Земля и Вселенная
рабочая программа по естествознанию (5 класс) по теме
Программа факультативного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_dlya_5-go_klassa.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса в 5 классе
«Земля и Вселенная»
Актуальность проблемы
В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность космического мышления. Это способствует расширению кругозора молодого человека, дает ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Астрономия в курсе основной общеобразовательной школы не изучается, а интерес 12-14 летних учащихся к вопросам о составе, движении и строении небесных тел повышенный. Программа факультативного курса для 5-х классов по астрономии способствует формированию у учащихся представлений об обобщенной картине мира, о научном мировоззрении. Полученные знания при изучении курса учащиеся смогут использовать не только в учебно –познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
Цели и задачи курса:
- удовлетворить и развить познавательные возможности учащихся 12 лет, опираясь на уже имеющиеся у них знания по естествознанию, математике;
- перевести знания теории в практику, в результате чего природные явления будут объяснимыми и понятными;
- сформулировать, с учетом возрастных особенностей учащихся, основные научные понятия в астрономии и астрофизике;
- возбудить интерес к науке, профессии астрофизика, наблюдателя, исследователя-астронома;
- использовать исторические сведения, эволюцию идей, а также роль великих ученых в раскрытии тайн природы, их борьба с суеверием и невежеством;
- научить учащихся выступать на школьных мероприятиях по физике и астрономии с презентацией своих рефератов и наблюдений, используя компьютерные технологии, в частности программу Power Point, допускать и обычный текст, набранный в редакторе Microsoft Word. При этом наблюдается опережающее усвоение учениками довольно серьезных тем по информатике.
- провести экскурсию в вечернее время «Наблюдение за звездным небом»
- развить мотивацию учебной деятельности учащихся.
Во всех последующих разделах программы использовать новые компьютерные технологии. В тесном содружестве с учителем информатики, научить учащихся делать презентацию своих сообщений.
Временной объем курса-34 часа.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные фильмы.
Формы занятий: лекция, рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, практические занятия
Содержание программы
1. Введение (1 час)
Астрономия это наука о небесных телах. Рассказ учителя, содержащий яркие примеры и сравнения, помогут учащимся получить начальные представления об одной из самых древних и увлекательных наук – астрономии. Занятия провести в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Презентация демонстрируется самим учителем с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к персональному компьютеру. В последнее время появились диски – сборники электронных наглядных пособий, из которых надо выбрать те, которые доступны непосредственно без применения специальных интерфейсных программ. Их можно перенести в рабочую папку на компьютере, с которого во время занятия ведутся демонстрации, включить эти демонстрации в мультимедийную презентацию. Тем самым во время занятия отпадает необходимость в обращении к оригинальным дискам, резко уменьшается время перехода от одного материала к другому, не нарушая темп занятия.
2. Строение Солнечной системы (5 часов)
Выяснить имеющиеся у учащихся сведения о строении Солнечной системы. Уточнить их и дополнить. Роль Солнца в Солнечной системе. Две группы планет. Планеты земной группы. Общая характеристика планет земной группы. Атмосфера. Планеты-гиганты и их спутники. Общая характеристика планет- гигантов. Особенности строения. Полезно сделать альбомы Солнечной системы с описанием каждой планеты
3. Земля и ее место в Солнечной системе. Луна. (6 часа)
Основные движения Земли. Форма Земли. Процессы, происходящие в недрах Земли и на ее поверхности. Луна - спутник Земли. Исследования Луны.Природа Луны. Физические условия на Луне. Поверхность Луны. Солнечные и лунные затмения.
4. Солнце и звезды. (5 часов)
а) Общие сведения о Солнце. Вид Солнца в телескоп. Температура Солнца и состояние вещества на Солнце. Химический состав Солнца. Строение атмосферы Солнца ( фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Солнце и его роль в Солнечной системе. Рассказать, что история телескопических наблюдений Солнца начинается с наблюдений, выполненных в 1611 году Г.Галлилеем. Дать учащимся понятие о четвертом состоянии вещества. Задать на дом найти материал о плазме в научно-популярной литературе или Интернете. Сделать сообщения, рисунки, фотографии Солнца.
б) Звездное небо. Созвездия и наиболее яркие звезды. (5 часов)
Рассказать и показать слайды или диафильм “Легенды и мифы о созвездиях”.
Перенестись в реальный мир и рассказать о том, что многие заблуждаются , считая, что созвездия представляют собой группы таких звезд, которые в пространстве находятся недалеко друг от друга. В действительности же
звезды, которые мы причисляем к одному и тому же созвездию, могут быть очень далеки друг от друга. Изменение вида звездного неба в течение суток, в течение года. Изучить подвижную карту звездного неба. Рассказать, что знание звездного неба позволило ориентироваться при передвижении по суше и по морю. Провести практические занятия по распознанию созвездий, в вечернее время. Сделать альбомы созвездий и их презентацию.
Провести практические занятия по копированию карт звездного неба.
5. Телескопы. Типы телескопов. Их назначение. (4 часа)
Типы телескопов. Как сделать простейший телескоп. Как можно с помощью школьного телескопа сфотографировать Луну, Солнце. Как с помощью фотоаппарата сфотографировать Полярную звезду и с помощью этих фотографий доказать вращение небесной сферы.
6. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. Метеорные потоки.(3час)
Движение астероидов. Физические характеристики астероидов. Вид, строение и открытие комет. Природа комет. Метеоры и болиды. Метеорные потоки и их наблюдение. Рассказать учащимся, что наблюдениями метеоров успешно занимаются юные любители астрономии. Члены школьных астрономических кружков и юношеской секции Всесоюзного астрономо-геодезического общества при АН, наносят пути метеоров на звездные карты, фотографируют метеоры, определяют их высоты и скорости, производят подсчет метеоров в потоках. Решением этих и некоторых других задач любители астрономии помогают ученым исследовать распределение метеорной материи в пространстве и движение воздуха в атмосфере Земли.
7. Экскурсия (2 часа) «Наблюдение за звездным небом»
8.Создание презентации «Земля и Вселенная»(3ч)
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать строение Солнечной системы; знать основные созвездия северного полушария (околополярные созвездия, зимние созвездия, весенние созвездия, осенние созвездия, летние созвездия) и уметь их находить на ночном небе;
- знать яркие звезды, их яркость и уметь показать их на звездном небе в ночное время;
- уметь использовать научно-популярную литературу для пополнения своих знаний, энциклопедии, справочники, Интернет;
- уметь составить интересное сообщение по астрономии и сделать его презентацию;
- знать происхождение метеорных потоков, их название и уметь их наблюдать, наносить на карту звездного неба следы метеоров;
- астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы. Нужно знать, какова природа этих небесных тел, в чем они сходны и чем отличаются от планет и их спутников;
- нужно знать, по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, какую роль в их исследовании отводится космической технике;
- знать причины сходства и различия физической природы Земли и Луны;
- уметь объяснить смену дня и ночи, времен года, вращение Земли и Луны, как происходят лунные и солнечные затмения;
- пользоваться школьным телескопом, уметь фотографировать Луну и Солнце, околополярную область неба.
№ | Тема урока | Число часов | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 | Введение. Строение Солнечной системы(5ч) Строение Солнечной системы. Роль Солнца в солнечной системе. Характеристика планет земной группы. Характеристика планет-гигантов. Сделать альбом с описанием каждой планеты. Земля и ее место в Солнечной системе(6ч) Движение земли. Форма Земли. Процессы, происходящие в недрах Земли и на ее поверхности. Луна – спутник Земли. Исследования Луны. Солнечные и Лунные затмения. Солнце и звезды(5ч) Общие сведения о Солнце Строение атмосферы Солнца Солнце и жизнь Земли Солнце и его роль в Солнечной системе. Звездное небо. Созвездия и наиболее яркие звезды(5ч) Легенды и мифы о созвездиях Изменение вида звездного неба в течение суток, в течение года. Подвижная карта звездного неба. Как ориентироваться по звездам при передвижении по суше и по морю Практическое занятие по распознаванию созвездий в вечернее время. Телескопы(4ч) Телескопы. Типы телескопов. Практическое занятие «Как сделать простейший телескоп». Как с помощью школьного телескопа сфотографировать Луну, Солнце. Как с помощью фотоаппарата сфотографировать полярную звезду и с помощью этих фотографий доказать вращение небесной сферы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. Метеорные потоки(3ч). Движение астероидов. Физические характеристики астероидов. Природа комет. Вид, строение и открытие комет. Метеориты и болиды. Метеорные потоки. Экскурсия «Наблюдение за звездным небом»(2ч) Создание презентации «Земля и Вселенная»(3ч) | 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 |
Литература:
1.Твоя Вселенная. М.: Просвещение, 1-е изд. 1995, 176 с.; 2-е изд. 2007 (для V-VI кл.), 160 с.
2.Журнал «Земля и Вселенная» как источник фундаментальной научной информации. Дети, техника, творчество, 2006, № 1.
3.Школьная астрономия: концепция нового подхода. Земля и Вселенная, 2005, № 1.
4. Наш звездный город – Галактика (для младших школьников). М.: Белый город, 2007, 32 с.
5.Путешествия по Вселенной. Моя первая книга по астрономии и космонавтике (для III-V кл.). М.: Просвещение, 2008, 144 с.
6. Вселенная подростка. Дети, техника, творчество, 2006, № 3.
7.Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной. Земля и Вселенная, 2006, № 3.
8. Вселенная современного российского школьника. Сб. «Избранные проблемы астрономии». Иркутский государственный университет, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль Знаний по теме" Земля во Вселенной"
Земля во Вселенной В-1 География - это наука, изучающая ……………………………………………………………………………………….. Гигантские скопления звезд во Вселенной называются………………………………. Географические объ...
Тест по разделу Земля во вселенной
Тест по разделу Земля во вселенной...
Карточки-задания по географии 6 класс по теме "Земля во Вселенной"
Данные карточки можно использовать как для индивидуального письменного опроса,так и для проведения итоговой контрольной работы по географии в 6 классе по разделу "Земля во Вселенной". Карточки с...
Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Земля и Вселенная""
Методическая разработка урока географии в 6 классе составлена с учетом ФГОС второго поколения....
Тестовая проверочная работа по разделу "Земля во Вселенной"
Тестовая проверочная работа составлена к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой "География. Землеведение. 6 класс". Проводится после изучения...
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...