Рабочая программа по биологии 8 класс (УМК Сонина Н.И.)
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Данная рабочая программа содержит пояснителью записку, подробное календарно-тематическое планирование с указанием домашнего задания, основного содержания урока, проводимых лабораторных и практических работ, форм урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8kl_biologiya_nikolaeva.doc | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лесная средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР МОУ «Лесная СОШ» _____________ Курцева М.А. «____»____________2010 г. | «Согласовано» Директор МОУ «Лесная СОШ» _____________ Москаленко В.Г. Приказ № ___ от «___»____2010 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
8 класс
базовый уровень
Автор-составитель:
Николаева Славяна Борисовна
учитель биологии и географии высшей
квалификационной категории
Лесное 2010
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:
- ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)
- социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)
- учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);
- коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
- информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
- природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы по биологии основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по биологии Н.И.Сонина.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 216 с.
- Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2003. - 104 с.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
Работа учащихся с рабочей тетрадью на печатной основе организуется по выборочным заданиям, поэтому использование полной тетради считаем нецелесообразным. Учащиеся выполняют задания на отдельных листах (копии печатной тетради), которые позже вклеивают в рабочую тетрадь.
Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 8 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, обозначенных выше образовательных подходов, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые, фронтальные практические работы.
Количество практических работ (13) соответствует примерной программе и обеспечено материально-техническими возможностями кабинета биологии, за исключением практической работы «Измерение массы и роста своего организма» (не обеспечена весами и ростомером). Практическая работа, предложенная в примерной программе как «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» разделена на 2 самостоятельные практические работы: ««Воздействие желудочного сока на белки» и «Воздействие слюны на крахмал», т.к. такое распределение в большей степени подходит к разбивке раздела на темы.
Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся является подготовка ими сообщений по изучаемым темам, которые, по возможности, рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями. Программа предусматривает подготовку учащимися по 5 темам курса (см. КТП), подготовка сообщений не является обязательным заданием для учащихся всего класса. Кроме того, поощряется самостоятельно предложение тем и выполнение по ним сообщений.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным стандартом основного общего образования и представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:
вид контроля | количество часов (работ) | оцениваются | не оцениваются (оцениваются по желанию учащегося) |
Практические работы | (15) | 8 | 7 |
Обобщающие уроки | 3 | 3 | |
Тестовый контроль | (8) | 8 | |
Подготовка сообщений | (5) | 5 | |
Итоговая проверочная работа | 1 | 1 |
В примерную программу Н.И.Сонина внесены некоторые изменения, которые по имению автора, позволяют более полно раскрыть материал курса. В частности уменьшено количество часов отводимых на изучение раздела «Человек и его здоровье» (2 вместо 4), т.к. многие вопросы этого раздела изучаются как заключительные при изучении систем органов. Например, раздел «Транспорт веществ в организме» дополнен темой «Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение», раздел «Дыхательная система» - «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», раздел «Опорно-двигательный аппарат» - «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей», «Значение физических упражнений для формирования ОДА» и проч. Такое распределение учебного материала позволяет учащимся более глубоко осознать связь между строением и функционированием органов и их систем и влиянием на них образа жизни и других факторов внешней среды. В конце учебного курса подводятся итоги изучения этого материала на уроке «Человек и его здоровье». По сравнению с авторской программой в рабочей увеличено количество часов, отводимых на изучение темы «Координация и регуляция» (с 9 до 14), т.к., как показывает опыт, данный раздел является очень сложным для понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим разделом для понимания целостности организма. Увеличено количество часов для изучения раздела «Покровы тела» (с 2 до 4) с целью увеличения количества времени отводимого на проведение практических работ.
Программой предусмотрено 2 часа резервного времени, которое может быть использовано для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, проведения обобщающе-повторительных уроков, экскурсий, биологических викторин, олимпиад и проч., в зависимости от темпов освоения программы классом, материально-технических и финансовых возможностей.
