"Финансовая грамотность" 5-9 классы
рабочая программа по экономике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Факультативный курс, 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fin_gr_5-8.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  «Средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов»

 

Утверждена

приказом МБОУ «СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов»

от _______ №___

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для 5-9  класса на 2022-2027 годы

Составитель:

Л.А.Пешкова учитель обществознания,

права, экономики

г. Великий Устюг

Пояснительная записка

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–8 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

 Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают тесты, задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, эссе, исследования, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

 • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - cледственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;

• соотнесение собственного поведения и поступков других людей в экономической сфере с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации;

• понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание программы и примерный перечень компетенций

5-7 классы

 РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (5 ч)

Занятие 1. Деньги Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Основные понятия Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль.

Занятия 2–3. Доходы семьи

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Основные понятия Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Компетенции: • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Описывать виды заработной платы. • Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Приводить примеры кредитов.

Занятие 4. Расходы семьи

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Компетенции: • Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Классифицировать виды благ. • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Занятие 5. Семейный бюджет Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Основные понятия Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Компетенции: • Составлять семейный бюджет на условных примерах. • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. • Описывать формы сбережений. • Описывать последствия превышения расходов над доходами. • Сравнивать потребительский и банковский кредиты. • Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ (3 ч)

Занятие 6. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Основные понятия Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Компетенции: • Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). • Определять последствия таких событий для бюджета семьи. • Различать обязательное и добровольное страхование. • Объяснять, почему существует обязательное страхование. • Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. • Сравнивать различные виды страхования.

Занятия 7–8. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ (3 ч)

Занятия 9–10. Налоги Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Компетенции: • Объяснять, почему государство собирает налоги. • Приводить примеры налогов. • Описывать, как и когда платятся налоги. • Рассчитывать величину подоходного налога и НДС. • Объяснять, почему вводятся акцизные налоги. • Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. • Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Занятие 11. Социальные пособия Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Основные понятия Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Компетенции: • Объяснять, почему существуют социальные выплаты. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. • Находить информацию о социальных выплатах.

Занятие 12. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ (5 ч)

Занятие 13. Банковские услуги Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Основные понятия Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Компетенции: • Приводить примеры банковских услуг. • Описывать условия вкладов и кредитов. • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. • Объяснять, почему и как страхуются вклады. • Находить информацию о вкладах и кредитах. • Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. • Объяснять условия кредита, приводить примеры. • Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. • Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Занятие 14. Собственный бизнес Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Компетенции: • Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. • Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. • Объяснять, что такое бизнес-план. • Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Занятие 15. Валюта в современном мире Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Основные понятия Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Компетенции: • Приводить примеры валют разных стран. • Объяснять, что такое валютный курс. • Находить информацию о валютных курсах. • Проводить расчёты с валютными курсами.

Занятие 16. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».

Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений

8-9 классы

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; – роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; – влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; – того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; – различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и д

Умения: – пользоваться дебетовой картой; – определять причины роста инфляции; – рассчитывать личный и семейный доход; – читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; – различать личные расходы и расходы семьи; – считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; – вести учёт доходов и расходов; – развивать критическое мышление. Компетенции: – устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; – использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; – определять и оценивать варианты повышения личного дохода; – соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; – сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; – оценивать свои ежемесячные расходы; – соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; – осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки: Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте; –вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; – необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; – возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения: – рассчитать реальный банковский процент; – рассчитать доходность банковского вклада и других операций; – анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений; – сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции: – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; – оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; – выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.

Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; – необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; – возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков: – необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; – читать договор страхования; – рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; – защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет; – пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; – соотносить риски и выгоды.

Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; – оценивать предлагаемые варианты страхования; – анализировать и оценивать финансовые риски; – развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; – способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. Личностные характеристики и установки: Понимание: – устройства банковской системы: – того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; – ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; – того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; – того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения: – читать договор с банком; – рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; – находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; – переводить одну валюты в другую; – находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; – выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие; – оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч) 

Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика; Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет; – того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; – просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; – находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; – планировать расходы на уплату налогов; – рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5-7 классы

занятия

Тема занятия

Количество

часов

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

5 класс – 34 часа

Раздел 1. Доходы и расходы семьи  

1-3

Деньги

3

4-7

Доходы семьи

3

8-10

Доходы семьи

3

11-13

Расходы семьи

3

14-16

Семейный бюджет

3

Раздел 2. Риски потери денег и имущества

и как человек может от этого защититься  

17-20

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

4

21-24

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

4

25-28

Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра

3

29-34

Экономическая азбука

5

6 класс (34 ч)

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

1– 3

Налоги

3

Индивидуальная (работа с источниками)

4-7

Социальные пособия

4

8-11

Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование

в группах «Государство — это мы!»

4

Групповая

11-15

Экономическое исследование «Социальная политика в регионе»

5

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье  

Парная (работа с текстом)

16-19

Банковские услуги

4

20-25

Собственный бизнес

5

26-30

Валюта в современном мире

5

31-34

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7-8 классы

занятия

Тема занятия

Количество

часов

7 класс – 34 часа

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи  

Тема 1. Происхождение денег

 4

1

1.1. Деньги: что это такое?

2

2

1.2. Что может происходить с деньгами и как это влияет

на финансы нашей семьи

2

Тема 2. Источники денежных средств семьи

 4

3

1.3. Какие бывают источники доходов

2

4

1.4. От чего зависят личные и семей

2

Тема 2. Источники денежных средств семьи

4

5

1.3. Какие бывают источники доходов 1

2

6

1.4. От чего зависят личные и семейные доходы

2

Тема 3. Контроль семейных расходов

2

7

1.5. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

2

Тема 4. Построение семейного бюджета

6

8

1.6. Что такое семейный бюджет и как его построить  

2

9

1.7. Как оптимизировать семейный бюджет  

2

10

Осуществление проектной работы, проведение контроля

2

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния  

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

4

11

2.8. Для чего нужны финансовые организации

2

12

2.9. Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

2

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения

благосостояния

8

13

2.10. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

2

14

2.11. Как осуществлять финансовое планирование на разных

жизненных этапах

2

15

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему)

2

16

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

2

8 класс – 34 часа

Раздел 3. Риски в мире денег  

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

6

17

3.12. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

2

18

3.13. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

2

19

3.14. Чем поможет страхование

2

Тема 8. Риски в мире денег

8

20

3.15. Какие бывают финансовые риски

2

21

3.16. Что такое финансовые пирамиды

2

22

Осуществление проектной работы

2

23

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

2

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем  

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

4

24

4.17. Что такое банк и чем он может быть вам полезен

2

25

4.18. Польза и риски банковских карт

2

Тема 10. Собственный бизнес

4

26

4.19. Что такое бизнес

2

27

4.20. Как создать свое дело

2

Тема 11. Валюта в современном мире

6

28

4.21. Что такое валютный рынок и как он устроен

2

29

4.22. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

2

30

Осуществление проектной работы

2

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют  

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

2

31

5.23. Что такое налоги и зачем их платить

1

32

5.24. Какие налоги мы платим

1

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в

старости

4

33

5.25. Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

34

Осуществление проектной работы

3

Список источников и литературы

Литература:

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники 

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 

6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php 

7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 

Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)

1. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/ 

2. http://www.banki.ru/products/deposits/ 

3. http://www.sravni.ru/vklady/ 

4. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html 

5. http://www.ndscalc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание"Финансовое право и финансовая деятельность государства"

Тестовые задания для проведения рубежного контроля по МДК 05.01 "Организация налогового учета и планирование налоговой деятельности организации"....

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"

Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...

Приказ № 617- Об участии в XV Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг

Приказ № 617-  Об участии в XV Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг...

Приказ № 337 - Об участии во Всероссийской олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг в 2019-2020 учебном году

Приказ № 337 -  Об участии  во  Всероссийской олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых  услуг  в...