методическая разработка урока естествознания "Путешествие по материкам"
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему

Хохлова Елена Николаевна

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель:формирование способности обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с природными особенностями материков.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов, таких как рельеф, климат материков, разнообразие растительного и животного мира на материках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Естествознание, 5 класс

Тема урока «Путешествие по материкам»

Учитель: Хохлова Елена Николаевна

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с природными особенностями материков.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов, таких как рельеф, климат материков, разнообразие растительного и животного мира на материках.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

РегулятивныеУУД:- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение проблемной цели учебной деятельности, выбор путей ее решения, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация, слайды);

- перерабатывать и представлять полученную информацию

- делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, проектная технология.

 

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник: Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «Естествознание. Введение в естественные науки»; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, иллюстрации в электронном виде, «мобильный класс»; физическая карта полушарий, характеристики ролей участников группы, красные, синие и желтые квадраты с баллами, листы расшифровки баллов, фотографии материков, разноцветные слова: «удивительно», «познавательно», «сложно», «выразительно», «интересно», визитные карточки групп.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

.      Актуализация знаний

(4-5 минут)

Добрый день, добрый день!                                

Слова эти говорим.

 Добрый день, добрый день!

Мы друг другу повторим!

Здравствуйте, гости! Рады видеть вас!

 Здравствуйте, ребята! Мы в путь отправимся сейчас!

Наш урок пройдет необычно -  сегодня вы будете участниками конкурса среди туристических компаний на лучшее рекламное выступление о материке.

Вспомните, что вы уже знаете особенного о материках?

Хотите узнать больше?

 Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

Каждый формулирует по одному предложению известной информации о материках.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

 

2

 

 

 

3.      Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

 

4.     

     

«Открытие нового

знания»

(построение проекта -

    выхода из затруднения)-

подготовка рекламного выступления

(7-8 минут)

 

5.     

     

     

 Первичное закрепление - выступление групп

(3-4 минуты)

 

6.     

     

Самоанализ

и самоконтроль –

 подведение итогов

(3-4 минуты)

     

Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(3-4 минуты)

7

 

8.     

            Рефлексия    

 деятельности.

( 1-2 минуты)

 

9

 

 

Во время проведения конкурса, мы постараемся обобщить знания по материкам, узнаем что-то новое о неизведанных краях и, конечно, определим лучшее рекламное выступление.

Разделитесь на группы – «туристические компании». Придумайте название и девиз вашей компании.

Распределите должностные обязанности участников вашей группы, для этого ознакомьтесь с характеристиками ролей, расположенные у вас на партах.

Ребята, скажите, а какая главная проблема всегда возникает у туристических компаний?

Да, это привлечь наибольшее количество туристов. Вот и вашим компаниям предстоит сегодня решить эту проблему. Как, какими способами вы будете ее решать? Какие средства вы для ее решения вы выберете? Как предоставите итог?

Итак, приступаем! Используя материал учебника, страницы 213-238, электронные слайды, иллюстрирующие информацию учебника, которые подготовили для вас ребята старших классов и , опираясь на ранее полученные знания,  подготовьте рекламное выступление о материке, разработкой маршрута по которому занимается ваша туристическая компания.

Время подготовки для выступления- 7 минут, время выступления каждой группы- 3 минуты.

Оценивать выступления групп вы будете сами, используя разноцветные квадраты с баллами, не забудьте ознакомиться с расшифровкой баллов.

После каждого выступления, вам надо будет обсудить результаты работы данной компании и оценить соответствующим цветным квадратом, сдав его мне в конверт.

Итак, время истекло, рекламные выступления компаний готовы.

Приглашаются представители компании «Антарктида».

Приглашаются представители компании «Затерянный мир».

Приглашаются представители компании «Южная дорога».

Приглашаются представители компании «Кордильеры».

Приглашаются представители компании «Волшебное путешествие».

Приглашаются представители компании «Урал».

Подсчитайте результаты. Объявляется название туристической компании-победителя нашего конкурса.

Вот и подошел к концу наш необычный урок.

Что нового вы узнали сегодня о материках? О рельефе материков? О природных особенностях?

Ребята, скажите, какая информация вам наиболее помогла в подготовке - учебника или слайдов?

А с какой информацией вы столкнулись, изучая материал учебника, но которую мы с вами не озвучили? Да, это информация о населении материков. Это и будет темой наших дальнейших исследований.

На следующем уроке мы используем полученные вами знания сегодня в следующей проектной работе «Визитная карточка материка».

У вас на столах есть разноцветные слова: «занимательно», «интересно», «сложно», «увлекательно», «познавательно».

