РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧЕБНАЯ ФИРМА» по направлению - социальное , для 10 классов
рабочая программа по экономике (10 класс)
Обучение основам предпринимательства и финансовой грамотности становится актуальным уже в школе. Его следует рассматривать как возможность формирования у школьников предпринимательского отношения к созидательному труду в целом, вне зависимости от того, какую роль придётся выполнять школьнику во взрослой жизни: предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Уже в школе важно учиться планировать доходы и расходы, достигать финансового благополучия. В условиях рыночных отношений выпускникам школы необходимо умело применять полученные знания на практике. Таким местом практики может стать учебная фирма.
Сильной стороной программы является ее тесная связь с предметами школьного курса, использование активных методов обучения и информационных коммуникационных технологий. Материал данной программы рассчитан на тесную связь теории предпринимательства с реальной действительностью и активно привлекает знания других образовательных предметов – экономики, обществознания, истории, математики, информатики, географии, русского языка, литературы, иностранного языка, краеведения и др.
Практическая направленность программы позволяет использовать различные активные методы обучения: мозговой штурм, работа в группах, модерация, проектная деятельность, анализ конкретной ситуации, работа с социальным партнёром.
Новизна программы состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у подростков системного мышления и адаптивного поведения. Отличительной особенностью программы является также то, что преподаватель не только руководит процессом обучения, но и является сотрудником учебной фирмы в качестве консультанта, что повышает ответственность учащихся за принятие решения и за результат деятельности.
Программа представляют собой комбинацию теоретических и практических занятий, которые составляют 102 часа в год. Аудиторные занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 часов). На участие в выездных тренингах и ярмарках различного уровня отводится 34 часа. Занятия организованы в форме ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnaya_firma_10klass_2020.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»
с углубленным изучением английского языка
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Разработана и принята решением Педагогического совета ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга Протокол от __________ № _____ | Утверждена Приказом от _____________ № ____ Директор ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга _________________ И.В. Носаева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧЕБНАЯ ФИРМА»
по направлению - социальное
для обучающихся 10 классов
(количество часов 102)
на 2020/2021 учебный год
Автор- составитель:
Шибанова Вероника Владимировна,
учитель искусства, проектной деятельности
высшей категории
Согласовано
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГБОУ школы № 411 «Гармония»
Петродворцового района Санкт-Петербурга
______________________ Н.С. Илатовская
«________»______________ ________г.
Санкт-Петербург
2020
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа соответствует документам регионального уровня: Постановление правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 года № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы»; региональная программа развития воспитания на 2017-2025 годы «Петербургские перспективы: духовно-нравственное развитие и воспитание детей, подростков и молодёжи; социально-культурная практика; выбор жизненного пути».
Программа внеурочной деятельности реализуется с учётом возможностей общеобразовательной организации, содействует сохранению единого образовательного пространства, опирается на компетенции обучающихся, формируемые во всех образовательных областях учебного плана, реализуя, таким образом, межпредметные связи. Программа разработана с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Вопросы самореализации и раскрытия таланта каждого человека находят свое отражение на государственном уровне. Указом президента РФ 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.» Правительству Российской Федерации поручено в соответствии с национальными целями, разработать национальный проект по направлению «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Обучение основам предпринимательства и финансовой грамотности становится актуальным уже в школе. Его следует рассматривать как возможность формирования у школьников предпринимательского отношения к созидательному труду в целом, вне зависимости от того, какую роль придётся выполнять школьнику во взрослой жизни: предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Уже в школе важно учиться планировать доходы и расходы, достигать финансового благополучия. В условиях рыночных отношений выпускникам школы необходимо умело применять полученные знания на практике. Таким местом практики может стать учебная фирма.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования рассматривает общее образование, как подготовку ученика к успешной взрослой жизни и в том числе к профессиональной деятельности, включая предпринимательство.
Актуальность программы заключается в том, что адаптация молодежи к сложившейся ситуации на рынке труда возможна через создание условий для её социальной и профессиональной ориентации. Программа обучения имеет социально-педагогическую направленность, знакомит подростков с основами предпринимательства, базовыми экономическими понятиями, даёт представление о различных профессиях, способствует формированию социально значимых качеств личности. Учебная фирма создаёт развивающую и образовательную среду для формирования общекультурных компетенций и начальных профессиональных умений и навыков.
