конспект урока обж 5 класс тема: Опасные погодные явления.
план-конспект урока по обж (5 класс)
Тема: Погодные явления и безопасность человека.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы и методы: фишбоун.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока обж "Опасные погодные явления" | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5 класс.
Тема: Погодные явления и безопасность человека.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися знаний о погодных явлениях и формирования навыков безопасного поведения во время грозы, гололёда и метели, закрепить знания о погоде и её основных показателях
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомиться с терминологией и описанием погодных явлений характерных для данного места проживания;
- изучить правила безопасного поведения во время грозы, гололёда и метели.
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету
- воспитывать личность безопасного типа для успешной социальной адаптации
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе
Планируемые результаты:
предметные:
- уметь описывать погодные явления характерные для данного места проживания;
- знать правила безопасного поведения во время грозы, гололёда и метели;
метапредметные:
- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;
- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
личностные:
- усвоить правила безопасного поведения в различных погодных условиях.
Формы и методы: фишбоун,
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация к уроку
План урока:
- Организационный момент
- Мотивация
- Целеполагание
- Систематизация и закрепление знаний
- Физкультминутка
- Систематизация и закрепление знаний
- Информация о домашнем задании
- Рефлексия
Ход урока
1.Организационный момент: (психологический настрой на урок)
– Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста! Сегодня на уроке вы узнаете новые открытия, а помогать вам будут: ваше внимание и находчивость.
2. Мотивация и целеполагание.
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать куплет песни из известного фильма советского кинорежиссёра Эльдара Рязанова. (Звучит песня «У природы нет плохой погоды»)
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Дождь ли снег, любое время года,
Надо благодарно принимать…
- Ребята? Какое же ключевое слово вы услышали в песне …(погода).
- Молодцы! Тема нашего урока связана с погодой, с погодными явлениями.
Слайд1.Запишите в тетради тему урока: Погодные явления и безопасность человека.
Как вы думаете , что мы должны изучить? чему мы должны научиться?
Слайд2. Цель урока: изучить погодные явления характерные для данного места проживания, правильно и безопасно научиться вести себя в различных погодных условиях.
3. Систематизация и закрепление знаний.
- Ребята, а вы согласны со словами песни, что «у природы нет плохой погоды»?
- Но в определённых условиях многие погодные явления несут в себе серьёзную опасность для здоровья и жизни человека, поэтому каждый из нас должен владеть навыками безопасного поведения в различных погодных условиях.
Ребята вы уже знаете, что Землю окружает воздушная оболочка, которая называется…. атмосфера.
На стр.64 учебника во 2 абзаце найдите описание атмосферы.
- Итак, атмосфера - какая она: изменчивая, подвижная, непостоянная. Изменения воздушной оболочки и определяют погоду.
Слайд3. Погода - это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время.
- скажите пожалуйста, а какие показатели определяют состояние погоды.
Слайд 4.Первый показатель- это температура.
Как вы думаете от чего зависит температура? (от времени года и времени суток).
2 показатель: перепады атмосферного давления, которое оказывает влияние на движение воздуха. Воздух начинает движение в ту сторону, где атмосферное давление ниже.
3 показатель: ветер. Ветер характеризуется направлением и скоростью перемещения.
4 показатель: облачность и осадки (дождь, снег).)
- Скажите откуда мы узнаём о погоде?
- Для предсказания погоды на Земле существуют наземные метеостанции. С помощью метеостанций и других средств люди собирают данные о температуре, давлении, силе ветра, влажности, о них более подробно мы узнаем на уроках географии. С помощью этих данных составляется прозноз погоды.
- А кто может сказать как называют профессию людей, которые занимаются предсказанием погоды? (синоптики).
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с погодными явлениями характерными для нашей местности
Метод фишбоун. Гроза 2.Гололёд 3.Метель. 4. Снежный занос
учащиеся самостоятельно изучают опасные природные явления по таблице
( приложение1).
характеристика опасных погодных явлений
Опасные погодные явления | Характеристика |
Гроза | Бурное ненастье с дождём, громом и молниями. |
Молния | Электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй. |
Гололёд | Слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах (деревьях, проводах, домах и т.д.) при намерзании капель переохлаждённого дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -3 оС. |
Снежный занос | Это природное явление связано с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов. |
Метель | Перенос снега ветром над землёй. |
- Определить по слайдам природные явления и поставить цифры в таблицу .
Слайд 5. 1-молния
Слайд 6.2- метель
Слайд 7. 3- гроза
Слайд 8- снежный занос
Слайд 9- гололёд
- (работа с учебником), учащиеся объединяются в пары .
§3.1 на страницах 67, 68, 69 - найти информацию о правилах безопасного поведения и составить рекомендации по безопасному поведению по плану.
Приложение 2 .
План
1. Перечислить последствия этого явления для человека.
2. Дать рекомендации по безопасному поведению по время
1 ряд – гроза
2 ряд – гололёд
3 ряд – метель, пурга. Время на выполнение задания – 10 минут
(Группы получают задание и приступают к работе по плану приложение2.)
- Итак, время истекло, давайте познакомимся с результатами работы первой группы (второй, третьей).
I ряд. Природное явление: гроза.
2. Последствия:
- Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3000 человек.
- Сильный ветер ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.
- Серьёзную опасность для человека таит в себе сильный ливень с градом.
3. Рекомендации:
1.Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать её.
2.Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.
3.Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями.
4.Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.
5.Если гроза застала вас в водоёме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).
II ряд. Природное явление: гололёд.
2. Последствия:
- Гололёд и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из-за падений, особенно опасно падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга.
