ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ
"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_vo_vselennoy.docx | 24.63 КБ |
zemlya_vo_vselennoy.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Тип урока: Урок формирования новых знаний и умений.
Цели урока: Вызвать интерес учащихся к изучению темы, сформировать знания о месте Земли во Вселенной и процессах на Земле, связанных с вращением вокруг своей си и вокруг Солнца.
Задачи урока:
Обучающая:
- Дать представление о месте Земли во Вселенной и Солнечной системе, причинах вызывающих смену времен года и неравномерность распределения солнечного тепла и света. Познакомить с понятиями: тропики, полярные круги, дни равноденствия и солнцестояния.
Развивающая
- Уметь анализировать, систематизировать и применять полученные новые знания
Воспитательная
Воспитание инициативности и уважения друг к другу.
Оборудование: Модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, учебники, мультимедиа и презентация.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Определение темы и целей урока.
- Изучение нового материала:
Актуализация, опора на субъективный опыт учащихся.
- Что такое Вселенная? Галактика?
- В какой Галактике находится наша планета?
- Какие небесные тела движутся вокруг Солнца? Какие планеты вам известны? Какую форму имеют планеты Солнечной системы?
- Вам уже известно, что Земля совершает оборот вокруг своей оси. Как называется оборот вокруг своей оси (Сутки).
- За какой период Земля совершает оборот вокруг Солнца? Как называется оборот вокруг Солнца (Год).
- Земля-часть Вселенной. (Презентация: слайд 3-4)
- Работа с текстом (стр8-9).
- Земля-часть Солнечной Системы. (Презентация: слайд 4-5)
А) Сообщение учащегося об уникальности Земли (Презентация: слайд 5)
Б) Работа с учебником по схеме на стр.12-13
Земля- третья планета т Солнца, форма Земли - геоид.
Земля удалена от Солнца на 149 млн. км.
Орбита Земли-элипс (930 млн. км), близкий к окружности, в одном из фокусов которого находится Солнце.
Расстояние в афелии (наибольшее)-152 млн. км.
Расстояние в перигелии (наименьшее)-147 млн. км.
- Вращение Земли вокруг своей оси (Презентация: слайд 6-7).
Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток против часовой стрелки (если смотреть с Полярной звезды, рис.8, стр.10). Кроме того земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,50
- Показ модели Земли: «Вращение вокруг своей оси». (Слайд 6-7).
- Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. (Ребятам предлагается работа в парах с текстом учебника, результатом работы являются основные выводы).
- Вращение влияет на форму Земли: она сплюснута у полюсов на 22 км.
- Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном-влево.
- Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи (сутки).
- Смена часовых поясов.
- Движение Земли вокруг Солнца (Презентация: слайд 8-9).
- Вы уже знаете, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за год = 365суток, 6 часов,9 минут. Земля движется, по орбите со скоростью 30км\сек. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66,50 и перемещается в пространстве параллельно самой себе в течение года (Презентация: слайд 10).
- Работа с «Моделью вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».
- Положение Земли в разные сезоны года, распределение солнечного света и тепла на Земле. (Презентация: слайд 11-13).
Учитель ставит модель в летнее положение (1) для северного полушария:
- Какая часть Земли получает больше тепла? (северное полушарие)
- Где сейчас лето? (северном)
- На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? (с.т.)
Эта воображаемая линия-параллель 23,50 с.ш. и ю.ш. называется тропиками.
Самостоятельно находят тропики и дают определение.
Тропик-линия, над которой Солнце бывает в зените.
Зенит-наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.
- Где на земном шаре день равен ночи круглый год (экваторе).
- Где на Земле Солнце не заходит за горизонт? (на полюсах).
Учитель обращает внимание учеников на такое явление: полярная ночь и полярный день.
Ученики самостоятельно находят полярные круги и дают определение.
Полярный круг-параллель 66,50. В области от полярных кругов до полюсов наблюдается полярная ночь.
- Закрепление (работа с таблицей, задача, тесты)
Составление таблицы: «Освещение Земли Солнцем в разное время года»
(Презентация: слайд 14).
ДАТА | СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ | ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ |
22 июня - день летнего солнцестояния | В северном полушарии - лето День длиннее ночи Солнце в зените над параллелью 23,50с.ш. (с.т.) На параллели 66,50с.ш. (с.п.к.) – полярный день | В южном полушарии - зима. День короче ночи. На параллели 66,50ю.ш.- полярная ночь |
23 сентября – день осеннего равноденствия | День=ночи. Солнце в зените над экватором | День=ночи. Солнце в зените над экватором |
22 декабря – день зимнего солнцестояния | В северном полушарии - зима. День короче ночи. На параллели 66,50с.ш.- полярная ночь | В южном полушарии - лето День длиннее ночи Солнце в зените над параллелью 23,50ю.ш. (ю.т.) На параллели 66,50ю. ш. (ю.п.к.) – полярный день |
21 марта– день осеннего равноденствия | День=ночи. Солнце в зените над экватором | День=ночи. Солнце в зените над экватором |
ТЕСТЫ:
1.На какой параллели 22 июня наблюдается полярная ночь?
1) 80 ° с.ш 3) 45 ° ю.ш
2) 45 ° с.ш. 4) 80 ° ю.ш
2. Солнце бывает в зените над экватором
1) 22 декабря и 21 марта 3) 21 марта и 23 сентября
2) 23 сентября и 22 июня 4) 22 декабря и 22 июня
3. 22 декабря Солнце находится в зените
1) 23,5 ° с.ш 3) 10 ° ю.ш
2)10 ° с.ш 4) 23,5 ° ю.ш
4. На какой параллели Солнце в течении года бывает в зените
1) 20 ° ю.ш 2)65 ° с.ш
3) 40 ° с.ш 4) 80 ° ю.ш
5. 22 июня световой день длиннее на:
1) северном тропике 2)экваторе
3) южном тропике 4) северном полярном круге
6) на какой из перечисленных параллелей 22 июня световой день короче ночи?
1)60 ° с.ш 3)2 ° с.ш.
2) о °.ш 4) 20 ° ю.ш
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание: (Вариант разноуровневых дифференцированных заданий)
«3»- параграфы 3,5 и ответы на вопросы.
«4»- Выделить основные положения, связанные с вращением Земли вокруг Солнца и оси и их географические следствия (пар.3,5).
«5»- подготовить сообщения о Земле как уникальной планете, подготовить презентацию, итоговые задания и вопросы к теме (стр.21).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели занятия: 1. Познакомить учащихся с местом Земли в Солнечной системе. 2. Сформировать представление о причинах, вызывающих смену сезонов года. 3. Объяснить причины неравномерности нагрева земной поверхности. 4.Научить решать задачи типа «С»
Вращение Земли вокруг оси
Вращение Земли вокруг оси Земля вращается вокруг оси с запада на восток, ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5 Вращение влияет на форму Земли: она сплюснута у полюсов на 22 км. Из-за вращения Земли все движущиеся по её поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном-влево. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи (сутки). Смена часовых поясов.
Годовое вращение Земли.
Вращение Земли вокруг Солнца Земля совершает оборот вокруг Солнца за год (365 суток, 6 часов, 9 минут, 9 секунд) Длина орбиты равна 930 млн. км., скорость равна 30 км/сек. Наклон земной оси к плоскости орбиты приводит неравенству дня и ночи на Земле и смене времен года. Дни равноденствия и солнцестояния, ограниченные тропиками и полярными кругами.
22 июня 22 декабря 23 сентября и 21 марта Распределение Солнечного тепла и света на Земле
22 декабря
22 июня
Освещение Земли Солнцем даты Северное полушарие Южное полушарие 22июня День летнего солнцестояния -лето. Солнце в зените над ст., ( 23,5 0 с.ш.) день длиннее ночи. На спк( 66,5 0 с.ш.) - полярный день в южном полушарии - зима. День короче ночи. За юпк ( 66,5 0 ю.ш ) -полярная ночь 23 сентября Солнце в зените над экватором. День равен ночи. Солнце в зените над экватором. День равен ночи. 22 декабря В северном полушарии - зима. День короче ночи. За спк( 66,5 0 с.ш.) -полярная ночь День зимнего солнцестояния. Солнце в зените над ют., 23,5 0 ю.ш. день длиннее ночи. За юпк ( 66,5 0 ю.ш ) -полярный день 21 марта Солнце в зените над экватором. День равен ночи. Солнце в зените над экватором. День равен ночи.
А 7 В какой день в Новой Зеландии продолжительность светового дня наибольшая? 1) 21 марта 2) 22 декабря 3) 22 июня 4) 23 сентября
Примеры задач Задача 1. На какой из параллелей: 30 с. ш., 10 с. ш., на экваторе, 10 ю . ш., 30 ю. ш. – Солнце в полдень будет находиться ниже всего над горизонтом в день, когда Земля находится на орбите в положении, показанном на рисунке цифрой 3? Свой ответ обоснуйте.