Данная программа создана на основе с образовательной программы по технологии «Учебная фирма», допущенной к использованию президиумом экспертного научно-методического совета государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО). Организационная форма реализации программы совпадает с названием программы – «Учебная фирма».
Отличительная особенность программы заключается в том, что она является практикумом. Учебная фирма - модель предприятия, созданная на базе образовательного учреждения, в которой реальная ситуация имитируется с образовательными целями. Суть технологии заключается в том, что обучающиеся, выступая в роли предпринимателей, создают фирму и работают в ней на определённых должностях. Но в отличие от реального предприятия учебная фирма функционирует в защищённой среде, т.к. денежные и товарные потоки виртуальны.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией и невозможностью обеспечить минимизацию контактов между группами детей (классами), в том числе внутри параллели, программа будет осуществляться дистанционно на ресурсе Zoom, в группе социальной сети ВК, но с очными консультациями детей из одного класса по расписанию (Приложение № 1).
Данная программа знакомит с основами предпринимательства, финансовой грамотности, носит профориентационный характер: помогает сделать выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута, помогает сформировать экономический образ мышления, способствует социальной адаптации, формированию личной ответственности за результаты своей деятельности, превращению ученика из пассивного объекта в активный субъект деятельности, развивает творческий потенциал обучающихся, формирует Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции).
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
Обучение в учебной фирме направлено на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка, его интеграции в социальную среду, формирование и развитие творческих способностей учащихся, формированию общей культуры учащихся.
Обучение в учебной фирме направлено на развитие общих компетенций таких, как:
- организация собственной деятельности;
- принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях;
- использование в работе информационно-коммуникационных технологий;
- работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, партнёрами;
- умение разрешать конфликтные ситуации;
- владение иностранным языком как средством делового общения;
- самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, самообразования.
Программа основывается на практико-ориентированном и деятельностном подходе, ориентирована на развитие инициативности и других значимых социальных навыков, которые бы позволили выпускникам школы прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем.
Сильной стороной программы является ее тесная связь с предметами школьного курса, использование активных методов обучения и информационных коммуникационных технологий. Материал данной программы рассчитан на тесную связь теории предпринимательства с реальной действительностью и активно привлекает знания других образовательных предметов – экономики, обществознания, истории, математики, информатики, географии, русского языка, литературы, иностранного языка, краеведения и др.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- Образовательных:
- приобретение знаний по основам экономики, предпринимательства, бухгалтерского учёта, делопроизводства, деловому этикету, маркетингу, менеджменту;
- получение учащихся опыта практической деятельности для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;
- формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.
- Развивающих:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- активизация знаний, полученных по основным школьным предметам;
- формирование навыков владения информационными технологиями;
- укрепление межпредметных связей, развитие аналитических навыков мышления;
- формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
- реализация творческого потенциала учащихся;
- развитие личных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности, активности, исполнительности, умении представить себя, творческого отношения к работе;
- развитие умений работать в команде: взаимозаменяемости, нацеленности на конечный результат, коммуникативности, способности разрешать конфликты;
- развитие умений работать с внешней средой: исследование рынка товаров и услуг, работа с входящей и исходящей информацией, работе с банком, налоговой инспекцией, переговорная деятельность на выставках и ярмарках.
- Воспитательных:
- формирование социально активной личности;
- воспитание российской гражданской идентичности;
- воспитание ответственности перед собой и обществом за результаты своей деятельности;
- формирование культуры общения и поведения в обществе.
Для реализации вышеперечисленных задач желательно, чтобы каждый учащийся смог поработать в нескольких отделах фирмы, т.е. подразумевается ротация персонала.
Практическая направленность программы позволяет использовать различные активные методы обучения: мозговой штурм, работа в группах, модерация, проектная деятельность, анализ конкретной ситуации, работа с социальным партнёром.
Новизна программы состоит в том, что «Учебная фирма» как интеллектуальный тренажёр, является эффективной технологией формирования у подростков системного мышления и адаптивного поведения. Отличительной особенностью программы является также то, что преподаватель не только руководит процессом обучения, но и является сотрудником учебной фирмы в качестве консультанта, что повышает ответственность учащихся за принятие решения и за результат деятельности.
Условия реализации программы
Программа представляют собой комбинацию теоретических и практических занятий, которые составляют 102 часа в год. Аудиторные занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 часов). На участие в выездных тренингах и ярмарках различного уровня отводится 34 часа.