Ребята, оцените работу на уроке (каким урок был, на ваш взгляд), выбрав карточку с разноцветным словом, разместите ее  на доске.

Посмотрите на полученный разноцветный ряд, что вы можете сказать? Выскажите свое мнение о проделанной вами работе одним предложением.

Спасибо за урок! До свидания!

Делятся на 6 групп – компаний. Обсуждают название и девиз своей туристической компании.

Распределяют должностные обязанности, выбрав необходимые бейджи с названием ролей, и ознакомившись с характеристикой ролей.

Озвучивают возможные пути, средства решения проблемы, выбирается итоговая форма предоставления выполненной работы.

Подготавливают рекламное выступление, соотнеся информацию учебника с иллюстрирующими слайдами на ноутбуках Apple.

«Антарктида»

Сколько льда здесь и света!
Здесь холодные дуют ветра,
Здесь не видно привычного лета,
Даже летом мороз, холода.
Материк этот долго искали,
Пробивались сквозь бури и лёд,
Кук решил, что не надо медали,
Ни за что он вперёд не пойдёт.
Но отважные русские люди
Смело шли всё вперёд и вперёд.
Покорить материк тот решили.
Вышли в море на судне «Восток».
Со стихией сражались умело,
И награда за это была.
Материк полюбил только смелых.
И открыл им свои берега.

«Австралия»

 Она располагается под нами,
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там, в октябре, а не в июле, лето,
Там протекают реки без воды,
(они в пустыне протекают где-то),
Там, в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненья.

«Южная Америка»

Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
«Южная Америка».

А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.

Там – стеною на пути –
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.

Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.

Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда.

Если хвост зацепит свой
За большое дерево,
То достанет головой
До другого берега,

И по этому мосту
Можно будет запросто
Через реку перейти
Или бегать взапуски.

«Как зовут тебя, река?..» –
Крикнешь звонко,
А в ответ, издалека –
«Амазонка!..»

«Северная Америка»

В Северной Америке

Богатая природа.

Встретишь здесь лося и рысь,

Оленя и енота.

Росомахи, белки, лисы

Здесь живут в лесах.

Пума за бараном снежным

Бегает в горах.

Друг за другом лемминги

Ходят по пятам.

И огромный  гризли

Бродит по лесам.

По степи гуляет

Редкий зверь — бизон.

Ни койотов, ни волков

Не боится он.

В вышине летает

Кондор — великан.

Ловит в озере прозрачном

Рыбу пеликан.

Там за антилопами

Ягуар следит.

Кобра королевская

Средь камней лежит.

Разбежались звери вмиг -

На поляну скунс проник.

Он красивый, между  прочим,

Только пахнет сильно очень.

Разные животные

Вместе здесь живут.

Из краев своих далеких

Вам привет свой шлют.

«Африка»

Там мыс Игольный, мыс Альмади,
Сухие русла рек там, вади.
Там реки быстро протекают.
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро.
Наделал много он пожаров.

«Евразия»

Евразия! Евразия! Прекрасный материк!
Как много в нём народов: и белых и цветных.
В Евразии, в Евразии есть Родина моя.
Столица нашей Родины – прекрасная Москва.
И в каждом крае, области есть прелести свои.
И в нашем крае тоже имеются они.
У нас в стране родимой чудесные поля,
Сажают там пшеницы различные сорта.
Течёт там речка Волга, и Ангара, и Колыма,
А также Лена, Обь, на севере – Двина.
На этой территории есть залежи угля.
Бурят там скважины и вырубаются леса.
Растут в стране родимой деревья и кусты.
На севере далёком лишайники да мхи.
Ах, Родина! Евразия! Прекрасные края!
Страна моя огромная, я так люблю тебя!

Выбирают необходимое слово, прикрепляют его на доске.

Формулируют итог своей работы на уроке, отношение к данному виду деятельности.

Сплочение коллектива группы. Учатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе.

Обозначается проблема урока.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Успешное применение новых знаний.

Сверяют свои действия с целью, учатся давать оценку результатов учебной деятельности;

Самопроверка и корректировка своей деятельности.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Методическая разработка урока по теме «Математическое путешествие по материкам и островам»

Сложение и  вычитание, умножение и деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками. ...

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....

Методическая разработка урока : "Австралия. Образ материка."

Методическая разработка урока по теме: "Австралия. Образ материка." к УМК "Полярная звезда" под редакцией А.И.Алексеева....

Методическая разработка " Географическое положение образ материка Африка"-2023.

Африка является единственным материком, который расположен во всех четырех полушариях. И если мы посмотрим на физическую карту мира (обращается внимание учащихся на доску), то мы можем сказать, что Аф...