Рабочая программа учебного курса "Естествознание", 5 класс
рабочая программа (естествознание, 5 класс) по теме
В 5 классе отводится 1 час на изучение учебного курса "Естествознание", он представлен двумя модулями по 17 часов каждый: "Наша Земля", "Мир природы". Предлагаю рабочие программы данного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._p._mir_prirody_5_kl.doc | 74 КБ |
r._p._nasha_zemlya_5_kl.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по естествознанию «Мир природы». 5 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- авторской программы курсов по выбору «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель, 2009
Изучение учебного курса по естествознанию «Мир природы» направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о растениях и животных, об отношении человека с травами, цветами, деревьями …
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в различных ситуациях;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
- показать школьникам естествознание как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку естествознания и сформировать первые представления о растениях и животных;
- познакомить с культурными и дикорастущими растениями, животными разных сред обитания;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
- самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
В авторскую программу изменения не вносились.
УМК
1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель, 2009
Количество учебных часов
Всего 17 часов (1 ч. в неделю II полугодие)
Формы организации учебного процесса
В зависимости от поставленных целей выбираются формы организации учебного процесса.
Уроки формирования новых знаний: уроки лекционной формы; уроки-экспедиции (путешествия); уроки-исследования; учебные конференции.
Уроки обучения умениям и навыкам: уроки-диалоги; уроки практикумы.
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений: игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
Уроки проверки и учёта знаний и умений: викторины, смотр знаний, защита творческих работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебного курса «Мир природы» обучающийся должен:
- получить знания о культурных и дикорастущих растениях, о животных разных сред обитания, занимательных фактах из их жизни;
уметь:
- применять эти знания при выполнении творческих работ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «МИР ПРИРОДЫ». 5 КЛАСС
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Мир растений Дары дикой природы | 1 | ||
2 | Культурная флора | 1 | ||
3 | Растения - целители | 1 | ||
4 | Занимательные факты из жизни растений | 1 | ||
5 | «Пестрая смесь» (ребусы, головоломки, криптограммы) | 1 | ||
6 | Растения, покорившие мир | 1 | ||
7 | Цветы – волшебный дар природы | 1 | ||
8 | Животный мир Жители моря | 1 | ||
9 | Животные-путешественники | 1 | ||
10 | Искусные строители | 1 | ||
11 | В погоне за пищей | 1 | ||
12 | Карлики и гиганты | 1 | ||
13 | Занимательные факты из жизни животных | 1 | ||
14 | Занимательно о серьезном (кроссворды, головоломки) | 1 | ||
15 | Конкурс глаз и ушей | 1 | ||
16 | Кто лучше спрячется? | 1 | ||
17 | Итоговое занятие Защита проектов | 1 |
Содержание учебного курса
Мир растений (7 ч)
- Дары дикой природы
Удивительный и разнообразный мир растений дикой природы. Легенда о васильке. Его строение, распространение семян, чувствительность цветка к прикосновению. Использование василька в фармакологии, народной медицине.
Цветок вдохновения – ландыш. Ботаническая история цветка. Распространение цветка в странах умеренной зоны северного полушария и различные названия этого растения в зависимости от места обитания. Легенда о ландыше. Различные способы его размножения. Лечебная ценность цветка.
- Культурная флора
История появления картофеля в России. Происхождение названия. Его использование в промышленности, как кормовой культуры в пищу. Использование картофеля в древности жителями Южной Америки.
«Золотое яблоко» (итальянское название томата). Происхождение помидора и распространение в России. Полезные свойства томатов. Пабло Неруда «Ода помидору»
- Растения-целители
Зверобой. Происхождение названия (легенда). Строение растения зверобой. Действие зверобоя на животных. Лечебное воздействие на человека.
Корень жизни – женьшень (легенда). Видное место в народной медицине Востока 4000 лет назад. Заготовка и сбор женьшеня в Китае в 17 веке. Драгоценный корень жизни, его целебные свойства. Вклад русских ученых в исследование целебного корня (М.Я. Голявко, И.В. Мичурин, И.Е. Андреева, И.И. Брехман, И.Ф. Беликов и др.)
