рабочая программа по естествознанию 6 класс
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа по естествознанию для 6 класса. по учебнику: Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.docx | 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УР на заседании методсовета директор ГБС(К)ОУ
__________Иванова С.В. «__»______________2014г. «Супоневская школа-
интернат VI вида»
________Марченко Г.А.
Департамент образования и науки Брянской области
ГБС (К) ОУ «Супоневская школа – интернат VI вида»
СПЕЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
для 6 класса
специального (коррекционного)
образовательного учреждения VI вида
Составила: учитель
Хомякова Я.А.
БРЯНСК 2015
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
- Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Живой Организм»).
- Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, В.И. Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс» / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Живой Организм»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение биологии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе проведения ими наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями. Домашними животными, заботы о собственном здоровье, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В 6 классе продолжается работа по становлению первичного фундамента биологических знаний. Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения. Логично включены во все разделы курса и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе основной школы выделяется 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (18ч)
Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система (4ч)
Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различие в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа №1. Строение клеток живых организмов ( на готовых микропрепаратах).
Деление клеток (2ч).
Деление – важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов.
Тема 1.2. Ткани растений и животных (4ч).
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа №2. Ткани живых организмов.
Ткани 1.3. Органы и системы органов (8ч).
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестик). Соцветие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов.
Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Лабораторная работа №3. Распознавание органов у растений и животных.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- Понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», « система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;
- Основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
- Основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
- Что лежит в основе строения всех живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
- Показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
- Исследовать строение основных органов растения;
- Показывать составные части побега, основные органы животных;
- Описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;
- Устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциям;
- Исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
- Обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в тексте главное;
- Ставить вопросы к тексту;
- Давать определения;
- Формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;
- Работать с биологическими объектами;
- Участвовать в совместной деятельности;
- Выявлять причинно-следственные связи.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (46 ч)
Тема 2.1. питание и пищеварение (6ч).
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация: действие желудочного сока на белок, слюны - на крахмал.
Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание (4ч).
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация: опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4ч).
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация: опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.
Практическая работа №1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение (4ч).
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы (4ч).
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация: скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.
Лабораторная работа №4. Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение (4ч).
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторная работа №5. Движение инфузории туфельки.
Лабораторная работа №6. Передвижение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (6ч).
Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности ее строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение (8ч).
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация: способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Практическая работа №2. Вегетативное размножение комнатных растений.
Лабораторная работа №7. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Тема 2.9. Рост и развитие (6ч).
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация: способы распространения плодов и семян; прорастание семян.
Тема 2.10. Организм как единое целое (2ч).
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого; организм – биологическая система.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- Понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад2, «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост2, «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие».
Учащиеся должны уметь:
- Описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах;
- Называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;
- Обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;
- Сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- Наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- Исследовать строение отдельных органов растительных и животных организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- Организовывать свою учебную деятельность;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- Составлять план работы;
- Участвовать в групповой работе (класс, малые группы);
- Использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета;
- Работать с текстом параграфа и его компонентами;
- Составлять план ответа;
- Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- Узнавать изучаемые объекты на таблицах;
- Оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты обучения.
- Формирование ответственного отношения к обучению;
- Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;
- Развитие навыков обучения;
- Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и пр.;
- Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Осознание значения семьи и жизни человека, воспитание уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.
Резервное время – 6 ч.
Резервное время разделено на: обобщение и повторение – 2часа, итоговая контрольная работа – 1 час; резерв – 3часа.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Печатные пособия:
- Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2012
- Программа основного общего образования. Биология. 5-8 классы / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012.
- Томанова, З.А. Методическое пособие к учебнику «Биология. Живой организм». 6 класс / З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010.
