Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
статья по теме
Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида.
Выступление из опыта работы по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya_nnv.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы по теме самообразования
«Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида»
Автор: Ничков Н. В., учитель технологии
Как показывает практика, успех трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта во многом зависит от наличия и умелого применения учителем дидактического материала. Без наглядности, одними вербальными методами невозможно достаточно четко сформировать у учащихся полное представление о плане трудовой деятельности, умение планировать предстоящую работу и решить одну из важнейших задач трудового обучения – формирование у школьников технических и технологических знаний.
Программой технологии коррекционной школы VIII вида на отдельных этапах обучения, начиная с 6 класса, предусмотрена работа учащихся по технологической документации.
Технологическая документация определяет последовательность изготовления изделий и содержит описание отдельных маршрутов (путей) по всем переходам.
Подготовка технологической документации имеет целью изложить в доступной для учащихся форме конструкцию объекта труда и последовательность его изготовления. В школе применяют два вида технической документации: чертеж (или технический рисунок) и технологическую карту.
Что же такое технологическая карта?
Технологическая карта - это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и т. п.
Основное назначение учебных технологических карт — способствовать формированию и закреплению у учащихся трудовых умений по выполнению различных операций, предусмотренных технологией обработки того или иного материала. Многие технологические карты для общеобразовательных школ сложны для понимания их учащимися специальных коррекционных классов VIII вида. И по этому совместно с учащимися я начал разработку технологических карт.
Технологические карты мною построены по единой схеме:
- первый лист — изображение готового изделия, его спецификация;
- второй лист — чертеж изделия и чертежи шаблонов для деталей сложной конфигурации;
- последующие листы — собственно иллюстративно-технологические карты, содержащие сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении той или иной операции.
Технологические карты составляются на изделия, состоящие из нескольких деталей и требующие для изготовления сложных операций, последовательность которых нельзя нарушать. Технологически карты служат основным видом технической документации и на первых порах обучения, когда у школьников еще нет достаточных знаний и опыта для принятия самостоятельных решений относительно порядка изготовления изделия, а так же для закрепления технических и технологических знаний. В работе я использую общий принцип построения технологической карты. Первоначально идет чертеж или технический рисунок изделия и необходимые сведения о нем. Затем излагается порядок изготовления изделия, выраженный наиболее характерными этапами работы. Технологическая карта по вертикали разбивается на четыре графы: в первой указывается номер этапа работы; во второй кратко описывается содержание работы; в третьей помещаются эскизы (или чертежи), показывающие последовательность изготовления объекта на основных этапах обработки; четвертая знакомит с орудиями труда, инструментами и приспособлениями.
К каждому занятию я стараюсь подготовить чертеж и, если необходимо, образец изделия. На разных этапах обучения различна и работа с технологическими картами. На подготовительном этапе формирования технологических знаний я в беседе с учащимися обсуждаю технологическую последовательность изготовления изделия (процесс разметки или обработки), пользуясь при этом классной доской. После обсуждения задания учащиеся заполняют индивидуальную технологическую карту самостоятельно или за мной.
Процесс ориентировки в задании и формирования технологических знаний направлен на активизацию у детей мыслительной деятельности. Поэтому уточнение представлений о последовательности предстоящей работы имеет большое значение. Индивидуальные технологические карты оказывают учащимся помощь в подготовке к трудовым заданиям. Перед началом практической работы дети не только прослушивают задание, обсуждают его в беседе с мной, используя разборную технологическую карту, но и выполняют определенные действия на индивидуальной технологической карте: делают эскиз, записывают технологическую последовательность операций, указывают инструмент, необходимый для каждой из них. Составление и заполнение карты — важный этап в процессе формирования технологических знаний, позволяющий учащимся более осознанно приступить к практической работе над изделием и закрепить в памяти ее последовательность.
Индивидуальные технологические карты позволяют осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения.
Как правило, одно изделие учащиеся делают несколько занятий. Заполнение карт производится на первом занятии при анализе образца, изучении чертежа или технического рисунка изделия. Даже выполнение, на первый взгляд, простого задания требует от учащихся определенных усилий, внимания, умения ориентироваться при расположении эскиза.
Работа учащихся с технологической картой постоянно усложняется. Так, после выполнения эскизов я предлагаю учащимся к каждому эскизу составить и самостоятельно записать технологическую последовательность изготовления изделия. Раздел технологической карты «Инструменты, оборудование и приспособления» учащиеся заполняют самостоятельно. В данном случае дети учатся не только правильно выбирать оборудование для выполнения той или иной технологической операции, но и учатся разделять инструменты на рабочие, контрольно-измерительные и разметочные.
После объяснения и заполнения учащимися индивидуальной технологической карты я провожу инструктаж по технике безопасности и разрешаю приступить к работе основной группе учащихся. Остальным учащимся я дополнительно объясняю, на чем следует остановить внимание, и только после дополнительного разъяснения разрешает приступить к работе.
Во время работы дети учатся выполнять изделие в строго определенной последовательности в соответствии с записью в индивидуальной технологической карте. Я слежу за работой учащихся и своевременно направляю их действия. Если часть детей не соблюдает последовательность при изготовлении изделия, то им предлагаю выполнить сначала одну или две операции. Проверив действия детей, я разрешаю приступить к следующим операциям, т. е. обучение строю по принципу максимального расчленения учебного материала. Благодаря такому действенному контролю с моей стороны учащиеся будут иметь полное представление о технологической последовательности изготовления изделия. Таким образом, на каждом этапе занятия ребенок должен понимать, что он делает, как делает и для чего.
Мои наблюдения за работой учащихся по данным технологическим картам показали целесообразность их применения. Техническая документация в виде технологических карт доступна учащимся, она освобождает учителя от дополнительных объяснений, а систематическое применение ее приучает учащихся к самостоятельности и дисциплине, развивает у них воображение, помогает им изучать язык техники — чертеж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида как средство коррекции недостатков познавательной сферы
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев при их поступлении в школу, характерно отсутствие в потребности в рисовании, лепке, аппликац...
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...
Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида
Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в кл...
презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".
Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....
План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) классов VІІІ вида»
План работы учителя технологии Ничкова Н. В. над темой самообразования «Работа с технологической картой как составляющая развития продуктивной компетенции у учащихся специальных (коррекционных) к...
Дневники наблюдения за поведением и успеваемостью учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Вашему вниманию предложены 2 дневника педагогических наблюден. Первый дневник педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью ученика, второй расчитан на весь класс. К ним ...
Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...