В календарно-тематическом планировании использованы следующие обозначения:
* - дополнительное задание, выполняется учащимися по желанию
: - использование авторских мультимедийных презентаций по теме урока
Для обозначения компетенций, формируемых у учащихся, используются аббревиатуры:
ЦСк - ценностно-смысловая компетенция
Ск - социокультурная компетенция
УПк - учебно-познавательная компетенция
Кк - коммуникативная компетенция
Ик - информационная компетенция
Пк - природоведческая компетенция
Зк - здоровьесберегающая компетенция.
Содержание программы
Место человека в системе органического мира (3 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение микроскопического строения тканей.
Координация и регуляция (14 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение изменения размера зрачка.
- Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение внешнего строения костей.
- Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
- Изучение микроскопического строения крови
Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы.
- Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
- Измерение кровяного давления
- Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы.
- Определение частоты дыхания.
Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Лабораторные и практические работы.
- Воздействие слюны на крахмал
- Воздействие желудочного сока на белки
- Определение норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Лабораторные и практические работы.
- Оказание доврачебной помощи при травмах кожи
Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Лабораторные и практические работы.
- Характеристика моих познавательных процессов
Человек и его здоровье (2 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Проведение итоговой проверочной работы и анализ ее результатов - 2 часа
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раз-дел | Тема урока | Основное содержание | Домашнее задание | Средства обучения | Примечания |
| 2.09 | I. Человек как биологический вид | Значение знаний о строении и жизнедеятельс-ности организма человека | Использование знаний о строении функционировании тела человека в бытовой и профессиональной жизни, для сохранения и восстановления здоровья. ЦСк, Ск, УПк, Пк, Зк | записи в тетради | Вводный урок | |
3.09 | Место человека в системе органического мира | Систематическое положение человека, черты сходства человека и животных. Рудименты, атавизмы. ЦСк, Ск, УПк, Пк | С.3-4 | : | Вводный урок | ||
| 9.09 | Особенности человека | Черты, отличающие человека от приматов, человека как биосоциальное существо. ЦСк, Ск, УПк, Пк | С.3-7 | : | Комбинированный урок, работа в группах | |
| 10.09 | II. Происхождение человека | Происхождение человека и этапы его становления | Основные гипотезы происхождении человека, основные этапы эволюции человека: рамапитек, австралопитек, человек умелый, неандерталец, кроманьонец, человек разумный. Сравнительная характеристика разных эволюционных стадий человека ЦСк, Ск, УПк, Пк | С.3 - 16, дифференцированно | Табл. «Ископаемые люди», «Предшественники человека» | Комбинированный урок, работа в группах |
| 16.09 | Расы человека | Расогенез, виды рас и характеристика, критика и несостоятельность расизма. ЦСк, Ск, УПк, Пк, Кк | С.16-19 | Табл. «Человеческие расы» | Обобщающий урок по теме | |
| 17.09 | III. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. | Науки о человеке | Вклад в изучение человека Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Галена, Везалия, Гарвея, Леонардо да Винчи и проч. Предмет анатомии, физиологии, гигиены. ЦСк, УПк, Ик | С.20-27, повторить строение клетки | Портреты ученых- естествоиспытателей : | Урок новых знаний Тестирование по теме «Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы» |
| 23.09 | IV. Общий обзор организма человека | Клеточное строение организма | Понятие о клеточном строении организма, строение животной клетки (ядро, цитоплазма и ее органоиды), физиология клетки. УПк, Пк, ЦСк | С.28-31 | Табл. «Строение животной клетки» | Вводный урок |
| 24.09 | Ткани | Понятие «ткань», основные типы тканей и их виды, расположение в организме. УПк, Пк, ЦСк | С.32-37 | Табл. «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани», «Расположение внутренних органов» | Комбинированный урок | |
| 30.09 | Виды тканей | Строение тканей, отличительные особенности строения разных видов тканей. УПк, Пк, ЦСк, Кк, Ик | Табл. «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани», «Расположение внутренних органов», готовые микропрепараты тканей, световые микроскопы. | Комбинированный урок, п/р «Изучение микроскопического строения тканей» | ||
| 1.10 | Органы. Системы органов. Организм | Понятия «Орган», «Система органов», функции основных систем и органов, их образующих. Функционирование организма как единого целого. УПк, Пк, ЦСк | С.38-41 | CD «Строение и жизнедеятельность организма человека» | Комбинированный урок | |
| 7.10 | Эндокринный аппарат, его особенности | Понятие о гуморальной регуляции, строение и функции эндокринной системы, железы входящие в нее. Железы внутренней и внешней секреции. Разнообразие гормонов и их функции. УПк, Пк, Зк, Ик | С. 44-46 | Табл. «Железы внутренней секреции» | Урок новых знаний. Тестирование по теме «Организм человека» | |
| 8.10 | V. Координация и регуляция функций организма | Нейрогумораль-ная регуляция | Нервная и гуморальная регуляция - как едина система, роль гормонов в регуляции функций организма, нарушения нервно-гуморальной регуляции и их последствия для жизнедеятельности человека. УПк, Пк, Зк | С.47-49 | : | Комбинированный урок |
| 14.10 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | Строение и функции НС (ЦНС, периферическая НС, вегетативная, соматическая). Нейрон - структурная и функциональная единица НС, его строение и функции. УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк | С.50-55 | Табл. «Строение НС», «Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги» | Вводный урок | |
| 15.10 | Рефлекс | Строение рефлекторной дуги, виды рефлексов. Рефлекторный принцип деятельности НС. УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк | Записи в тетради | Табл. Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги» | Комбинированный урок, п/р «Изучение изменения размера зрачка» | |
| 21.10 | Спинной мозг | Строение спинного мозга, рефлекторная и проводниковая функции. Соотношение деятельности спинного и головного мозга. УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк | С.58-59 | -«- инструктивные карты для выполнения п/р | Комбинированный урок, п/р «Определе-ние безусловных рефлексов различных отделов мозга» | |
| 22.10 | Строение и функции головного мозга | Строение ГМ (задний, средний и передний мозг). Строение и функции заднего и среднего мозга. Значение этих отделов ГМ для осуществления жизнедеятельности человека. УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк | С.60-65 | Табл. «Головной мозг», макет головного мозга | Комбинированный урок | |
| 28.10 | Полушария большого мозга | Строение переднего мозга, особенности строения полушарий большого мозга. УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк | С.65-67 | Табл. «Головной мозг», макет головного мозга : | Комбинированный урок | |
| 29.10 | Функции полушарий большого мозга | Функции долей и зон коры полушарий. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.65-67 | Табл. «Головной мозг», макет головного мозга : | Комбинированный урок | |
| 11.11 | Координация и регуляция функций организма | Нейрогуморальная регуляция, органы, ее осуществляющие, механизмы регуляции, значение для нормальной жизнедеятельности человека. ЦСк, Ск, УПк, Кк, Ик, Пк, Зк | - | Таблицы по теме | Обобщающе-повторительный урок | |
| 12.11 | Анализаторы их строение и функции | Понятие «анализатор», общий план строения анализаторов (на примере зрительного анализатора), виды анализаторов, их специфичность, значение анализаторов в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск | Конспект | : | Урок новых знаний | |
| 18.11 | Зрительный анализатор | Строение и функции глаза, как периферической части зрительного анализатора. Особенности восприятия окружающего мира. Гигиена зрения. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск | С. 73-77 *Составить памятку о гигиене зрения | Листки бумаги 77 см с отверстием, маркеры (для проведения демонстрационных и фронтальных опытов), табл. «Строение зрительного анализатора» | Комбинированный урок с элементами п/р | |
| 19.11 | Анализаторы слуха и равновесия | Строение и функции анализаторов слуха и равновесия. Гигиена органа слуха. Связующая роль организм - среда. ЦСк ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск | С. 80-85 | Табл. «Слуховой анализатор» | Комбинированный урок | |
| 25.10 | Кожно-мышечная чувствитель-ность. Обоняние. Вкус | Строение, функции и локализация органов кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Взаимодействие и взаимный контроль анализаторов. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 86-90 | Карточки с заданиями для коллективной работы | Комбинированный урок, коллективная работа | |
| 26.11 | Взаимодействие и взаимозаменяе-мость анализаторов | Строение и функции анализаторов человека в их взаимосвязи ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск | Индивидуальные карточки с заданиями | Контрольно-проверочный урок Тестирование по теме «Анализаторы» | ||
