Рабочая программа учебного курса "Естествознание", 5 класс
рабочая программа (естествознание, 5 класс) по теме

Коломыцева Лариса Яковлевна

В 5 классе отводится 1 час на изучение учебного курса "Естествознание", он представлен двумя модулями по 17 часов каждый: "Наша Земля", "Мир природы". Предлагаю рабочие программы данного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._p._mir_prirody_5_kl.doc74 КБ
Microsoft Office document icon r._p._nasha_zemlya_5_kl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по естествознанию «Мир природы». 5 класс    

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

- авторской программы курсов по выбору «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель,  2009

Изучение учебного курса по естествознанию «Мир природы» направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о растениях и животных, об отношении человека с травами, цветами, деревьями …

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в различных ситуациях;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию полученных  знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

 Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

- показать школьникам естествознание как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;

- приобщить к терминологическому языку естествознания и сформировать первые представления о растениях и животных;

- познакомить с культурными и дикорастущими растениями, животными разных сред обитания;

- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

-  самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

 

В авторскую программу изменения не вносились.              

           

УМК

1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель,  2009

Количество учебных часов

Всего 17 часов (1 ч. в неделю II полугодие)

Формы организации учебного процесса

В зависимости от поставленных целей выбираются формы организации учебного процесса.

Уроки формирования новых знаний: уроки лекционной формы; уроки-экспедиции (путешествия); уроки-исследования; учебные конференции.

 Уроки обучения умениям и навыкам:  уроки-диалоги; уроки практикумы.

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений: игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», уроки-конкурсы, уроки-соревнования.

Уроки проверки и учёта знаний и умений: викторины, смотр знаний, защита творческих работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения учебного курса «Мир природы» обучающийся должен:

      - получить знания о культурных и дикорастущих растениях, о животных разных сред обитания, занимательных фактах из их жизни;

       уметь:

  • применять эти знания при выполнении  творческих работ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО КУРСА «МИР ПРИРОДЫ». 5  КЛАСС

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Мир растений

Дары дикой природы

1

2

Культурная флора

1

3

Растения - целители

1

4

Занимательные факты из жизни растений

1

5

«Пестрая смесь» (ребусы, головоломки, криптограммы)

1

6

Растения, покорившие мир

1

7

Цветы – волшебный дар природы

1

8

Животный мир

Жители моря

1

9

Животные-путешественники

1

10

Искусные строители

1

11

В погоне за пищей

1

12

Карлики и гиганты

1

13

Занимательные факты из жизни животных

1

14

Занимательно о серьезном (кроссворды, головоломки)

1

15

Конкурс глаз и ушей

1

16

Кто лучше спрячется?

1

17

Итоговое занятие

Защита проектов

1

Содержание учебного курса

Мир растений (7 ч)

  1. Дары дикой природы

Удивительный  и разнообразный мир растений дикой природы. Легенда о васильке. Его строение, распространение семян, чувствительность цветка к прикосновению. Использование василька в фармакологии, народной медицине.

Цветок вдохновения – ландыш. Ботаническая история цветка. Распространение цветка в странах умеренной зоны северного полушария и различные названия этого растения в зависимости от места обитания. Легенда о ландыше. Различные способы его размножения. Лечебная ценность цветка.

  1. Культурная флора

История появления картофеля в России. Происхождение названия. Его использование в промышленности, как кормовой культуры в пищу. Использование картофеля в древности жителями Южной Америки.

«Золотое яблоко» (итальянское название томата). Происхождение помидора и распространение в России. Полезные свойства томатов. Пабло Неруда «Ода помидору»

  1. Растения-целители

Зверобой. Происхождение названия (легенда). Строение растения зверобой. Действие зверобоя на животных. Лечебное воздействие на человека.

Корень жизни – женьшень (легенда). Видное место в народной медицине Востока 4000 лет назад. Заготовка и сбор женьшеня в Китае в 17 веке. Драгоценный корень жизни, его целебные свойства. Вклад русских ученых в исследование целебного корня (М.Я. Голявко, И.В. Мичурин, И.Е. Андреева, И.И. Брехман, И.Ф. Беликов и др.)