- Мультимедийная поддержка курса:
- Биология. 5-7 классы: поурочные планы по линии учебников Н.И. Сонина /авт.-сост. М.В. Высоцкая, Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2012
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические и лабораторные работы | Контрольные работы | |||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (18ч) | ||||
1.1 | Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система | 4 | Лабораторная работа №1. «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах) | |
Деление клеток | 2 | |||
1.2 | Ткани растений и животных | 4 | Лабораторная работа №2. «Ткани живых Организмов» | |
1.3 | Органы и системы органов | 8 | Лабораторная работа №3. «Распознавание органов у растений и животных» | Контрольная работа по теме «Строение и свойства живых организмов» |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (46ч). | ||||
2.1 | Питание и пищеварение | 6 | ||
Дыхание | 4 | Контрольная работа по темам «Питание и пищеварение», «Дыхание» | ||
2.3 | Передвижение веществ в организме | 4 | Практическая работа №1. «передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | |
2.4 | Выделение | 4 | Контрольная работа по темам «Передвижение веществ в организме», «Выделение» | |
2.5 | Опорные системы | 4 | Лабораторная работа №4 «Разнообразие опорных систем животных» | |
2.6 | Движение | 4 | Лабораторная работа №5 «движение инфузории туфельки» Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя» | Контрольная работа по темам «Опорные системы», «Движение» |
2.7 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 6 | Контрольная работа по теме « Регуляция процессов жизнедеятельности» | |
2.8 | Размножение | 6 | Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений» Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале) | |
2.9. | Рост и развитие | 6 | Контрольная работа по темам «Размножение», «Рост и развитие» | |
2.10 | Организм как единое целое | 2 | ||
Обобщение и повторение. Итоговая контрольная работа (6ч) | ||||
Обобщение и повторение темы «Строение и свойства живых организмов» | 1 | |||
Обобщение и повторение темы «Жизнедеятельность организмов» | 1 | |||
Итоговая контрольная работа | 1 | Итоговая контрольная работа по курсу «Живой организм» | ||
Резерв | 3 | |||
Итого | 70 | 7 контрольных работ |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Нумерация уроков | Наименование темы | Кол-во часов | дата | примечание | ||
год | четв | раздел | ||||
I четверть (18ч) | ||||||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (18ч) | ||||||
Тема 1.1.Строение растительной и животной клеток. Клетка живая система (4ч) | ||||||
1 | 1 | 1 | Свойства живых организмов. Чем живое отличается от неживого | 1 | ||
2 | 2 | 1 | Строение растительной клетки | 1 | ||
3 | 3 | 1 | Строение животной клетки | 1 | ||
4 | 4 | 1 | Обобщение и повторение темы «Строение клетки» Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов» | 1 | ||
Деление клетки (2ч) | ||||||
5 | 5 | 1 | Деление клеток. Митоз | 1 | ||
6 | 6 | 1 | Деление клеток. Мейоз | 1 | ||
Тема 1.2. Ткани растений и животных (4ч) | ||||||
7 | 7 | 1 | Ткани. Типы тканей | 1 | ||
8 | 8 | 1 | Ткани растений | 1 | ||
9 | 9 | 1 | Ткани животных | 1 | ||
10 | 10 | 1 | Обобщение по теме «Ткани». Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов» | 1 | ||
Тема 1.3. Органы и системы органов (8ч) | ||||||
11 | 11 | 1 | Органы и системы органов. Эволюция основных систем органов | 1 | ||
12 | 12 | 1 | Органы цветковых растений. Побег. Лист. Строение корневых систем. | 1 | ||
13 | 13 | 1 | Строение цветка. Соцветия. Плоды растений. Строение семя и их функции | 1 | ||
14 | 14 | 1 | Органы и системы органов животных | 1 | ||
15 | 15 | 1 | Органы и системы органов животных | 1 | ||
16 | 16 | 1 | Обобщение по теме «Строение и свойства живых организмов» | 1 | ||
17 | 17 | 1 | Растение и животное как целостный организм. 1Лабораторная работа №3 « Распознание органов у растений и животных» | 1 | ||
18 | 18 | 1 | Контрольная работа по теме «Строение и свойства живых организмов» | 1 | ||
II четверть (14ч) | ||||||
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (46ч) | ||||||
Тема 2.1. Питание и пищеварение (6ч) | ||||||
19 | 1 | 2 | Сущность питания и особенности пищеварения | 1 | ||
20 | 2 | 2 | История открытия фотосинтеза. Типы питания растений | 1 | ||
21 | 3 | 2 | Питание и пищеварение у животных | 1 | ||
22 | 4 | 2 | Эволюция пищеварительных систем у животных | 1 | ||
23 | 5 | 2 | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты | 1 | ||
24 | 6 | 2 | Обобщение и повторение по темам «Питание и пищеварение» | 1 | ||
Тема 2.2. Дыхание (4ч) | ||||||
25 | 7 | 2 | Дыхание. Сущность дыхания. Дыхание растений | 1 | ||
26 | 8 | 2 | Дыхание животных | 1 | ||
27 | 9 | 2 | Обобщение по теме «Дыхание» | 1 | ||
28 | 10 | 2 | Контрольная работа по темам «Пищеварение», «Дыхание» | 1 | ||
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4ч) | ||||||
29 | 11 | 2 | Передвижение веществ в организме. Передвижение органических и минеральных веществ в растениях | 1 | ||
30 | 12 | 2 | Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | ||
31 | 13 | 2 | Транспорт веществ в организме животных | 1 | ||
32 | 14 | 2 | Обобщение по теме «Передвижение веществ в организме» | 1 | ||
III четверть (20ч) | ||||||
Тема 2.4. Выделение (4ч) | ||||||
33 | 1 | 2 | Выделение как физиологический процесс живых организмов | 1 | ||
34 | 2 | 2 | Выделение у растений и животных Обмен веществ | 1 | ||
35 | 3 | 2 | Обобщение по теме «Выделение» | 1 | ||
36 | 4 | 2 | Контрольная работа по темам «Передвижение веществ в организме», «Выделение» | 1 | ||
Тема 2.5. Опорные системы (4ч) | ||||||
