Малькова. Урок «Исследование погодных явлений г. Тобольска»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок географии в 5 классе с использованием дневников наблюдений за погодой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malkova._urok_issledovanie_pogodnyh_yavleniy_g._tobolska.docx | 66.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Malkova Tamara Alexandrovna, Tobolsk, school №1, teacher of biology and geography. The lesson name: “research of weather activity in Tobolsk“. Integrated lesson (math, biology, geography) with using of educational-research activity. Pupils calculate the average temperature of month by using the observations diaries, diagram the range of temperature, dig for relationship between temperature and pressure and diagram the windrose. They draw an analogy between temperature indications and phenological observations. They also use the saws, proverbs and weather signs.
Key words: research, weather, temperature, pressure, windrose, range, diagram.
Исследование погодных явлений Малькова Тамара Александровна, учитель биологии и географии МАОУ СОШ № 1 г. Тобольска Урок «Погода и метеорологические наблюдения в г. Тобольске»
Интегрированный урок (математика, география, биология) с использованием учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся, используя дневники наблюдений за природой высчитывают среднюю температуру месяца, строят график амплитуды температуры, ищут взаимосвязь между давлением и температурой воздуха и строят розу ветров. Проводят аналогию между показателями температуры и фенологическими наблюдениями. Применяют пословицы, поговорки, приметы погоды.
Ключевые слова: наблюдение, погода, температура, давление, роза ветров, амплитуда, график.
Урок «Погода и метеорологические наблюдения в г. Тобольске»
Тип урока: урок решения практических, проектных задач.
Вид урока: урок – практикум.
Цель урока: Математический обсчет результатов наблюдений с построением таблиц, графиков и получение практических результатов.
Планируемые результаты.
Предметные: знать определение понятий погода, температура воздуха, амплитуда, давление воздуха, роза ветров. Уметь определять среднее значение температуры, строить графики амплитуды и розы ветров.
Метапредметные: Делать выводы из графиков, таблиц. Проводить математические подсчеты. Аргументировать свою точку зрения по фенологическим наблюдениям. Самостоятельно контролировать своё время.
Личностные: использовать языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.
Методы: частично – поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ – презентация.
Для подготовки этого и других уроков учащимся с первого сентября предлагается заполнение дневника наблюдения за природой по таблице:
Дата | tо | Давление | Осадки | Ветер | Изменения во флоре | Изменения в фауне | Самочувствие, настроение |
- Организационный момент.
- Актуализация субъективного опыта учащихся.
С начала учебного года вы заполняете дневник наблюдений за природой. Какие графы вы заполняете? Что характеризует состояние неживой природы? Каким термином можно объединить эти критерии? Значит, какая тема нашего урока?
«Погода и метеорологические наблюдения в г. Тобольске»
3. Изучение новых знаний и способов деятельности.
Погода - совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определенный момент времени в той или иной точке пространства. Многолетний режим погоды называют климатом.
Критерии описание погоды
- Показатели температуры (амплитуда, средние значения).
- формула определения среднего значения. Чтобы найти среднюю температуру месяца, нужно все показатели за месяц сложить и разделить на количество дней в месяце.
Амплитуда температуры
Наибольшее отклонение колеблющейся по определенному закону величины от среднего значения или от некоторого значения, условно принятого за нулевое.
В частном случае - разность между дневной и ночной температурой – суточная амплитуда (пример). Если нужно найти амплитуду месяца, то нужно взять показатели самой маленькой и самой большой температуры.
- Роза ветров.
Розой ветров называют круговую векторную диаграмму, отражающую направление движения ветра в течение определенного периода. Подобные графики широко используют в метеорологии, климатологии, а также при строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов, жилых массивов и промышленных зон. Чтобы построить розу ветров, нужно на осях координат, отложить количество дней с данным направлением ветра и соединить точки между собой.
- Показатели давления. Атмосферное давление — давление атмосферы, действующее на все находящиеся в ней предметы и земную поверхность. Измеряется в паскалях или мм.рт. столба. Выписываем показатели с дат Х по Х1 (там, где погода изменяется).
Температура | Давление мм.рт.ст. |
Какая взаимосвязь м/удавлением и температурой воздуха?
- Первичная проверка понимания изученного;
Значение наблюдений за погодой? Посмотрите в записи своих дневников наблюдения и ответьте на вопрос: Что в природе происходит в связи с изменениями температуры?
- Закрепление пройденного материала.
Можно ли другими способами узнать о погоде в данной местности? (приметы погоды, поведение животных при изменении погоды, о чем говорят изменения внешнего вида растений в связи с изменениями погоды?) Это домашнее задание предыдущего урока.
- Применение изученного материала.
Как можно использовать данные наблюдения на практике (в жизни)?
- Предсказание погоды на ближайшее будущее.
- Предсказание погоды долгосрочное.
- Знать как одеться на завтра.
- Обобщение и систематизация.
С какими критериями погоды мы познакомились? Как можно о них узнать? Как можно предсказать погоду?
- Контроль и самоконтроль.
Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите все ли цифры подсчетов одинаковы? Почему наблюдается различие? (показатели берутся из разных источников). (Пять показателей, если все выполнены - 5) Поставьте отметку друг другу по итогам работы.
9. Домашнее задание. На выбор: составить кроссворд по теме «Воздух»; вопросы, заинтересовавшие вас в ходе изучения темы; продолжить фенологические наблюдения.
10. Подведение итогов учебного занятия.
Сегодня на уроке я узнал(-а)….
На уроке я научился (-лась)…..
На уроке я понял (-а)……
11. Рефлексия.
Отметьте на стилизованном градуснике свое настроение на уроке (37, 7 – норма, ниже – не доработал(а) , выше – я устал(а) .
Библиографический список:
- wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследования "Сезонные явления природы" 6 класс
В материале рассматриваются сезонные явления в природе. Ученики проводили исследовательские работы, чтобы ответить на вопрос Почему деревья зимой плачут?...
Погодные явления
урок по природоведению о погодных явлениях и ее элементах...
Погодные явления
урок по природоведению о погодных явлениях и ее элементах...
6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».
Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Опасные погодные явления» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...
конспект урока обж 5 класс тема: Опасные погодные явления.
Тема: Погодные явления и безопасность человека. Тип урока: открытие нового знания.Формы и методы: фишбоун....
Открытый урок по ОБЖ на тему: " Опасные погодные явления"
Знакомство учащихся с влиянием различных погодных условий на безопасное существование человека в природной среде. Обратить внимание на рекомендации специалистов по безопасному поведению в природ...
Конспект урока по теме "Погодные явления зимой"
Конспект урока по теме "Погодные явления зимой"...