  1. Занимательные факты из жизни растений

Рекорды растительного мира: -самые длинные стебли, самые удивительные листья, растения-долгожители, живые небоскребы.

  1. «Пестрая смесь»

Удивительные деревья: колбасное, дынное и земляничное. Растения – «няньки», растения – паразиты. Цветочная кулинария.

  1. Растения, покорившие мир

Растения, поднимающие тонус: кофе, чай.

Тропические пряности: гвоздика, корица, черный перец, лавровый лист.

  1. Цветы- волшебный дар природы

Цветы – барометры, цветочные часы, цветочный календарь. Чудачества мира цветов.

Мир животных (10 ч)

  1. Жители моря

Водные четвероногие. Усатые и полосатые. Львы и слоны, но морские. Черепахи и крокодилы. Рыбы. Стремительные хищники. Съедобные и ядовитые.

  1. Животные-путешественники

Как возникли перелеты птиц? Как ориентируются птицы? Рыбы: миграции лососей, угрей и сельди. Путешествия млекопитающих.

  1. Искусные строители

Постройки птиц вызывают восхищение. Пресмыкающиеся и земноводные – посредственные строители. Жилища общественных насекомых – муравьев и термитов. Насекомые – «одиночки» могут тоже удивить постройкой жилища.

  1. В погоне за пищей

Охота «вдогонку». Ловушки и западни. Охота с приманкой. Обманщики (богомол, рыба-лист…) Кто самый запасливый?

  1. Карлики и гиганты

От вирусов до инфузорий и червей. Насекомые. Амфибии и рептилии. Млекопитающие: от землероек до обезьян. Хищные млекопитающие: от ласки до льва.

  1. Занимательные факты из жизни животных

Зачем животным нужны хвосты? Хвост-опора. Хвост-«рука». Хвост – оружие нападения. Хвост – дыхательная труба.

  1. Занимательно о серьезном

Кроссворды, викторины о животных

  1. Конкурс глаз и ушей

Зрение птиц и млекопитающих. Глаза лягушек и хамелеонов. Особенности строения глаз рыб в зависимости от условий обитания и образа жизни. Слух млекопитающих. Слуховые органы насекомых.

  1. Кто лучше спрячется?

Предостерегающая окраска. «Хамелеоны». Маскарад под хищника. Животные, прячущие глаза и избегающие тени.

  1. Итоговое занятие. Защита проектов


Формы и средства  контроля

- Само- взаимопроверка;

- Устный и письменный опрос;

- Фронтальный устный опрос;

-  Фронтальная письменная работа;

- Эвристическая беседа;

- Защита проектов.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

 1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель,  2009

Дополнительная литература:

  1.   Начальный курс географии. 6класс.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова,  М.: Дрофа, 2005.
  2. Атлас. География. Начальный курс. 6 класс., М.: Дрофа; издательство ДИК, 2011.
  3. Энциклопедии
  4. Интернет-ресурсы. 

Оборудование:

Карты:

  • Карта полушарий;
  • Физическая карта мира;
  • Политическая карта мира;

-     Атлас

Гербарный материал

Таблицы:  

  1. «Семейство лилейных»

Иллюстративный и фото материал

Технические средства: компьютер, проектор,  интерактивная доска, магнитофон.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по естествознанию «Наша Земля». 5 класс    

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

- авторской программы курсов по выбору «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель,  2009

Изучение учебного курса по естествознанию «Наша Земля» направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о планете Земля – ее возрасте, весе, температуре, площади суши, морей, океанов, островов, льдов, иметь представление о самом большом и малом, молодом и старом, жарком и холодном…

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в различных ситуациях;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию полученных  знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

 Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

- показать школьникам естествознание как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;

- приобщить к терминологическому языку естествознания и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

-  самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

В авторскую программу изменения не вносились.              

УМК

1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель,  2009

Количество учебных часов

Всего 17 часов (1 ч. в неделю I полугодие)

Формы организации учебного процесса

В зависимости от поставленных целей выбираются формы организации учебного процесса.