3. Рекомендации: 1.Если в прогнозе погоды указывается вероятность появления на улицах и дорогах гололёда и гололедицы, необходимо выйти из дома пораньше, чтобы иметь резерв времени и не спешить.
2.Советуем вам соблюдать правила передвижения по улице в гололёд:
- подобрать малоскользящую обувь с подошвой на микропористой основе;
- приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома;
- наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук (наклейку сделайте крест накрест или лесенкой), а перед выходом наступить в песок;
- можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.
- Передвигаться в гололёд надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
- Если вы подскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.
3ряд. Природное явление: снежный занос, метель, пурга.
2. Последствия:- под снегом оказываются здания;
- останавливается движение на автомобильных и железных дорогах;
- нарушается нормальная жизнь населённых пунктов;
- возможно частичное разрушение зданий и крыш;
- возможен обрыв воздушных линий электропередачи.
3. Рекомендации:
- При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
- Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
- После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
- Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нём до её окончания. В данном случае риск общения с незнакомыми людьми оправдан.
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
4.Физкультминутка
Потрудились – отдохнём
Дружно встал – наш дружный класс
Просто класс!
Раз – приподняться, подтянутся.
Два - согнутся, разогнуться.
Три – в ладошки 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
пять, шесть – тихо сесть,
семь, восемь- лень отбросим.
5. Первичное закрепление.
1. Стр.54 рабочая тетрадь выполнить задание 2.3.
-Для закрепления знаний выполните небольшой тест. Подпишите полученную карточку и выполните в ней предложенное задание, но сначала поставьте себе оценку от 1до 2 баллов.
Время выполнения – 2 минуты.(Индивидуальная работа. Исправления не допускаются.)
Тест по теме «Погодные явления и безопасность человека»:
1. Выберите правильный ответ на вопрос: «Что такое погода?»
а). Погода – это среднегодовое количество осадков.
б) Погода – это движение потоков воздуха в определённом направлении.
в) Погода – это единица измерения атмосферного давления.
г) Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время
2. Укрываться во время грозы нужно:
а) в лесу, среди невысоких деревьев; б) в лесу, под большим деревом;
в) в овраге, яме, канаве; г) в воде.
3. Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие основные показатели определяют состояние погоды?»
а) Прогноз синоптиков; б) перепад атмосферного давления;
в) температура окружающего воздуха; г) ветер;
д) осадки; е) облачность; ж) неродные приметы.
4. Природное явление, связанное с обильным выпадением снега и продолжительным снегопадом - это а. гроза б. метель в.снежный занос
- Проверьте свою работу по эталону и оцените по критериям. Оценка сегодняшнего урока получилась от … баллов до… баллов. Свои результаты (обращение ко всем ученикам) можно улучшить на следующем уроке, а для этого давайте запишем домашнее задание.
6. Домашнее задание.
1.изучить §3.1, стр. 64-70, пересказать, ответить на вопросы- ситуации (практикум);
- творческое задание: записать народные приметы, указывающие на перемену погоды.
7. Рефлексия.
- Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Ответы детей)
- Как вы считаете, мы достигли этой цели? Вывод.
- ребята, скоро приближается праздник всей страны Новый год давайте украсим нашу елочку настроением сегодняшнего урока. На парте у каждого лежат игрушки смайлы, выразите своё настроение.
красный – узнали что-то новое, довольны уроком.
желтый- - не совсем довольны, нужно ещё раз закрепить .
синий – ничего нового не узнали.
8. Оценивание работы на уроке.
Выставление оценок за урок.
- Спасибо за урок! Все свободны.
Приложение1. Тест по теме «Погодные явления и безопасность человека»:
1. Выберите правильный ответ на вопрос: «Что такое погода?»
а). Погода – это среднегодовое количество осадков.
б) Погода – это движение потоков воздуха в определённом направлении.
в) Погода – это единица измерения атмосферного давления.
г) Погода – это состояние атмосферы в определённом месте и в определённое время
2. Укрываться во время грозы нужно:
а) в лесу, среди невысоких деревьев; б) в лесу, под большим деревом;
в) в овраге, яме, канаве; г) в воде.
3. Выберите правильные ответы на вопрос: «Какие основные показатели определяют состояние погоды?»
а) Прогноз синоптиков; б) перепад атмосферного давления;
в) температура окружающего воздуха; г) ветер;
д) осадки; е) облачность; ж) неродные приметы.
4. Природное явление, связанное с обильным выпадением снега и продолжительным снегопадом- это а. гроза б. метель в.снежный занос
Приложение2. характеристика опасных погодных явлений
Опасные погодные явления | Характеристика |
Гроза | Бурное ненастье с дождём, громом и молниями. |
Молния | Электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землёй. |
Гололёд | Слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах (деревьях, проводах, домах и т.д.) при намерзании капель переохлаждённого дождя и мороси обычно при температуре воздуха от 0 до -3 оС. |
Снежный занос | Это природное явление связано с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов. |
Метель | Перенос снега ветром над землёй. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Погодные явления
урок по природоведению о погодных явлениях и ее элементах...
6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».
Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Опасные погодные явления» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...
Опасные погодные явления
Интегрированный урок по географии и ОБЖ в 6 классе " Опасные природные явления"...
Погода и опасные погодные явления. Прогноз погоды. Синоптическая карта.
Факторы формирования погоды, описание составления прогноза погоды и неблагоприятных погодных явлений....
Открытый урок по ОБЖ на тему: " Опасные погодные явления"
Знакомство учащихся с влиянием различных погодных условий на безопасное существование человека в природной среде. Обратить внимание на рекомендации специалистов по безопасному поведению в природ...
Конспект урока по теме "Погодные явления зимой"
Конспект урока по теме "Погодные явления зимой"...