Тема 2. Долгая дорога от первичных прокариот к многоклеточным эукариотам. Урок по окружающему миру на тему "Самые первые прокариоты – анаэробные гетеротрофы." 6 класс
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему
- познакомить шестиклассников с понятиями «питание организмов», «автотрофные организмы», «гетеротрофные организмы»;
- сформировать умение и навыки работать с учебником, его рисунками и схемами;
- развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОМ – 6 класс
Тема 2. Долгая дорога от первичных прокариот к многоклеточным эукариотам
урок 01 (101). Самые первые прокариоты – анаэробные гетеротрофы.
Задачи урока: а) познакомить шестиклассников с понятиями «питание организмов», «автотрофные организмы», «гетеротрофные организмы»;
б) сформировать умение и навыки работать с учебником, его рисунками и схемами;
в) развивать логическое мышление.
Оборудование урока: таблицы по теме.
Содержание урока.
- Организация учащихся на урок.
- Изучение нового материала.
Тезисы урока.
- Сегодня мы говорим о питании организмов, о способах приобретения организмами вещества и энергии. Речь пойдет о двух принципиально разных видах организмов. Это автотрофы и гетеротрофы.
- К организмам-автотрофам относятся практически все растения, а также некоторые бактерии. К организмам-гетеротрофам относятся все грибы и все животные, включая и нас, людей, а также большинство бактерий.
- Организмы-автотрофы забирают из окружающей среды только неорганические вещества (например, воду и углекислый газ) и уже сами синтезируют из этих веществ органические соединения. Они образуют глюкозу, из которой затем строятся цепи полисахаридов – крахмала, гликогена, целлюлозы. Организмы-автотрофы забирают световую энергию и используют ее для образования органических соединений. Они превращают световую энергию в химическую. Таково автотрофное питание. Его называют фотосинтезом.
- Второй вид питания – это гетеротрофный. В отличие от организмов-автотрофов гетеротрофы не синтезируют органических соединений из неорганических. Они обязательно используют органические соединения, синтезированные другими организмами.
- Таким образом, если автотрофы превращают энергию света в энергию химических связей, то гетеротрофы превращают энергию одних химических связей в энергию других химических связей.
- Теперь поговорим о древних прокариотах. Вы знаете, что в прокариотических клетках не было хлоропластов. Их и в настоящее время нет. Поэтому автотрофное питание у прокариот исключено.
- С другой стороны невозможно у самых первых прокариот также и гетеротрофное питание – ведь эти прокариоты были самыми первыми организмами. Эта проблема была разрешима учеными. Они говорили, что самые первые прокариоты питались не живыми организмами, а теми органическими веществами, которые содержались в первичной среде, то есть в «бульоне». В этом самом бульоне как раз и зародились самые первые прокариоты. Они превращали химическую энергию органических соединений в энергию собственных химических связей и существовали как гетеротрофы.
- Итак, самые первые прокариоты – самые первые на Земле живые организмы – были гетеротрофами. Они питались накопившимися в древних водоемах органическими соединениями, расщепляя их и затем синтезируя из продуктов расщепления свои собственные структуры. Существенно то, что процесс расщепления органической пищи происходил в отсутствие кислорода. Почему? Свободного кислорода в атмосфере тогда не было. Такой процесс можно назвать процессом анаэробного, или бескислородного, расщепления. Его называют также гликолизом.
- Гетеротрофное питание животных и грибов предполагает расщепление органических соединений при участии свободного кислорода. Поэтому животные и грибы должны рассматриваться как аэробные или кислородные гетеротрофы. В отличие от них первичные прокариоты являлись анаэробными гетеротрофами. Заметим, что эволюция жизни на Земле не привела к исчезновению анаэробных гетеротрофов. Они сохранились в виде бактерий, которые играют важную роль в природе, превращая органику в неорганику в результате процессов брожения и гниения. Им помогают в этой работе грибы.
3. Закрепление знаний и подведение итога урока.
4. Домашнее задание: проработать статью п.2.1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» ...

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"
Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...

Урок по окружающему миру во 2 классе на тему: "С кем дружит ель?"
Цель урока: создание условий для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком. Урок способствует формированеию умений: 1) выдвигать гипотезу и обосновывать доказате...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"
Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

Тема 5. Первые шаги: человек принимает планету. Урок по окружающему миру на тему "Великие географические открытия древности."
прослеживаем хронологию путешествий кроманьонцев с целью открытия и изучения новых земель;продолжаем формирование умений шестиклассников работать с книгой, учебником, картами;развиваем логическое мышл...

Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"...