- Занимательные факты из жизни растений
Рекорды растительного мира: -самые длинные стебли, самые удивительные листья, растения-долгожители, живые небоскребы.
- «Пестрая смесь»
Удивительные деревья: колбасное, дынное и земляничное. Растения – «няньки», растения – паразиты. Цветочная кулинария.
- Растения, покорившие мир
Растения, поднимающие тонус: кофе, чай.
Тропические пряности: гвоздика, корица, черный перец, лавровый лист.
- Цветы- волшебный дар природы
Цветы – барометры, цветочные часы, цветочный календарь. Чудачества мира цветов.
Мир животных (10 ч)
- Жители моря
Водные четвероногие. Усатые и полосатые. Львы и слоны, но морские. Черепахи и крокодилы. Рыбы. Стремительные хищники. Съедобные и ядовитые.
- Животные-путешественники
Как возникли перелеты птиц? Как ориентируются птицы? Рыбы: миграции лососей, угрей и сельди. Путешествия млекопитающих.
- Искусные строители
Постройки птиц вызывают восхищение. Пресмыкающиеся и земноводные – посредственные строители. Жилища общественных насекомых – муравьев и термитов. Насекомые – «одиночки» могут тоже удивить постройкой жилища.
- В погоне за пищей
Охота «вдогонку». Ловушки и западни. Охота с приманкой. Обманщики (богомол, рыба-лист…) Кто самый запасливый?
- Карлики и гиганты
От вирусов до инфузорий и червей. Насекомые. Амфибии и рептилии. Млекопитающие: от землероек до обезьян. Хищные млекопитающие: от ласки до льва.
- Занимательные факты из жизни животных
Зачем животным нужны хвосты? Хвост-опора. Хвост-«рука». Хвост – оружие нападения. Хвост – дыхательная труба.
- Занимательно о серьезном
Кроссворды, викторины о животных
- Конкурс глаз и ушей
Зрение птиц и млекопитающих. Глаза лягушек и хамелеонов. Особенности строения глаз рыб в зависимости от условий обитания и образа жизни. Слух млекопитающих. Слуховые органы насекомых.
- Кто лучше спрячется?
Предостерегающая окраска. «Хамелеоны». Маскарад под хищника. Животные, прячущие глаза и избегающие тени.
- Итоговое занятие. Защита проектов
Формы и средства контроля
- Само- взаимопроверка;
- Устный и письменный опрос;
- Фронтальный устный опрос;
- Фронтальная письменная работа;
- Эвристическая беседа;
- Защита проектов.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель, 2009
Дополнительная литература:
- Начальный курс географии. 6класс.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, М.: Дрофа, 2005.
- Атлас. География. Начальный курс. 6 класс., М.: Дрофа; издательство ДИК, 2011.
- Энциклопедии
- Интернет-ресурсы.
Оборудование:
Карты:
- Карта полушарий;
- Физическая карта мира;
- Политическая карта мира;
- Атлас
Гербарный материал
Таблицы:
- «Семейство лилейных»
Иллюстративный и фото материал
Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитофон.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по естествознанию «Наша Земля». 5 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- авторской программы курсов по выбору «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель, 2009
Изучение учебного курса по естествознанию «Наша Земля» направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о планете Земля – ее возрасте, весе, температуре, площади суши, морей, океанов, островов, льдов, иметь представление о самом большом и малом, молодом и старом, жарком и холодном…
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, умение фантазировать, логически мыслить, применять знания в различных ситуациях;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
- показать школьникам естествознание как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку естествознания и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
- самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
В авторскую программу изменения не вносились.
УМК
1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель, 2009
Количество учебных часов
Всего 17 часов (1 ч. в неделю I полугодие)
Формы организации учебного процесса
В зависимости от поставленных целей выбираются формы организации учебного процесса.
