Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
рабочая программа по естествознанию на тему
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание" разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий: 100120.04 "Проводник на железнодорожном транспорте"; 100701.01 "Продавец, контролер-кассир") и прмерной программы "Естествознание", утвержденной директором Департамента государственной политики нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М.Реморенко 16.04.2008г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie.docx | 132.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Архангельской области.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области
«Котласский транспортный техникум».
/ГБОУСПО АО» Котласский транспортный техникум»/
Утверждаю:
Директор ГБОУ СПО
Архангельской области
«Котласский транспортный техникум»»
____________________
В.А. Хаванов
« ___»__________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Вычегодский 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий:100120.04 «Проводник на железнодорожном транспорте»; 100701.01 «Продавец, контролер-кассир») и примерной программы «естествознание», утвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко 16.04.2008 г.
Организация – разработчик: ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум», п. Вычегодский.
Разработчик:
Лужинская Ирина Анатольевна, преподаватель.
Рассмотрена и одобрена на методической комиссии общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум », п. Вычегодский.
Протокол №_____ от «01» сентября 2014г.
Методист ______________ Ганжа А.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 18 20 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО:
100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
100701.01 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
270802.09 Мастер общестроительных работ
190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
190623.01 Машинист локомотива
190629.07 Машинист крана (крановщик)
270802.08 Мастер сухого строительства
190631.01 Автомеханик
250401.03 Станочник деревообрабатывающих станков
270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен: знать/понимать
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
- вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
уметь
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 447 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 298 часов;
самостоятельной работы обучающегося 149 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 447 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 298 |
в том числе: | |
лабораторно – практические занятия | 164 |
контрольные работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 149 |
в том числе: | |
реферат | 64 |
домашняя работа | 80 |
домашняя лабораторная работа | 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение Содержание учебного материала: 1. Науки о природе, их роль в познании окружающего мира и развития цивилизации 2. Естественнонаучный метод познания 3. Моделирование явлений и объектов природы 4. Естественнонаучная картина мира и ее важнейшие составляющие 5. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной 6. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики | 1 | 1 1 1 1 1 1 | |
Химия | 120 | ||
Тема 1 1 | Органические соединения Содержание учебного материала: 1. Многообразие органических соединений 2. Основные положения теории строения органических соединений 3. Изомерия: структурная, пространственная 4. Классификация органических соединений 5. Углеводороды, их строение и характерные химические свойства 6. Метан 7. Этилен 8. Ацетилен 9. Бензол 10. Применение углеводородов в органическом синтезе 11. Реакция полимеризации 12. Нефть, газ, каменный уголь – природные источники углеводородов 13. Спирты, их строение и характерные химические свойства 14. Этиловый спирт 2 | 85 3 | 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 4 |
15. Глицерин 16. Карбоновые кислоты 17. Уксусная кислота 18. Мыла как соли высших карбоновых кислот 19. Жиры как сложные эфиры 20. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза 21. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки 22. Генетическая связь между классами органических соединений 23. Синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна 24. Моющие и чистящие средства 25. Токсичные вещества 26. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 49 4 43 | 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 | |
Тема 2 1 | Химические свойства и превращения веществ Содержание учебного материала: 1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева 2. Связь между строением электронной оболочки атома и химическими свойствами элемента 3. Природа химической связи 4. Ковалентная связь: полярная и неполярная 5. Ионная связь 6. Катионы и анионы 7. Металлическая связь 8. Кристаллические решетки с различными видами химической связи 9. Химические реакции 10. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит 11. Тепловой эффект реакции 12. Химическое равновесие Лабораторно-практические занятия Контрольные работы 2 | 18 9 1 3 | 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 2 2 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | ||
Тема 3 | Неорганические соединения Содержание учебного материала: 1. Классификация неорганических соединений 2. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации 3. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная 4. Водородный показатель (рН) раствора 5. Металлы 6. Общие способы получения металлов 7. Сплавы: черные и цветные 8. Коррозия металлов и способы защиты от нее 9. Неметаллы 10. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов 11. Окислительно-восстановительные реакции 12. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека 13. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 16 12 1 8 | 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 |
Физика | 100 | ||
Тема 4 1 | Механика Содержание учебного материала: 1. Механическое движение 2. Относительность механического движения 3. Виды движения (равномерное, равноускоренное, периодическое) и их графическое описание 4. Взаимодействие тел 5. Законы Ньютона 6. Закон всемирного тяготения 2 | 25 3 | 1 1 2 1 2 2 4 |
7. Невесомость 8. Закон сохранения импульса и реактивное движение 9. Закон сохранения механической энергии 10. Работа и мощность 11. Практические задачи механики 12. Механические колебания 13. Период и частота колебаний 14. Механические волны 15. Свойства волн 16. Звуковые волны 17. Ультразвук и его использование в технике и медицине Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 15 1 12 | 1 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 | |
Тема 5 1 | Молекулярная физика. Термодинамика Содержание учебного материала: 1. История атомистических учений 2. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества 3. Масса и размеры молекул 4. Тепловое движение 5. Температура как мера средней кинетической энергии частиц 6. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений 7. Модель идеального газа 8. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа 9. Работа газа 10. Модель жидкости 11. Поверхностное натяжение и смачивание 12. Кристаллические и аморфные вещества 13. Жидкие кристаллы 14. Внутренняя энергия 15. Первый закон термодинамики 16. Второй закон термодинамики 17. КПД тепловых двигателей 18. Тепловые машины, их применение 2 | 20 3 | 1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 1 4 |
19. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин и проблема энергосбережения Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 11 2 10 | 1 | |
Тема 6 1 | Электродинамика Содержание учебного материала: 1. Взаимодействие заряженных тел 2. Электрический заряд 3. Закон Кулона 4. Электрическое поле 5. Проводники и изоляторы в электрическом поле 6. Постоянный электрический ток 7. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление 8. Закон Ома для участка цепи 9. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца 10. Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током 11. Электродвигатель 12. Явление электромагнитной индукции 13. Электрогенератор и переменный ток 14. Получение и передача электроэнергии 15. Проблемы энергосбережения 16. Электромагнитное поле и электромагнитные волны 17. Скорость электромагнитных волн 18. Свет как электромагнитная волна 19. Дисперсия света 20. Интерференция и дифракция света 21. Законы отражения и преломления света 22. Оптические приборы 23. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, изучения свойств веществ, медицине Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся 2 | 35 16 2 18 3 | 1 1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 4 |
Тема 7 | Строение атома и квантовая физика Содержание учебного материала: 1. Волновые и корпускулярные свойства света 2. Фотоэффект 3. Использование фотоэффекта в технике 4. Строение атома: планетарная модель и модель Бора 5. Поглощение и испускание света атомом 6. Квантование энергии 7. Принцип действия и использование лазера 8. Оптическая спектроскопия как метод изучения состава вещества 9. Строение атомного ядра 10. Энергия связи 11. Связь массы и энергии 12. Ядерная энергетика 13. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 15 6 1 8 | 1 2 1 2 2 1 1 1 2 2 2 1 1 |
Тема 8 | Эволюция Вселенной Содержание учебного материала: 1. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик 2. Большой взрыв 3. Возможные сценарии эволюции Вселенной 4. Эволюция и энергия горения звезд 5. Термоядерный синтез 6. Образование планетных систем 5. Солнечная система 6. Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах Самостоятельная работа обучающихся | 5 2 | 1 1 1 1 2 1 1 1 |
Биология | 78 | ||
Тема 9 1 | Клеточное строение организмов Содержание учебного материала: 1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма 2 | 22 3 | 1 4 |
2. Клеточная теория строения организмов 3. роль в клетке неорганических и органических веществ 4. Строение клетки: основные органоиды и их функции 5. Метаболизм, роль ферментов в нем 6. Молекула ДНК – носитель наследственной информации 7. Генетический код 8. Матричное воспроизводство белков 9. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов 10. Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы 11. Неклеточные формы жизни, вирусы 12. Профилактика и лечение вирусных заболеваний 13. Размножение организмов, его формы и значение 14. Гаметы и их строение 15. Оплодотворение 16. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез) Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 15 1 11 | 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 | |
Тема 10 1 | Наследственность и изменчивость Содержание учебного материала: 1. Наследственность и изменчивость – свойства организмов 2. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом 3. Хромосомная теория наследственности и теория гена 4. Изменчивость 5. Наследственная и ненаследственная изменчивость 6. Причины наследственных изменений 7. Мутагены и мутации 8. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния 9. Значение генетики для медицины 10. Биотехнологии 11. Генная, клеточная инженерия 2 | 16 3 | 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 4 |
12. Клонирование 13. Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 11 1 8 | 1 1 | |
Тема 11 | Многообразие и эволюция органического мира Содержание учебного материала: 1. Система органического мира и ее основные систематические категории 2. Вид, его критерии 3. Проблема реального существования видов в природе 4. Популяция – структурная единица эволюции 5. Теория эволюции органического мира Ч.Дарвина 6. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор) 7. Результаты эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание 8. Искусственный отбор, селекция 9. Проблема сущности жизни 10. Оценка различных гипотез происхождения жизни 11. Происхождение и эволюция человека Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 24 15 1 12 | 1 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2 |
Тема 12 1 | Надорганизменные системы Содержание учебного материала: 1. Экологические факторы 2. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов 3. Экосистема, ее основные составляющие 4. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы 5. Пищевые связи в экосистеме 6. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена 2 | 16 3 | 1 2 1 2 1 4 |
7. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах 8. Искусственная экосистема – агробиоценоз 9. Биосфера – глобальная экосистема 10. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере 11. Учение В.И.Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере 12. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека 13. Проблема устойчивого развития биосферы Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 5 1 8 | 2 1 1 1 1 1 1 | |
ИТОГО: | 447 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории для приготовления реактивов и хранения реактивов и оборудования. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект демонстрационного оборудования;
- набор реактивов для демонстрационных опытов и проведения лабораторно-практических занятий;
- комплект плакатов, таблиц, схем;
- модели, муляжи;
- коллекции;
- портреты ученых.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории:
- комплект лабораторного оборудования и реактивов для проведения демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ и практических работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
1. Естествознание 10 кл. под ред. Алексашиной И.Ю. учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М., Просвещение, 2008.
2. Естествознание 11 кл. под ред. Алексашиной И.Ю. учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М., Просвещение, 2008.
3. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2001.
- Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2002–2003.
- Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2000.
6. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
- Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
- Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2010, 2011.
- Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002.
- Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.
