"Финансовая грамотность" 10-11 классы
рабочая программа по экономике (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Вологодской области
УО г. Великий Устюг
МБОУ "СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов"
УТВЕРЖЕНО
______________
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ID 890930)
Элективного курса
«Финансовая грамотность»
(для 10-11 классов образовательных организаций)
Великий Устюг
2023
Пояснительная записка
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10–11 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа. Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов, овладение умениями эффективно решать свои финансовые задачи через активное взаимодействие с финансовыми институтами.
Требования к личностным результатам освоения курса:
- сформированность субъектной позиции обучающегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современным
представлениям в сфере финансов;
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов и возможностей их практического воплощения, а также наличия риска в осуществлении операций с различными финансовыми инструментами.
Требования к метапредметным результатам освоения
курса:
- владение умением решать практические финансовые задачи:
- анализировать практическую задачу в сфере финансов;
- ставить цели финансовой деятельности;
Требования к предметным результатам освоения курса:
- владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);
- владение знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.)
Цели и планируемые результаты обучения:
- планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи;
- находить альтернативы решения финансовой задачи;
- оценивать альтернативы решения практической финансовой задачи и делать оптимальный выбор;
- владение коммуникативными компетенциями:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом,
заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);
- владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
Содержание курса
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни
Базовые понятия и знания: Банк, коммерческий и центральный банки; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; портфель инвестиций. Механизм взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков; пассивные и активные операции банка; чем отличается номинальный и реальный процент, простой и сложный процент; типы депозитов; типы кредитов; программ инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги; знание того, что такое кредитная история; представление о том, что может составлять портфель инвестиций.
Личностные характеристики и установки: Понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий; необходимости оценки своего финансового состояния и возможностей при взятии кредита как дополнительных финансовых 10 обязательств; сути кредита и почему он даётся под проценты; основных условий кредитования; различия между дебетовой и кредитной картой; того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как уменьшить риски.
Умения: Рассчитывать реальный процент, простой и сложный процент; доходность вкладов; объём выплат по кредиту; читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные договоры; находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; находить и интерпретировать рейтинги банков; соотносить вид кредита с целью кредита.
Компетенции: Оценки надёжности банка; сравнения условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач; оценки необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбора подходящего варианта; пользования разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения благосостояния; принятия решения о необходимости инвестирования или кредитования. Решение практических задач и тестов Решение практических задач для отработки освоенных знаний и умений. Контрольный срез.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
Базовые понятия и знания: Фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Знание механизма функционирования фондового рынка; различных видов ценных бумаг и их отличий друг от друга; субъектов (участников) фондового рынка и сути их деятельности; возможностей участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг; правил выбора профессионального агента; того, как люди выигрывают и проигрывают на фондовом рынке и рынке FOREX.
Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке; того, что осуществление каких-либо операций на фондовом рынке требует знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений; того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам.
Умения: Искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; сравнивать котировки акций во времени; различать виды цен ценных бумаг; рассчитывать доходность акций (при известных показателях).
Компетенции: Оценки необходимости осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; выбора оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях; оценки степени риска конкретного инвестиционного продукта; критического отношения к рекламным предложениям. Финансовая игра Моделирование фондового рынка и поведение его участников. Отработка практических умений (указаны в занятиях 2.14—2.15) и приобретение опыта взаимодействия с финансовым институтом.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания: Налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам. Знание оснований для взимания налогов с граждан и фирм в России; общих принципов работы налоговой службы; случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию; способа получения ИНН; случаев и способов получения налогового вычета.
Личностные характеристики и установки: Понимание необходимости уплаты налогов; своих прав и обязанностей в сфере налогообложения; различий налогов, пошлин и сборов; того, на что идут те или иные налоги в государстве.
Умения: Получать актуальную информацию по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы; заполнять налоговую декларацию; рассчитать сумму уплачиваемых налогов.
Компетенции: Беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере; быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями. Решение практических задач и тестов Решение практических задач для отработки освоенных знаний и умений. Контрольный срез.