Занятия организованы в форме ролевой игры.
Особенности возрастной группы и набора детей
Оптимальным возрастом для работы в учебной фирме является возраст 15-17 лет. В этом возрасте подростки, освоив программу основного образования, стоят перед выбором дальнейшего образовательного маршрута, будущей профессии, личностного самоопределения.
Вид и состав группы – предпочтительным является группа, созданная из учащихся, интересующихся экономической сферой деятельности, т.к. в программу включены разделы, необходимые для успешного функционирования фирмы. Тем не менее, теоретичекие знания и прктические умения будут полезны всем подроскам на пороге взрослой жизни. Состав группы должен быть постоянный, т.к. только в этом случае, возможно, рассчитывать на результат. Оптимальное количество учащихся учебной фирмы – 8-10 человек.
Особенности набора детей – свободный набор при наличии мест; по конкурсу, если число желающих превышает число рабочих мест в учебной фирме. В этом случае будущие сотрудники пишут резюме; собирают рекомендательные письма у учителей-предметников, классных руководителей, администрации образовательного учреждения, родителей; участвуют в собеседовании.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- основные положения Закона о предпринимательской деятельности;
- формы собственности;
- организационно-правовые формы предприятий;
- перечень документов, необходимых для регистрации фирмы;
- порядок регистрации фирмы;
- структуру фирмы;
- функции отделов;
- основные положения Трудового кодекса РФ;
- правила написания резюме;
- правила поведения на собеседовании;
- документы при приёме на работу;
- основы делового этикета;
- правила телефонных переговоров;
- основы делопроизводства;
- схему документооборота в учебной фирме;
- основы бухгалтерского учёта;
- правила ведения безналичных расчётов;
- порядок расчётов с поставщиками, покупателями, учредителями;
- этапы маркетингового исследования;
- виды и способы рекламы;
- правила эффективной презентации;
- способы стимулирования продаж.
Обучающиеся должны уметь:
- аргументировано выбрать организационно-правовую форму фирмы и обосновать свой выбор;
- составлять учредительные документы на основании образца;
- зарегистрировать фирму в Центральном офисе учебных фирм;
- составить резюме;
- оформить необходимые документы при приёме на работу: заявление, трудовой контракт;
- планировать и контролировать свою работу;
- взаимодействовать с отделами фирмы;
- регистрировать документы;
- начислить заработную плату;
- удержать НДФЛ с дохода работника;
- составлять платежные поручения;
- вести текущий учёт хозяйственных операций;
- вывести финансовый результат деятельности фирмы;
- рассчитать налог на прибыль (налог на доход);
- вести деловую беседу и телефонные переговоры;
- составлять и оформлять деловое письмо;
- отправлять сообщения по электронной почте;
- провести маркетинговое исследование;
- оформить: визитную карточку, рекламную листовку, прайс-лист, каталог, стенд на ярмарке;
- провести презентация фирмы;
- вести книгу продаж и покупок фирмы;
- оформить заказ, счёт, накладную покупателю, акт выполненных работ;
- оформить заявку на покупку необходимого товара у поставщика;
- работать с оргтехникой: копировальной техникой, факсом, ПК и периферией;
- хранить в определенном порядке все необходимые служебные документы.
Личностные результаты
- Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.
- Владение социальные нормами поведения.
- Умение коммуникативного взаимодействия.
- Ответственность за принятие решения и выполняемую работу.
- Умение представить себя и результаты своей деятельности.
Метапредметными результатами являются формирование универсальных учебных действий.
- Определять и формулировать цель деятельности.
- Планировать, контролировать качество и срок выполнения своей работы и работы в группе в соответствии с поставленной целью.
- Искать оптимальные способ решения поставленных задач.
- Искать, обрабатывать и представлять информацию наиболее эффективным способом.
- Анализировать события, регулировать свои действия и поведение.
- Уметь организовать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать и аргументировать своё мнение.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
- Уметь выступать публично перед аудиторией.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
При наборе в учебную фирму проводится анкетирование учащихся, которое позволяет выяснить мотивацию обучающегося и выяснить, что он хочет получить от обучения в учебной фирмы. Также проводится анкетирование родителей обучающихся, в котором задаются вопросы, выясняющие вовлечённость обучающегося в процесс обучения и эффективность обучения.
