Во саду ли, в огороде
элективный курс по естествознанию (9 класс) по теме
Элективный курс с элементами краеведения.
При изучении данного курса учащиеся получат возможность расширить свои представления о научных основах ведения сельского хозяйства с учётом местных условий. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с выбором профиля обучения в старшей школе, практическая направленность ориентирует учащихся на трудовую деятельность в местном хозяйстве. Возможность практического использования результатов исследований поднимает значимость работы детей, способствует созданию положительной мотивации к изучению многих предметов.
При этом прослеживается связь с физикой, географией, биологией, химией, медициной, экологией. Широко применяется краеведческий материал. Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить многие навыки и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vo_sadu_li_v__ogorode.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс с элементами краеведения
Разработан Ивановой Мариной Фёдоровной,
учителем географии и биологии, зам.директора по УВР МОУ Даньковская ООШ
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Предметно ориентированный курс
Естественно-научный профиль
Пояснительная записка
При изучении данного курса учащиеся получат возможность расширить свои представления о научных основах ведения сельского хозяйства с учётом местных условий. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с выбором профиля обучения в старшей школе, практическая направленность ориентирует учащихся на трудовую деятельность в местном хозяйстве. Возможность практического использования результатов исследований поднимает значимость работы детей, способствует созданию положительной мотивации к изучению многих предметов.
При этом прослеживается связь с физикой, географией, биологией, химией, медициной, экологией. Широко применяется краеведческий материал. Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:
- строить план исследования;
- создавать рабочую модель явления;
- математически обрабатывать результаты исследования;
- представлять результаты исследования в удобном для презентации виде;
- сотрудничать в группе.
Академические успехи учащихся при изучении данного курса могут быть выявлены посредством контроля, который включает:
- текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над проектом;
- контроль в форме презентаций, где оценивается качество выполненной учащимися работы.
Специфика курса, форма организации занятий не предполагают проведения контрольных и зачетных работ. Оценку работы учащихся производится по двум направлениям: оценка презентации продуктов работы группы (максимум – 3 балла) и оценка вклада в общий продукт каждого участника группы в отдельности (максимум – 3 балла). По окончанию изучения курса оценки суммируются.
В качестве критериев оценки готовности учащегося двигаться в выбранном направлении можно рассматривать:
- положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности,
- развитость коммуникативных умений;
- сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
- умение работать в малой группе;
- наличие культуры проведения презентаций;
- навыки самооценки, умение работать над ошибками.
Задачи курса:
- дать учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету на основе более углубленного и расширенного изучения отдельных тем школьной программы;
- уточнение готовности и способности учащихся усваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- формировать представления о таких профессиях как, агроном, эколог;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;
- развивать самостоятельность и творческую инициативу учащихся на основе использования коммуникативных и групповых методов, лекционно-семинарских занятий, а также проектно-исследовательской деятельности;
- познакомить с простейшими практическими приемами сельскохозяйственных исследований;
- способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;
- формировать у учащихся умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.
Программа рассчитана на 12 часов.
Возраст учащихся – 14-16 лет.
Резюме
В этом курсе Вы узнаете о физических основах привычных явлений, расширите свои представления о процессах, протекающих в растительном мире, познакомитесь с методами исследования грунта, факторами, влияющими на всхожесть и прорастание семян, способами орошения посевов в открытых и закрытых грунтах, и правилами обработки земли. Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, конструкторские навыки помогут Вам в дальнейшей учебе. Изучив этот курс, Вы сделаете еще один шаг в направлении определения профиля дальнейшего обучения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы. Содержание занятий. | Количество часов | Форма проведения |
1 | Бонитировка почвы. Почва и её плодородие. П.р. Описание почвенного профиля, типичного для региона. Определение типа почв, характерных для своей местности. Определение их плодородия. П.р. Хочу всё знать о почве (определение механического состава почвы местного хозяйства, влажности почвы, солесодержания в почве, кислотности почвы.) | 2 | Лекция. Семинар. Практикум. |
2 | Обработка почвы. Особенности обработки почв своей местности. Проект. Обработка почвы и урожай. | 1 | Семинар. Проектная деятельность |
3 | Удобрения. Виды удобрений. Способы и нормы внесения удобрений. П.р. Определение минерального удобрения. П.р. Определение состава удобрений для почв местного хозяйства. | 1 | Семинар. Практикум. |
4 | Отрасли растениеводства. Характеристика основных групп сельскохозяйственных растений. С/х растения местного хозяйства. Плодово-ягодные культуры. Овощные культуры. Пряно-вкусовые культуры. | 2 | Лекция. Семинар. Презентация. |
5 | Севооборот. Посев. Уход за культурными растениями. П.р. Определение чистоты семян. П.р. Анализ энергии прорастания и всхожести семян. Проект. Оптимальная схема севооборота для полей хозяйства. Проект. Оптимальная схема севооборота для личного участка. Проект. Лунный календарь и всхожесть семян. | 3 | Лекция. Семинар. Практикум. Проектная деятельность (1 проект по выбору) |
6 | Овощеводство закрытого грунта. Мини-проект. Выращивание культуры огурца в тепличных условиях. | 1 | Лекция. Семинар. Проект. деят-ть |
7 | Защита агропродукции. Экскурсия на поля хозяйства. Наиболее распространённые вредители агрокультур. Наиболее распространённые болезни агрокультур. Способы химической и биологической защиты растений. | 1 | Лекция. Презентация. |
8 | Защита проектов. | 1 | Урок-зачёт. |
Литература
1. Корнеева Н.В. Погода, огород и сад любителя. Москва: АСТ, 1999.
2. Пичугина Г.В., Сорокина Н.В. Основы ведения крестьянского хозяйства. М.: Дрофа, 2003.
3. Тавлинова Г.К. Приусадебное овощеводство. Санкт-Петербург: Диамант, 2001.
4. Журнал «Приусадебное хозяйство».
5. Журнал «Биология в школе».
6. Журнал «Дом. Сад. Огород».
7. Газета «Садовод»
8. Газета «Аргументы и факты. На даче».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игрового занятия "Во саду ли, в огороде..."
Игровое занятие называется «Во саду ли, в огороде…», которое посвящено ко всему, что связано с огородом – это агротехнические работы и овощи. Мы специально выбрали эту тему, так как...
Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде»
Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде»...
логоритмическое занятие "Во саду ли, в огороде"
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Интеллектуальная игра "Во саду, ли в огороде"
Обобщение и расширение знаний учащихся по темам учебного курса "Сельскохозяйственный труд", 7 кл. в интересной форме....
Коррекционное занятие: "Во саду ли, в огороде".
Обучение детей классификации групп предметов (фрукты и овощи); закрепление знаний об овощах и фруктах; где растут, как употреблять в пищу, внешний вид (размер, форма, цвет); вкус; воспитание гигиениче...
Постановка для школьного театра "Во саду ли. в огороде"
В 2006 году у меня вышел сборник мероприятий для внеклассной работы по биологии, позже постараюсь разместить их все на сайте, а пока...."Во саду ли, в огороде" сказка в стихах....