РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Занимательная химия» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 3 года
рабочая программа по естествознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический (медицинский) профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление на соответствующие специальности.
Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 5-9 классов с ориентацией на химико-биологический (медицинский) профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Данный курс способствует развитию интереса к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического (медицинского) профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Содержание данной программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Эта программа дает возможность учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanimatelnaya_himiya_5-9_klass.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Занимательная химия»
Направленность: естественнонаучная
Уровень: базовый
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Данилко Ирина Олеговна
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 3 года
г. Москва
2017 г.
Пояснительная записка
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический (медицинский) профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление на соответствующие специальности.
Программа кружка предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 5-9 классов с ориентацией на химико-биологический (медицинский) профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Данный курс способствует развитию интереса к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического (медицинского) профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Содержание данной программы направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Эта программа дает возможность учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются :
- системность;
- целостность;
- объективность;
- научность;
- доступность для учащихся основной школы;
- реалистичность;
- практическая направленность.
Программа способствует формированию следующих ключевых компетентностей:
- познавательной компетентностей ( использование наблюдений, измерений, моделирований);
- информационной компетентности ( способность работы с различными источниками информации, способность к критическому суждению в отношении получаемой информации, компьютерная грамотность;
-коммуникативной компетентности ( способы формирования и формулирования мысли, владения способами презентации себя и своей деятельности).
Цель кружка: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.
Задачи курса:
- Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
- Обучить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
- Создать условия для становления информационной компетентности;
- Использовать и развивать межпредметные связи.
Программа рассчитана на учащихся 5-6, 7-8, 9 классов, наполняемость групп 15-20 человек. Срок реализации программы 3 года.
Усвоение материала по программе можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельным работам, творческим работам, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы помогут проследить конференции, выступления учащихся и др.
Курс «Занимательная химия» предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.
Содержание программы
( 1 год обучения)
Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием.
(4 часов)
Вводное занятие. Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки. Нагревание и прокаливание.
Демонстрация фильма.
Раздел 2. Химия в быту. ( 14 часов)
2.1. Кухня.(5 ч.)
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.
Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
2.2. Аптечка. ( 2 ч.)
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Чего не хватает в вашей аптечке.
2.3. Ванная комната или умывальник. ( 2 ч.)
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.
Кальцинированная сода и тринатрий фосфат – для чего они здесь.
Соль для ванны и опыты с ней.
2.4. Туалетный столик. (1 ч.)
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.
2.5. Папин «бардачок». ( 3 ч.)
Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!
Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклей и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.
Бензин, керосин.
Обыкновенный цемент и его опасные свойства.
2.6. Садовый участок. (1 ч.)
Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.
Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.
Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.
Раздел 3. Химия за пределами дома. (15 часов)
3.1 Магазин. ( 5 ч.)
Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.
Экскурсия Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».
Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.
Минеральные удобрения и ядохимикаты.
Раствор аммиака. Стеклоочистители.
Экскурсия в хозяйственный магазин каждому необходим.
Экскурсия в магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.
Знакомые незнакомцы.
Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.
3.2. Аптека. ( 3 ч.)
Экскурсия Аптека – рай для химика.
Аптечный иод, чем он отличается от истинного йода.
Марганцовка и глицерин – опасное сочетание.
Формалин. Как посеребрить монету и стекло.
Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.
Необычный препарат «Ликоподий».
Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.
Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.
Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».
Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.
Кто готовит и продаёт нам лекарства.
3.3. Берег реки. ( 7 ч.)
Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек.
Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.
Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.
Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.
Подведение итогов. ( 1 часа)
По окончанию обучения учащиеся должны:
Знать:
- Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.
- Когда соль – яд.
- Полезные и вредные черты сахара.
- Что такое «антиоксиданты».
- Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
- Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
- Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и
- вкусовые добавки.
- Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
- Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства
- марганцовки.
- Что полезнее: аспирин или упсарин.
- Какую опасность может представлять марганцовка.
- Как поступить со старые лекарствами.
- Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
- Какие порошки самые опасные
- Кто такие «токсикоманы»
- Чем опасны нитраты.
- Значение различных минеральных удобрений.
- Керосин и другое бытовое топливо.
Уметь:
- Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности
- Проводить простейшие опыты, исследования
- Применять полученные знания на практике и в быту;
- Производить простейшие расчеты.
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения.
(5-6 классов)
Содержание программы
2-й год обучения
Раздел 1. Введение. ( 14 часов.)
Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.
Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Выпрямитель тока и электролизёр, приёмы безопасной работы с ними. Механические и стеклянные приборы. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Общие правила техники безопасности в кабинете химии.
Демонстрация фильма.
Раздел №2. Мы в мире химии (54 часа).
2.1. Биосфера – среда жизни человека (4 ч).
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.
2.2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (10 ч).
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.
Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Практическая работа №1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.
2.3. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (8 ч).
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Практическая работа №2 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.
Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.
2.4. Пища, которую мы едим (8 ч).
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа №4. Определение нитратов в плодах и овощах.
Практическая работа №5 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.
25. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье
человека (26 ч).
Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.
Практическая работа №6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.
Решение задач с экологическим содержанием (2 ч).
Резервное время (2 ч).
Подведение итогов (2 ч).
Тема, изучаемые вопросы
| Кол-во часов | ||||
Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Введение. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. (14 часов) | |||||
Лаборатория кабинета химии. Лабораторное оборудование. | 2 | ||||
Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Демонстрационное оборудование. | 2 | ||||
Нагревательные приборы и нагревание. Перегонка жидкости при помощи круглодонной колбы. | 1 | 1 | |||
Электрические приборы и работа с ними. | 1 | 1 | |||
Вытяжной шкаф. | 1 | 1 | |||
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». | 2 | ||||
Резервное время | 2 | ||||
Итого: | 7 | 7 | |||
Раздел 2. Мы в мире химии (54 часа) | |||||
2.1. Биосфера (4 часа) | |||||
Понятие о биосфере, как среды жизни человека. Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислородные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнения природы тяжёлыми металлами, нефтепродуктами. | 2 | 2 | |||
2.2. Атмосфера. ( 10 часов) | |||||
Воздух, которым мы дышим. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди. | 2 | 2 | |||
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя земли. Его значение для жизни и возможные последствия. | 1 | 1 | |||
Пути решения защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив. Международное законодательство в области охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях. | 1 | 1 | |||
Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение состава атмосферных осадков на кислотность. | 2 | ||||
2.3.Гидросфера. Вода, которую мы пьём.( 8 часов) | |||||
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды. | 1 | 1 | |||
Санитария питьевой воды, понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. Практическая работа № 2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования. | 1 | 1 | |||
Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. | 2 | ||||
Практическая работа № 3. Определение жёсткости воды. | 2 | ||||
2.4. Пища, которую мы едим. ( 6 часов) | |||||
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу | 2 | ||||
Практическая работа № 4. Определение нитратов в плодах и овощах. | 2 | ||||
Практическая работ № 5. Пищевые добавки. Изучение состава продуктов (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и влияние на организм. | 2 | ||||
2. 5. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека. (26 часов) | |||||
Занимательные опыты по теме «Химия в нашем доме»: дым без огня, золотой нож, примерзание стакана, кровь без раны, несгораемый платочек и др. | 2 | ||||
Пылевые загрязнения помещений. Практическая работа № 6. Определение относительной запылённости помещений. | 1 | 1 | |||
Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах. | 1 | 1 | |||
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | 2 | ||||
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов. | 2 | ||||
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 7-8 классов членами кружка. | 2 | ||||
Решение задач с экологическим содержанием. | 2 | ||||
Викторина «Химия и охрана природы». | 2 | ||||
Анкетирование или сочинение на тему: «Природа и мы». | 2 | ||||
Профориентационная лекция. | 2 | ||||
Проведение дидактических игр: | 2 | ||||
Разгадывание шарад, головоломок, кроссвордов по химии. | 2 | ||||
Заключительное занятие. | 2 | ||||
Итого: ( 68 часа) | 33 | 35 |
По окончанию II года обучения учащиеся должны:
Знать:
- качественный и количественный состав воздуха;
- последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
- проблему загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- роль озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
- примерный качественный состав природных вод;
- роль воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
- методы очистки пресной воды от загрязнений;
- нормирование качества питьевой воды;
- проблему загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- проблему пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
- проблему содержания понятия «парниковый эффект»,
- проблему «кислотных дождей», пути решения проблемы;
- состав пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
- проблему, связанною с избытком минеральных удобрений в почве;
- состав строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
- основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
- законодательство в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
- экологические проблемы местного значения;
- роль химии в решении экологических проблем.
Уметь:
- составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
- оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
- бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
- применять простейшие методы очистки питьевой воды;
- анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
- вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
- оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.
Содержание программы
3-й год обучения
(9 класс)
Не секрет, что небольшое количество часов в обычной школе по учебному плану на сложный предмет «химия» не дает возможности научить учеников решать задачи без страха и мучений. Моя программа поможет ученикам преодолеть сложности в решении задач по химии, увидеть в них цель, логику и красоту.
Цели программы: Научиться решать различные типы задач по химии
Задачи программы: Изучить теорию, необходимую для решения химических задач, усвоить алгоритм решения задач, развить у учащихся творчество и логическое мышление, преодолеть неуверенность в решении задач.
Предполагаемый результат: Авторская программа рассчитана для старшеклассников и предназначена для подготовки к единому государственному экзамену(ЕГЭ) по химии. В ней подробно разобраны решения всех типов задач базового, повышенного и высокого уровней сложности в соответствии с перечнем элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии. К каждому типу задач дается краткий теоретический материал, на основании которого проводятся соответствующие расчеты.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Основные типы расчётных задач по химии. Химические, физические величины: обозначение, название, единицы. Формулы. | 4 |
2 | Расчёты по химическим формулам
| 6 |
3 | Растворы
| 8 |
4 | Вычисления по химическим уравнениям
| 10 |
5 | Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси
| 8 |
6 | Вывод формул веществ.
| 8 |
7 | Закономерности протекания химических реакций
| 8 |
8 | Задачи на погружение металлической пластинки в раствор соли. | 6 |
9 | Электролиз. Закон Фарадея.
| 4 |
10 | Задачи, связанные с жесткостью воды.
| 2 |
11 | Комбинированные задачи
| 4 |
Итого
| 68 |
Механизм отслеживания получаемых результатов.
1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);
2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);
3) на развитие воображения (аукцион);
4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);
6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);
7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).
Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.
Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.
Ожидаемые результаты.
- Повысить свой общекультурный уровень.
- Научится находить необходимый материал в различных источниках (книги, Интернет и др.)
- Создавать и представлять доклады в форме презентаций.
- Пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие химические опыты.
- Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Материально – техническое обеспечение.
№ | Наименование | Количество |
I. | Печатные пособия
| 1 1 1 1 1 1 |
II. | Информационно-коммуникативные средства
| 1 1 1 |
III. | Технические средства обучения
| 1 1 |
IV. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
| 10 4 - 6 6 1 1 1 1 1 3 |
V. | Натуральные объекты, коллекции.
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
VI. | Реактивы Набор № 1, №2 ОС «Кислоты» Набор № 3 ОС «Гидроксиды» Набор № 4 ОС «Оксиды металлов» Набор № 5 ОС «Металлы» Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества» Набор № 8 ОС «Галогены» Набор № 9 ОС «Галогениды» Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» Набор № 11 ОС «Карбонаты» Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты» Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа». Набор № 14 ОС «Соединения марганца» Набор № 15 ОС «Соединения хрома» Набор № 16 ОС «Нитраты» Набор № 17 ОС «Индикаторы» Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения» Набор № 19 ОС «Углеводороды» Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества» Набор № 21 ОС «Кислоты органические» Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины» Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ» Набор № 24 ОС «Материалы» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Литература
- Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2011.
- Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 2010.
- Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды.- Волгоград: Учитель, 2005.-119с.
- Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2010.
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.: 5 , 2007.- 208с.
- Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 2010. – 208с.
- Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
- Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,2007.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.-120с.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
- Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004.
- Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
- Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5, 2000.
- Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002
- Ширшина Н.В.Сборник элективных курсов., Волгоград. Учитель, 2008г.
- Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.
Интернет ресурсы.
- http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
- http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
- http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
- http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
- http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
- http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
- http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
- http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
- http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.
Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...
«Основы журналистики» Программа дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации-3 года
Средства массовой информации сегодня занимают всё большее коммуникационное поле, оказывая большое влияние на формирование общественного мнения. Футурологи говорят о наступлении «третьей волны» цивилиз...
Авторская программа дополнительного образования "Занимательный английский" (возраст обучающихся 7-8 лет).
Изучаемые разделы программы:1. Приветствие.2. Время суток.3. Цвета.4. Семья.5. Мой дом.6. Еда.7. Игрушки, счёт.8. Возраст. 9. Режим дня.10. Времена года, погода.11. Транспорт....
Рабочая программа дополнительного образования «Занимательный английский язык» 5 класс
Особенности содержания курса обусловлены возрастной спецификой развития личности школьника. Учёт возрастных особенностей учащихся 5 класса обеспечивается личностно ориентированным и деятельностным под...
Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.
Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....
Рабочая программа дополнительного образования «Литературная гостиная» для обучающихся 6-7 классов
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год...