Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена по УМК А.А.Плешакова, Н. И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_programma_5_klass.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Рожки
Малмыжского района Кировской области
«Утверждаю»
_______________
Директор школы
Г.Н. Толмачева
Приказ №___ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
5 класс
Автор - составитель программы:
учитель географии
Медведева О.Р.
2013-2014 уч. год
- Раздел I. Пояснительная записка.
- Статус документа
Рабочая программа по «Природоведению» для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по природоведению, в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательного учреждения Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302): УМК: Н.И. Сонина
Функции программы:
- Информационно-методическая: позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета природоведения;
- Организационно-планирующая: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточных аттестаций учащихся.
Структура документа.
Рабочая программа по природоведению включает шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, список литературы и средств обучения, календарно-тематическое планирование уроков
- Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Всего 68 часов
- Цели изучения предмета
- Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 2 часа ( 5 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел убавлен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала. Остальные разделы соответствуют программе.
- Раздел II. Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Количество часов | Количество практических работ |
1 | Как человек изучает природу | 4 | 1 |
2 | Многообразие тел, веществ и явлений природы | 9 | 2 |
3 | Планета Земля | 18 | 7 |
4 | Жизнь на Земле | 14 | 5 |
5 | Человек на Земле. | 4 | |
6 | Здоровье человека и безопасность жизни | 15 | 6 |
Всего | 68 |
- Раздел III. Содержание тем учебного курса.
- Изучение природы (3часа)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
- Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
- Практические работы:
- Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
- Многообразие тел, веществ и явлений природы (8 часов)
- Вселенная.
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
- Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Практические работы:
- Работа с картой звездного неба
- Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарата )
- Планета Земля (19 часов)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
- Демонстрации:
- Глобус.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
- Опыты, демонстрирующие горение веществ.
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
- Практические работы:
4. Описание и сравнение признаков 2- веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].
5. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
6. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
7. Исследование 1-го физического явления (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.)
8. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
9. Конструирование простейших измерительных приборов.
10. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей)
- Жизнь на Земле (18 часов)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
- Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
- Практические работы:
- Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
- Рассматривание ископаемых остатков организмов.
- Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян гороха
- Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в водной среде
- Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в почвенной средам
- Человек на Земле.( 4 часа)
Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Здоровье человека и безопасность жизни (15 часов)
(Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
- Демонстрации:
- Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
- Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
16. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
17. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и путями их решения (на примере утилизации мусора, экономного использования воды, энергии).
18. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
19. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений
20. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков
21. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями грибами и т.п.)..
- Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс природоведения 5 класса.
- В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/ понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
- Раздел V. Литература и средства обучения
- Основная литература :
- Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение» (Учебник). - М.: Дрофа, 2009.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природовеление (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И.,Природовеление (Альбом-задачник). - М.: Дрофа, 2005.
- Методическая литература:
- Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
- Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.
- Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.
- РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
| Всего часов |
урока |
| Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки | Лабораторные и практические работы. Экскурсии |
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
1 | Науки о природе | 1 | ИНМ | УБ | Естественные науки Освоение приемов практической деятельности: Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц. | Знать естественные науки и сферы, которые они изучают Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию | |||||||||||||||
2 | Наблюдения, опыты и измерения. Их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы | 1 | ИНМ | УП | Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и при постановке опытов | Знать простейшие методы изучения природы Уметь различать в описании опыта и наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты |
| ||||||||||||||
3 | Практическая работа: Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами; | 1 | К | П | Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами | Уметь пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени различать в описании опыта и наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты | Практическая работа: Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами | Отчет по практической работе | |||||||||||||
4 | Вклад великих ученых –естествоиспытателей в развитие науки | 1 | К | УБ | Вклад великих ученых –естествоиспытателей в развитие науки: Чарлз Дарвин (естественный отбор), Карл Линней (классификация организмов) | Знать имена известных ученых-естествоиспытателей Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
5 |
| 1 | ИНМ | УБ |
Аристотель, Птолемей | Знать о представлении мира в древности и средневековье Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
6 | Гипотезы строения Вселенной. Н.Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно | 1 | К | УРИ |
Н.Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно | Знать понятие «гипотеза»; вклад ученых в развитие науки Уметь работать с текстом и схемами учебника | Фронтальный и индивидуальный опрос Контрольная работа Творческие задания | ||||||||||||||
7 | Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Планеты земной группы | 1 | К | УП | Строение Солнечной системы. | Знать строение Солнечной системы Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе | Диктант | ||||||||||||||
8 | Планеты-гиганты | 1 | К | УБ | Освоение приемов практической деятельности: Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц. | Знать планеты гиганты уметь описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел | Тест | ||||||||||||||
9 | Астероиды, кометы, метеоры и метеориты. | 1 | К | УБ | Освоение приемов практической деятельности: Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц. | Знать понятия: астероид, комета, метеор, метеорит Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста, описывать внешний вид изученных тел | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
10 | Представление о Солнце как одной из звезд | 1 | К | УБ | Представление о Солнце как одной из звезд | Знать понятие «звезда», Солнце-одна из множества звезд Вселенной Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста, описывать внешний вид изученных тел | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
11 | Звездное небо: основные созвездия. Практическая работа Работа с картой звездного неба | 1 | К | П | Звездное небо. Освоение начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации | Знать несколько созвездий Северного полушария Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты | Работа с картой звездного неба | Фронтальный и индивидуальный опрос Творческие задания | |||||||||||||
12 | Суточное движение звезд | 1 | К | П | Освоение приемов практической деятельности: Поиск информации в сети интернет | Знать о движении звезд во Вселенной Уметь проводить простейшие наблюдения и способы фиксирования информации Излагать результаты собственных наблюдений | Наблюдение суточного движения Солнца и звезд (фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарата и компьютера). | Отчет по практической работе | |||||||||||||
13 | Итоговый урок «Многообразие тел, веществ и явлений» | 1 | ОП | УЗ | Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала | Знать основные понятия темы курса Уметь применять их на практике в знакомой и измененной ситуации | Итоговый тематический тест | ||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
14 |
| 1 | ИНМ | У-презентация | Освоение приемов практической деятельности: Выделение в тексте терминов, фиксация основного содержания в виде плана. | Знать гипотезы возникновения Вселенной; современную гипотезу Уметь находить значение указанных терминов, сравнивать гипотезы | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
15 | Внутреннее строение Земли | 1 | К | УБ | Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц | Знать строение Земли Уметь работать со схемами и текстом учебника | Творческие задания | ||||||||||||||
16 | Горные породы и минералы. | 1 | К | УБ | Выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц | Знать понятие «горная порода», «минерал», «полезные ископаемые» группы горных пород по происхождению Уметь сравнивать природные объекты по 3 признакам: твердости, блеску, цвету | Тест | ||||||||||||||
17 | Землетрясения и вулканы | 1 | К | П | Освоение начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации | Знать понятие «землетрясение», «вулкан», типы вулканов, строение вулкана Уметь использовать не менее 2 источников информации по заданной тематике | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
18 | Суша | 1 | К | УП | Освоение приемов практической деятельности: Выделение в тексте терминов, фиксация основного содержания в виде плана. | Знать понятие «материк», «остров», «архипелаг» Название и расположение материков на Земле Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
19 | Атмосфера Земли | 1 | К | УБ | Освоение приемов практической деятельности: фиксация основного содержания текста в виде плана. | Знать понятие «атмосфера», состав . Уметь кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
20 | Погода. Основные характеристики погоды. | 1 | К | УБ | Основные характеристики погоды Участие в практической деятельности: Конструирование простейших измерительных приборов для наблюдений | Знать понятие «погода», основные характеристики погоды. Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи | Конструирование простейшего осадкомера и флюгера | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||||||||||
21 | Практическая работа: Наблюдение погоды. Измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра | 1 | К | П | Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы. Освоение приемов практической деятельности по изучению природных объектов, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации | Знать основные элементы погоды Уметь пользоваться приборами для измерения величин | Отчет по практической работе | ||||||||||||||
