Во саду ли, в огороде
элективный курс по естествознанию (9 класс) по теме

Элективный курс с элементами краеведения. 

При изучении данного курса учащиеся получат возможность расширить свои представления о научных основах ведения сельского хозяйства с учётом местных условий. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с выбором профиля обучения в старшей школе, практическая направленность ориентирует учащихся на трудовую деятельность в местном хозяйстве. Возможность практического использования результатов исследований поднимает значимость работы детей, способствует созданию положительной мотивации к изучению многих предметов.

При этом прослеживается связь с  физикой, географией, биологией, химией, медициной, экологией. Широко применяется краеведческий материал. Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить многие навыки и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vo_sadu_li_v__ogorode.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Во саду ли, в огороде

Элективный курс с элементами краеведения

Разработан Ивановой Мариной Фёдоровной,

учителем географии и биологии, зам.директора по УВР МОУ Даньковская ООШ

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Предметно ориентированный курс

Естественно-научный профиль

Пояснительная записка

При изучении данного курса учащиеся получат возможность расширить свои представления о научных основах ведения сельского хозяйства с учётом местных условий. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с выбором профиля обучения в старшей школе, практическая направленность ориентирует учащихся на трудовую деятельность в местном хозяйстве. Возможность практического использования результатов исследований поднимает значимость работы детей, способствует созданию положительной мотивации к изучению многих предметов.

При этом прослеживается связь с  физикой, географией, биологией, химией, медициной, экологией. Широко применяется краеведческий материал. Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:

  • строить план исследования;
  • создавать рабочую модель явления;
  • математически обрабатывать результаты исследования;
  • представлять результаты исследования в удобном для презентации виде;
  • сотрудничать в группе.

Академические успехи учащихся при изучении данного курса могут быть выявлены посредством контроля, который включает:

  • текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над проектом;
  • контроль в форме презентаций, где  оценивается качество выполненной учащимися работы.

Специфика курса, форма организации занятий не предполагают проведения контрольных и  зачетных работ. Оценку работы учащихся  производится по двум направлениям: оценка презентации продуктов работы группы (максимум – 3 балла) и оценка вклада в общий продукт каждого участника группы в отдельности (максимум – 3 балла). По окончанию изучения курса оценки суммируются.

В качестве критериев оценки готовности учащегося двигаться в выбранном направлении можно рассматривать:

  • положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности,
  • развитость коммуникативных умений;
  • сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
  • умение работать в малой группе;
  • наличие культуры проведения презентаций;
  • навыки самооценки, умение работать над ошибками.

Задачи курса:

- дать учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету  на основе более углубленного и расширенного изучения отдельных тем школьной программы;

- уточнение готовности и способности учащихся усваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- формировать представления о таких профессиях как, агроном, эколог;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;

- развивать самостоятельность и творческую инициативу учащихся на основе использования коммуникативных и групповых методов, лекционно-семинарских занятий, а также проектно-исследовательской деятельности;

- познакомить с простейшими практическими приемами сельскохозяйственных исследований;

- способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;

- формировать у учащихся умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.

        Программа рассчитана на 12   часов.

        Возраст учащихся – 14-16 лет.

Резюме

В этом курсе Вы узнаете о физических основах привычных явлений, расширите свои представления о процессах, протекающих в растительном мире, познакомитесь с методами исследования грунта, факторами, влияющими на всхожесть и прорастание семян, способами орошения посевов в открытых и закрытых грунтах, и правилами обработки земли. Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, конструкторские навыки помогут Вам в дальнейшей учебе. Изучив этот курс, Вы сделаете еще один шаг в направлении определения профиля дальнейшего обучения.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы.

Содержание занятий.

Количество

часов

Форма

проведения

1

Бонитировка почвы. Почва и её плодородие.

П.р. Описание почвенного профиля, типичного для региона.

Определение типа почв, характерных для своей местности. Определение их плодородия.

П.р. Хочу всё знать о почве (определение механического состава почвы местного хозяйства, влажности почвы, солесодержания в почве, кислотности почвы.)

2

Лекция.

Семинар.

Практикум.

2

Обработка почвы. Особенности обработки почв своей местности.

Проект. Обработка почвы и урожай.

1

Семинар.

Проектная деятельность

3

Удобрения. Виды удобрений.

Способы и нормы внесения удобрений.

П.р. Определение минерального удобрения.

П.р. Определение состава удобрений для почв местного хозяйства.

1

Семинар.

Практикум.

4

Отрасли растениеводства.

Характеристика основных групп сельскохозяйственных  растений. С/х растения местного хозяйства.

Плодово-ягодные культуры.

Овощные культуры.

Пряно-вкусовые культуры.

2

Лекция.

Семинар.

Презентация.

5

Севооборот. Посев. Уход за культурными растениями.

П.р. Определение чистоты семян.

П.р. Анализ энергии прорастания и всхожести семян.

Проект. Оптимальная схема севооборота для полей хозяйства.

Проект. Оптимальная схема севооборота для личного участка.

Проект. Лунный календарь и всхожесть семян.

3

Лекция.

Семинар.

Практикум.

Проектная деятельность

(1 проект по выбору)

6

Овощеводство закрытого грунта.

Мини-проект. Выращивание культуры огурца в тепличных условиях.

1

Лекция.

Семинар.

Проект. деят-ть  

7

Защита агропродукции.

Экскурсия на поля хозяйства.

Наиболее распространённые вредители агрокультур.

Наиболее распространённые болезни агрокультур.

Способы химической и биологической защиты растений.

1

Лекция.

Презентация.

8

Защита проектов.

1

Урок-зачёт.

 

Литература

1. Корнеева Н.В. Погода, огород и сад любителя. Москва: АСТ, 1999.

2. Пичугина Г.В., Сорокина Н.В. Основы ведения крестьянского хозяйства. М.: Дрофа, 2003.

3. Тавлинова Г.К. Приусадебное овощеводство. Санкт-Петербург: Диамант, 2001.

4. Журнал «Приусадебное хозяйство».

5. Журнал «Биология в школе».

6. Журнал «Дом. Сад. Огород».

7. Газета «Садовод»

8. Газета «Аргументы и факты. На даче».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игрового занятия "Во саду ли, в огороде..."

Игровое занятие называется «Во саду ли, в огороде…», которое посвящено ко всему, что связано с огородом – это агротехнические работы и овощи. Мы специально выбрали эту тему, так как...

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде»

Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде»...

логоритмическое занятие "Во саду ли, в огороде"

Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Интеллектуальная игра "Во саду, ли в огороде"

Обобщение и расширение знаний учащихся по темам учебного курса "Сельскохозяйственный труд", 7 кл.  в интересной форме....

Коррекционное занятие: "Во саду ли, в огороде".

Обучение детей классификации групп предметов (фрукты и овощи); закрепление знаний об овощах и фруктах; где растут, как употреблять в пищу, внешний вид (размер, форма, цвет); вкус; воспитание гигиениче...

Постановка для школьного театра "Во саду ли. в огороде"

В 2006 году у меня вышел сборник мероприятий для внеклассной работы по биологии, позже постараюсь разместить их все на сайте, а пока...."Во саду ли, в огороде" сказка в стихах....