| 2.12 | VI. Аппарат опоры и движения | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет | Строение и функции ОДА, строение скелета, особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск | С. 92-95 | Табл. «Скелет человека», «Череп» | Урок новых знаний, заполнение ОК |
| 3.12 | Строение и свойства костей | Строение и химический состав костей, типы костей (трубчатые, губчатые, плоские). Взаимосвязь строения и функций кости. Расположение в организме. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С. 92-95 | Табл. «Строение костей и типы их соединений» | Комбинированный урок, п/р «Изучение внешнего строения костей» | |
| 9.12 | Типы соединения костей | Типы соединения костей и их функциональные возможности: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Локализация в организме. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 92-95, рубрика «Подумайте!» с.97 | Табл. «Строение костей и типы их соединений», : | Комбинированный урок | |
| 10.12 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | Виды травм скелета (ушибы, растяжения связок, вывихи суставов, переломы костей), последовательность действий при оказании первой помощи. Профилактика нарушений ОДА. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | Отработать на практике приемы первой помощи | Табл. «Строение костей и типы их соединений», перевязочный материал, шины | Комбинированный урок, практическая работа | |
| 16.12 | Мышцы, их строение и функции | Особенности строения скелетной мускулатуры, их прикрепления к костям, действие мышц антагонистов и синергистов, основные группы мышц и их расположение в организме. Типы мышц. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.106-111 | Табл. «Скелетная мускулатура» | Комбинированный урок | |
| 17.12 | Работа мышц | Двигательная единица (мотонейрон), механизм мышечного сокращения. Изменения мышц при тренировках, причины их утомления, механизмы повышения работоспособности мышц. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С.112-114, повторить тему «ОДА» | Табл. «Скелетная мускулатура», : | Комбинированный урок, п/р «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | |
| 23.12 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | Влияние физических упражнений на формирование ОДА, определение функций костей, мышц и суставов. Взаимосвязь ОДА с другими системами организма. Предупреждение развития сколиоза, плоскостопия. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | *Составить комплекс физических упражнений для своей утренней зарядки | Таблицы по теме, инструктивные карты для работы в группах | Обобщающий урок по теме, работа в группах п/р «Определение качества осанки» | |
| 24.12 | VII. Внутренняя среда организма. | Внутренняя среда организма и ее значение | Понятие о внутренней среде организма, ее состав, роль в организме. Значение гомеостаза для нормального функционирования организма. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.116-118,вопросы на стр. 120 (№1-5) | Табл. «Кровь», «Ткани» : | Вводный урок Тестирование по теме «Опорно-двигательный аппарат» |
| 13.01 | Строение и функции крови. ФЭК | Состав крови, ее строение как соединительной ткани, функции в организме, роль свертывания в предохранении от потерь крови. Строение и функции ФЭК (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.118-119 | Табл. «Кровь», : | Комбинированный урок, заполнение печатной основы ОК. П/р «Изучение микроскопического строения крови» | |
| 14.01 | Иммунитет. «Живая крепость» | Защитные свойства организма, антигены и антитела, виды иммунитета и механизмы их формирования. Вакцины и сыворотки. Особенности строения и функционирования лимфоцитов и лейкоцитов. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 122-123, вопросы на стр. 124 (№1-9) | Табл. «Кровь», портреты И.И.Мечникова, Л.Пастера, : | Комбинированный урок | |
| 20.01 | Группы крови | Понятие о 4 группах крови (наличие разных агглютининов и агглютиногенов), переливание крови. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 122-123, вопросы С. 124-125, повторить тему «Кровь» | Схемы переливания крови : | Комбинированный урок | |
| 21.01 | Органы кровообращения | Строение сердца и сосудов (вены, артерии, капилляры). Транспортные системы организма. Закономерности движения крови и лимфы по сосудам. Значение кровообращения ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | с. 126 - 129 | Табл. «Кровеносная система организма» : | Комбинированный урок Тестирование по теме «Внутренняя среда организма» | |
| 27.01 | VIII. Транспорт веществ в организме. | Работа сердца | Сердечный цикл и его фазы. Регуляция работы сердца (автоматизм сердца, регуляция НС ) ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С.130-133, провести самонаблюдение | Табл. «Сердце», «Фазы работы сердца», : | Комбинированный урок, п/р «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» |