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможность пенсионного накопления
Базовые понятия и знания: Пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления. Знание видов пенсий и условий их получения; представление о способах финансового обеспечения старости, помимо пенсии; представление о существующих программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки: Понимание того, от чего зависит размер пенсии; существования риска в разного рода пенсионных программах; важности пенсионных накоплений в России.
Умения: Находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; по формуле рассчитывать размер пенсии.
Компетенции: Находить способы увеличить свою будущую пенсию; уметь критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии; сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить оптимальный вариант. Решение практических задач и тестов Решение практических задач для отработки освоенных знаний и умений. Контрольный срез.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания:
Бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурист. Знание правил создания нового бизнеса; программ в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; того, куда можно обратиться за юридической помощью в случае открытия собственного дела; условий, при которых можно стать стартапером. Личностные характеристики и установки: Понимание сложности и ответственности занятия бизнесом; рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу; необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности; необходимости большого труда и постоянного самообразования для развития бизнеса.
Умения: Находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; составлять бизнес-план по алгоритму; вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доход, прибыль.
Компетенции: Нахождения идеи для собственного дела; создания нестандартных решений для бизнеса; оценки предложения по созданию и ведению бизнеса. Финансовая игра Моделирование регистрации фирмы и разработки и презентации бизнес-плана и рекламной кампании. Отработка практических умений (указаны в занятиях 5.27—5.29) и приобретение опыта взаимодействия с финансовым институтом.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания: Финансовый риск; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; портфель инвестиций. Знание того, какие бывают финансовые риски в современной российской действительности; того, куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.); меры ответственности государства в случаях финансового мошенничества и др. Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте; понимание наличия финансовых рисков в современной экономической ситуации; необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных
жизненных ситуаций; того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Умения: Защищать свою личную информацию в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб; сопоставлять полученную информацию из различных источников.
Компетенции: Критически относиться к рекламным предложениям из различных источников; оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования; соотнести риски с доходностью в одном портфеле инвестиций. Решение практических задач и тестов Решение практических задач для отработки освоенных знаний и умений.
Модуль 7. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Базовые понятия и знания: Страхование, договор на услуги по страхованию, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай; представление о структуре и особенностях страхового рынка в России; знание видов (обязательное и добровольное) и условий пользования медицинским страхованием; знание условий автострахования; ознакомление с опытом использования различных страховых продуктов; знание алгоритма действия при наступлении страховых случаев.
Личностные характеристики и установки: Понимание основных задач и принципов страхования; осознание важности использования страховых продуктов в различных сферах жизни; понимание преимуществ и последствий заключения договоров на страхование.
Умения: Различать виды страхования; различать обязательное и добровольное страхование; искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования; читать договор страхования.
Компетенции: Определять необходимость страхования; сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла; определять надёжность страховой компании; критически относиться к активной рекламе страховых продуктов, принимать решения о страховании на основе анализа ситуации.
Итоговая аттестация
Решение практических задач для проверки освоенных знаний, умений, а также сформированности финансовых компетентностей у старшеклассников за весь курс финансовой грамотности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа рассчитана на 34 часа в 10 и 11 классах (1 час в неделю)
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни - 8 часов
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов - 4 часа
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата - 5 часов
Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления - 4 часа
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять - 5 часа
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения - 4 часа