Для преподавателей
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
- Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
- Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
- Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
- Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
- Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
- Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
- Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
Дополнительные источники:
- Методические указания для обучающихся
- Раздаточный материал
- Мультимедийные обучающие и контролирующие программы
- Коллекция презентаций
- Видеофильмы и видеофрагменты
- Коллекция видеоопытов по органической и неорганической химии и по физике
- Интернет - ресурсы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать
уметьприводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| Контрольная работа Домашняя работа Рефераты Лабораторно-практические занятия Контрольная работа Домашняя работа Рефераты Лабораторно-практические занятия Рефераты Лабораторно-практические занятия Домашние лабораторные работы Рефераты |
Приложение 1
Лабораторно-практические занятия
№ ЛПЗ | № по теме | Тема, лабораторно-практические занятия | № урока |
1 курс | ХИМИЯ Тема 1. Органические соединения | ||
1 | 1 | Составление полных и сокращенных структурных формул | 4 |
2 | 2 | Составление структурных формул изомеров | 5 |
3 | 3 | Составление формул алканов по общей формуле Сдать ряд алканов | 8 |
4 | 4 | Названия алканов по номенклатуре Составление формул изомеров алканов | 9 |
5 | 5 | С. р. «Номенклатура алканов» | 10 |
6 | 6 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства алканов | 11 |
7 | 7 | Решение генетических цепочек | 12 |
8 | 8 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства циклоалканов | 14 |
9 | 9 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы веществ по массовым долям элементов | 15 |
10 | 10 | Названия алкенов по номенклатуре | 20 |
11 | 11 | Составление формул изомеров алкенов | 21 |
12 | 12 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкенов | 22 |
13 | 13 | Решение генетических цепочек | 23 |
14 | 14 | Лабораторная работа №1 «Получение этилена и опыты с ним» | 25 |
15 | 15 | Названия алкадиенов по номенклатуре Составление формул изомеров алкадиенов | 26 |
16 | 16 | Знакомство с образцами каучуков (работа с коллекциями) | 28 |
17 | 17 | Названия алкинов по номенклатуре Составление формул изомеров алкинов | 31 |
18 | 18 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкинов Решение генетических цепочек | 32 |
19 | 19 | Решение задач и генетических цепочек | 34 |
20 | 20 | Распределение углеводородов по классам, их номенклатура | 37 |
21 | 21 | Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки | 40 |
22 | 22 | Знакомство с физическими свойствами спиртов (экс.) Составление формул изомеров одноатомных спиртов и их названий по номенклатуре | 43 |
23 | 23 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства спиртов Решение генетических цепочек | 44 |
24 | 24 | Качественная реакция на многоатомные спирты (экс.) | 47 |
25 | 25 | Качественная реакция на фенол (экс.) | 48 |
26 | 26 | Решение задач | 49 |
27 | 27 | Составление формул изомеров альдегидов и их названий по номенклатуре | 50 |
28 | 28 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства альдегидов Качественная реакция на альдегиды (экс.) | 51 |
29 | 29 | Составление формул изомеров карбоновых кислот и их названий по номенклатуре | 54 |
30 | 30 | Знакомство с физическими свойствами карбоновых кислот (экс.) | 55 |
31 | 31 | Составление уравнений реакций, характерных для карбоновых кислот | 56 |
32 | 32 | Решение генетических цепочек | 57 |
33,34 | 33,34 | Лабораторная работа №2 «Свойства карбоновых кислот» | 58,59 |
35 | 35 | Составление формул изомеров сложных эфиров и их названий по номенклатуре Составление уравнений реакций получения сложных эфиров и реакций этерификации Синтез этилового эфира уксусной кислоты (экс.) | 60 |
36 | 36 | Изучение физических свойств жиров и обнаружение непредельных соединений в растительном масле (экс.) | 62 |
37 | 37 | Решение задач на вывод формул веществ по продуктам сгорания | 63 |
38 | 38 | Решение генетических цепочек по теме: «Кислородсодержа- щие органические вещества» Распределение кислородсодержащих веществ по классам, их номенклатура | 64 |
39 | 39 | Качественные реакции на глюкозу | 67 |
40 | 40 | Качественная реакция на крахмал | 70 |
41,42 | 41,42 | Лабораторная работа №3 «Решение экспериментальных задач» | 71,72 |
43 | 43 | Составление формул изомеров аминов и их названий по номенклатуре | 73 |
44 | 44 | Составление формул изомеров аминокислот и их названий по номенклатуре | 76 |
45 | 45 | Составление уравнений реакций, характерных для аминокислот | 77 |
46 | 46 | Качественные реакции на белки (экс.) | 79 |
47 | 47 | Решение генетических цепочек по теме: «Азотсодержащие органические вещества» Распределение азотсодержащих веществ по классам | 80 |
48 | 48 | Знакомство с образцами пластмасс | 83 |
49 | 49 | Знакомство с образцами волокон | 85 |
Тема 2. Химические свойства и превращения веществ | |||
50 | 1 | Составление электронных формул элементов | 91 |
51 | 2 | Составление схем образования ионной и ковалентной связи | 93 |
52 | 3 | Решение задач на вычисление массовой доли веществ | 96 |
53 | 4 | Составление уравнений реакций электролитической диссоциации | 98 |
54 | 5 | Распределение химических реакций по признакам классификации | 99 |