Кроме того, в начале и конце учебного года обучающиеся заполняют самостоятельно электронную форму самооценки базовых компетенций. Это даёт возможность учащимся сопоставить представление о собственных знаниях умениях и приобретённых в процессе обучения в учебной фирме. А педагог может проследить динамику развития базовых компетенций учащихся.
Контроль и оценка знаний учащихся проходит в форме тестирования по основным блокам теоретического курса. Оценка практических навыков учащихся проводится в момент подготовки и участия в различных тренингах, конкурсах и ярмарках, которые организуют сотрудники Центрального офиса сети учебных фирм ГБНОУ «Академия цифровых технологий» СПб.
На протяжении учебного года, по мере усвоения учащимися знаний и получения необходимых умений и навыков, возможна ротация персонала: переход сотрудников из отдела в отдел (смена должностей). Ротация сопровождается предварительной аттестацией сотрудников. В процессе аттестации проводится проверка знаний и умений каждого из сотрудников, фиксирующие уровень освоения профессиональных навыков и умений. Результаты аттестации вносятся в его личное дело. По итогам аттестации руководитель принимает решение о переходе сотрудников на другие должности. Ротация проводится с целью освоения учащимися знаний, умений и навыков по различным офисным специальностям.
В течение учебного года у обучающихся есть возможность участвовать в торговых ярмарках учебных фирм. Готовясь к ярмарке и работая на стенде, обучающиеся демонстрируют свои умения и навыки. Педагог путём наблюдения может оценить степень участия каждого обучающегося, а также уровень взаимодействия в команде.
В конце учебного года Центральный офис сети учебных фирм проводит итоговую ярмарку. Участвуя в различных конкурсах, учащиеся могут продемонстрировать приобретенные на год практические умения и навыки. Победители получают дипломы победителей и лауреатов, которые могут включить в портфолио ученика.
Анализ результативности проводится по итогам участия в конкурсах ярмарках учебных фирм городского, регионального и международного уровня.
Формы и режим занятий
Программа реализована, как нелинейный курс: 1 раз в неделю по 2 часа в образовательном учреждении, 34 часа отводится на различные мероприятия, организованные для обучающихся вне образовательного учреждения, в том числе на периоды школьных каникул (102 часов год).
Для реализации программы в виде нелинейного курса возможно совмещение часов для организации встреч с предпринимателями, посещения различных мероприятий (тренингов, мастер-классов, конкурсов, ярмарок различного уровня, экскурсий в реальные предприятия).
Время очных консультаций: по четвергам с ____ до _____ часов и субботам с ____ до _____ часов.
Дистанционное обучение запланировано в группе социальной сети ВК, информационная база документов формируется в облачном хранилище электронной почты объединения, видеоконференции будут проводиться в программе Zoom.
Средства коммуникации (связи)- Zoom, WhatsApp
Используемый контент (ресурс, платформа) – Zoom, Googleанкета, Power Point, видео
Методическая и информационная поддержка работы фирм осуществляется сотрудниками Центрального офиса Сети учебных фирм, осуществляющих свою деятельность в ГБНОУ «Академия цифровых технологий» СПб.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение. | 1 | 1 | - | Опрос по правилам техники безопасности. | |
1. | Основы предпринимательства | 14 | 6 | 8 | |
1.1. | Основы предпринимательства. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение. |
1.2. | Формы предпринимательской деятельности. | 2 | 1 | 1 | Собрание учредителей учебной фирмы. Выбор директора. |
1.3. | Учреждение и регистрация фирмы. | 5 | 2 | 3 | Учредительные документы. Процедура регистрации в Центральном офисе. |
1.4. | Трудовые отношения. | 5 | 2 | 3 | Документы: резюме, заявление, трудовой контракт. |
2. | Деловой этикет | 4 | 2 | 2 | |
2.1. | Правила делового этикета. | 1 | 1 | 0 | Процедура прохождения собеседования. |
2.2. | Деловые переговоры. | 1 | 1 | 0 | Контроль над внешним видом, речью. |
2.3. | Собрания. Презентации. | 1 | 1 | 0 | Выступление с презентацией фирмы на конкурсе и ярмарке. |
2.4. | Корпоративная культура. | 1 | 1 | 0 | Представление фирменного стиля компании: название, логотип, слоган. |
3. | Основы делопроизводства | 14 | 6 | 8 | |
3.1. | Документ. Документооборот. | 3 | 1 | 2 | Тест «Документы фирмы» |