| 28.01 | Движение крови и лимфы по сосудам | Причины движения крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление и его изменения. Пульс. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С.134-137 | Табл. «Схема кровообращения», инструктивные карты для проведения п/р : | Комбинированный урок, п/р «Измерение кровяного давления» | |
3.02 | Лимфатическая система | Строение и функции лимфатической системы. Значение работы лимфатической система для сохранения здоровья человека ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | записи в тетради | : | Комбинированный урок | ||
| 4.02 | Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение | Резервные возможности сердца, необходимость постоянного снабжения тканей сердца кислородом и питательными веществами. Влияние гиподинамии и вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) на сердечно-сосудистую систему. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С.134-137 | Табл. «Значение тренировок сердца», перевязочный материал, инструктивные карты для работы в группах | Работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью, п/р «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений» | |
| 10.01 | IX. Дыхание | Дыхательная система | Сущность процесса дыхания, необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания в связи с их функциями. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.138-141 | Табл. «Органы дыхания» : | Вводный урок Тестирование по теме «Транспорт веществ в организме» |
| 11.01 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | Строение легких в связи с выполняемыми ими функциями, механизм газообмена в легких и тканях. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.139-142 | Табл. «Органы дыхания», : | Комбинированный урок | |
| 17.01 | Дыхательные движения и их регуляция | Механизм вдоха и выдоха, нейрогуморальная регуляция дыхания. Жизненная емкость легких ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С. 143-144 *сообщения «История курения», «Влияние табака на организм» | Табл. «Органы дыхания», «ЖЕЛ в см3», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании» : | Комбинированный урок, п/р «Определение частоты дыхания» | |
| 18.01 | Заболевания органов дыхания и их предупреждение | Гигиеническая характеристика воздушной среды, возможные нарушения дыхания, приемы первой помощи при нарушении дыхательной функции, показания к искусственному дыханию ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | С.144-145 | Инструктивные карты для работы в группах, таблицы по теме урока : | Комбинированный урок, работа в группах | |
| 24.01 | Взаимодействие дыхательной и кровеносной систем | Развитие общебиологических понятий о взаимосвязи строения и функций органов на примере систем кровообращения и дыхания. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | - | Табл. «Дыхание и сокращение сердца покое» : | Повторительно-обобщающий урок | |
| 25.01 | X. Пищеварение. | Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме | Понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», их функции, общий план строения пищеварительной системы, ее функции в организме. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.148-151, задание «Рассмотрите рисунок» | Табл. «Схема строения органов пищеварения» | Вводный урок, урок новых знаний |
| 3.03 | Пищеварение в ротовой полости | Процессы обработки пищи в ротовой полости, роль ферментов слюны, нейрогуморальная регуляция этих процессов. Влияние никотина и алкоголя на процессы пищеварения в полости рта. Механизм глотания. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С. 152-153 | Табл. «Схема строения органов пищеварения», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»оборудование для проведения л/р | Демонстрационная/ фронтальная п/р «Воздействие слюны на крахмал» | |
| 4.03 | Пищеварение в желудке и кишечнике | Процессы переваривания пищи в желудке. Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. Его роль в пищеварении, нейрогуморальная регуляция слюноотделения. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С.156-158 | Табл. «Схема строения органов пищеварения» : | Комбинированный урок. Демонстрационная п/р «Воздействие желудочного сока на белки» | |
| 10.03 | Всасывание | Процессы пищеварения в кишечнике, роль поджелудочной железы, печени кишечных желез в пищеварении, всасывание питательных веществ, этапы пищеварения в кишечнике. Строение кишечного эпителия. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 158,160 | Табл. «Схема строения органов пищеварения», : | Комбинированный урок | |
