Статья "Игровые технологии в курсе Естествознания".
статья по естествознанию (5 класс) на тему

Матыцина Светлана Александровна

В данной статье раскрывается понятие "Игровые педагогические технологии", в ней вы найдёте полезную информацию о том, в каких случаях возможно применение игровых технологий, каковы признаки игровых технологий, структура игры как деятельности человека и как процесса, функции игровых технологий, основные требования к педагогической игре, значение игровых технологий в образовательном процессе школьников. Особое внимание уделяется игровым технологиям в курсе Естествознания в 5 классе, так как переход от обучения в младшей школе к более сложной деятельности в средней школе должен быть педагогически продуман. Игра является знакомым видом деятельности для школьников и позволяет им избежать стресса и легко адаптироваться к большому количеству новых предметов и усложнению программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_kurse_estestvoznaniya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Естествознание в школьном образовании представляет собой систему наук о природе, совокупность естественных наук, взятых как целое, таких как физика, химия, биология, география. Изучение различных природных объектов, их свойств, состава, строения, функций, законов развивают мыслительные способности учащихся (анализ, моделирование, сравнение, обобщение, выделение главного, индукцию, дедукцию, умение выдвигать гипотезу и отстаивать свою точку зрения); формируют у школьников способность эффективно сотрудничать с другими людьми, умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию. Естественнонаучное образование призвано дать возможность человеку как части природы, осознать не только мир природы, но и свое место в этом мире и направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик личности. Обучение естествознанию служит целям развития полноценной личности. Одним из путей достижения этих целей является использование педагогом в практической работе современных педагогических технологий. Переход от обучения в младшей школе, где задания часто представляются в доступной для ребёнка игровой форме, к обучению в средней школе, где первостепенную роль играет более сложная учебная деятельность, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу в средней школе. Игра-знакомая деятельность для ребёнка, позволяющая ему избежать стресса и быстро адаптироваться к большому количеству новых предметов, учителей и усложнившимся требованиям в 5 классе. Именно поэтому для разработки своего урока я выбрала игровую технологию обучения. Более того игровая технология, как мне кажется, прекрасно подходит для уроков обобщения и систематизации знаний, каким и является выбранный мной урок по теме «Жизнь на Земле», завершающий изучение одноимённого раздела в курсе естествознания в 5 классе по УМК Плешакова А.А. и Сонина Н. И. В этом разделе мы изучали как развивалась жизнь на Земле, эпоху динозавров, живые клетки, разнообразие живых организмов, три среды обитания, жизнь на разных материках и в разных природных зонах Земли, жизнь в морях и океанах, а также научились определять растения и животных используя различные источники информации. Школьники всегда с особым интересом воспринимают темы касающиеся их самих. Действительно, что может быть интереснее и полезнее для изучения, чем мы сами и поразительно разнообразный мир, в котором мы живём? Неугасающим интересом учащихся к этой теме и моим собственным интересом обоснован выбор темы «Жизнь на Земле» для проектирования урока. А для того, чтобы ещё больше подогреть этот интерес у школьников я предлагаю им не сидеть за партами, а приглашаю их на экскурсию в Смольный сад, расположенный поблизости. Это прекрасное место для проведения наших игр, которое позволяет ребятам ближе познакомиться с живой природой, открыть её с новой стороны, со стороны участника процесса, а не стороннего наблюдателя, испытать на себе роли различных живых существ, понять на собственном опыте как происходит их взаимодействие друг с другом и с окружающей средой, сравнить свой практический опыт с тем, о чём шла речь на уроках, исследовать мир без помощи зрения, что могут сообщить нам другие органы чувств? Согласно данному подходу обучение становится менее ориентировано на учителя. Учитель здесь скорее помощник, направляющий ученика к формированию навыков самообразования в ходе игры. Работа учащихся в таком формате позволяет не только обобщить и систематизировать знания по теме, но и провести драгоценное время на природе, а также разнообразит учебно-воспитательный процесс, делает его живым и интересным.

