Конспект урока по теме: Дикие и домашние животные (Заяц, кролик) Сравнение.
план-конспект урока по естествознанию по теме

Разработка урока и презентация  для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2 специальный (коррекционный) класс VIII вида. Урок  развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема. Дикие и домашние животные (Заяц, кролик)                      Сравнение.

2 класс

Учитель: Климентьева

Надежда Александровна

Задачи.

І. Образовательные:

- обобщение знаний учащихся о диких и домашних животных на основе сравнения зайца и кролика.

ІІ. Развивающие:

- коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, классификации;

- развитие связной речи.

ІІІ. Воспитательные:

- воспитание мотивации к учению.

Оборудование

для учителя:

Ι.- презентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик»;

- контурные изображения зайца и кролика;

- рисунки зайца и кролика, в которых показаны различия этих животных (1-кролик чёрной окраски и заяц белой окраски, 2- кролик в клетке, рядом с домом человека и заяц в лесу);

- карточки «общие признаки», «отличия»;

- карточки – символы «Где живёт?», «Какого цвета?», «Чем питается?», «Чем покрыто тело?», «Какого размера?», «Как передвигается?»;

- карточки с контурными изображениями зайца и кролика с подписями «заяц», «кролик» (задание на самоподготовку);

для учащихся:

- карточки «форма тела», «размер», «мех», «способ передвижения», «питание», «цвет», «место обитания»;

- карточки с предложениями (у каждого ученика)

Заяц маленький и кролик… .

Заяц пушистый и кролик … .

Заяц прыгает и кролик … .

Заяц … , а кролик … .

Заяц живёт … …, а кролик … …. … … .

Заяц – это … животное, а кролик – это … …. .

                                 Ход урока.

Ι. Организационный момент.

1. Психологический настрой на урок.

  • Все у парты ровно встали.

          Улыбнулись, подравнялись.

          Тихо сели за свой стол…

          Начинаем разговор.

Сейчас у нас урок развития речи, напоминаю, что на этом уроке мы учимся красиво и правильно говорить. Отвечайте на вопросы чётко, полным ответом, только по поднятой руке. Вы знаете, если что-то у вас не получается, я обязательно помогу.

ΙΙ. Введение в тему.

  1. Игра «Кто как голос подаёт?»

- Начнём урок с весёлой игры «Кто как голос подаёт?».

Слайды:

  1. Овца
  2. Курица
  3. Кошка
  4. Корова
  5. Свинья
  6. Собака
  7. Волк
  8. Тигр
  9. Гусь  

- Как одним словом назвать тех, кого видели на экране? (животные)

2) Игра «Кто лишний?»

- А сейчас внимательно посмотрите на экран и скажите, кто среди этих животных лишний?

Слайд:

Собака, свинья, корова, заяц.

- Почему заяц лишний? (заяц – это дикое животное, а собака, свинья и корова – это дикие животные)

- Каких животных называют домашними?

- Теперь назовите, кто лишний?

Слайд:

Медведь, лиса, кролик, белка.

- Почему кролик лишний?

- Каких животных называют дикими?

- Какие же животные оказались лишними? (заяц и кролик)

- Правильно.

Слайд: заяц, кролик.

ΙΙΙ. Сообщение темы, целей урока.

- Тема нашего урока (слайд) «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик».

- Ребята  определите, где заяц, а где кролик.

А никто не заметил, что Максика не было с нами на этих уроках. (Появляется фигура Максика на доске.)  И вот, что случилось: в школе Максику дали задание нарисовать кролика и зайца. Рисунки у него получились красивые.  (Показ контурных изображений зайца и кролика.) Но вы сможете определить по ним, где заяц, а где кролик? (нет)

- Почему? (одинаковые по форме)

- Давайте поможем Максику правильно выполнить задание. А для этого расскажем ему, в чём отличия зайца и кролика (карточка  «отличие» - на доску) и какие общие признаки есть у зайца и кролика (карточка «общие признаки» - на доску).