55 | 6 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций | 100 |
56 | 7 | Решение задач по теме «Скорость химических реакций» | 101 |
57 | 8 | Решение задач по теме «Химическое равновесие» | 102 |
58 | 9 | Решение задач по теме «Химические реакции» | 103 |
Тема 3. Неорганические соединения | |||
59 | 1 | Составление уравнений реакций, характерных для кислот | 105 |
60 | 2 | Проведение химических реакций, характерных для кислот (экс.) | 106 |
61 | 3 | Составление уравнений реакций, характерных для оснований | 107 |
62 | 4 | Проведение химических реакций, характерных для оснований (экс.) | 108 |
63 | 5 | Составление уравнений реакций, характерных для солей | 109 |
64 | 6 | Проведение химических реакций, характерных для солей (экс.) | 110 |
65 | 7 | Составление уравнений реакций, характерных для оксидов | 111 |
66 | 8 | Решение генетических цепочек | 112 |
67 | 9 | Работа с коллекциями «Металлы», «Руды металлов», «Сплавы металлов» | 114 |
68 | 10 | Составление уравнений реакций, характерных для металлов | 115 |
69 | 11 | Решение генетических цепочек | 116 |
70 | 12 | Работа с коллекциями «Неметаллы» | 118 |
1 курс | ФИЗИКА | ||
Тема 4. Механика | |||
71 | 1 | Решение задач на равномерное движение | 125 |
72 | 2 | Решение задач на равноускоренное движение | 126 |
73 | 3 | Решение задач на второй закон Ньютона | 128 |
74 | 4 | Решение задач на применение законов Ньютона | 130 |
75 | 5 | Решение задач на закон сохранения импульса | 131 |
76 | 6 | Решение задач на нахождение механической работы | 133 |
77 | 7 | Решение задач на закон сохранения механической энергии | 134 |
78 | 8 | Решение задач на вычисление периода и частоты колебаний | 135 |
79 | 9 | Лабораторная работа №4 «Определение ускорения свободного падения» | 137 |
80 | 10 | Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | 138 |
81 | 11 | Лабораторная работа № 6 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 139 |
82 | 12 | Лабораторная работа № 7 «Измерение жесткости пружины» | 140 |
83,84 | 13,14 | Практическая работа № 8 «Определение модуля упругости резины» | 141, 142 |
85 | 15 | Составление обобщающей таблицы по теме «Механика» | 143 |
2 курс | Тема 5. Молекулярная физика. Термодинамика. | ||
1 | 1 | Решение задач на нахождение массы вещества, молярной массы, количества вещества, массы молекул | 2 |
2 | 2 | Решение задач на основное уравнение МКТ | 3 |
3 | 3 | Составление обобщающей таблицы по теме «МКТ» | |
4 | 4 | Решение задач на уравнение состояния идеального газа | 7 |
5 | 5 | Решение задач на газовые законы и изопроцессы | 8 |
6 | 6 | Решение задач на вычисление внутренней энергии | 12 |
7 | 7 | Решение задач на вычисление работы газа | 13 |
8 | 8 | Решение задач на вычисление количества теплоты | 14 |
9 | 9 | Решение задач на первый закон термодинамики | 16 |
10 | 10 | Решение задач на вычисление КПД тепловых машин | 18 |
11 | 11 | Составление обобщающей таблицы по теме «Термодинамика» | 19 |
Тема 6. Электродинамика | |||
12 | 1 | Решение задач на закон Кулона | 22 |
13 | 2 | Решение задач на разность потенциалов | 25 |
14 | 3 | Решение задач по теме «конденсаторы» | 27 |
15 | 4 | Решение задач на закон Ома для участка цепи | 29 |
16 | 5 | Решение задач на закон Джоуля – Ленца | 30 |
17 | 6 | Решение задач на закон Ома для полной цепи | 31 |
18 | 7 | Решение задач по теме «Законы постоянного тока» | 32 |
19 | 8 | Решение задач на вычисление магнитной индукции | 35 |
20 | 9 | Решение задач на вычисление силы Ампера и силы Лоренца | 37 |
21 | 10 | Решение задач по теме «электромагнитная индукция» | 39 |
22 | 11 | Решение задач на емкостное и индуктивное сопротивление | 41 |
23,24 | 12,13 | Лабораторная работа № 9 «Определение показателя преломления стекла» | 48,49 |
25,26 | 14,15 | Лабораторная работа № 10 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | 52,53 |
27 | 16 | Заполнение таблицы «Применение электромагнитных волн» | 54 |
Тема 7. Строение атома и квантовая физика | |||
28 | 1 | Решение задач по теме «Фотоэффект» | 57 |
29,30 | 2,3 | Практическая работа № 11 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 61,62 |
31 | 4 | Решение задач на правило смещения | 64 |
32 | 5 | Решение задач на вычисление энергии связи | 66 |
33 | 6 | Решение задач по теме «Ядерные реакции» | 69 |
БИОЛОГИЯ | |||
Тема 9. Клеточное строение организмов | |||
34,35 | 1,2 | Заполнение таблицы «Неорганические и органические вещества клетки» | 78,79 |
36 | 3 | Сравнительная характеристика ДНК, РНК, АТФ | 81 |
37 | 4 | Решение заданий на принцип комплементарности генетический код | 82 |
38,39 | 5,6 | Заполнение таблицы «Основные структурные компоненты и органоиды клетки» | 84,85 |
40 | 7 | Заполнение таблицы «Фазы фотосинтеза» | 86 |
41 | 8 | Заполнение таблицы «Фазы митоза» | 87 |
42 | 9 | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом | 88 |
43 | 10 | Заполнение таблицы «Формы размножение организмов» | 90 |
44 | 11 | Сравнительная характеристика митоза и мейоза | 91 |
45 | 12 | Составление схемы «Зародышевое развитие организмов» | 92 |
46 | 13 | Сравнение зародышей различных организмов | 93 |
47 | 14 | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных | 94 |
48 | 15 | С.р. «Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на человека» | 97 |
Тема 10. Наследственность и изменчивость | |||
49 | 1 | Составление схем моногибридного скрещивания | 100 |
50 | 2 | Решение генетических задач (моногибридное скрещивание) | 101 |
51 | 3 | Составление схем дигибридного скрещивания | 102 |
