Конспект урока по химии в 10 классе по теме " Углеводы"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Винник Наталья Дмитриевна

Материал расчитан на 2 часа. УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.Материал очень познавателен и  расчитан на среднего ученика, в классе должно быть   более 15 человек, так как на уроках используются различные формы и методы работы с учащимися. Тип уроков - комбинированный, предполагается использование демонстрационного эксперимента и лабораторной работы.Этим уроки и интересны, и полезны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_10_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Конспект  урока  

                                                      10 класс

Тема: « Углеводы»

Тип урока:  комбинированный ( 2 часа)

Цели урока:

образовательные: ознакомить учащихся с  понятием и классификацией углеводов,   расширить представление о биологической роли углеводов, их значении в жизни человека.

развивающие: развивать умение связывать уже имеющиеся знания с вновь приобретенными и делать выводы.

воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, стремление к творческой, познавательной деятельности.

Оборудование урока:

Наглядные пособия: Слайды  презентации.

Реактивы и химическая посуда: стаканы, пробирки, пробиркодержатели, , глюкоза, сахароза, фруктоза, крахмал, дистиллированная вода.

Межпредметные связи:  биология, математика, физика, история.

                                        Содержание урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащегося

1  мин

1.Организационный момент

приветствие, проверка готовности аудитории и  группы к занятию, выявление  отсутствующих

Приветствуют преподавателя, подают рапортичку

5 мин

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

2.1 Отражение места урока в данной теме и в будущей специальности

2.2 Девиз занятия

     Кто ничего не замечает,

     Тот ничего не изучает.

     Кто ничего не изучает,

     Тот вечно хнычет и скучает.    

                                (поэт Роман Сеф)        (слайд 1)                                                            

Как вы думаете, почему девизом урока я взяла эти слова?

Настраиваются на  урок,   воспринимают, осмысливают девиз, высказывают свое мнение

25 мин

3.  Проверка усвоения пройденного материала

3.1Преподаватель знакомит с формой проведения опроса, поясняет условиями:

Опрос мы проведем в форме игры, состоящей из трех конкурсов. Вы заранее разделились на четыре группы. По результатам каждого конкурса группам будут выставляться оценки, а затем подведен общий итог.

3.2 Конкурс   «Узнавай-ка»                 (слайд 2-3)

Представитель каждой группы вытягивает листок с общей формулой класса кислородсодержащих веществ и группа выполняет разноуровневые задания:

Уровень А – дать названия классу соединений, формулу которого вы выбрали и сформулировать определение.

Уровень В – выбрать из предложенных карточек формулу вещества, относящегося к этому классу.

Уровень С –  назвать выбранное вещество  по систематической номенклатуре           (слайд 4-8)

3.3 Конкурс   «Составляй-ка»               (слайд 9)

Каждая группа получает листок с заданием: составьте уравнения практически осуществимых реакций, из букв, соответствующих правильным ответам вы составите названия важнейших представителей кислородсодержащих органических соединений.

1 группа                                                (слайд 10-11)

  1. С2Н5ОН + Nа  → ………………………Ж
  2. СН3СООН + S →………………………А
  3. СН3СОН + Аg2О →……………………И
  4. НСООН + SO2 →………………………П
  5. СН3СООН + СН3ОН →……………….Р
  6. СН3СОН +  Nа →……………………...А

2 группа                                                (слайд 12-13)

  1. СН3СООН +Nа →…………………….М
  2. С2Н5ОН + Сu →……………………….Е
  3. СН3СООС2Н5 2О →……………….Ы
  4. СН3СООН +КОН →…………………..Л
  5. СН3СОН + С2Н5ОН →………………..С
  6.  С2Н5ОН + НСl →……………..……...О

3 группа                                                (слайд 14-15)

  1. СН3СООН +Нg →……………………..Н
  2. С2Н5ОН + О2 →………………………..Э
  3. НСООН + С2Н5ОН→………………….Ф
  4. СН3СООН +СО2 →……………………Е
  5. СН3СОН + Cu (ОН)2 →……………….И
  6. СН3СООН +СаО →……………………Р

4 группа                                                (слайд 16-17)

  1. СН3ОН + Nа →………………………В
  2. СН3СОН + Н2 →……………………..О
  3. НСООН +  К →………………………С
  4. СН3СООН + Аg2О →………………..Т
  5. СН3СООН + Аg →…………………..О
  6. СН3СООН + С3Н7ОН →…………….К

3.4 Конкурс «Отвечай-ка»                     (слайд 18)

 Группам  по очереди задаются вопросы. Через 10 секунд они должны ответить на него.