 ΙV. Актуализация знаний.

1) - Кто был внимательным, какой общий признак зайца и кролика мы уже назвали?

- У кого карточка со словами «форма тела»?

- Помести её в нужный столбик.  («Общие признаки»)

2) Слайд: заяц.

- Кто это?

- Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого размера?»).

- Кто может ответить на этот вопрос?

- Заяц маленький.

Слайд: кролик.

- А кролик какого размера?

-Маленького.

- Итак, мы с вами выяснили, что заяц и кролик маленькие. Слайд: заяц, кролик.

- Значит заяц и кролик по размеру одинаковые или разные?

-У кого карточка со словами «размер»?

- Помести её в нужный столбик.  («Общие признаки»)

3) Слайд: заяц.

- Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем покрыто тело?»).

- Ответьте на вопрос.

Слайд: кролик.

- А чем покрыто тело кролика?

Слайд: заяц, кролик.

- И у кролика и у зайца тело покрыто мехом.

- У кого карточка со словом «мех»?

- В какой столбик нужно поместить карточку? («Общие признаки»)

4) Слайд:  белый заяц.

- Задайте вопрос о зайце с помощью карточки («Какого цвета?»).

- Ответьте на вопрос.

- В какое время года заяц белый?

- Для чего зимой заяц становится белым?

- Какого цвета заяц летом?

- Правильно, летом заяц серый.  Слайд: заяц летом.

- Почему летом он серый?

Слайд: кролики разной окраски.

- А вы, ребята, скажите мне, какого цвета бывают кролики?

- Зимой меняется ли цвет меха у кроликов?

Слайд: кролик и заяц.

- Значит по цвету заяц и кролик одинаковые или разные?

- У кого карточка со словами «цвет»?

- Помести в нужный столбик. («Отличия»

5) Слайд: заяц.

- Задайте вопрос о зайце по карточке («Как передвигается?»).

- Как зайцы передвигаются, мы не скажем, а покажем.

Динамическая пауза.

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-скок, прыг-скок.

И … под кусток.

Ведь лиса идёт по лесу. Слайд: лиса.

Кто там скачет, интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут. Слайд: зайцы.

Прыг-скок, прыг-скок

Под кусток … и молчок.

- Как же передвигаются зайцы?

Слайд: кролик.

- А кролики как передвигаются?

- Итак, и кролик, и заяц прыгают. 

- У кого карточка со словами «как передвигается»?

- Помести в нужный столбик. («Общие признаки»)

6)  Слайд: заяц, кролик.

- Задайте вопрос о зайце по карточке («Чем питается?»).

- Ответьте на вопрос.

- А вы, ребята, подскажите мне, можно ли сказать, что кролик  питается тем же, что и заяц?

- У кого карточка со словом «питание»?

- Питание – это общий признак или отличие?

- Помести карточку в нужный столбик. («Общие признаки»)

7) Слайд: заяц в лесу.

- Задайте вопрос о зайце по этой карточке («Где живёт?»).

- Значит, заяц – это дикое или домашнее животное?

- Почему заяц – дикое животное? (живёт в лесу)

Слайд: кролик в клетке.

- А остальные скажут мне, где живёт кролик?

- Значит, кролик какое животное?

- Почему кролик – домашнее животное?

Слайд: кролик в клетке и заяц в лесу.

- Значит, место обитания кролика и зайца одинаковое или разное?

- У кого карточка со словами «место обитания»?

- Помести её в нужный столбик. («Отличия»)

8) Итак, у нас получилась таблица, в которой мы показали, что общего у зайца и кролика и чем они отличаются друг от друга.

Общие признаки.

Отличия.

Форма тела (одинаковые)

Цвет.

Размер (маленькие)

Место обитания.

Мех (тело покрыто шерстью, мехом)

Способ передвижения (прыгают)

Питание.

Давайте рассмотрим зайца и кролика, которых нарисовал Максик.