| 11.03 | Рациональное питание | Гигиенические условия рационального питания, режим питания, нормы потребления питательных веществ. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С.159-161, доделать п/р | Инструкции для выполнения л/р, табл. «калорийность и состав пищевых продуктов», «гигиена питания» : | Комбинированный урок п/р «Определение норм рационального питания» | |
17.03 | Заболевания пищеварительной системы | Гигиен пищеварительной системы. Причины и профилактика заболеваний ЖКТ: инфекционные заболевания, заболевания, связанные с неправильным питанием. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | Памятка «Что нужно делать, чтобы заболел ЖКТ?» | : | Комбинированный урок | ||
| 18.03 | XI. Обмен веществ и энергии. Витамины. | Обмен веществ и энергии | Сущность обмена веществ как основной функции организма, пластический и энергетический обмен как две стороны единого процесса. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.162-165 *сообщения о витаминах | Табл. «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения пс» | Комбинированный урок |
| 31.03 | Витамины - «чудесные вещества» | Биологическая роль витаминов в обмене веществ, их значение для сохранения и поддержания здоровья человека. Разнообразие витаминов и их функции. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 166-169, повторить тему «Пищеварение» | Табл. «Суточные нормы потребления витаминов» | Комбинированный урок | |
| 01.04 | XII. Выделение | Выделение. Строение и работа почек | Значение функции выделения для нормальной жизнедеятельности организма. Органы, участвующие в выделении. Строение мочевыделительной системы, строение и функции почек. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 170-173 | Табл. «Органы выделения», : | Комбинированный урок, тестирование по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии» |
| 7.04 | Заболевания почек, их предупреждение | Влияние заболеваний почек на здоровье человека. Роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, влияние вредных привычек (курение, алкоголизм, наркотики) на работу почек. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.170-173 | Табл. «Органы выделения» | Комбинированный урок | |
| 8.04 | XIII. Покровы тела. | Строение и функции кожи | Строение кожи (эпидермис, дерма, гиподерма). Функции кожи: защитная, рецепторная, выделительная, терморегуляторная. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 174-175 * сообщение о первой помощи при поражениях кожи | Табл. «Кожа», инструктивные карты для выполнения л/р : | Вводный урок Тестирование по теме «Выделительная система человека» |
| 14.01 | Роль кожи в терморегуляции организма | Защита млекопитающих от перегрева и переохлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, рефлекторные механизмы регуляции, закаливание и его физиологические механизмы. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С. 178-181 *сообщения о закаливании, гигиене кожи, одежды и обуви | Табл. «Кожа» | Комбинированный урок | |
| 15.01 | Гигиена покровов тела | Понятие о гигиене кожи, одежды и обуви. Приемы закаливания. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | С. 179-181 | Табл. «Кожа» | Комбинированный урок | |
21.01 | Первая помощь при травмах покровов тела | Профилактика и оказание первой помощи при поражениях кожи: ожоги, обморожения, мозоли и проч. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк | Отработать приемы первой помощи | Инструктивные карты для работы в группах | Комбинированный урок п/р «Оказание доврачебной помощи при травмах кожи» | ||
| 22.04 | XIV. Размножение и развитие человека | Половая система человека | Развитие понятия самовоспроизведении живых организмов; особенности полового размножения человека, строение половой системы человека. Процесс оплодотворения. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | С. 182-184 | Объемная таблица «Зародыши позвоночных» | Урок новых знаний |
| 28.04 | Размножение и развитие человека | Беременность и роды. Периодизация онтогенеза человека (новорожденный и грудной ребенок, детство подростковый возраст и его особенности, юношество, зрелость, пожилой и старческий возраст) и изменения происходящие с организмов человека. Продолжительность жизни человека и факторы влияющие на нее. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | С. 188-191 | Объемная таблица «Зародыши позвоночных» : | Комбинированный урок, работа в группах | |
| 29.04 | XV. Высшая нервная деятельность человека | Поведение человека. Рефлекс | Потребности организма человека. определяющее его поведение. Биологические и социальные потребности. Понятие о ВНД. Работы И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского о ВНД человека. Рефлекс - основа поведения человека. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | С.192-194, с.198-199 | Табл. «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение ГМ», портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова., : | Вводный урок, работа в группах |
| 5.05 | Торможение, его виды и значение | Роль и физиологическая природа различных видов торможения, взаимосвязь процессов торможения и возбуждения. Роль торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям среды. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк | С.195, 198-199 * сообщения о хронобиологии, гипнозе, летаргическом сне | Табл. «Строение ГМ», портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова., : | Комбинированный урок | |
| 6.05 | Биологические ритмы. Сон и его значение | Понятие о биоритмах, физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения организма во время сна, гигиена сна. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск | С. 200-205 | Табл. «Строение ГМ», : | Комбинированный урок | |
| 12.05 | Особенности высшей нервной деятельности человека | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Рассудочная деятельность. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | С.2006-209 | Табл. «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение ГМ», портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова, инструктивные карты для п/р | Комбинированный урок, п/р «Характеристика моих познавательных процессов» | |
| 13.05 | Индивидуальные особенности личности | Классификация темпераментов, характерные признаки разных типов НС. Понятия характер, личность. Рол окружающей среды в формировании типа НС. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | С.208-209, с. 210-213, подготовка к к/р | Вопросники для определения типа нервной системы | Урок-диалог | |
19.05 | Человек и его здоровье | Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, гиподинамия) и их влияние на организм. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | Подготовить памятку по соблюдению гигиенических норм | Урок-суд | |||
20.05 | Среда обитания человека | Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | Подготовить памятку с правилами поведения в экстренных ситуациях | Комбинированный урок | |||
26.05 | Итоговая проверочная работа по курсу «Человек» | ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск | - | Индивидуальные карточки для работы учащихся | Урок контроля ЗУН | ||
27.05 | Анализ результатов итоговой проверочной работы | ЦСк, УПк, Ик, Пк | - | Урок контроля и корректировки ЗУН |
Требования к уровню подготовка выпускников
В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
- особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
- строение и функции основных тканей и систем органов;
- функциональные системы организма;
- значение гомеостаза внутренней среды организма;
- об обмене веществ, его значении и видах;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
- строение и функции анализаторов;
- механизмы ВНД;
- функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
- особенности индивидуального развития человека;
- правила личной гигиены;
- причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
- о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Уметь:
- распознавать органы и их топографию;
- оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
- измерять кровяное давление и частоту пульса;
- давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
- работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
Перечень учебно-методического обеспечения
- Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)
- Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, - 97 с.
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек»/ авт.-сост. Т.В.Козачек. – Волгоград: Учитель, 2006. – 328 с.
- Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
- Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)
- Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.
- Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.: Вако, 2005. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
- Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.
- Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. - Фрязино: «Век 2», 2009. - 64 с. - (Наука сегодня)
- Вишняцкий Л.Б. История одной случайности или происхождение человека. - Фрязино: «Век 2», 2005. - 240 с. - (Наука для всех)
- Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с
- Кириленкова В.Н. Клетки и ткани. 10 - 11 класс.: практикум / В.Н.Кириленкова, Д.К.Обухов. - М.: Дрофа, 2008. - 96 с. - (Элективные курсы)
Перечень средств обучения
Плакаты:
- Ископаемые люди
- Предшественники человек
- Человеческие расы
- Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани 2 экз.