22 | Погодные явления | 1 | К | П | Наблюдение погодных явлений. Участие в практической деятельности : развитие восприятия природных объектов с помощью разных органов чувств | Знать погодные явления и опасные атмосферные явления Уметь выделять в тексте описания природных явлений | Наблюдение: осенние явления в природе. | Отчет по результатам экскурсии | |||||||||||||
23 | Влияние погоды на организм человека | 1 | К | П | Влияние погоды на организм человека Освоение приемов практической деятельности: Начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений | Знать о влиянии погоды на организм человека Уметь излагать результаты собственных наблюдений Различать в описании наблюдения цель, условия его проведения и полученный результат | Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей | Отчет по практической работе | |||||||||||||
24 | Вода на Земле | 1 | К | УБ | Освоение приемов практической деятельности: Выделение в тексте терминов, фиксация основного содержания в виде плана. | Знать о роли воды на Земле, составе гидросферы. Понятие «мировой океан». Уметь показывать на географической карте океаны Земли | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
25 | Неповторимая планета | 1 | К | УП | Освоение приемов практической деятельности: Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества | Знать об отличии Земли от других планет Солнечной системы Уметь выделять главную мысль текстовой информации | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
26 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. | 1 | К | П | Вещества в окружающем мире и их использование человеком: примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. | Знать понятие «вещество», «смесь», примеры простых и сложных веществ Уметь сравнивать вещества по 3 признакам | Описание и сравнение признаков веществ: вода, графит (заполнение полей базы данных) | Фронтальный и индивидуальный опрос Отчет по практической работе | |||||||||||||
27 | Практическая работа: Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования; | 1 | К | П | Освоение приемов практической деятельности: Выполнение правил безопасности при проведении практических работ Поиск информации в справочных изданиях, в том числе электронных носителях | Знать назначение и правила безопасного использования лабораторного оборудования Уметь следовать правилам безопасности | Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования; | Отчет по практической работе | |||||||||||||
28 | Явления превращения веществ в окружающем мире | 1 | К | П | Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление) | Знать явления превращения веществ Уметь излагать результаты собственных наблюдений | Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). | Отчет по практической работе | |||||||||||||
29 | Физические явления: механические, тепловые, световые. Их использование в повседневной жизни. | 1 | К | УБ | Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни | Знать физические явления Уметь кратко пересказывать учебный текст | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
30 | Практическая работа: Исследование физических явлений | 1 | К | П | Практическое изучение нескольких физических явлений Участие в практической деятельности: Конструирование простейших установок для наблюдений и опытов Выбор условий проведения опыта Освоение приемов практической деятельности: Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений | Знать правила безопасности при проведении опытов Уметь различать в описании опыта цель, условия его проведения и полученный результат | Исследование физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее темпера- туры, площади поверхности, рода жидкости) | Отчет по практической работе | |||||||||||||
31 | Итоговый урок «Планета Земля» | 1 | ОП | УК | Освоение приемов практической деятельности: Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества | Знать понятия темы курса Уметь применять знания | Итоговый тематический тест | ||||||||||||||
Жизнь на Земле ( 14 часов) | |||||||||||||||||||||
32 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | ИНМ | УБ | Фиксация основного содержания текста: заполнение предложенной таблицы | Знать о научном представлении развития жизни на Земле Уметь отвечать на вопросы по тексту учебной информации | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
33 | Живые клетки | 1 | К | УБ | Участие в практической деятельности: развитие восприятия природных объектов с помощью разных органов чувств | Знать о клеточном строении живых организмов, виды клеток; Уметь отвечать на вопросы по тексту учебной информации | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
34 | Разнообразие живых организмов | 1 | ИНМ | УБ | Разнообразие живых организмов. Наиболее распространенные представители культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности | Знать о царствах живой природы Примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности Уметь представлять информацию схемой | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
35 | Животный мир прошлого. | К | П | Освоение приемов практической деятельности: Поиск информации в сети Интернет | Знать о вымерших пресмыкающихся Земли Уметь описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел | Рассматривание ископаемых остатков организмов. | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
36 | Практическая работа: «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий и источников информации» | 1 | К | П | Освоение приемов практической деятельности: Поиск информации в справочных изданиях, электронных носителях, в сети Интернет Способов самоорганизации учебной деятельности | Знать правила работы с различными видами информации Уметь находить значение указанных терминов в справочной литературе | Отчет по практической работе | ||||||||||||||
