Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Москва 2017/ 2018 уч.год
ГБОУ " ЦСи О «ЧЕРТАНОВО»
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ
НА ТЕМУ:
«Последовательное и параллельное
соединения проводников»
КЛАСС: 8А
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ: ПРОКОФЬЕВА Н.И.
ДАТА И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время(мин.) |
1. Организа-ционный момент |
| 1.Приветствие. 2. Готовность к уроку. | 2-3 |
2. Выпол-нение заданий по повторе-нию ранее пройден-ного матери-ала |
Собрать эл.цепь, состоящую из источника тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов.
Начертить эл.схему, состоящую из источника тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов. | 1.Выполнение сборки цепи по заданию №1 2. Выполнение изображения схемы по заданию №2 | 5-7 |
Повтор-ение ранее изучен-ного матери-ала | Сегодня мы продолжим разговор о прохождении эл.тока по цепям. Что такое эл.ток? Какие величины характеризуют прохождение тока по цепи? | -эл.ток -это упорядоченное движение заряженных частиц; -сила тока; напряжение, сопротивление | |
Что называется силой тока? Напишите на доске формулу для расчета силы тока, дайте расшифровку величин, входящих в формулу и ед.измерения. | Сила тока -физ.величина, равная отношению эл.заряда, проходящего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t, т.е I=q\t I –сила тока, А Q –заряд, Кл t-время, с
| ||
Что называется напряжением? Напишите на доске формулу для расчета напряжения, дайте расшифровку величин, входящих в формулу и ед.измерения. | Напряжение –это физическая величина, равная отношение работы тока на данном участке цепи к эл.заряду, прошедшему по этому участку U= A\q U- напряжение,В
q- Заряд,Кл | ||
От чего еще зависит сила тока? | От эл.сопротивления, которое прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника. R= l|s | ||
Какой закон связывает все три величины? Как формулируется закон Ома? Напишите закон на доске. | -закон Ома. -Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорционально его сопротивлению. I=U\R | ||
Пока мы повторяли, задания №1,2 уже готовы к проверке. Проверка выполнения заданий №1,№2. | Комментарий выполнения заданий, нахождение и исправление ошибок, если таковые имеются. | ||
3. Постанов-ка целей и задач урока. | Эл.цепи служат для того, что бы энергия от источника была передана по проводам к устройствам, потребляющим энергию: эл.лампам, резисторам. К наиболее простым и часто встречающимся соединениям проводников относятся последовательные и параллельные соединения. Зная сопротивление каждого и способ их соединения, можно рассчитать и общее сопротивление цепи. Сегодня на уроке мы познакомимся с последовательным соединением, его законами и особенностями подключения. | Запишите тему урока: Последовательное соединение проводников. | 15 |
4. Объясне-ние нового матери-ала | Запись определения последовательного соединения. Приведите примеры Перерисуйте в тетрадь | При последовательном соединении эл.цепь не имеет разветвлений. Все проводники включают в цепь поочередно друг за другом. -цепь, собранная на столе, елочная гирлянда и т.д. -схема, изображенная на доске | |
Вспомните вывод, полученный при выполнении л\р по измерению силы тока в ее различных участках Итак, первый закон Запишем формулу на доске и в тетради
| -Сила тока в различных участках цепи одинакова. При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та жа, т.е. I1=I2=I | ||
Как это можно экспериментально подтвердить? Как подключается амперметр? Подключение демонстрационного амперметра. Каково показание амперметра? Запись показаний. Как это теоретически объяснить? Чему равны показания силы тока I1? I2? |
I= 0,4 А
одинаковый. - I1=I2=I=04A | ||
Вспомните вывод, полученный при выполнении л/р по измерению напряжения на различных участках цепи. | Напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей, равно сумме напряжений на концах каждой спирали. Второй закон: Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: U=U1+U2 | ||
Как это можно экспериментально подтвердить? Как подключается вольтметр в цепь? Подключение вольтметра к отдельным участкам цепи и снятие напряжения на общем участке цепи. Снятие показаний и запись значений на доске. Как это можно теоретически объяснить? | -подключить вольтметр; - параллельно, «+» к «+» U= 8 В U1= 4 В U2= 4 В Напряжение связано с работой формулой: U=A|q. Общая работа, совершенная полем по перемещению заряда в первом и втором сопротивлениях, складывается из работ, совершаемых полем в каждом из них по закону сохранения энергии: Аобщ=А1+А2 тогда U=U1+U2 | ||
Чему равно сопротивление последовательно соединенных проводников? Какой параметр сопротивления проводника мы изменяем? Итак, мы познакомились с закономерностями для последовательного соединения. Еще раз давайте повторим: Какие законы последовательного соединения Что будет являться характерным для последовательного соединения цепи? | -соединяя проводники последовательно, мы как бы увеличиваем длину проводника. Поэтому сопротивление цепи становится больше сопротивления одного проводника. Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников R=R1+R2 - при последовательном включении элементов цепи общее сопротивление возрастает. Это означает, что если, например, в нашу цепь или в елочную гирлянду добавить еще одну лампу, то сопротивление гирлянды возрастет, ток в ней уменьшится. От этого лампы будут гореть тускло. Если перегорела одна лампа, то цепь разомкнется, и другие погаснут. И если вы решите соединить контакты в месте образовавшегося разрыва, то нужно учесть, что сопротивление гирлянды станет меньше, чем было. Ток возрастет, оставшиеся лампы будут гореть ярче, т.е. с перекалом, и скоро выйдут из строя. | ||