1 группа:

  1. Какие вещества называются гомологами?
  2. Какие  карбоновые кислоты называются одноосновными?
  3. Качественная реакция на многоатомные спирты?

2  группа:

  1. Какие вещества называются изомерами?
  2. Глицерин – это…
  3. Качественная реакция на альдегиды?

3 группа:

  1. Жиры – это…
  2. Реакция этерификации – это…
  3. Какая функциональная группа присутствует  в спиртах?

4 группа:

  1. Мыла – это…
  2. Какие карбоновые кислоты называются высшими?
  3.  Гидролиз – это…

3.5 Подведение итогов игры.

Выставление и комментирование оценок.

                                                        (слайд 19)

Знакомятся с условиями заданий

Осмысливают, обсуждают,  выполняют в группах разноуровневые задания,  отвечают, проверяют

Осмысливают задания, дописывают уравнения возможных реакций, составляют по буквам названия веществ

Слушают, осмысливают, отвечают на вопросы, дополняют ответы

Участвуют в подведении итогов, знакомятся с оценками игры

30 мин

4. Изучение нового материала

Преподаватель привлекает ребят к определению темы урока.

4.1 «Угадай-ка» тему урока     (слайд 20-21)

 Прежде чем я сообщу тему урока, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Если ты, придя с мороза,

наливаешь крепкий чай,

 хорошенько сахарозу

 в чашке ложкой размешай.

 Виноградную глюкозу

 и медовую фруктозу,

 и молочную лактозу

 любит взрослый и малыш.

 Но крахмалом и клетчаткой,

 что совсем-совсем несладки

 тоже нас не удивишь.

 Так устроена природа -

 речь идет об …………                          

Преподаватель задает вопросы учащимся:

- О каких веществах идет речь в этом стихотворении?  

- Подумайте и разгадайте  это слово

                                                                  (слайд 22)

Тема урока: «Углеводы»                        (слайд 23)

4.2  Вовлечение учащихся в  формулировку   цели урока

Как вы думаете, какова будет цель урока?

Чего мы должны достичь, чему научиться?

Цель урока: познакомиться с  понятием и классификацией углеводов, раскрыть  зависимость химических свойств глюкозы от  строения молекулы,   расширить представление о биологической роли углеводов, их значении в жизни человека                                        (слайд 24)

4.3 Сообщение плана

 План:

  1. Понятие об углеводах. Классификация углеводов
  2.  Строение, свойства и получение глюкозы
  3. Биологическая роль и применение углеводов                                     (слайд 25)

4.4 Понятие об углеводах. Классификация углеводов.

4.4.1 Определение углеводов – преподаватель формулирует понятие углеводов.        (слайд 26)

4.4.2 Сообщение учащегося по опережающему  

          заданию «Историческая справка» – преподаватель ставит вопрос перед учащимися: «Какое открытие вы для себя сделали?»                                                        

                                                           (слайд 27-28)

4.4.3 Сравнение физических свойств  углеводов –     преподаватель проводит инструктаж по проведению опытов.                       (слайд 29)

1 группа – изучает физ. свойства глюкозы

2 группа – изучает физ. свойства сахарозы

3 группа – изучает физ. свойства крахмала

4 группа – сравнивает растворимость в воде глюкозы, сахарозы и крахмала

4.4.4 Классификация углеводов – учитель знакомит учащихся со схемой «Классификация углеводов»        

                                                          (слайд 30)

4.5 Строение, свойства и получение глюкозы

4.5.1 Строение глюкозы – учитель называет молекулярную формулу глюкозы и привлекает учащихся к химическому эксперименту по определению функциональных групп глюкозы, проводит инструктаж, напоминает правила ТБ.

