Урок по физике в 7 классе "Плавание судов"
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) по теме

Предмет: физика Краткая аннотация урока: - Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный - Тема: «Плавание судов» - Тип урока: изучение нового материала - Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на любое погружённое в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости. Форма организация работы детей: урок- объяснение нового материала. Форма организация работы учителя: объяснение новой темы «Плавание судов» с применением цифровых образовательных ресурсов. Технологические особенности: - урок проводиться с использование компьютера и интерактивной доски. Используемое оборудование: компьютер и проектор EPSON. Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски: - работа с «конспектом» занятием, - запуск на компьютере презентации урока «Плавание судов» и полное управление им с поверхности доски, - работа с графическими и видеоматериалами, - выход в Интернет и просмотр сайтов, - нанесение комментариев поверх отображаемых на лоске материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_sudov2.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по физике в 7-м классе на тему "Плавание судов"

Цель урока: рассмотреть физические основы плавания судов.

Задачи:

  1. Образовательная:
  1. Понимать смысл понятий: Осадка, Ватерлиния, Водоизмещение, Грузоподъёмность;
  2. Уметь объяснять плавание судов;
  3. Использовать понятия: Осадка, Ватерлиния, Водоизмещение, Грузоподъёмность при решении задач.
  1. Развивающая:
  1. Продолжить развитие навыков обрабатывать и представлять информацию в разных формах (словесно, рисунков и структурных схем);
  2. Продолжить развитие умений сравнивать, анализировать и обобщать факты;
  3. Продолжить развитие умений представлять и аргументировать групповое решение;
  4. Продолжить развитие умений оценивать собственные знания.
  1. Воспитательная: Воспитание умения слушать и быть услышанным.

Оборудование и дидактический материал:

  1. Набора карточек для таблицы

Тело тонет

Тело плавает

Тело всплывает

FT > FA

FT = FA

FT < FA

ρT > ρЖ

ρT = ρЖ

ρT < ρЖ

  1. Гвоздь и стакан с водой
  2. Сосуд с водой
  3. Кусочек пластилина и пластилиновый кораблик (этой же массы)
  4. Таблички — названия групп «Понятие», «Историк», «Эколог», «Эрудит».
  5. Карточки-задания группам.
  1. Бортовой журнал (для каждого ученика)
  2. Заготовки для схемы и таблицы.
  3. Мультимедийная презентация

  1. Организационный момент.

Учитель:  Дорогие семиклассники !

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Из ваших знаний и умений

Мы вместе сочиним урок.

(краткий рассказ о себе)

Как много людей собралось сегодня в нашем классе. Как вы думаете, что сближает  в обществе человека с человеком?

- Улыбка

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на уроке.

Учитель:  - За окном весна. Звучит капель.

Капель - это вода. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле. Она и вокруг нас - 3/4 поверхности Земли занимает вода, и внутри нас - мы на 90% состоим из воды. Это самое удивительное вещество на Земле.

Я заговорила о воде, на столе - модели судов. Не подсказывает ли это вам тему нашего урока? ("Плавание судов" появляется на экране.)  Что мы должны знать  о плавании судов?  Правильно, необходимо учитывать условия плавания тел.

  1. Давайте, вспомним, когда тела тонут, плавают, всплывают.

Ответы учащихся

2. Задание:  из набора карточек составьте таблицу.(подготовить карточки)

В результате на экране появляется таблица:

Тело тонет

Тело плавает

Тело всплывает

FT > FA

FT = FA

FT < FA

ρT > ρЖ

ρT = ρЖ

ρT < ρЖ

Тело тонет

Тело плавает

Тело всплывает

FT ?  FA

FT ?  FA

FT ?  FA

ρT ? ρЖ

ρT ? ρЖ

ρT ?  ρЖ

Справились с заданием? Молодцы!

 2. Мотивация.

Учитель. (опуская гвоздь в стакан с водой) Почему гвоздь тонет, а металлический корабль нет? Почему кусочек пластилина тонет, а пластилиновый кораблик этой же массы нет?

На эти вопросы вы сможете ответить в ходе  урока. Итак, тема урока «Плавание судов».

Работать мы будем сегодня в группах «Понятия», «Историки», «Экологи»,  «Эрудиты». При работе в группе и слушании выступающих вам понадобится внимание, взаимоуважение и дисциплинированность. Я выступаю в роли капитана.  В ходе урока мы должны рассмотреть физические основы плавания судов. Слушая представителя группы, вы будете делать пометки в бортовом журнале.

Итак, команды к плаванию готовы?

В путь!

 Учитель: Говоря о плавании судов, можно заметить, что необходимость в таком способе передвижения у человека была всегда. Какова история становления судов? Об этом нам расскажет группа «Историк»

Группа «Историки»

Судно — это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), под водой (подводные суда) или над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке)

Первым средством передвижения людей по воде были обломки деревьев, потом появились плот, челн — бревно с выдолбленной сердцевиной. Постепенно люди научились улучшать мореходные качества судов, строить их из отдельных частей — каркаса и обшивки.

Первоначально на челнах и плотах передвигались с помощью шестов и весел. Затем, примерно за 3000 лет до в. э. появился парус — на судах в Средиземном море. В ХIХ в. самые быстроходные парусники — трех- и четырехмачтовые клипперы — перевозили чай из Китая, шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км/ч. Рекорд скорости клиппера «Катти Сарк» (39 км/ч) не побит до сих пор ни одним из парусных судов.