Закреп-ление | Мы получили значения величин для нашей цепи. Какие вопросы мы можем поставить по нашему условию и как на них ответить? Решение задачи: | Дано: Решение: I= 0,4А U1=4В U2=4В U=8В Найти: R1-? R2-? R-? Но прежде чем решить задачу, давайте познакомимся с примером решения и оформления аналогичных задач по учебнику. | 5 |
Подведе-ние итогов работы на уроке | Работали хорошо: Работали активно: Недостаточно уверенно и четко отвечали: | ||
Домаш-нее задание | П. 48, вопросы Упр.22(1,3) 4- по желанию | ||
| |||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание №1 |
Соберите эл.цепь, состоящую из 2-х источников тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов. |
Задание №2 |
Начертить эл.схему, состоящую из 2-х источников тока, ключа, двух лампочек, соединительных проводов. |
Оценки учащихся на уроке
Оценки | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество учащихся, получивших оценки |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Орг. момент |
|
| 1-2 |
2.Цель урока Задача Повторение основ-ных вопро-сов | Сегодняшней урок мы проводим в виде л/р. На которой нам предстоит изучить последовательное и параллельное соединения проводников. Наша главная задача проверить законы данных видов соединения. Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы давайте вспомним: Повторение 1.Какое соединение называется последовательным? (Плакат) 2.Параллельным?
3.Сформулируйте законы для данных видов соединений. Какую зависимость между величинами мы будем проверять? Зависимость при параллельном соединении: 4.Что необходимо сделать для достижения поставленной цели? В л/р вы будете использовать измерительные приборы. С помощью каких приборов мы проводим измерения силы тока и напряжения? Как они включаются в цепь? В параллельной цепи необходимо применять реостат. Для чего? ТБ | -При последовательном соединении эл.цепь не имеет разветвлений. Все проводники включают поочередно друг за другом. -Когда цепь разветвляется на части и имеются общие точки подключения. -При последовательном соединении проводников: 1.Ток на всех участках неразветвленной цепи одинаковый I1=I2=I 2.Общее напряжение на сопротивлениях равно сумме напряжений на каждом из этих сопротивлений: Uобщ = U1+U2 3.Общее сопротивление равно сумме сопротивлений отдельных участков цепи: Rобщ=R1+R2 Напряжение на сопротивлениях прямо пропорционально значениям этих сопротивлений:
При параллельном соединении проводников: 1. Напряжение на параллельных участках цепи одинаково: U=U1=U2 2.Ток в общей цепи равен сумме токов в ветвях: I=I1+I2 3. Общее сопротивление цепи определяется по формуле: Значения токов, проходящих через сопротивления, обратно пропорциональны этим сопротивлениям:
Для силы тока подключить амперметр . Последовательно, «+» к «+», «-« к «-«. Для напряжения - подключить вольтметр;
-для регулировки силы тока | 5 |
Проведение эксперимента, обработка результатов | У кого вопросов по выполнению нет, то после комментария по оформлению работы вы можете к ней приступать. Комментарии по оформлению (запись на доске) В бланке отчета по выполнению л/р:
| 1-2 | |
Выполнение работы Промежуточ-ный конт-роль | Выполнение л/рКонтроль подготовки бланка отчетаИсправление ошибок и неточностей. Допуск к сборке цепи | 1.Подготовка бланка отчета: Название Цель приборы и материалы Схема эл.цепи для последовательного и параллельного соединения; Таблица для записи результатов измерений. Расчетные формулы | 5-7 |
Сборка эл. цепей |
Контроль сборки последовательной цепи и подключения приборов для получения результатов. | Сборка цепи, подключение приборов. Снятие показаний приборов, запись результатов в таблицу. Обработка данных Проверка выполнения законов соединения Вывод | 10 |
Контроль сборки параллельной цепи и подключения приборов для получения результатов. | Сборка цепи, подключение приборов. Снятие показаний приборов, запись результатов в таблицу. Обработка данных Проверка выполнения законов соединения Вывод Объяснение полученных данных | 12-15 | |
Заклю-чительзный этап | Организация завершения работы |
3. Завершение оформления работы. | 2 |
Подведение итогов работы |
Хорошо работали во время выполнения всей работы: | Устный ответ о полученных результатах. | 3 |
Д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.
Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...
Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...
Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....
Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 - 8 классах
В данной публикации представляю физические исследовательские работы, которые можно использовать практически на каждом уроке физики в 7 – 8 классах. Применение исследовательских работ способствуе...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе...