Обобщающий урок по теме "Металлы"
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) по теме
Обобщающий урок по химии. Тема: "Металлы". 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metallicheskiy_turnir.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Металлический турнир»
Обобщающий урок по теме »Металлы» в 9 классе.
Разработан учителем химии МОУ АСОШ №1 г.Андреаполя Тверской области Апасовой Валентиной Антониновной.
Предлагаемый урок спланирован в форме турнира, то есть своеобразного соревнования между группами учащихся. Он несложен в подготовке, но в то же время вызывает неподдельный интерес у учащихся, стимулирует их умственную деятельность, так как даёт возможность самим отобрать вопросы команде-сопернице, удивить одноклассников эффектным опытом, побывать в роли учителя, исправляя ошибки на специальных карточках, и наконец, всем показать, какие прекрасные презентации они умеют делать. На роль эксперта приглашается ученик 11 класса, хорошо знающий предмет. Эта миссия почётна, поэтому возможно кому-либо из девятиклассников захочется в будущем побывать на его месте, а для этого нужно хорошо учиться.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный диапроектор, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», подготовленные наборы необходимых реактивов, карточки с реакциями, содержащие ошибки и контрольные карточки без ошибок.
Цели урока: обобщить, углубить и закрепить материал по теме «Металлы», стимулировать использование детьми при подготовке к уроку дополнительных источников знаний: познавательную литературу и ресурсы интернета.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
-Ребята, мы с вами завершили изучение темы «Металлы» . Из 109 химических элементов 85 металлы. Даже алхимики признавали их исключительную роль и говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет» (Золото символизирует Солнце, серебро-Луну, медь-Венеру, железо- Марс, олово-Юпитер, свинец-Сатурн, ртуть-Меркурий)
Наша задача сегодня в нескучной форме ( турнир между группами учащихся) обобщить и углубить полученные знания. Нам в работе в качестве эксперта будет помогать ученик 11 класса. Он поможет считать заработанные при прохождении 4 этапов баллы.
А этапы следующие:
1.»Мозговой штурм»
2.»Опыты-загадки»
3.»Страна невыученных уроков»
4.»Важные персоны»
-Итак, вы готовы? Тогда приступаем.
Первый этап.
Каждая группа подготовила по 3 вопроса команде-сопернице. Примерная тематика вопросов: положение металлов в Периодической системе, физические свойства. Если группа, которой адресован вопрос, ответа не даёт, можно его задать другой группе.
Возможный список вопросов.
1.Диагональ, которая условно делит ПСХЭ Д.И. Менделеева на металлы и неметаллы проходит через эти элементы.(Бор- астат)
2.Особенности строения атомов металлов. (Небольшое число электронов на внешнем слое, больший чем у неметаллов радиус)
3.Самый пластичный металл. (Золото)
4.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
5.Металл, который используется в фотоэлементах. (Франций)
6.Он плавится на ладони человека.(Галлий)
7.Металл,который в середине 18 века испанцы называли «серебришко», »плохое серебро».Его обнаружили вместе с золотом на берегах одной из колумбийских рек и за ненадобностью выбросили.(Платина)
8.Кто автор следующего определения: »Металлом называют твёрдое ,непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно»?(М.В. Ломоносов)
9.Металлл, на пластинках из которого когда-то писали письма?(Свинец)
10.Какой металл используется при изготовлении зеркал? (Серебро, алюминий)
11.Что означает выражение: »Металл, принесённый в жертву рыжему дьяволу»?
12. Что такое «оловянная чума»? (разрушение кристаллической решетки при низких температурах)
Эксперт оглашает результаты первого тура.
Второй этап.
-Сейчас у нас очень интересный этап: «Опыты-загадки». Представители команд демонстрируют опыт, подтверждающий химические свойства своего металла (металлы распределены между группами).Отгадкой должно быть уравнение химической реакции. Напоминаю о необходимости соблюдать правила техники безопасности (предварительно проводится подробный инструктаж).
Возможные опыты:
1.Превращение медных денег в «серебряные» (Раствор нитрата ртути готовится только учителем. После демонстрации сразу всё убирается в герметичную ёмкость в лаборантской)
2.»Морской бой» (Взаимодействие натрия с водой с добавлением фенолфталеина. Предварительно изготавливаются крохотные парусники на двух спичках)
3.»Волшебный огонь»(Взаимодействие алюминия с йодом. Капелька воды в качестве катализатора .Проводится под тягой)
4. «Моментальное фото»(Роданидом калия наносится предварительный рисунок. В нужный момент сбрызгивается из пульверизатора хлоридом железа(3).)
Если команда-соперница затрудняется написать уравнение, его пишет другая команда или эксперт.
Третий этап.
»Страна невыученных уроков»
-Ребята, есть один старый, но на мой взгляд, очень хороший мультфильм «В стране невыученных уроков». (Показывается краткий фрагмент.) Что греха таить, в любой школе наберётся достаточно таких Викторов Перестукиных. Давайте сейчас постараемся уменьшить число ошибок, которые встречаются в ученических тетрадях. У вас 5 минут.
Команды получают карточки с уравнениями реакций, в которых допущено определённое количество разнообразных ошибок. Конкурс оценивается по полноте их исправления.
Четвёртый этап.
«Важные персоны»
-За несколько дней до урока я попросила команды сделать сообщения о важности определённого металла или группы металлов. Вы выбрали мини- презентации. Пожалуйста представьте их на всеобщее обозрение.
Были показаны презентации:
- Щелочные и щёлочно-земельные металлы.
- Железо.
- Алюминий.
- Золото.
Пятый этап.
Подведение итогов. Выявление победителей и наиболее активных учащихся.
Этап рефлексии. Что понравилось или не понравилось? Что удивило? Всех благодарю за работу.
Домашнее задание: Рабочая тетрадь. Подготовка к контрольной работе.1й уровень. (2й по желанию)
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задача урока | Методы и средства | Деятельность | Результат взаимодействия | |
учителя | ученика | ||||
1.Организационный этап | Подготовка учащихся к работе на уроке. Создание соответствующего психологического настроя | М: беседа Ф: групповая | Приветствие, контроль отсутствующих, организация внимания учащихся | Приветствие, окончательная подготовка к уроку | Учащиеся настроены и готовы заниматься |
2. Этап постановки целей и задач | Обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности | М: беседа Ф: групповая | Ставит задачи: обобщить, закрепить и углубить знания по теме «Металлы» | Слушают | Учащиеся готовы к конкретной деятельности |
3.Этап обобщения, закрепления и углубления знаний по теме «Металлы» | На стадии «Мозгового штурма» необходимо повторить положение металлов в ПСХЭ, физические свойства, некоторые интересные исторические факты | М: беседа Ф: групповая | Вместе с экспертом следит за правильностью ответов, помогает подсчитывать баллы | По очереди одна группа задаёт подготовленные вопросы другой группе, выслушивает ответ. | Все учащиеся активно включены в процесс |
На стадии »Опыты-загадки» повторяются химические свойства металлов | М: беседа Ф: групповая | Следит за ходом опытов и соблюдением правил техники безопасности | Демонстрируют опыты друг другу, записывают уравнения химических реакций | Все учащиеся активно включены в процесс | |
На стадии «В стране невыученных уроков» закрепляется умение составлять химические реакции | М: беседа Ф: групповая С:карточки с заданиями | Вместе с экспертом проверяет карточки, помогает подсчитывать баллы | Работают с карточками, исправляют ошибки | Активная работа по выявлению ошибок | |
На стадии» Важная персона» повторяется значение металлов | М: беседа Ф: групповая | Смотрит презентации ,кратко комментирует | Показывают и смотрят презентации. | Увлечены просмотром, хорошо запоминают | |
4. Этап подведения итогов | Подсчёт баллов, определение наиболее активных учащихся | М: беседа | Эксперт оглашает результаты | Каждая группа называет своих активных участников, выслушивает результаты | Оценена работа учащихся |
5.Этап рефлексии | Выяснить, что понравилось, что не понравилось, что удивило? | М: беседа Ф: групповая | Задаёт вопросы, выслушивает ответы | Высказывают своё мнение об уроке | Учитель знает мнение учащихся об уроке |
6. Этап информации учащихся о домашнем задании | . Информирование учащихся о домашнем задании и способе его выполнения | М: беседа С: запись на доске | Записывает задание на доске. Комментирует способ выполнения. | Записывают задание в дневники или в тетради. Задают вопросы. | Правильное выполнение заданий учащимися. |
Литература
- ГабриелянО.С.Химия. 9 класс.Москва.Дрофа.2005
- Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
- В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
- Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
- А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
- И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....