- Расположение внутренних органов 2 экз.
- Железы внутренней секреции
- Схема строения нервной системы 2 экз.
- Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги 2 экз.
- Образование и внешнее торможение условного рефлекса
- Спинной мозг и схема коленного рефлекса 2 экз.
- Головной мозг человека 2 экз.
- Изучение работы пищеварительной системы по И.П.Павову
- Камера для изучения условных рефлексов
- Обонятельный и вкусовой анализатор 2 экз.
- Слуховой анализатор 2 экз. + 1 экз.
- Зрительный анализатор 2 экз.
- Скелет
- Череп человека 2 экз.
- Скелетные мышцы 2 экз.
- Строение костей и типы их соединений 2 экз.
- Вывихи и переломы костей
- Схема кровообращения 2 экз.
- Кровь 2 экз.
- Сердце 2 экз.
- Кровеносная система человека 2 экз.
- Фазы работы сердца 2 экз.
- Дыхание и сокращение сердца в покое
- Значение тренировок сердца
- Органы дыхания 2 экз.
- Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании
- ЖЕЛ в см3
- Схема строения органов пищеварения
- Зубы
- Суточные нормы витаминов
- Калорийность и состав пищевых продуктов
- Органы выделения
- Кожа
Гигиена и профилактика
- Гигиена дыхания
- Гигиена питания
- Предупреждение плоскостопия
- Профилактика близорукости
- Профилактика воздушно-капельных инфекций
- Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний
- Предупреждение искривлений позвоночника
- Шум и борьба с ним
- Закаливание организма
- Вред курения
- Изменение воздуха в классе в течение учебного дня
- Пути распространения заразных болезней
- Вред алкоголя
Натуральные объекты:
- Коллекция костей млекопитающих
Микропрепараты:
- Кровь человека 10 шт.
- Гладкие мышцы 12 шт.
- Поперечно-полосатые мышцы 1 шт.
- Однослойный эпителий 16 шт.
- Гиалиновый хрящ 18 шт.
- Нервные клетки 14 шт.
Оптические приборы:
- Микроскоп
- Лупа
Лабораторное оборудование:
- Предметные и покровные стекла
- Чашки Петри
- Препаровальные иглы
- Пипетки
- Пробирки
- Химические стаканы разного объема
- Колбы разного объема
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
Мультимедийные учебные пособия:
- Мультимедийное учебное пособие из серии «Просвещение» «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс»
- Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс» (2CD)
- Справочное пособие «1С: Репетитор. Биология»
- Интегрированное интерактивное наглядное пособие «Строение и жизнедеятельность организма человека», ООО «Дрофа», 2008
- Сборник интерактивных творческих заданий по биологии 7 - 9 класс, ЗАО «Новый диск», 2007
Видеофильмы:
- Когда девочка взрослеет (ВВС)
Авторские мультимедийные презентации:
- Зрительный анализатор
- История развития знаний о строении и функциях организма человека
- Клеточное строение тела человека
- Место человека в системе органического мира
- Биологические ритмы. Сон
- Высшая нервная деятельность. Поведение человека.
Рефлексы. - Строение и функции крови. Форменные элементы крови (ФЭК)
- Группы крови
- Живая крепость. Иммунитет
- Органы дыхания
- Газообмен в легких и тканях
- Дыхательные движения и их регуляция
- Болезни органов дыхания и их предупреждение
- Спинной мозг
- Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.
- Мышцы человека
- Нарушения ОДА
- Обобщающе-повторительный урок «ОДА»
- Пищеварение
- Ткани
- Органы кровообращения
- Работа сердца
- Движение крови по сосудам
Список литературы
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 - 11 классы. - 5-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии по УМК Сонина Н.И. 9 класс 102 часа
Представлена рабочая программа по биологии для 9 класса по линии Сонина Н.И....
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)
Планирование содержит перечень уроков по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...