Уроки формирования новых знаний: уроки лекционной формы; уроки-экспедиции (путешествия); уроки-исследования; учебные конференции.
Уроки обучения умениям и навыкам: уроки-диалоги; уроки практикумы.
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений: игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
Уроки проверки и учёта знаний и умений: викторины, смотр знаний, защита творческих работ.
В результате изучения учебного курса «Наша Земля» обучающийся должен:
- получить знания о планете Земля – ее возрасте, весе, температуре, площади суши, морей, океанов, островов, льдов, иметь представление о самом большом и малом, молодом и старом, жарком и холодном…
уметь:
- применять эти знания при выполнении проектных, творческих работ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «НАША ЗЕМЛЯ». 5 КЛАСС
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Планета на которой мы живем | 1 | ||
2 (1) | Вода…Вода… Кругом вода… Что мы знаем о Мировом океане? | 1 | ||
3 (2) | Моря Земли | 1 | ||
4 (3) | Водопад на реке | 1 | ||
5 (4) | Голубые артерии Земли | 1 | ||
6 (5) | Озера мира | 1 | ||
7 (6) | Знаете ли вы? | 1 | ||
8 (1) | Есть такие города на свете… Города-тезки | 1 | ||
9 (2) | Знаете ли вы? | 1 | ||
10 (3) | Разгадываем кроссворды и составляем сами | 1 | ||
11(1) | Земля – планета людей Демографический портрет планеты | 1 | ||
12 (2) | Есть такие люди на Земле… | 1 | ||
13 (3) | Великие путешественники | 1 | ||
14 (4) | Открыватели новых земель | 1 | ||
15 (1) | Занимательные и творческие задания Ателье «Экологическая мода» | 1 | ||
16 (2) | Викторина «Веришь – не веришь» | 1 | ||
17 | Итоговое занятие Игра | 1 |
Содержание учебного курса
- Вводное. Планета, на которой мы живем (1ч)
Образование Земли. Расположение в Солнечной системе. Движение Земли вокруг Солнца и собственной оси. Смена времен года. Смена дня и ночи. Строение земной коры. Изменения, происходящие на поверхности Земли. Вес Земли.
- Вода… Вода… Кругом вода… (6ч)
Объем Мирового океана. Состав воды Мирового океана. Его средние глубины и максимальная глубина. Океаническое течение Гольфстрим. Соленость воды морей и океанов. Самое глубокое и самое мелкое моря. Искусственные моря. Цвет моря. Краски разных глубин. Водопад на реке. Голубые артерии Земли.
- Есть такие города на свете… (3ч)
В странах мира есть города с одинаковым названием, города-тезки; их нахождение.
- Земля – планета людей (4ч)
Демографический портрет планеты. Население Земли миллион лет назад и к началу нашей эры. Азия – самый населенный континент. Самые маленькие люди планеты – пигмеи. Национальности людей населяющих Россию. Великие путешественники, открыватели новых земель.
- Занимательные и творческие задания (2ч)
Ателье «Экологическая мода»
Викторина «Веришь- не веришь»
- Итоговое занятие.(1ч)
Игра «Счастливый случай»
Формы и средства контроля
- Само- взаимопроверка;
- Устный и письменный опрос;
- Фронтальный устный опрос;
- Фронтальная письменная работа;
- Учебное исследование по картам;
- Эвристическая беседа.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
1. «Естествознание». 5 класс. И.В. Цвирко. – Волгоград: Учитель, 2009
2. Атлас. География. Начальный курс. 6 класс., М.: Дрофа; издательство ДИК, 2011.
Дополнительная литература:
- География. Землеведение. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. М.: Дрофа, 2009
- Начальный курс географии. 6класс.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, М.: Дрофа, 2005.
- Физическая география. Справочные материалы. М.: Просвещение,1994г.
- Интернет-ресурсы.
Оборудование:
Карты:
- Карта полушарий;
- Физическая карта мира;
- Политическая карта мира;
- Карта океанов.
Таблицы:
- «Строение Земли»
- Портреты путешественников
- Глобус
Технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...