Погодные явления
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме
урок по природоведению о погодных явлениях и ее элементах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogodnye_yavleniya.docx | 75.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Погодные явления»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели:
обучающие:
- Сформировать у учащихся новые понятия: погода, элементы погоды, приметы;
- показать связь природоведения с литературой на примере загадок;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды;
- формировать умение составлять простейшие прогнозы погоды.
развивающие:
- развитие речи, памяти, воображения, познавательного интереса, самостоятельности учащихся;
воспитывающие:
- воспитание любви учащихся к природе на примере материалов заданий;
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку Microsoft PowerPoint
Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником, работа по карточкам.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление и проверка полученных знаний
- Объяснение домашнего задания
- Итог урока, рефлексия
- Организационный момент: проверка готовности к уроку, подготовка презентации, проверка отсутствующих, приветствие учителя, раздача конспектов.
- Актуализация опорных знаний
– Сегодня наш урок пройдёт необычно. Я вам раздам конспекты (приложение), в которых есть для вас задания. Их заполнять вы будете на протяжении всего урока. Для начала укажите в них свое имя и фамилию. Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем).
Так темно осенней ночью,
Что не видно даже кошке,
Только точки-огонечки
В небе светятся немножко (звезды)
Голубое, голубое!
Голубее не бывает!
И неспешною гурьбою
Облака на нем летают (небо)
Он может лить и сеять,
И просто так идет,
Летать он не умеет,
А в небе ведь живет! (дождь)
Дождь не шел сегодня ночью,
Звездочки мерцали,
А на травке и листочках
Капли засверкали! (роса)
О, наше яркое светило,
Источник жизни на Земле!
Все без тебя бы камнем было
И пребывало бы во мгле! (солнце)
Если новости идут,
То, в обычной моде,
Что в конце передают?
Точно! – О ...! (погоде)
А сейчас внимательно прослушайте стихотворение А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем.
Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных и увиденных явлений
Тема: “Погодные явления”
Задачи урока: познакомиться с понятиями погода, метеорология, явления погоды, узнать какие бывают элементы погоды и с помощью чего они измеряются, каким образом составляется прогноз погоды
- Понаблюдайте за изменением погоды. Опишите, погоду сегодняшнего дня, какие изменения произошли в атмосфере? Назовите элементы погоды и попробуйте дать ее определение (температура воздуха, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра)
На примере силы ветра обратимся к учебнику на стр.181 и узнаем определение ветра, максимальную его силу на стр.183
Учитель: Как вы думаете, что такое погода?
Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.
- Отчего зависит погода?– Почему погода бывает разная?
(главная причина изменения погоды- изменение температуры воздуха, изменение направления, скорости ветра и атмосферное давление).
– Хорошо, молодцы ребята.
–Вы назвали элементы погоды.
Элементы погоды
Температура, влажность, атмосферное давление, облачность, осадки,
Перечислите на ваш взгляд благоприятную и неблагоприятную погоду. И внесите эти слова в конспект урока, разукрасив благоприятную погоду красным карандашом, а неблагоприятную зеленым.
Игра "Кто больше?" Погода имеет огромное значение для жизни на Земле. Напишите, люди каких профессий используют данные прогноза погоды? (3 мин) Выигрывает тот, у кого больше (фронтальный опрос)
– Человек непрерывно следит за погодой на специальных метеорологических станциях. Свое название они получили по названию науки о погоде — метеорологии. В России первая метеостанция была основана 280 лет назад. Существует Всемирная служба погоды. В ее центрах собирается метеорологическая информация с территории одних стран и передается другим странам. Мировые центры Всемирной службы погоды находятся в Москве, Вашингтоне и Мельбурне. Они получают информацию со всего мира. В России сведения о погоде по каждой местности передаются в ближайшее Бюро погоды. Здесь все показатели анализируются, и составляется прогноз погоды для каждого района, области или края. Огромную роль в предсказании погоды оказывают искусственные спутники Земли, с их помощью метеорологи следят за состоянием тропосферы и делают краткосрочный и долгосрочный прогнозы, с помощью компьютерных программ составляют “карту погоды”, которая называется синоптической. (Видеоролик метеорологическая станция)
– Вспомним, как называются приборы для измерения элементов погоды
– Представьте, что службы погоды не существует. Вы собираетесь идти с классом в поход, но не знаете, какая будет в этот день погода. Как вы поступите? (ответы учащихся)
Физминутка (слайд бабочки)
Вопрос – проблема: Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?