37 | Практическая работа «Определение растений и животных с использованием различных источников информации» | 1 | К | П | Поиск информации в справочных изданиях, в том числе электронных носителях, интернет | Уметь использовать не менее двух источников информации по заданной тематике Определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя | Определение растений и животных с использованием различных источников информации ( фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев, электронных коллекций и др.) | ||||||||||||||
38 | Приспособленность растений и животных к жизни в наземно-воздушной среде | 1 | К | УБ | Примеры приспособления растений к недостатку и избытку влаги, освещенности; животных – к низким или высоким температурам | Знать приспособления растений к избытку и недостатку влаги; Приспособления животных к низким температурам Уметь приводить примеры использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными; | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
39 | Практическая работа: Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян гороха | 1 | К | П | Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян Участие в практической деятельности: Конструирование простейших установок для наблюдений и опытов Освоение приемов практической деятельности: Выбор условий проведения опыта Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений и изученных закономерностей | Знать этапы проведения простейшего метода изучения природы: Опыта Уметь различать в описании опыта цель, условия его проведения и полученный результат Излагать результаты собственных опытов использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями. | Практическая работа: Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян гороха | Отчет по практической работе | |||||||||||||
40 | Приспособленность растений и животных к жизни в водной среде | 1 | К | П | Освоение приемов практической деятельности: заполнение предложенных таблиц | Знать приспособления растений к избытку влаги Уметь отвечать на вопросы по тексту учебной информации использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными | Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в водной среде | ||||||||||||||
41 | Приспособленность растений и животных к жизни в почвенной среде | 1 | К | П | Освоение приемов практической деятельности: оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала | Знать приспособленность организмов к жизни в почвенной среде Уметь использовать не менее двух источников информации по заданной тематике использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными | Наблюдения примеров приспособления животных к жизни в почвенной средам | Отчет по практической работе | |||||||||||||
42 | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека | 1 | К | УБ | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека Адаптация к особенностям природы своей местности | Знать понятие «комфортность», показатели комфортности Уметь проводить мини-исследование | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
43 | Жизнь на разных материках | 1 | К | УП | Освоение приемов практической деятельности: заполнение предложенных таблиц | Знать понятие «эндемик» Уметь использовать не менее 2 источников информации по заданной тематике | Отчет по практической работе Творческие задания | ||||||||||||||
44 | Природные зоны Земли: тундра, тайга | 1 | К | УП | Освоение приемов практической деятельности: заполнение предложенных таблиц | Знать отличительные черты природных зон Уметь показывать на карте и называть типичных представителей растительного и животного мира | Отчет творческих групп | ||||||||||||||
45 | Природные зоны Земли: смешанные и широколиственные леса, | 1 | К | УП | Освоение приемов практической деятельности: оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала | Уметь: кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи | |||||||||||||||
46 | Природные зоны Земли: степи и саванны | 1 | К | УП | Освоение приемов практической деятельности: оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала | Знать отличительные черты природных зон Уметь показывать на карте и называть типичных представителей растительного и животного мира | Отчет творческих групп | ||||||||||||||
47 | Природные зоны Земли: пустыни, влажные экваториальные леса | Освоение приемов практической деятельности: заполнение предложенных таблиц | Уметь: кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи | ||||||||||||||||||
48 | Жизнь в морях и океанах. | 1 | К | УП | Освоение приемов практической деятельности: выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала | Знать понятия «планктон», «нектон», «бентос» Уметь приводить примеры представителей каждой группы, их приспособленность к жизни в заданных условиях | Отчет творческих групп | ||||||||||||||
49 | Итоговый урок «Жизнь на Земле» | 1 | ОП | УЗ | Освоение приемов практической деятельности: самооценка уровня личных достижений по предложенному образцу | Знать основные понятия темы курса Уметь применять их на практике в знакомой и измененной ситуации | Итоговый тематический тест | ||||||||||||||
Человек на Земле. (4 часа) | |||||||||||||||||||||
50 | Научные представления о происхождении человека. | 1 | ИНМ | УБ | Освоение приемов практической деятельности: фиксация основного содержания в виде плана | Знать о научном происхождении человека Уметь выделять главную мысль текстовой учебной информации | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
51 | Первые люди. | 1 | К | УБ | Освоение приемов практической деятельности: выделение в тексте терминов, заполнение предложенных таблиц | Знать о жизни первых людей Уметь составлять небольшое устное сообщение | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
52 | История географических открытий. | 1 | ИНМ | УП | Освоение приемов практической деятельности: Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества | Знать об эпохе Великих географических открытий Уметь работать с текстом учебника, показывать маршруты путешествий на географической карте | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