52 | 4 | Решение генетических задач (дигибридное скрещивание) | 103 |
53 | 5 | Решение генетических задач (сцепленное наследование) | 104 |
54 | 6 | Построение вариационной кривой | 105 |
55 | 7 | Сравнение мутаций и модификаций | 106 |
56 | 8 | Заполнение таблицы «Центры происхождения культурных растений» | 109 |
57 | 9 | Методы селекции растений (работа с учебником) | 110 |
58 | 10 | Методы селекции животных (работа с учебником) | 111 |
59 | 11 | Методы селекции животных (работа с учебником) | 112 |
Тема 11. Многообразие и эволюция органического мира | |||
60 | 1 | История развития эволюционных идей (конспект) | 114 |
61 | 2 | Сравнение взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина | 115 |
62 | 3 | Вид. Критерии вида (работа с учебником) | 118 |
63 | 4 | Привести примеры внутривидовой и межвидовой форм борьбы за существование | 120 |
64 | 5 | Сравнение искусственного и естественного отбора | 121 |
65 | 6 | Приспособления организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной) | 123 |
66 | 7 | Составление схемы «Последовательность событий при видообразовании» | 124 |
67 | 8 | Сравнение биологического прогресса и биологического регресса | 125 |
68 | 9 | С.Р. Составление логической схемы по теме «Эволюция» | 126 |
69,70 | 10,11 | Заполнение таблицы «Развитие растительного и животного мира по эрам и периодам» | 131,132 |
71 | 12 | Заполнение таблицы «Ароморфозы растений и животных» | 133 |
72 | 13 | Заполнение таблицы «Сходство и различие человека и человекообразных обезьян» | 135 |
73 | 14 | Факторы эволюции человека | 136 |
74 | 15 | Морфологические отличия человеческих рас | 137 |
Тема 12. Надорганизменные системы | |||
75 | 1 | Составление схемы «Экологические факторы» | 139 |
76 | 2 | Сравнение природных экосистем и агроценозов | 140 |
77 | 3 | Составление цепей питания | 141 |
78 | 4 | Экологические проблемы и пути их решения (работа с учебником) | 147 |
79 | 5 | С.р. «Правила поведения людей в окружающей природной среде» (творческая работа) | 150 |
Приложение 2
Поурочное планирование
1 курс – 145 часов ХИМИЯ – 120 часов
№ темы | № урока | Название раздела, темы, урока | Д/З | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 | ||
1 | Органические соединения | 85 | ||
2 | Предмет органической химии | П.1 | 1 | |
3,4 | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова | П.2 упр.2 | 2 | |
5 | Изомерия органических соединений | П.2 упр.8 | 1 | |
6 | Классификация органических веществ | Схема,п.2 | 1 | |
7 | Алканы. Строение метана | П.3 | 1 | |
8 | Гомологический ряд алканов | П.3 упр.6 | 1 | |
9,10 | Изомерия и номенклатура алканов | П. 3 упр.7,8 | 2 | |
11,12 | Физические и химические свойства алканов | П.3упр.12 | 2 | |
13 | Применение алканов на основе их свойств | П.3 упр.10,11 | 1 | |
14 | Циклоалканы | 1 | ||
15 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы веществ | задача | 1 | |
16 | Обобщение, повторение | Подг. к контр. | 1 | |
17 | Контрольная работа №1 по теме «Алканы» | 1 | ||
18 | Алкены. Строение этилена | П.4 | ||
19 | Гомологический ряд алкенов | П.4 упр.2 | 1 | |
20,21 | Изомерия и номенклатура алкенов | П.4 | 2 | |
22,23 | Физические и химические свойства алкенов | П.4 упр.4,5,9 | 2 | |
24 | Применение этилена на основе свойств | П.4 упр.6 | 1 | |
25 | Лабораторная работа № 1 «Получение этилена и опыты с ним» | 1 | ||
26 | Алкадиены: строение, свойства, применение | П. 5 упр.2,3 | 1 | |
27,28 | Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | П. 5 упр. 4,5 | 2 | |
29 | Алкины. Строение ацетилена | П.6 | 1 | |
30 | Гомологический ряд алкинов | П.6 упр.7 | 1 | |
31 | Изомерия и номенклатура алкинов | П.6 упр.6 | 1 | |
32 | Свойства и применение ацетилена | П.6 упр.2,4,10 | 1 | |
33 | Арены. Строение бензола | П.7 упр.1 | 1 | |
34 | Свойства бензола | П.7 упр.4 | 1 | |
35 | Применение бензола на основе свойств | П.7 упр.2 | 1 | |
36 | Гомологи бензола | конспект | 1 | |
37 | Обобщение, повторение | Подг. к контр. | 1 | |
38 | Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды» | 1 | ||
39 | Природный газ | П.3 упр.4 | 1 | |
40,41 | Нефть. Нефтепродукты | П.8 Упр.6,7,8 | 2 | |
42 | Каменный уголь | конспект | 1 |
43 | Спирты: строение, классификация, физические свойства, гомологический ряд | п.9 упр.5,6,7 | 1 | |
44 | Химические свойства этанола | п. 9 упр.8,13 | 1 | |
45 | Получение и применение этанола | П.9 упр.10 | 1 | |
46 | Влияние спиртов на организм человека | 1 | ||
47 | Многоатомные спирты | П.9 упр.11,12 | 1 | |
48 | Фенол: строение, свойства, применение | П.10 упр.1-4 | 1 | |
49 | Решение задач | 1 | ||
50,51 | Альдегиды: строение, свойства, получение, применение | П. 11 упр. 3,4,6 | 2 | |
52 | Понятие о кетонах. Ацетон | П.11 | 1 | |
53 | Карбоновые кислоты: строение, классификация | П.12 упр.1,2 | 1 | |
54 | Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот | П.12 | 1 | |
55,56 | Свойства и получение карбоновых кислот | П.12 упр.3,6 | 2 | |
57 | Отдельные представители карбоновых кислот и их применение | П.12 Упр.4,7 | 1 | |
58,59 | Лабораторная работа № 2 «Свойства карбоновых кислот» | 2 | ||
60 | Сложные эфиры | П.13 упр.2,3 | 1 | |
61,62 | Жиры: строение, свойства, применение, биологическая роль. Мыла | П.13 упр.4,5,7 | 2 | |
63 | Решение задач | 1 | ||
64 | Обобщение, повторение | Подг. к контр. | 1 | |
65 | Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие органические вещества» | 1 | ||
66 | Углеводы: функции, классификация | П.14 упр.2-4 | 1 | |
67,68 | Глюкоза: строение, свойства, применение | П.14 упр.5,6,9 | 2 | |