3.2. | Организационно-распорядительные документы. | 3 | 1 | 2 | Документы: приказы, протоколы собраний. |
3.3. | Документы процессов покупки и продажи. | 4 | 2 | 2 | Документы: заказы, счета, накладные, акты, книга покупок и книга продаж. |
3.4. | Первичные учётные документы. | 4 | 2 | 2 | Документы: смета расходов, расчётно-платёжная ведомость, платёжные поручения. |
4. | Основы коммерческой деятельности | 18 | 8 | 10 | |
4.1. | Сфера коммерческой деятельности | 6 | 2 | 4 | Прайс-лист товаров (услуг) учебной фирмы. |
4.2. | Менеджмент – основа управления фирмой. | 6 | 4 | 2 | Оргструктура учебной фирмы, функции отделов, должностные инструкций. Контроль выполнения рабочих процедур. |
4.3. | Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности. | 6 | 2 | 4 | Документы: каталог товаров, рекламные листовки, визитки, буклеты. Промоакции. |
5. | Бухгалтерский учёт | 13 | 3 | 14 | |
5.1. | Организация бухгалтерского учета на предприятии. | 9 | 2 | 7 | Документы: договоры с Банком, КУГИ, смета начальных расходов, платёжные поручения, книга доходов и расходов. |
5.2. | Налогообложение. | 4 | 1 | 3 | Расчет и уплата налогов учебной фирмы (НДФЛ, отчисление в пенсионный фонд ежемесячно, налог на доход за отчетный период). |
6. | Итоги деятельности учебной фирмы | 4 | 0 | 4 | |
Анализ деятельности сотрудников учебной фирмы | 2 | 0 | 2 | ||
Анализ работы учебной фирмы в целом | 2 | 0 | 2 | ||
Участие в тренингах, мастер-классах, региональных и международных ярмарках. Анализ результатов работы. | 34 | - | 34 | Результаты участия в конкурсах и ярмарках. | |
ВСЕГО: | 102 | 29 | 73 |
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября | 25 мая | 34 | 3 | 2 часа в неделю аудиторных занятий; 34 часа внеаудиторных занятий для участия в тренингах, конкурсах и ярмарках. |
5. Перечень учебно-методических средств обучения
Методическое обеспечение программы
Для повышения эффективности программы внеурочной деятельности рекомендуется привлечение предпринимателей из числа родителей, родственников, знакомых, представителей деловых кругов для встреч с обучающимися.
Формой проверки результативности по программам внеурочной деятельности могут стать мероприятия по предпринимательству различного уровня. Подготовка и проведение мероприятий реализуется за счёт часов внеурочной деятельности.
Организация экскурсий в реальные предприятия эффективно поддерживает учебный процесс.
Участие в городском конкурсе «Моя учебная фирма» позволяет продемонстрировать умение представить себя, фирму, продукт фирмы с помощью презентации, создания рекламной листовки, визитной карточки.
Участие в ярмарках различного уровня является формой контроля формирования заявленных программой компетенций.
Все мероприятия для обучающихся, проводимые на различных уровнях, рассматриваются как неотъемлемая часть работы учебных фирм (реализации программы внеурочной деятельности).
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы зависит от специфики, материальной базы, возможностей и кадрового состава общеобразовательной организации.
Для эффективной работы учебной фирмы большое значение имеет оборудование помещения, в котором будет проходить занятие. Помещение должно быть и хорошо освещённым, в идеале не напоминать обычный класс или аудиторию и оформлено в стиле современного офиса реальной фирмы. Оно должно быть оборудовано компьютерной и оргтехникой, офисной мебелью, средствами связи и необходимой номенклатурой канцелярских товаров. Именно оборудованное помещение создаёт микросреду, способствующую созданию необходимой психологической атмосферы имитации деятельности реальной фирмы. Мебель желательно расположить по функциональным отделам, создавая определённый комфорт, что позволяет сотрудникам работать, не мешая, друг другу.
Занятия могут быть организованы в компьютерном классе с возможностью выхода в Internet для более эффективного взаимодействия и использования офисных приложений для работы.
Информационное обеспечение программы
Нормативные документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
- РЕГЛАМЕНТ работы Сети учебных фирм «Делая, познаю!» СПб АППО.
Литература для учителя
- Анискин, Ю.П. Основы бизнеса: Учебник. – М.: Омега-Л, 2016, с. 296.
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2017, 159 с.
- Гаврилов Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе. Учебник для бакалавров. Гриф УМО – Юрайт, 2016, 372 с.
