новую проблему: сколько гидроксильных групп содержит глюкоза, какая углеродная цепь – линейная или разветвленная?  Работают с книгой (стр. 104-105). Делают вывод, что в растворе глюкоза встречается в виде трех форм: линейной и циклической. Так как 1 молекула глюкозы присоединяет до 5 молекул уксусной кислоты, то в молекуле – 5 гидроксогрупп. Учащиеся анализируют и записывают структурную формулу глюкозы:

        Н    Н   Н    Н    Н

 Н – С – С – С – С – С – С = О      

       ОН ОН ОН ОН ОН  Н

       Учащиеся ставят следующую проблему: какие еще химические свойства проявляет глюкоза и

чем она отличается от альдегидов и многоатомных спиртов?  Работают с учебником и делают вывод. Что глюкоза как альдегид восстанавливается до спиртов,

       проявляет    специфические свойства: брожение.                

                                   Брожение глюкозы.

       Спиртовое брожение. Под действием ферментов, вырабатываемых

  некоторыми       микроорганизмами глюкоза подвергается брожению.  Под действием

  дрожжей   происходит спиртовое брожение, используемое в виноделии, пивоварении.

  Молочнокислое брожение. Лежит в основе производства молочнокислых продуктов,

   в том числе сыра, а также силоса.

               Напишите уравнения спиртового и молочнокислого брожения.

Закрепление (тест) .

1. Среди перечисленных моносахаридов укажите кетогексозу:

а) глюкоза     б) фруктоза     в) рибоза     г) дезоксирибоза.

2. Лактоза относится к группе:

а) моносахаридов     б) дисахаридов     в) полисахаридов.

3. Какой из углеводов не подвергается гидролизу?

а) сахароза     б) лактоза     в) фруктоза     г) крахмал.

4. При гидролизе крахмала образуется:

а) α - глюкоза     б) β – глюкоза     в) α – глюкоза и β - фруктоза     г) глюкоза и галактоза.

5. Фруктозу иначе называют:

а) молочным сахаром                                       б) фруктовым сахаром                                                                                   в) инвертным сахаром                                      г) тростниковым сахаром.

6. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

а) Cu(OH)2                            б) FeCl3                    в) I2(раствор)                       г) CuO

7. Общая формула углеводов условно принята:

а) СnH2nOn                     б) СnH2nOm               в)  СnH2mOm                    г) Сn (H2O)m

8. Соотнесите:

углевод:                               название:                          формула: 

1) пентоза                            1) лактоза                           1)  С5Н10О5

2) альдогексоза                   2) фруктоза                        2)  С6Н12О6

3) кетогексоза                     3)  рибоза                           3)  С12Н22О11

4) дисахарид                        4) крахмал                         4)  (С6Н10О5)n

5) полисахарид                    5) глюкоза        

Домашнее задание. Учебник Габриелян О.С. 10 кл. параграф № 14, задание8,9,с.109, записать уравнения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии для учащихся 8 класса по теме "Кислоты. Состав и классификация"

Первичное знакомство с неорганическими  кислотами, их составом, номенклатурой и классификацией....

Презентация к уроку химии в 8-м классе по теме "Основания"

Презентация к уроку химии в 8-м классе по теме "Основания"...

Урок химии в 9-м классе по теме "Алюминий»

Урок химии в 9-м классе по теме "Алюминий»ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами,направлен на объяснение нового материала.ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания учащихся об ...

Интегрированный урок химия-информатика в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции»

Работа является примером использования средств ИКТ в образовательном процессе. О влиянии условий на скорость химической реакции мы чаще всего судим по изменению окраски или выделению газа. Лаборатория...

Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему "Коррозия металлов"

Презентация отражает ход изложения материала о коррозии металлов и более подробно раскрывает сущность электрохимической коррозии. Представлены фотографии небольшого эксперимента, который необходимо уч...

Презентация к уроку химии в 9-м классе на тему:"Железо. Строение атома, физические и химические свойства".

Данная презентация полностью отражает урок в 9-м классе к учебнику О.С. Габриеляна по химии 9 класс. Здесь и материал из истории этого метаала, и о его физических и химических свойствах, в конце презе...

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...