69 | Фруктоза. Сахароза. | П.14,15 | 1 | |
70 | Крахмал. Целлюлоза | П.15 упр.3 | 1 | |
71,72 | Лабораторная работа № 3 «Решение экспериментальных задач» | 2 | ||
73 | Амины: строение, классификация | П.16 упр.1,2 | 1 | |
74 | Предельные первичные амины | П.16 упр.7 | 1 | |
75 | Анилин – ароматический амин | П.16 упр.5,6 | 1 | |
76,77 | Аминокислоты: строение, свойства, применение | П.17 Упр.2-5 | 2 | |
78,79 | Белки: строение, свойства, биологическая роль | П.17 упр.7-9 | 2 | |
80 | Обобщение, повторение | Подг. к контр. | 1 | |
81 | Контрольная работа №4 по теме «Азотсодержащие органические вещества» | 1 | ||
82 | ВМС: терминология, классификация | П.21,22 | 1 | |
83,84 | Пластмассы: термопластичные и термореактивные, области применения | П.7 Упр.4,5 (11 класс) | 2 | |
85,86 | Волокна: классификация, получение, отдельные представители | П.7 упр.6 | 2 | |
2 | Химические свойства и превращения веществ | 18 | ||
87,88 | Основные понятия и законы общей химии | конспект | 2 | |
89 | Строение атома. Изотопы | П.1 упр.8 | 1 | |
90,91 | Строение электронных оболочек атомов | П.2 упр.4 | 2 | |
92,93 | Виды химической связи | П.3-6 | 2 | |
94 | Дисперсные системы | П.11 | 1 | |
95 | Растворы, их виды. Растворимость | П.8-10 | 1 | |
96 | Массовая доля растворенного вещества | П.12 упр.5-9 | 1 | |
97,98 | Электролитическая диссоциация | П.17 | 2 | |
99,100 | Классификация химических реакций. ОВР | Р.13,13,19 Упр.6,9 | 2 | |
101 | Скорость химических реакций | П.14 упр.11,12 | 1 | |
102 | Химическое равновесие | П.16 упр.3,5,6 | 1 | |
103 | Обобщение, повторение | Подг. к контр. | 1 | |
104 | Контрольная работа №5 по теме «Химические свойства и превращения веществ» | 1 | ||
3 | Неорганические соединения | 16 | ||
105,106 | Кислоты: классификация, свойства, получение | П.22 упр.5 | 2 | |
107,108 | Основания: классификация, свойства, получение | П.23 упр.5 | 2 | |
109,110 | Соли: классификация, свойства, получение | П.24 упр.5 | 2 | |
111,112 | Оксиды: классификация, свойства, получение | П.25 упр.3,7 | 2 | |
113 | Строение атомов металлов | П.20 | 1 | |
114,115 | Физические и химические свойства металлов | П.20 упр.5 | 2 | |
116 | Способы получения металлов | П.20 | 1 | |
117 | Сплавы металлов. Роль металлов в технике | П.20 | 1 | |
118 | Неметаллы: строение, свойства | П.21 упр.6,7 | 1 | |
119 | Контрольная работа №6 по теме «Неорганические соединения» | 1 | ||
120 | Роль химии в жизни человека | 1 |
ФИЗИКА – 100 часов (1 курс – 25 часов)
№ темы | № урока | Название тем и уроков | Д/З | Кол-во часов |
4 | Механика | 25 | ||
121,122 | Механическое движение. Относительность механического движения. | П.3,4,7,8 | 2 | |
123,124 | Виды движения ( равномерное, равноускоренное, периодическое) | П.9,10, 13-16 | 2 | |
125,126 | Решение задач | №1,2 | 2 | |
127,128 | Взаимодействие тел. Законы Ньютона | П.22-29 | 2 | |
129,130 | Закон всемирного тяготения. Невесомость | П.17,31-34, 36-38 | 2 | |
131 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение | П.41-44 | 1 | |
132,133 | Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. | П.45-54 | 2 | |
134 | Решение задач | 1 | ||
135 | Механические колебания. Период и частота колебаний. | конспект | 1 | |
136 | Механические волны. Свойства волн. | 1 | ||
137 | Лабораторная работа №4 «Определение ускорения свободного падения» | 1 | ||
138 | Лабораторная работа №5 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | 1 | ||
139 | Лабораторная работа №6 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | ||
140 | Лабораторная работа №7 «Измерение жесткости пружины» | 1 | ||
141,142 | Лабораторная работа №8 «Определение модуля упругости резины» | 2 | ||
143 | Обобщение по теме «Механика» | конспект | 1 | |
144 | Контрольная работа №7 по теме «Механика» | 1 | ||
145 | Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине | 1 |
2 курс – 153 часа ФИЗИКА – 75 часов
№ темы | № урока | Название тем и уроков | Д/З | Кол-во часов |
5 | Молекулярная физика. Термодинамика. | 20 | ||
1 | Основные положения молекулярно – кинетической теории. Масса и размеры молекул. | П. 58-60 | 1 | |
2 | Решение задач | 1 | ||
3 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. | П.63,65 | 1 | |
4 | Температура и тепловое равновесие | П.66-68 | 1 | |
5,6 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | П.70,71 | 2 | |
7,8 | Решение задач | 2 | ||
9 | Взаимные превращения жидкостей и газов | П.72-74 | 2 | |
10 | Кристаллические и аморфные тела. Жидкие кристаллы | П.75,76 | 1 | |
11 | Контрольная работа №8 по теме «МКТ» | |||
12 | Внутренняя энергия. | П.77 | 1 | |
13 | Работа газа | П.78 | 1 | |
14 | Количество теплоты | П.79 | 1 | |
15 | Первый закон термодинамики | П.80,81 | 1 | |
16 | Решение задач | 1 | ||
17 | Второй закон термодинамики | П.82 | 1 | |
18 | Тепловые машины. КПД | П.84 | 1 | |
19 | Обобщение, повторение | 1 | ||
20 | Контрольная работа №9 по теме «Термодинамика» | 1 | ||
6 | Электродинамика | 35 | ||
21 | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд | П.86-88 | 1 | |
22 | Закон Кулона | П.89,90 | 1 | |
23 | Электрическое поле | П.92-94 | 1 | |
24 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | П. 95-97 | 1 | |
25 | Потенциал и разность потенциалов | П.99,100 | 1 | |
26 | Электроемкость. Конденсаторы | П. 101-103 | 1 | |
27 | Решение задач | 1 | ||
28 | Постоянный электрический ток | П.104 | 1 | |
29 | Закон Ома для участка цепи | П.106,107 | 1 | |
30 | Закон Джоуля-Ленца | П.108 | 1 | |
31 | Закон Ома для полной цепи | П. 109,110 | 1 | |
