№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа
|
1. | Организационный момент, включающий: - постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
|
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока: - извлечение готовых знаний из анализируемого фрагмента презентации;
- самостоятельное конструирование темы урока.
| Включаются в самостоятельную деятельность: - Просмотривают слайды презентации;
- анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке;
- на основе сделанного вывода конструируют тему урока.
| Обучающиеся определяют общие свойства исследуемых объектов, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.
| Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Земля и вселенная». Задачи: 1) научить обучающихся работать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы; 2) научить формулировать тему урока. | Цель: обучающиеся смогут выявить ключевые понятия и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока. | Методы, применяемые на данном этапе урока: - исследовательский метод;
- метод самостоятельного конструирования темы.
|
Содержание урока | Время | Учитель:.демонстрирует фрагмент презентации. Обучающиеся: просмотривают слайды презентации, видеофрагмент; Учитель: - Проанализируйте увиденное. Выделите ключевые объекты. Определите, как их можно обьединить в одно понятие? Аргументируйте свой ответ. Обучающиеся делают вывод: анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке: Космос-Вселенная, Солнечная система-Земля. Аргументируют свой ответ на основе выделения ключевых объектов. Учитель: - Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Обучающиеся: формулируют тему урока. Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор оЗемле и Вселенной. | 1 мин.
2-3 мин. | Всего: | 3-4 мин. |
|
2. | Актуализация опорных знаний, включающий: - определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.
|
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по проверке усвоенных ими ранее знаний: - извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;
- самостоятельные выполнения эвристического задания.
| Выявляют количество и качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров: - выполняют эвристическое задание предложенное учителем;
- осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;
- оценивают свои знания и знания обучающихся.
| Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения. Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета | Цель: создать условия мотивации обучающихся к изучению новой темы Задачи: - научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией;
- побудить обучающихся к активным действиям в микрогруппе.
| Цель: обучающиеся смогут самостоятельно дать понятие Солнечной системы, планет. | Методы, применяемые на данном этапе урока: - метод сравнения;
- практический метод (упражнение);
- метод определения понятий;
- метод само- и взаимоконтроля.
- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- наглядный метод.
|
Содержание урока | Время | Учитель: - Как вы думаете, что такое Вселенная? Можно ли из просмотренного видеосюжета найти ответ? Обоснуйте свой ответ, работая парами. Обучающиеся: выстраивают верную цепочку, аргументируют свой ответ. Задание: - Рассмотрите таблицу. Как вы считаете, что такое Солнечная система? Дайте определения понятий планета, звезда. Обучающиеся: Дают определение понятий. Учитель: - Какие процессы в космосе влияют на жизнь нашей планеты? Учитель подводит итог: Чтобы ответить на этот вопрос, нужны новые знания. | 2-3 мин.
2 мин.
| Всего: | 5-7 мин. |
|
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: - постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала. |
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из текстов учебника. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности): - извлечение знаний из научных текстов;
- самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.
| Включение в самостоятельную деятельность по анализу прочитанного самостоятельно текста, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в микрогруппе (паре). | Формирование навыка работы с информацией. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.
| Цель: создать условия для получения знаний по теме урока. Задачи: - научить обучающихся выявлять влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества читая текст и делать выводы;
- сформировать навыки исследования текста.
| Цель: обучающиеся смогут выявить влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества (работа в паре) и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации. | Методы, применяемые на данном этапе урока: - метод сравнения;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- метод работы с текстом;
- метод «Если бы..»;
- Проблемный метод.
|
Содержание урока | Время | Учитель: - Познакомьтесь с текстом учебника. Ответьте на вопрос: Какое влияние оказывает Солнце(1) и Луна(1) на жизнь Земли и человечества? Аргументируйте свой ответ. Обучающиеся: Знакомятся с текстом работая в паре - один изучает влияние солнца другой луны, самое важное выписывают в тетрадь используя символы и сокращения (опоры по Шаталову) Аргументируют свой ответ, дискутируют при ответе. Учитель: .Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?(проблемная ситуация)
Обучающиеся: совещаются, высказывают свое мнение, слушают друг друга, записывают, доказывают, слушают выступления других групп. Учитель: Совместно с обучающимися делает вывод | 12-15 мин.
5-7 мин. на сам. работу
| Всего: | 20-22 мин. |
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: - постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.
|
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний: - извлечение новых знаний;
- применение знаний и в новых или измененных условиях.
| Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний: - анализируют предложенные учителем задание;
- на основе выполнения теста проверяют свои новые знания
| Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность. | Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. Задача: проверить первичное усвоение материала по теме. | Цель: обучающиеся смогут проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях. | Методы, применяемые на данном этапе урока: - метод тестирования;
- практический метод;
- наглядный метод.
- нндуктивный метод
|
Содержание урока | Время | Учитель: Посмотрите на экран. Давайте выполним задания теста, проверим и прокомментируем их (ПРИЛОЖЕНИЕ) Обучающиеся: Выполняют в паре задание и сверяют ответ с другими парами в ходе обсуждения. Учитель: Проверяет, корректирует, помогает. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую | 5-7мин.
| Всего: | 7мин. |
|
5. | Задание на дом, включающее: - постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
|
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома: - закрепление полученных знаний по тексту параграфа;
- закрепление навыка в применении новых знаний.
| Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний. - определяют объём домашнего задания;
- выбирают самостятельно задания для закрепления;
- разрабатывают план своих действий.
| Обучающиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий. | Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов. Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений, 2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения. | Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению. | Методы, применяемые на данном этапе урока: - практический метод (рисунок);
- проблемно-поисковый метод;
- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих заданий в конце параграфа).
|
Содержание урока | Время | Задание Учитель задает обучающимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму. Обучающиеся знакомятся с содержанием домашнего задания, так как при анализе могут выясниться затруднения, которые могут возникнуть при его выполнении. По желанию обучающиеся могут выполнить творческие практические задания. В тетради нарисовать две окружности (ЗЕМЛЯ) и провести линии экватора для работы на следующем уроке. Обучающиеся: Ставят цели дальнейших действий. Учитель Подводит общий итог проделанной работе в классе. Презентация: Видеосюжет о Вселенной с космической музыкой | 3 мин. | Всего: | 3 мин. | Итого: | 39-40 мин. |
|