1 группа – проверяет наличие карбоксильной группы

2 группа -  проверяет наличие гидроксогрупп

3 группа -  проверяет наличие альдегидной группы реакцией «серебряного зеркала»

4 группа -  проверяет наличие альдегидной группы окислением глюкозы гидроксидом меди.

                                                               (слайд 31-33)

4.5.2 Свойства глюкозы – учитель  проводит связь между строением глюкозы и ее химическими свойствами,  составляет и поясняет уравнения соответствующих реакций.

                                                               (слайд 34-37)

4.5.3 Получение глюкозы – учитель  знакомит учащихся с основными способами получения глюкозы, составляет уравнения реакций.

                                                               (слайд 38)

4.6 Биологическая роль и применение углеводов  – учитель  нацеливает учащихся на прослушивание и осмысление опережающих заданий:

- Функции углеводов.                         (слайд 39)

- Важнейшие углеводы, их значение (слайд 40-42)

Просит учащихся отметить в тетрадях, что нового и интересного для себя они узнали.

Слушают стихотворение, осмысливают, делают попытки угадать  тему урока,   записывают в тетрадях тему

Участвуют в формулировании цели урока

Осмысливают  и записывают понятие

Смотрят слайды, осмысливают сообщение и «делают открытие для себя», высказывают мнение

Проводят  опыты, заполняют таблицы, сообщают результаты, делают вывод о разнообразии физических свойств, записывают схему классификации.

Слушают,  выполняют эксперименты, делают выводы, вместе с преподавателем выводят структурную формулу глюкозы

Записывают основные свойства и уравнения реакций.

Слушают сообщения, смотрят слайды, осмысливают информацию

Слушают и осмысливают сообщения, отмечают в тетрадях новые и интересные факты.

8 мин

5. Закрепление – учитель поясняет форму проведения закрепления изученного материала.

5.1 Викторина  «Вопрос-ответ».

На слайде под цифрами закрыты вопросы, группа выбирает номер вопроса, читает   и отвечает на него.                                                      (слайд 43)

  1. Какие соединения называются углеводами?
  2. На какие группы классифицируются углеводы?
  3. Какие углеводы называются моносахаридами? Назовите важнейших представителей.
  4. Какие углеводы называются олигосахаридами? Назовите важнейших представителей.
  5. Какие углеводы называются  полисахаридами? Назовите важнейших представителей.
  6. Какие химические свойства характерны глюкозе?
  7. Как доказать, что глюкоза является многоатомным спиртом?
  8. Как доказать, что глюкоза является альдегидом?
  9. Какими способами можно получить глюкозу?

Осмысливают, отвечают на вопросы, дополняют, исправляют

1 мин

6. Домашние задание                          (слайд 44)

По учебнику Рудзитиса, Фельдмана.

Записывают домашнее задание

7 мин

7.  Разноуровневые задания – учитель  поясняет условия выполнения заданий и критерии оценивания:

Уровень А – оценка «3»

Уровень А и В – оценка «4»

Уровень А,В и С – оценка «5»

Осуществить превращения

Уровень А                                            (слайд 45)

Сахароза  → глюкоза →молочная кислота

Уровень В

Крахмал → глюкоза → этиловый спирт → этиловый эфир уксусной кислоты

Уровень С

Углекислый газ → крахмал → глюкоза → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота

Осмысливают, выполняют разноуровневые задания

3 мин

8. Рефлексия

1) Подведение итогов .

2) Предоставление  слова  учащимся

- что нового вы узнали на уроке

- чему научились

- где вы можете применить полученные знания

                                                                (слайд 46)

 Осмысливают, высказывают свое мнение об уроке

Учитель химии МБОУ « Знаменская СОШ»Винник Н.Д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10-м классе по теме «Углеводы».

систематизировать знания об углеводах, как классе органических соединений; изучить строение, свойства, способы получения и применение моносахаридов на примере глюкозы....

Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...

Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.

Цель: Изучение  получения и физических свойств хлороводорода, физических  и химических свойств  соляной кислоты  Задачи:- обучающие1.  Сформировать умения:...

конспект урока химии 8 класс на тему"Ионная связь"

Прежде, чем узнать, что такое ионная связь и как она образуется, побываем в одной удивительной стране.Народ этой страны был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одн...