53 | Великие путешественники-первооткрыватели далеких земель. | 1 | К | УК | Освоение приемов практической деятельности: поиск информации в сети Интернет | Знать имена знаменитых путешественников Уметь самостоятельно подготовить устное сообщение с использованием дополнительной литературы | Отчет творческих групп | ||||||||||||||
Здоровье человека и безопасность жизни | |||||||||||||||||||||
54 | Воздействие хозяйственной деятельности человека на природу | 1 | ИНМ | УК | Освоение приемов практической деятельности: Фиксация основного содержания текста в виде плана Выступление с сообщением на 2 минуты с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала | Знать о влиянии хозяйственной деятельности человека на живую и неживую природу Уметь самостоятельно подготовить устное сообщение | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
55 | Экологические проблемы местности | 1 | К | ИНМ | Изучение экологических проблем своей местности | Знать основные экологические проблемы своей местности Уметь проводить наблюдения, фиксировать информацию | Знакомство с экологическими проблемами своей местности Фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями | Доклады Презентация результатов работы | |||||||||||||
56 | Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем местности | 1 | К | П | Участие в практической деятельности: Использование эмоционально-образных способов познания природы | Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем местности | Практическая работа Знакомство с экологическими проблемами своей местности | ||||||||||||||
57 | Пути решения экологических проблем своей местности | 1 | К | УРИ | Пути решения экологических проблем своей местности | Знать пути решения экологических проблем Уметь представлять проекты | Выступления учащихся с компьютерной поддержкой. | ||||||||||||||
58 | Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов | 1 | К | УБ | Причины и последствия сокращения разнообразия живых организмов | Знать исчезающие виды растений и животных края Уметь работать с дополнительными источниками информации | Доклады Творческие задания | ||||||||||||||
59 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | К | УРИ | Освоение приемов практической деятельности: Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества | Знать понятие «опустынивание», причины опустынивания. Уметь показывать районы экологического напряжения, связанного с опустыниванием на географической карте | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
60 | Правила поведения в природе. | 1 | АЗУ | УРИ | Освоение приемов практической деятельности: Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества | Знать правила поведения в природе Уметь работать в группе; представлять информацию | Выступление творческих групп | ||||||||||||||
61 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Практическая работа Измерение роста, температуры и массы тела | 1 | К | П | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | Знать показатели физического развития, возрастные нормы Уметь пользоваться приборами для измерения физических величин, сопоставлять информацию с данными, анализировать полученные результаты использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; | Измерение роста, температуры и массы тела | Отчет по практической работе Презентация результатов наблюдений | |||||||||||||
62 | Профилактика вредных привычек. | 1 | К | У-презентация | Освоение приемов практической деятельности: корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества | Знать о вреде привычек человека Уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности; составлять сообщение. | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
63 | Правила безопасного поведения в природных условиях | 1 | К | ИНМ | Изучение правил безопасного поведения в природных условиях: при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными | ||||||||||||||||
64 | Практическая работа Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды | 1 | К | П | Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по Полярной звезде и с помощью компаса. | Знать способы ориентирования на местности Уметь применять знания на практике использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков; | Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды | Отчет по практической работе | |||||||||||||
65 | Распространенные на территории местности ядовитые растения и грибы | 1 | ИНМ | УБ | Наиболее распространенные в своей местности ядовитые растения и грибы | Знать ядовитые растения края Уметь использовать дополнительные источники информации при выполнении задачи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||||||||||
66 | Способы защиты при укусах животных, воздействия ядовитых растений | 1 | К | П | Овладение способами защиты при укусах животных, воздействия ядовитых растений | Знать способы оказания помощи при укусах животных, воздействии ядовитых растений Уметь оказывать первую помощь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями грибами и т.п.).. | Зачет по практическим навыкам | |||||||||||||
67 | Практическая работа: Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах. | 1 | К | П | Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, кровотечениях | Уметь оказывать помощь при капиллярном кровотечении, несложных травмах использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах. | Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах | Зачет по практическим навыкам | |||||||||||||
68 | Итоговый урок «Здоровье человека и безопасность жизни» | 1 | Контроль | УК | Освоение приемов практической деятельности: самооценка уровня личностных учебных достижений по предложенному образцу | Знать основные понятия темы курса Уметь применять их на практике в знакомой и измененной ситуации | Итоговая тестовая работа | ||||||||||||||
Итого:
| 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...