32 | Решение задач | 1 | ||
33 | Контрольная работа №10 по теме «Законы постоянного тока» | 1 | ||
34 | Магнитное поле. Электродвигатель | П.60 | 1 | |
35 | Магнитная индукция | П.61 | 1 | |
36 | Сила Ампера. Сила Лоренца | П.62,65 | 1 | |
37 | Решение задач | 1 | ||
38,39 | Явление электромагнитной индукции | П.1-4 | 2 | |
40 | Электромагнитное поле | п.10 | 1 | |
41 | Переменный ток. Электрогенератор | П.17-22 | 1 | |
42 | Трансформаторы | П.23,24 | 1 | |
43 | Получение и передача электроэнергии | П.25-27 | 1 | |
44 | Электромагнитные волны | П.28-30,35 | 1 | |
45 | Радиоволны | П.32-34, 36-39 | 1 | |
46 | Скорость электромагнитных волн | П.40 | 1 | |
47 | Законы отражения и преломления света. | П.41-43 | 1 | |
48,49 | Лабораторная работа № 9 «Определение показателя преломления стекла» | 2 | ||
50 | Дисперсия света | П.44 | 1 | |
51 | Интерференция и дифракция света. Оптические приборы | П.45-50 | 1 | |
52,53 | Лабораторная работа №10 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | 2 | ||
54 | Применение электромагнитных волн | П.59,63,64 | 1 | |
55 | Контрольная работа №11 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 1 | ||
7 | Строение атома и квантовая физика | 15 | ||
56 | Фотоэффект, его применение | П.66-69 | 1 | |
57 | Решение задач | 1 | ||
58,59 | Строение атома: планетарная модель и модель Бора | П.72-74 | 2 | |
60 | Спектры. Лазеры | П.60-62,75 | 1 | |
61,62 | Лабораторная работа № 11 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 2 | ||
63 | Строение атомного ядра | П.81,82 | 1 | |
64 | Радиоактивность | П. 77-79 | 1 | |
65 | Энергия связи. | П.83,84 | 1 | |
66 | Решение задач | 1 | ||
67 | Ядерные реакции. Ядерная энергетика | П.85-91 | 1 | |
68 | Биологическое действие радиоактивных излучений | П.91,92 | 1 | |
69 | Обобщение, повторение | 1 | ||
70 | Контрольная работа №12 по теме «Строение атома и квантовая физика» | 1 | ||
8 | Эволюция Вселенной | 5 | ||
71,72 | Рождение Вселенной. Эффект Доплера. Возможные сценарии эволюции Вселенной | П.73 | 2 | |
73 | Образование галактик, звезд, планетных систем | П.74 | 1 | |
74 | Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез | П.75 | 1 | |
75 | Эволюция планеты Земля | П.76 | 1 |
Биология - 78 часов
№ темы | № урока | Название раздела, темы, урока | Д/З | Кол-во часов |
9 | Клеточное строение организмов | 22 | ||
76 | Клеточная теория | П.7 | 1 | |
77,78,79 | Неорганические и органические вещества клетки | П.1,2,3,4 | 3 | |
80,81 | Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, АТФ | П.5,6 | 2 | |
82 | Биосинтез белка | П.14-17 | 1 | |
83,84,85 | Основные структурные компоненты и органоиды клетки | П.8,9,10 | 3 | |
86 | Обмен веществ и энергии в клетке | П.12,13 | 1 | |
87 | Митоз. | П.20 | 1 | |
88 | Вирусы. Борьба с вирусными заболеваниями | П.18,19 | 1 | |
89 | Контрольная работа №13 по теме «Клетка» | 1 | ||
90 | Формы размножения организмов | П.21 | 1 | |
91 | Мейоз | П.22,23 | 1 | |
92 | Индивидуальное развитие организмов | П.24,25 | 1 | |
93 | Сходство зародышей различных организмов | 1 | ||
94,95 | Индивидуальное развитие человека | 2 | ||
96,97 | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | 2 | ||
10 | Наследственность и изменчивость | 16 | ||
98 | Генетика | 1 | ||
99 | Законы генетики Г.Менделя | П.26 | 1 | |
100 | Моногибридное скрещивание | П.27 | 1 | |
101 | Решение задач | 1 | ||
102 | Дигибридное скрещивание | П.28 | 1 | |
103 | Решение задач | 1 | ||
104 | Сцепленное наследование. Генетика пола. | П.29,30 | 1 | |
105 | Модификации | П.32,33 | 1 | |
106 | Мутации | П.34 | 1 | |
107 | Наследственные болезни человека | П.35,36 | 1 | |
108 | Селекция: задачи и методы | П.37 | 1 | |
109,110 | Селекция растений | П.38,39 | 2 | |
111 | Селекция животных | П.39 | 1 | |
112 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология | П.40 | 1 | |
113 | Контрольная работа №14 по теме «Генетика и селекция» | 1 | ||
11 | Многообразие и эволюция органического мира | 24 | ||
114 | История развития эволюционных идей | П.41 | 1 | |
115 | Учение Ч.Дарвина | П.42 | 1 | |
116,117 | Методы доказательства эволюции | П.43 | 2 | |
118 | Критерии и структура вида | П.44 | 1 | |
119,120 | Борьба за существование | 45,46 | 2 | |
121 | Естественный отбор | П.47 | 1 | |
122,123 | Приспособленность организмов | П.50 | 2 | |
124 | Микроэволюция. Макроэволюция | П.51 | 1 | |
125 | Главные направления эволюции | П..52 | 1 | |
126 | Современные представления об эволюции | 1 | ||
127 | Значение эволюционного учения | 1 | ||
128,129 | Контрольная работа №15 по теме «Эволюция» | 2 | ||
130 | Гипотезы происхождения жизни | П.53,54 | 1 | |
131,132 | История развития органического мира | П.55-59 | 2 | |
133 | Ароморфозы живых организмов | П.55-59 | 1 | |
134 | Гипотезы происхождения человека | 1 | ||
135 | Доказательства родства человека с животными | П.62 | 1 | |
136 | Эволюция человека | П.63-65 | 1 | |
137 | Расы человека | П.66 | 1 | |
12 | Надорганизменные системы | 16 | ||
138 | Предмет и задачи экологии | П.67 | 1 | |
139 | Экологические факторы | П.67,68 | 1 | |
140,141 | Экологические системы и сообщества | П.69-73 | 2 | |
142,143 | Биосфера – глобальная экосистема | П.75,76,77 | 2 | |
144 | Воздействие человека на природу | 1 | ||
145 | Мониторинг | 1 | ||
146,147 | Экологические проблемы и пути их решения | П.78,79 | 2 | |
148,149 | Охрана атмосферы, гидросферы, литосферы | П.74 | 2 | |
150 | Правила поведения людей в окружающей природной среде | 1 | ||