Посмотрите, форма тела у зайца и кролика одинаковые, размер одинаковый. Максик даже смог изобразить, что тело зайца и кролика покрыто мехом. То есть мальчик показал в рисунках только общие черты зайца и кролика.

Но мы-то и отличия этих животных знаем. Повторите первое отличие.

- Что же может сделать Максик, чтобы одно из животных стало кроликом? (раскрасить кролика)

- Правильно. Вот как мог Максик раскрасить кролика. (Рисунок с контурным изображением кролика заменяется рисунком кролика чёрной окраски.) Теперь мы видим белого зайца и чёрного кролика…  А может быть это белый кролик и чёрный кролик? (да)

- Опять мы не можем точно сказать, где здесь кролик, а где заяц… Назовите мне второе отличие зайца и кролика.

- Что ещё можно дорисовать, чтобы все увидели, где заяц, а где кролик?(лес – на рисунке, где заяц; клетку или дом человека – на рисунке, где кролик)

- Правильно, вот какие рисунки (показ) должен сделать Максик, чтобы его зайца и кролика можно было отличить. Теперь Максик правильно справиться со своим заданием.  

9) - Думаю, и вам будет интересно выполнить такое же задание на самоподготовке. В конце урока я раздам вот такие картинки (контурное изображение зайца с подписью «заяц», контурное изображение кролика с подписью «кролик»).

Те, кому попадётся картинка со словом «заяц», что должны будут дорисовать?

- Как на рисунке покажете, что это кролик?

V. Закрепление.

- А сейчас выполним более сложное задание – составим предложения об этих зайце и кролике (рисунки). Для этого вставьте нужные слова вместо точек.

Заяц маленький и кролик… .

Заяц пушистый и кролик … .

Заяц прыгает и кролик ….

Заяц …, а кролик ….

Заяц живёт … …, а кролик … …. … ….

Заяц это…животное, а кролик – это … .

Заяц маленький и кролик маленький .

Заяц пушистый и кролик пушистый .

Заяц меняет цвет, а кролик не меняет.

Заяц прыгает и кролик прыгает .

Заяц живёт в лесу, а кролик в клетке дома .

Заяц – это дикое животное, а кролик – это домашнее животное .

VΙ. Итог урока.

  1. Анализ работы учащихся на уроке.
  2. Выставление отметок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

бе-е-е Игра « Кто как голос подаёт? »

Слайд 2

мяу-мяу

Слайд 3

му-у-у

Слайд 4

гав-гав

Слайд 5

га-га-га


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Дикие и домашние животные" (3 класс)

Презентация используется в 3 классе с целью закрепления лексики по теме" Дикие и домашние животные",  также в презентации дети знакомятся с правилами образования степеней сравнения английских при...

Развитие речи, 2 класс, тема"Дикие и домашние животные", конспект урока

Конспект урока "Дикие и домашние животные", 2 класс, коррекционная школа...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Конспект занятия на тему "Дикие и домашние животные"

Конспект занятия на тему "Дикие и домашние животные" для второй младшей группы....

Презентация к уроку по теме: "Дикие и домашние животные"

Презентацию к уроку по теме "Дикие и домашние животные" можно использовать на уроке Ознакомления с окружающим миром в 1 классе. Презентация содержит загадки о животных и картинки э тих животных. Эта п...

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Дикие и домашние животные.Сравнение", 2 класс школы 8-го вида.

Урок разработан для детей с лёгкой (F 70)  и умеренной (F 71) у.о..На уроке обобщаются знания учащихся о домашних и диких животных на основе сравнения зайца и кролика.Урок сопровождается презента...

Конспект урока с презентацией по развитию речи на тему "Дикие и домашние животные" для коррекционных школ 8 вида, 4 класс "Особый ребенок"

Цель урока:- закрепить знания учащихся о диких и домашних животных.Тип урока – повторительно-обобщающийЦель урока – закрепить умение дифференцировать диких и домашних животныхЗадачи урока:-...