ОТВЕТ: 1. на параллели 30 с. ш. 2. В этот день Солнце находится в зените над Южным тропиком. 3. параллель 30 с. ш. расположена дальше всего от параллели над которой Солнце стоит в зените.
Определите географические координаты пункта, если известно, что 21 марта в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень , и Солнце находится на высоте 45 ̊ над горизонтом (тень от предметов падает на север) 1) в дни равноденствий высоту полуденного Солнца определяют по формуле: Н= 90 ̊- а, где Н- высота Солнца над горизонтом , а – широта места 90 ̊-45 ̊= 45 ̊с.ш. 2)(18ч-12ч)*15 = 90 ̊з.д.
Примеры задач: С 6: Определите географические координаты пункта, расположенного в Казахстане, если известно, что 23 сентября в 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 40° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
Примеры задач: С 6:Определите географические координаты пункта, расположенного в Туркмении, если известно, что 23 сентября в 8 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 50° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
С 6:Определите географические координаты точки земного шара, в котором солнце будет находиться в зените, когда в Лондоне празднуют Новый год?
1) 24ч-12ч= 12 ч 2) 15*12=180 ̊д. 1 января Солнце находится в зените над южным полушарием. 22 декабря Солнце было в зените над южным тропиком С 22 декабря по 1 января прошло 10 дней Зенитальное положение Солнца сместилось на 2,6 ̊ к северу и стало 23,5 ̊ – 2.6 ̊= 20,9 ̊ю.ш.
С 6: Укажите отрезки двух меридианов , на которых 22 июня в полночь по местному времени меридиана 15 в.д. тень от Солнца падает на юг.
1) отрезок меридиана 15 в.д. на отрезке от северного полярного круга до северного полюса ( там полярный день, поэтому в полночь тень падает на юг) 2)через 180 ̊ на меридиане 165 ̊з.д.- полдень 3) на меридиане 165 ̊з.д. тень падает на юг от северного тропика( где Солнце в зените) до южного полярного круга(за которым наблюдается полярная ночь)
Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 1 ноября Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.
Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 1 мая Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование вашего ответа.
Задание С 6. Нестандартный вариант. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 15 марта солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа. Точка Широта Долгота А 50° с.ш . 90° з.д . Б 60° с.ш . 90° з.д . В 50° с.ш . 80° з.д .
Правильный ответ: 1) Выше всего солнце будет находиться над горизонтом в точке А. В обосновании говорится, что 2) в этот момент на меридиане 90° з.д . – полдень ИЛИ для определения полуденного меридиана используется вычисление (18 – 12) × 15° ИЛИ в ответе говорится, что точка А расположена на полуденном меридиане; 3) точка А расположена южнее точки Б ИЛИ точка А расположена ближе к экватору, чем точка Б ИЛИ говорится, что в Северном полушарии полуденная высота солнца увеличивается при движении в сторону экватора
Тесты: 1.На какой параллели 22 июня наблюдается полярная ночь? 1) 80 с.ш 3) 45 ю.ш 2) 45 с.ш. 4) 80 ю.ш 2. Солнце бывает в зените над экватором 1) 22 декабря и 21 марта 3) 21 марта и 23 сентября 2) 23 сентября и 22 июня 4) 22 декабря и 22 июня 3. 22 декабря Солнце находится в зените 1) 23,5 с.ш 3) 10 ю.ш 2)10 с.ш 4) 23,5 ю.ш 4. На какой параллели Солнце в течении года бывает в зените 1) 20 ю.ш 2)65 с.ш 3) 40 с.ш 4) 80 ю.ш 5. 22 июня световой день длиннее на 1) северном тропике 2)экваторе 3) южном тропике 4) северном полярном круге 6) на какой из перечисленных параллелей 22 июня световой день короче ночи? 1)60 с.ш 3)2 с.ш. 2) о .ш 4) 20 ю.ш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».
Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...
Задания части С ЕГЭ по географии на тему "Вращение земли вокруг Солнца"
Данный материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по географии для решения заданий по теме "Вращение земли вокруг Солнца"...
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс
Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...
Презентация по географии 5 класс на тему "Форма Земли и Движения Земли"
Презентация по географии на тему "Форма и движения Земли" ( 5 класс к учебнику А.И.Алексеев и др. "Полярная Звезда")...
Вращение Земли вокруг своей оси
Су́точное враще́ние Земли́ вокруг своей оси происходит с периодом в одни звёздные сутки. Наблюдаемым проявлением вращения Земли является суточное вращ...
Движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния
Презентация к разделу: Земля - планета Солнечгой системы....