Модуль 7. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду - 3 часа
Итоговая аттестация – 1 час
10 класс
социально – экономический профиль
№ темы | Название темы | Часы |
Модуль 1. «Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни» | 16 | |
1 | 1.1 Что такое банк и чем он может быть полезен | 2 |
2 | 1.2 Какие бывают банковские вклады и каковы их условия | 2 |
3 | 1.3 Ставки по вкладам | 2 |
4 | 1.4 Как выбрать вклад и оформить документы | 2 |
5 | 1.5 Что такое кредит и как оценить его условия | 2 |
6 | 1.6 Как понять, сможете ли вы выплатить кредит | 2 |
7 | 1.7 Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду | 2 |
8 | 1.8 Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями | 2 |
Модуль 2. «Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов» | 8 | |
9 | 2.9 Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают | 2 |
10 | 2.10 Как можно торговать ценными бумагами | 2 |
11 | 2.11 Как заработать на фондовом рынке | 2 |
12 | 2.12 Игра «Зарабатываем на фондовой бирже» | 2 |
Модуль 3. «Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата» | 10 | |
13 | 3.13 Какие бывают налоги и зачем они нужны | 2 |
14 | 3.14 Как платить налоги | 2 |
15 | 3.15 Налоговый вычет и как его получить | 2 |
16 | 3.16 Какова ответственность за неуплату налогов | 2 |
17 | 3.17 Решение практических задач и тестов | 2 |
11 класс социально – экономический профиль | ||
Модуль 4. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» | 8 | |
18 | 4.18 Что такое пенсия и кому она положена | 2 |
19 | 4.19 От чего зависит размер пенсии | 2 |
20 | 4.20 Как выбрать программу пенсионного накопления | 2 |
21 | 4.21 Решение практических задач и тестов | 2 |
Модуль 5. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» | 10 | |
22 | 5.22 Как создать стартап | 2 |
23 | 5.23 Как разработать реальный бизнес-план | 2 |
24 | 5.24 Кто может помочь в создании стартапа | 2 |
25 | 5.25 Игра «Создаём свой бизнес», часть I: подготовительный этап | 2 |
26 | 5.26 Игра «Создаём свой бизнес», часть II: этап игрового моделирования | 2 |
Модуль 6. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» | 8 | |
27 | 6.27 Какие бывают финансовые риски | 2 |
28 | 6.28 Что такое финансовое мошенничество и строятся финансовые пирамиды | 2 |
29 | 6.29 Как управлять инвестиционными рисками | 2 |
30 | 6.30 Решение практических задач и тестов | 2 |
Модуль 7. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» | 8 | |
31 | 7.31 Управление рисками и страхование | 2 |
32 | 7.32 О правильном страховании 7.33 Идентификация рисков и выбор страховой защиты | 2 |
33 | 7.34 Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование 7.35 Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае | 2 |
34 | Итоговая аттестация | 2 |
Контрольно – измерительные материалы
Спецификация
Тестирование по основам финансовой грамотности проводится в форме входного контроля знаний обучающихся 10 класса в начале изучения курса. Работа состоит из семи тестовых заданий с одним вариантом ответа.
- Что значить «экономить»?
а) контролировать доходы;
б) контролировать расходы;
в) оптимальное распределение семейного бюджета
- Что такое страхование?
а) вид экономической деятельности, который защищает от неприятных событий;
б) прогнозирование;
в) анализ хозяйственной деятельности
- Что такое депозит?
а) размещение средств в банке с целю получения прибыли;
б) вид платежной карты;
в) аудиторская проверка
4) Что такое прибыль?
а) разница между тем, за сколько ты что-то приобрел, и тем, за сколько ты это продал;
б) сумма между тем, за сколько ты что-то приобрел, и тем, за сколько ты это продал;
в) разница между тем, за сколько ты что-то продал, и тем, за сколько ты это приобрел
Кто устанавливает цену на товар?
а) тот, кто покупает;
б) тот, кто продает;
в) никто, цена сама устанавливается
6) Что такое депозит?
а) это такая бумага, которая дает право на часть акций предприятия;
б) это вклад в банке;
в) долговая ценная бумага
7) Капитализация процентов — что это?
а) маркетинговый ход банка при рекламе депозитов;
б) ежемесячное уменьшение начисляемых процентов;
в) Присоединение уже начисленных процентов к основной сумме вклада («проценты на проценты»)?
8) Что нужно иметь для получения кредита в банке?
а) кредитную историю, справку о заработной плате, водительские права;
б) хорошую кредитную историю, справку о заработной плате, действующий паспорт;
в) документов не требуется
Перечень учебных материалов на бумажных носителях
• Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.—М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Архипов А.П. Финансовая грамотнос ть: Модуль «С13трахование».—М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для учителя(включает 2 части: общие положения (цели обучения, особенностикурса, формы уроков и формы оценки) и методическое описаниеразличных вариантов организации занятий, предполагающих
их вариативность).— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
• Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей.—М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Список дополнительной литературы и источников
1. Архипов А. П. Азбука страхования: учеб. пособ. для 10—11 кл. —
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 288 с.