Посмотрите на слайд, где изображены явления природы. Так что же такое явления природы?
Учащиеся называют явления.
Учитель: И вот мы подошли к рассмотрению признаков устойчивой и неустойчивой погоды.
Признаки устойчивой погоды: сильная роса на листьях растений и траве; радуга вечером; если дым идет прямо вверх, днем жарко, а ночью прохладно или даже холодно; высокие кучевые облака.
Признаки неустойчивой погоды: усиление ветра к вечеру; росы и инея нет; дым из трубы стелется к земле; серое небо вечером.
– Да, в давние времена наши предки предсказывали погоду по Луне, по календарным датам, цвету закатного солнца. Погоду могут предсказать насекомые, птицы, растения.
– Какие местные признаки погоды вы знаете? Можно ли по одному какому-нибудь признаку или примете строить прогноз погоды? Сделайте вывод.
– Если воробьи купаются в пыли, говорят — быть дождю. Муравьи и пауки усиленно работают — быть хорошей погоде и теплу. Но если пчелы сидят в улье и гудят — ожидайте дождь. Если петухи поют рано с вечера, – к потеплению. Листья конского каштана перед дождем выделяют большое количество липкого сока.
- Закрепление и проверка полученных знаний
- Работа по карточкам
- Проверка кластера у доски(по цветам)
- Фронтальный опрос, пока 2 группы готовятся по карточкам и у доски.
- Домашнее задание . Ребята, обратите внимание на ваши конспекты. В конце всех пунктов записано домашнее задание. Откроем дневники и запишем его на вторник: составить прогноз погоды на неделю.
- Итог урока:
Что вам понравилось на уроке?
Что вы узнали о погоде?
Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши под музыку (у природы нет плохой погоды)
Спасибо за внимание!
Приложение
Фамилия, Имя ______________________________________5__класса
Тема урока:__________________________________________________ ________г.
Задание 1
Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте это-__________.
Задание 2 ссылка информации о погоде http://ukrmap.su/ru-g6/769.html
Задание 3
Наука о погоде – это__________________
Задание 4
Визуально наблюдаемые процессы, происходящие в атмосфере-это __________ _____________.
Задание 5
ссылка на видео удивительные природные явления - YouTube
http://www.youtube.com/watch?v=TYjzyBP9oZc
Домашнее задание: 1. Составить прогноз погоды на неделю
2. § 53, стр. 181-182 прочитать текст и выучить термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Погодные явления
урок по природоведению о погодных явлениях и ее элементах...
6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».
Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Опасные погодные явления» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...
Опасные погодные явления
Интегрированный урок по географии и ОБЖ в 6 классе " Опасные природные явления"...
Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.
Факторы формирования погоды, описание составления прогноза погоды и неблагоприятных погодных явлений....
Малькова. Урок «Исследование погодных явлений г. Тобольска»
Урок географии в 5 классе с использованием дневников наблюдений за погодой....
конспект урока обж 5 класс тема: Опасные погодные явления.
Тема: Погодные явления и безопасность человека. Тип урока: открытие нового знания.Формы и методы: фишбоун....
Презентация "Погодные явления. Языковая грамотность"
Презентация, в которой собраны все самые распространенные слова и выражения по теме "Погода". Можно использовать как для самостоятельной работы, так и в дополнение к уроку....