Со временем паруса были заменены паровыми машинами. Первый речной пароход «Клермонт» был построен в США в 1807 г. по проекту Роберта Фултона, а первый морской появился в России в 1815 г. Судовой паровой котел с высокой трубой топили дровами. В 1903 г. на Волге построили первое в мире дизельное судно — танкер «Вандал».

С развитием атомной энергетики появились установки, вырабатывающие пар на тепле, выделяемом в ядерном реакторе. Первое гражданское судно на ядерном топливе — атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике с 1959 г.

Самоходное судно приводится в движение с помощью движителя (паруса, винта, колёс). Корпус судна состоит как бы из скелета (его называют набором), к которому прикрепляются наружная обшивка, палуба и другие части. Наружную обшивку изгибают так, чтобы очертания корпуса были плавными и не возникало большого сопротивления движению. На крупных судах устраивают двойное дно, суда некоторых типов имеют и двойные борта. Подпалубные пространства (трюмы) и межпалу6ные помещения (твиндеки) используют для размещения груза. Запасы жидкого топлива и пресной воды хранятся в цистернах, называемых танками.

Итак, историю становления судна мы узнали, а как же суда держаться на воде, принимают на борт и перевозят большие грузы. Выясняла всё это Группа «Понятия»

Задание: Изложить основные понятия.

Условия  плавания судов- вес воды, вытесненной подводной частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе или силе тяжести, действующей на судно с грузом
Осадка- глубина на которую судно погружается в воду.
Ватерлиния- наибольшая допускаемая осадка отмечена на корпусе судна красной линией.
Водоизмещение- вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом
Грузоподъёмность- показывает вес груза, перевозимого судном, его находят, если из водоизмещения вычесть вес самого судна.

Теперь мы выяснили  условия  плавания судов, узнали что такое осадка,  ватерлиния водоизмещение, грузоподъёмность и  закрепим эти понятия  решением задачи.

 Практика Задание для всех совместно с учителем: Решите задачу.

После разгрузки баржи её осадка в реке уменьшилась на 60см. Определите вес груза, снятого с баржи, если площадь сечения баржи на уровне воды равна 240 м2.

Дано:                  СИ                            Решение:

S= 240 м2                                           Вес груза, снятый с баржи, равен изменению

h= 60см           0,6 м                 Архимедовой  силы, действующей на баржу,

= 1000кг/м3                                FА = g V=  g S h

g= 9,8=10 Н/кг                           FА= 1000кг/м3 * 10 Н/кг  *  240 м2*  0,6 м  =144 0000 Н                                                                                                        

P-?

А теперь внимание на экран.

Самое время пришло дать слово экологам.

Послушаем экологов:

 Экологии:  Учитель:  (Видеофрагмент.)

Ученики экологи:  1. Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и атмосферой и тем самым нарушающая нормальную жизнь планктона, рыб и других обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается

  1. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.

Учитель: Плоты и парусные суда – не современные виды транспорта,  поэтому при перевозке  грузов, пассажиров и  при эксплуатации транспортного средства следует соблюдать ТБ

Группа «Эрудит»

Задание: ответьте на вопросы.

1.         Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море? Почему?

2.        (Почему гвоздь тонет, а металлический корабль нет?) Почему кусочек пластилина тонет, а пластилиновый кораблик этой же массы нет.

Ответы

1.Плотность морской воды больше, чем в речной, значит выталкивающая сила больше. Осадка корабля уменьшится.

2.Масса и плотность не меняются, а объём вытесненной жидкости стал больше, т. к. мы изменили форму тела. Объём корабля больше объёма гвоздя, соответственно велика сила Архимеда.

Итоговый.

•        Обобщение материала.

Итак, мы прослушали выступления групп. На основе выступления выяснили физические основы плавания судов. (самое главное о плавании судов)

•        Тест.  Взаимопроверка теста. Обменяйтесь листами, взаимопроверка. (ответы вывешиваю на доску, критерии оценки на листах)

Домашнее задание (задание записано в «Бортовом журнале»)

Учитель. Вспомните его «Сказку о царе Салтане...». В чем вынуждены были плыть по морю царица с маленьким князем Гвидоном?

Учащийся. В бочке.

Учитель.

IIрочитали вслух указ

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян

Так велел-де царь Салтан.

В синем море звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Тучка по небу идет

Бочка по морю плывет. . .

Предлагаю вам провести небольшое исследование или подумайте как это сделать.

Рассчитайте наибольшую массу груза, который бочка способна удержать на плаву, и проверить свое теоретическое предсказания на опыте. Только вместо настоящей бочки используем ее модель пластмассовый пенал от фотопленки.

Учитель. Среди вас наверняка есть любители путешествовать. Вдруг вам необходимо будет построить плот для переправы через реку. Постройте дома модель плота (используйте модель плота — карандаши скреплённые скотчем). Рассчитайте грузоподъёмность или подумайте как это сделать.

Решение или план решения любой из этих задач оформите на листе.

Учитель. Мореплаватели находят бутылки с записками или клады с потонувших кораблей.

Рефлексия

Вот и наше путешествие закончилось и этот волшебный сундук ваш (коробка конфет).

А для желающих побольше узнать о кораблях, мореплавателях всегда открыты двери нашей библиотеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике с использованием ЭОР «Плавание судов. Воздухоплавание» 7 класс

Даннный конспект урока позволяет учителю рационально использовать время урока для передачи знаний учащимся по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Разработка учебного занятия: физика, 7класс "Плавание судов. Воздухоплавание"

Разработка содержит план, презентацию занятия и карту заданий, которая заполняется по ходу урока....

Урок в 7 классе "Плавание судов"

Папка содержит разрабоку урока и презентацию к уроку...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...