37 | 5 | 2 | Опорные системы: значение, строение | 1 | ||
38 | 6 | 2 | Опорно-двигательные системы позвоночных | 1 | ||
39 | 7 | 2 | Лабораторная работа №4 «Разнообразие опорных систем животных» | 1 | ||
40 | 8 | 2 | Движение как важнейшая особенность животных. Значение двигательной активности. | 1 | ||
Тема 2.6. Движение (4ч) | ||||||
41 | 9 | 2 | Движение. Двигательные реакции растений | 1 | ||
42 | 10 | 2 | Движение многоклеточных животных в водной среде. Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки» | 1 | ||
43 | 11 | 2 | Движение многоклеточных животных. Лабораторная работа №6 « Перемещение дождевого червя» | 1 | ||
44 | 12 | 2 | Контрольная работа по темам «Опорные системы организма», «Движение» | 1 | ||
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (6ч) | ||||||
45 | 13 | 2 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой | 1 | ||
46 | 14 | 2 | Регуляция процессов жизнедеятельности растений и животных | 1 | ||
47 | 15 | 2 | Нервная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных | 1 | ||
48 | 16 | 2 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных. Ростовые вещества растений | 1 | ||
49 | 17 | 2 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности» | 1 | ||
50 | 18 | 2 | Контрольная работа «Регуляция процессов жизнедеятельности» | 1 | ||
Тема 2.8. Размножение (6ч) | ||||||
51 | 19 | 2 | Размножение и его виды. Бесполое размножение | 1 | ||
52 | 20 | 2 | Вегетативное размножение. Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | ||
IV четверть (16ч) | ||||||
53 | 1 | 2 | Половое размножение растений | 1 | ||
54 | 2 | 2 | Половое размножение животных | 1 | ||
55 | 3 | 2 | Размножение и развитие животных Лабораторная работа №7 « Прямое и непрямое развитие насекомых» | 1 | ||
56 | 4 | 2 | Обобщение и повторение по теме «Размножение» | 1 | ||
Тема 2.9. Рост и развитие (6ч) | ||||||
57 | 5 | 2 | Рост и развитие растений | 1 | ||
58 | 6 | 2 | Особенности индивидуального развития цветкового растения | 1 | ||
59 | 7 | 2 | Рост и развитие животных. Эмбриональный период развития | 1 | ||
60 | 8 | 2 | Рост и развитие животных. Постэмбриональный период развития | 1 | ||
61 | 9 | 2 | Обобщение и повторение по темам «Размножение», «Рост и развитие» | 1 | ||
62 | 10 | 2 | Контрольная работа «Размножение. Рост и развитие» | 1 | ||
Тема 2.10. Организм как единое целое (2ч) | ||||||
63 | 11 | 2 | Организм – единое целое | 1 | ||
64 | 12 | 2 | Обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов» | 1 | ||
Обобщение и повторение. Итоговая контрольная работа (6ч) | ||||||
65 | 13 | Обобщение и повторение по теме «Строение и свойства живых организмов» | 1 | |||
66 | 14 | Обобщение и повторение по теме «Жизнедеятельность организмов» | 1 | |||
67 | 15 | Итоговая контрольная работа по курсу «Живой организм» | 1 | |||
68-70 | 16 | Резерв | 3 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты обучения биологии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- Глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- Осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- Полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно – следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, ученик упустил из вида какой-либо нехарактерный факт при описании объекта, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные при невнимательности.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими практических работ.
Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- Ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
- Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, или отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- Проявлены организационно – трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок ( на столе, экономное использование реактивов).
Отметка «4»:
- Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправлена по требованию учителя.
Отметка «2»:
- Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента в объяснении, оформлении работы, соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Отметка «1»:
- Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- Отсутствует ответ на задание.
Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- Работа не выполнена.
При оценки выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов, можно использовать после изучения каждого материала (урока). При оценивании рекомендуется следующая шкала для теста из пяти вопросов:
- Нет ошибок – оценка «5»;
- Одна ошибка - оценка «4»;
- Две ошибки – оценка «3»;
- Три ошибки – оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
- 28-30 правильных ответов – оценка «5»;
- 20-27 правильных ответов – оценка «4»;
- 15-19 правильных ответов – оценка «3»;
- Меньше 15 правильных ответов – оценка «2».
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
- Соблюдение требований к его оформлению;
- Необходимость и достаточность для раскрытия темы, приведенной в тексте реферата информации;
- Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
- Способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по естествознанию 5 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
Рабочая программа по естествознанию 6 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
Рабочая программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)
Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы по е...
Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...
Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы
рабочая программа и календарно-тематическое планирование за 8 класс по курсу естествознание для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...