2. Берзон Н. И. Основы финансовой экономики: учеб. пособ. Для 10—11 кл. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 240 с.
3. Гудырин С. Н. Основы маркетинга: учеб. пособ. для 10—11 кл. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 240 с.
4. Киреев А. П. Экономика в графиках. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 96 с.Налоги России. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 192 с.
6. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. 10—11 кл. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005. — 176 с.
7. Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры:учеб. пособ. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. — 160 с.30
8. Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры:хрестоматия. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. — 128 с.
9. Соболева Е. Н. Школьникам о предпринимательстве: пособие для10—11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. Н. Соболева, А. В. Бусыгин. —
М.: Просвещение, 2005. — 159 с.
10. Федин С.В. Основы менеджмента: учеб. пособ. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2006. — 256 с.
11. Экономика. 10—11 кл.: элективный курс «Организация и бизнеспланированиесобственного дела» / авт.-сост. А. М. Каунов. — Вологда:Учитель, 2007. — 205 с.
Задачники, практикумы
1. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: отпростых до олимпиадных. — М.: ВИТА-ПРЕСС (любое издание). — 368 с.
2.Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Решение задач по экономике:от простых до олимпиадных. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 368 с.
3. Винокуров Е. Ф., Винокурова Н. А. Новый задачник по экономикес решениями. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. — 224 с.
4. Савицкая Е.В., Евсеева А.О. Самостоятельные и контрольные работыпо экономике для 10 —11 классов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 128 с.
5. Савицкая Е.В., Евсеева А.О. Решения самостоятельных и контрольныхработ по экономике. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. — 56с.
6. Экономика. 10—11 кл.: контрольные задания, тесты / авт.-сост.О. И. Медведева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 166 с.
Интернет-ресурсы
1. https://infobank.by/tests/?id=4 www.economicus.ru — образовательно-справочный портал по экономике.
2. ecsocman.edu.ru — Федеральный образовательный портал «Экономика.Социология. Менеджмент».
3. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
4. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
5. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг — информационное аналитическоеагентство.
6. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических
и финансовых исследований.
8. www.beafnd.org — Фонд Бюро экономического анализа.
9. www.commersant.ru — газета «Коммерсант».
10. www.expert.ru — журнал «Эксперт».
11. www.vopreco.ru — сайт журнала «Вопросы экономики». Ведущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания.
12. www.tpprf. — Торгово-промышленная палата РФ.
13. www.rts.micex.ru — РТС и ММВБ — объединённая биржа.
14. www.economy.gov.ru/minec/ma — Министерство экономического развития РФ.
15. www.minpromtorg.gov.ru — Министерство торговли и промышленности РФ.
16. www.fas.gov.ru — сайт Федеральной антимонопольной службы РФ.
17. http://www.minfin.ru/ru — Министерство финансов РФ.
18. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
19. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
20. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба РФ.
21. www.wto.ru — сайт Всемирной торговой организации.
22. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
23. www.imf.org- Международный валютный фонд.
24. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm — сайт по истории экономической мысли (на английском языке).
25. www.hse.ru — Государственный университет — Высшая школа экономики (Москва).
26. www.guu.ru — Государственный университет управления (Москва).
27. www.econ.msu.ru — экономический факультет МГУ.
28. www.finec.ru — Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.
29. www.nes.ru — Российская экономическая школа.
30. http://www.hbs.edu — Гарвардская бизнес-школа.
31. http://www.yale.edu — Йелльский университет.
32. http://www.stanford.edu — Стэнфордский университет.
Дополнительная литература по методике преподавания
1. Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин: основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. — 184 с.
2. Киреев А. Интерактивные уроки экономики: пособие для учителя.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. — 144 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание"Финансовое право и финансовая деятельность государства"
Тестовые задания для проведения рубежного контроля по МДК 05.01 "Организация налогового учета и планирование налоговой деятельности организации"....
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"
Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...
Приказ № 617- Об участии в XV Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг
Приказ № 617- Об участии в XV Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг...
Приказ № 337 - Об участии во Всероссийской олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг в 2019-2020 учебном году
Приказ № 337 - Об участии во Всероссийской олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг в...