Уроки формирования новых знаний: уроки лекционной формы; уроки-экспедиции (путешествия); уроки-исследования; учебные конференции.

 Уроки обучения умениям и навыкам:  уроки-диалоги; уроки практикумы.

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений: игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», уроки-конкурсы, уроки-соревнования.

Уроки проверки и учёта знаний и умений: викторины, смотр знаний, защита творческих работ.

В результате изучения учебного курса «Наша Земля» обучающийся должен:

  • получить знания о планете Земля – ее возрасте, весе, температуре, площади суши, морей, океанов, островов, льдов, иметь представление о самом большом и малом, молодом и старом, жарком и холодном…

            уметь:

  • применять эти знания при выполнении проектных, творческих работ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО КУРСА «НАША ЗЕМЛЯ». 5  КЛАСС

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Планета на которой мы живем

1

2 (1)

Вода…Вода… Кругом вода…

Что мы знаем о Мировом океане?

1

3 (2)

Моря Земли

1

4 (3)

Водопад на реке

1

5 (4)

Голубые артерии Земли

1

6 (5)

Озера мира

1

7 (6)

Знаете ли вы?

1

8 (1)

Есть такие города на свете…

Города-тезки

1

9 (2)

Знаете ли вы?

1

10 (3)

Разгадываем кроссворды и составляем сами

1

11(1)

Земля – планета людей

Демографический портрет планеты

1

12 (2)

Есть такие люди на Земле…

1

13 (3)

Великие путешественники

1

14 (4)

Открыватели новых земель

1

15 (1)

Занимательные и творческие задания

Ателье «Экологическая мода»

1

16 (2)

Викторина «Веришь – не веришь»

1

17

Итоговое занятие

 Игра

1


Содержание учебного курса

  1. Вводное. Планета, на которой мы живем (1ч)

Образование Земли. Расположение в Солнечной системе. Движение Земли вокруг Солнца и собственной оси. Смена времен года. Смена дня и ночи. Строение земной коры. Изменения, происходящие на поверхности Земли. Вес Земли.

  1. Вода… Вода… Кругом вода… (6ч)

Объем Мирового океана. Состав воды Мирового океана. Его средние глубины и максимальная глубина. Океаническое течение Гольфстрим. Соленость воды морей и океанов. Самое глубокое и самое мелкое моря. Искусственные моря. Цвет моря. Краски разных глубин. Водопад на реке. Голубые артерии Земли.

  1. Есть такие города на свете… (3ч)

 В странах мира есть города с одинаковым названием, города-тезки; их нахождение.

  1. Земля – планета людей (4ч)

Демографический портрет планеты. Население Земли миллион лет назад и к началу нашей эры. Азия – самый населенный континент. Самые маленькие люди планеты – пигмеи. Национальности людей населяющих Россию. Великие путешественники, открыватели новых земель.

  1. Занимательные и творческие задания (2ч)

Ателье «Экологическая мода»

Викторина «Веришь- не веришь»

  1. Итоговое занятие.(1ч)

 Игра «Счастливый случай»

Формы и средства контроля

- Само- взаимопроверка;

- Устный и письменный опрос;

- Фронтальный устный опрос;

-  Фронтальная письменная работа;

- Учебное  исследование по картам;

- Эвристическая беседа.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель,  2009

2. Атлас. География. Начальный курс. 6 класс., М.: Дрофа; издательство ДИК, 2011.

Дополнительная литература:

  1.   География. Землеведение. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. М.: Дрофа, 2009
  2.   Начальный курс географии. 6класс.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова,  М.: Дрофа, 2005.
  3.   Физическая география. Справочные материалы. М.: Просвещение,1994г.
  4. Интернет-ресурсы. 

Оборудование:

Карты:

  • Карта полушарий;
  • Физическая карта мира;
  • Политическая карта мира;
  • Карта океанов.

Таблицы:  

- «Строение Земли»

- Портреты путешественников

- Глобус

Технические средства: компьютер, проектор,  интерактивная доска, магнитофон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...