Описание игровой технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

1. целеполагания;

2.планирования;

3.реализации цели,

4. анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

 По мнению С.А. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

• Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

• Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически – только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

• дидактическим целям;

• организационной структуре;

• возрастным возможностям их использования;

• специфике содержания.

Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; · репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

К педагогической игре предъявляются следующие требования:

  1. Ясное вступление. На этом этапе ставится проблема и роли участников должны быть чётко прописаны.
  2. Центральное задание должно быть понятно, интересно и выполнимо. На этом этапе объясняются правила игры участникам, чётко определяется итоговый результат самостоятельной работы. Например задана серия вопросов на которые нужно дать ответы после игры, прописана проблема, которую нужно решить.
  3. Наличие правил игры в печатном виде у каждого участника. Учащиеся должны расходовать своё время, используя информацию, а не расспрашивая её у всех вокруг. Лучше если они ещё дома ознакомились с правилами игры, получив их на предыдущем уроке для ознакомления.
  4. Наличие списка инвентаря, который понадобится для проведения игры. Каждый участник должен найти и принести с собой необходимые материалы. Список также выдаётся каждому участнику заблаговременно.
  5. Описание критериев оценки выполнения игры. Ученики знакомятся с критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться.
  6. В заключительной беседе суммируется опыт, который будет получен участниками в ходе игры.

Игровые технологии обеспечивают среду для решения проблемных вопросов и коллективного сотрудничества, стимулирующего развитие творческого и критического мышления.

Игровые технологии позволяют развить у учащихся такие умения, как

осуществлять поиск информации,

определять тему или проблему,

отделять основную информацию от второстепенной,

фиксировать необходимую информацию из прочитанного, прослушанного или увиденного,

подробно (кратко) излагать содержание прочитанного, прослушанного, увиденного,

обобщать информацию,

выделять факты (примеры, аргументы) в соответствии с поставленным вопросом или проблемой,

делать выводы, участвовать в беседе, обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Деятельность учителя должна помочь учащимся развить качества, обозначенные в образовательных стандартах, и оценки учителя должны определить, могут ли обучающиеся выполнить задания игры на установленных им уровнях.

Следует иметь в виду, что игры, приведенные в приложениях, не являются авторскими, а представляют из себя адаптированные и переработанные методики зарубежных авторов, в частности - известного американского педагога и эколога Джозефа Корнелла.        

В заключение - несколько важных для понимания данной тематики высказываний Джозефа Корнелла - "родоначальника" игровой экологии:

«• Меньше учите, больше делитесь

Я не только сообщаю детям голые факты о природе («это дерево называется сосна»), но я люблю рассказывать им о том, что я чувствую, стоя рядом с этой сосной. Я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что я поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

• Сначала наблюдайте, говорите потом

Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

• Сосредоточьте внимание ребенка!

С самого начала задайте верный тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!

Познание природы должно быть пронизано радостью как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как учитель.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся в рамках пропедевтического курса естествознания

Пропедевтический курс естествознания для учащихся среднего звена включает первоначальные понятия, сведения о физических и химических явлениях и веществах на основе атомно-молекулярного учения. С учёто...

Практико-ориентированные задания как основа реализации системно-деятельностного подхода курса Естествознания (диплом)

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения,...

Использование элементов программированного обучения при изучении курса естествознания

Использование элементов программированного обучения в коррекционной  школе при изучении курса естествознания. применение способствует самостоятельной работе учащихся при изучении нового материала...

Рабочая программа учебного курса "Естествознание", 5 класс

В 5 классе отводится 1 час на изучение учебного курса "Естествознание", он представлен двумя модулями по 17 часов каждый: "Наша Земля", "Мир природы". Предлагаю рабочие программы данного курса....

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание"Образовательное путешествие в прошлое...