151 | Дифференцированный зачет (к.р. №16) | 1 | ||
152,153 | Бионика: связь биологии и кибернетики | 2 |
Приложение 3
Самостоятельные работы – 64 часа (темы рефератов)
Тема 1. Органические соединения
Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
Витализм и его крах.
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
Современные представления о теории химического строения.
Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
Углеводородное топливо, его виды и назначение.
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.
Углеводы и их роль в живой природе.
Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.
Развитие сахарной промышленности в России.
Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.
Метанол: хемофилия и хемофобия.
Этанол: величайшее благо и страшное зло.
Алкоголизм и его профилактика.
Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.
Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.
Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.
История уксуса.
Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
Анилиновые красители: история, производство, перспектива.
Аминокислоты – амфотерные органические соединения.
Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.
Синтетические волокна на аминокислотной основе.
«Жизнь это способ существования белковых тел…»
Структуры белка и его деструктурирование.
Биологические функции белков.
Белковая основа иммунитета.
СПИД и его профилактика.
Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.
Химия и биология нуклеиновых кислот.
Тема 2. Химические свойства и превращения веществ
Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова.
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».
Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
Изотопы водорода.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
Косметические гели.
Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
Растворы вокруг нас.
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
Типы растворов.
Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Реакция горения на производстве.
Реакция горения в быту.
Виртуальное моделирование химических процессов.
Электролиз растворов электролитов.
Электролиз расплавов электролитов.
Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
Тема 3. Неорганические соединения
Серная кислота – «хлеб химической промышленности».
Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
Оксиды и соли как строительные материалы.
История гипса.
Поваренная соль как химическое сырье.
Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
История получения и производства алюминия.
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии.
История отечественной цветной металлургии.
Современное металлургическое производство.
Специальности, связанные с обработкой металлов.
Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
Инертные или благородные газы.
Рождающие соли – галогены.
История шведской спички.
Химия металлов и неметаллов в моей профессиональной деятельности.
Тема 4. Механика
Механическое движение, его относительность.
Законы динамики Ньютона.
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение.
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Работа и мощность.
Механические колебания. Период и частота колебаний.
Механические волны. Свойства волн.
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Тема 5. Молекулярная физика. Термодинамика
История атомистических учений.
Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества..
Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Необратимый характер тепловых процессов.
Тепловые машины, их применение.
Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
Тема 6. Электродинамика
Электрические заряды и их взаимодействие.
Электрическое поле.
Проводники и изоляторы в электрическом поле.
Постоянный электрический ток.
Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции.
Электрогенератор. Переменный ток.
Получение и передача электроэнергии.
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение.
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
Тема 7. Строение атома и квантовая физика
Фотоэффект и корпускулярные свойства света.
Использование фотоэффекта в технике.
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом.
Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра.
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
Энергия расщепления атомного ядра.
Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Тема 8. Эволюция Вселенной
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик.
Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем.
Солнечная система.
Возникновение химических элементов и синтез веществ на звездах и планетах.
Тема 9. Клеточное строение организмов
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Тема 10. Наследственность и изменчивость
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
Тема 11. Многообразие и эволюция органического мира
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Ранние этапы развития жизни на Земле.
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Тема 12. Надорганизменные системы
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Устойчивое развитие природы и общества.
Приложение 4
Домашние лабораторные работы – 5 часов
- Изучение свойств резины
- Изучение свойств уксусной кислоты
- Качественная реакция на крахмал
- Изучение физических и химических свойств сахарозы
- Изучение физических свойств жиров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...