25 мин
| 3. Проверка усвоения пройденного материала 3.1Преподаватель знакомит с формой проведения опроса, поясняет условиями: Опрос мы проведем в форме игры, состоящей из трех конкурсов. Вы заранее разделились на четыре группы. По результатам каждого конкурса группам будут выставляться оценки, а затем подведен общий итог. 3.2 Конкурс «Узнавай-ка» (слайд 2-3) Представитель каждой группы вытягивает листок с общей формулой класса кислородсодержащих веществ и группа выполняет разноуровневые задания: Уровень А – дать названия классу соединений, формулу которого вы выбрали и сформулировать определение. Уровень В – выбрать из предложенных карточек формулу вещества, относящегося к этому классу. Уровень С – назвать выбранное вещество по систематической номенклатуре (слайд 4-8)
3.3 Конкурс «Составляй-ка» (слайд 9) Каждая группа получает листок с заданием: составьте уравнения практически осуществимых реакций, из букв, соответствующих правильным ответам вы составите названия важнейших представителей кислородсодержащих органических соединений. 1 группа (слайд 10-11) - С2Н5ОН + Nа → ………………………Ж
- СН3СООН + S →………………………А
- СН3СОН + Аg2О →……………………И
- НСООН + SO2 →………………………П
- СН3СООН + СН3ОН →……………….Р
- СН3СОН + Nа →……………………...А
2 группа (слайд 12-13) - СН3СООН +Nа →…………………….М
- С2Н5ОН + Сu →……………………….Е
- СН3СООС2Н5 +Н2О →……………….Ы
- СН3СООН +КОН →…………………..Л
- СН3СОН + С2Н5ОН →………………..С
- С2Н5ОН + НСl →……………..……...О
3 группа (слайд 14-15) - СН3СООН +Нg →……………………..Н
- С2Н5ОН + О2 →………………………..Э
- НСООН + С2Н5ОН→………………….Ф
- СН3СООН +СО2 →……………………Е
- СН3СОН + Cu (ОН)2 →……………….И
- СН3СООН +СаО →……………………Р
4 группа (слайд 16-17) - СН3ОН + Nа →………………………В
- СН3СОН + Н2 →……………………..О
- НСООН + К →………………………С
- СН3СООН + Аg2О →………………..Т
- СН3СООН + Аg →…………………..О
- СН3СООН + С3Н7ОН →…………….К
3.4 Конкурс «Отвечай-ка» (слайд 18) Группам по очереди задаются вопросы. Через 10 секунд они должны ответить на него. 1 группа: - Какие вещества называются гомологами?
- Какие карбоновые кислоты называются одноосновными?
- Качественная реакция на многоатомные спирты?
2 группа: - Какие вещества называются изомерами?
- Глицерин – это…
- Качественная реакция на альдегиды?
3 группа: - Жиры – это…
- Реакция этерификации – это…
- Какая функциональная группа присутствует в спиртах?
4 группа: - Мыла – это…
- Какие карбоновые кислоты называются высшими?
- Гидролиз – это…
3.5 Подведение итогов игры. Выставление и комментирование оценок. (слайд 19) | Знакомятся с условиями заданий
Осмысливают, обсуждают, выполняют в группах разноуровневые задания, отвечают, проверяют
Осмысливают задания, дописывают уравнения возможных реакций, составляют по буквам названия веществ
Слушают, осмысливают, отвечают на вопросы, дополняют ответы
Участвуют в подведении итогов, знакомятся с оценками игры |
30 мин
| 4. Изучение нового материала Преподаватель привлекает ребят к определению темы урока. 4.1 «Угадай-ка» тему урока (слайд 20-21) Прежде чем я сообщу тему урока, послушайте, пожалуйста, стихотворение: Если ты, придя с мороза, наливаешь крепкий чай, хорошенько сахарозу в чашке ложкой размешай. Виноградную глюкозу и медовую фруктозу, и молочную лактозу любит взрослый и малыш. Но крахмалом и клетчаткой, что совсем-совсем несладки тоже нас не удивишь. Так устроена природа - речь идет об ………… Преподаватель задает вопросы учащимся: - О каких веществах идет речь в этом стихотворении? - Подумайте и разгадайте это слово
(слайд 22) Тема урока: «Углеводы» (слайд 23) 4.2 Вовлечение учащихся в формулировку цели урока Как вы думаете, какова будет цель урока? Чего мы должны достичь, чему научиться? Цель урока: познакомиться с понятием и классификацией углеводов, раскрыть зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы, расширить представление о биологической роли углеводов, их значении в жизни человека (слайд 24) 4.3 Сообщение плана План: - Понятие об углеводах. Классификация углеводов
- Строение, свойства и получение глюкозы
- Биологическая роль и применение углеводов (слайд 25)
4.4 Понятие об углеводах. Классификация углеводов. 4.4.1 Определение углеводов – преподаватель формулирует понятие углеводов. (слайд 26) 4.4.2 Сообщение учащегося по опережающему заданию «Историческая справка» – преподаватель ставит вопрос перед учащимися: «Какое открытие вы для себя сделали?» (слайд 27-28) 4.4.3 Сравнение физических свойств углеводов – преподаватель проводит инструктаж по проведению опытов. (слайд 29) 1 группа – изучает физ. свойства глюкозы 2 группа – изучает физ. свойства сахарозы 3 группа – изучает физ. свойства крахмала 4 группа – сравнивает растворимость в воде глюкозы, сахарозы и крахмала 4.4.4 Классификация углеводов – учитель знакомит учащихся со схемой «Классификация углеводов» (слайд 30) 4.5 Строение, свойства и получение глюкозы 4.5.1 Строение глюкозы – учитель называет молекулярную формулу глюкозы и привлекает учащихся к химическому эксперименту по определению функциональных групп глюкозы, проводит инструктаж, напоминает правила ТБ. 1 группа – проверяет наличие карбоксильной группы 2 группа - проверяет наличие гидроксогрупп 3 группа - проверяет наличие альдегидной группы реакцией «серебряного зеркала» 4 группа - проверяет наличие альдегидной группы окислением глюкозы гидроксидом меди. (слайд 31-33) 4.5.2 Свойства глюкозы – учитель проводит связь между строением глюкозы и ее химическими свойствами, составляет и поясняет уравнения соответствующих реакций. (слайд 34-37) 4.5.3 Получение глюкозы – учитель знакомит учащихся с основными способами получения глюкозы, составляет уравнения реакций. (слайд 38) 4.6 Биологическая роль и применение углеводов – учитель нацеливает учащихся на прослушивание и осмысление опережающих заданий: - Функции углеводов. (слайд 39) - Важнейшие углеводы, их значение (слайд 40-42) Просит учащихся отметить в тетрадях, что нового и интересного для себя они узнали. |
Слушают стихотворение, осмысливают, делают попытки угадать тему урока, записывают в тетрадях тему
Участвуют в формулировании цели урока
Осмысливают и записывают понятие
Смотрят слайды, осмысливают сообщение и «делают открытие для себя», высказывают мнение
Проводят опыты, заполняют таблицы, сообщают результаты, делают вывод о разнообразии физических свойств, записывают схему классификации.
Слушают, выполняют эксперименты, делают выводы, вместе с преподавателем выводят структурную формулу глюкозы
Записывают основные свойства и уравнения реакций.
Слушают сообщения, смотрят слайды, осмысливают информацию
Слушают и осмысливают сообщения, отмечают в тетрадях новые и интересные факты. |