- Кенеди Г. Договориться можно обо всём! Как добиваться максимума в любых переговорах. – М.: Альпина Паблишер, 2019, 410 с.
- Кийосаки Р. Т. и Лектер Ш.Л. Богатый папа, Бедный папа. – 2018, 268 с.
- Кондраков Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 446 с.
- Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник – М.: ИНФРА-М, 2017, 384 с.
- Морозова Н. О финансах легко и непринужденно. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 224 с. – (Звезда Рунета. Бизнес).
- Муштавинская И.В. Внеурочная деятельность: содержание и технологии
реализации. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2016, 296 с.
10. Петров А.Ю. Махароблидзе А.В. Soft skills современного менеджера. Командообразование и лидерские навыки. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. 188 с.
11. Пушкарева Е.В. Электронная книга. Учебная фирма как форма организации учебно-производственной деятельности для формирования предпринимательских компетенций студентов ПОО. – М.: Синергия, 2018.
12. Райгородский Д.Я. Психология предпринимательства. – Самара.: БахраХ-М, 2017,768 с.
13. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup – Альпина Паблишер, 2018,с.
14. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. – М.:
МФПУ Синергия, 2016, 464 c.
15. Серебряков А.Г., и др. Моя будущая профессия. 10-11 классы. Тесты по профессиональной ориентации школьников– М.: Просвещение, 2017.
16. Тиль П., Мастерс Б. От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее. Электронная книга. –М.: Альпина Паблишер, 2015.
17. Торосян Е.К., Сажнева Л.П., Зарубина Ж.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие – Санкт-Петербург: СПб: Университет ИТМО, 2016, 130 с.
18.Уитмор Дж. Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и
лидерства. – М.: Альпина Паблишер, 2019, 315 с.
19. Федин С.В. Основы менеджмента. 10-11 кл. Пособие для учителя 2016.
20. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. –М.: Юрайт, 2017, 420 c.
21. Эффективные коммуникации. Журнал Harvard Business Review .HBR 10 лучших статей. – М.: Альпина Паблишер, 2018, 200 с.
22. Янч Дж. Продавец нового времени. Думай, как маркетер-продавай как звезда /– Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 288 с.
Литература для обучающихся:
- Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст.
– М.: Альпина Паблишер, 2018, 440 с.
- Каунов А.М. Экономика. 10-11 классы. Организация и бизнес-планирование собственного дела. Элективный курс, М.: Учитель, 2016, 200 с.
- Назарова Н.А., Черницов А.Е., Глухова И.В. Основы предпринимательской деятельности: содержание деятельности, качества и компетенции, профессиональная карьера, личная организация предпринимателя. Учебное пособие (ФГОС третьего поколения) – М.: НИЦ Инфра-М, 2018, 224 с.
- Насонова И.П., Бордовский Г.А. Обществознание. 9 класс. Учебник. –М.: Вентана-Граф, 2018, 192 с.
- Нилова Л. Поп-арт маркетинг: Insta-грамотность и контент-стратегия. –
М.: Издательство АСТ, 2019 (Звезда Рунета. Бизнес), 224 с.
- Пророков А.Н., Чистоходова Л.И. Организация предпринимательской деятельности в таблицах и схемах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016, 200 с.
- Сарычева Л., Ильяхов М. Новые правила деловой переписки. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 256 с.
- Чумаченко В.В., Горяев А.П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018.
Электронные ресурсы
- Ежедневный журнал о новом поколении предпринимателей. – http://vk.com/hopesnofears
- Менеджмент. Библиотека менеджера. – http://tomanage.ru/library/
- Система дистанционного бизнес образования для малого и среднего бизнеса. – http://www.businesslearning.ru/
- Программы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. – http://www.spb-mb.ru/
- Сообщество предпринимателей. – http://vk.com/next
- Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей/ –http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html
- FINBUH1C.RU «Бухгалтерский учёт и бухгалтерия для начинающих» – http://www.finbbuh1c.ru/index.php/topics/28-baseaccountforuser.html
- http://www.rabotas.ru – подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда.
- http://www.testov.net/proforient.educom.ru– тестирование по профориентации.
10. http://www.profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению Английский язык – окно в мир 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению Английский язык – окно в мир...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Ритмика" 1 класс 33 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Данны...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы
Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахма...
Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса 2020-2021
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилинография" духовно- нравственного направления на 2023-2024 учебный год
рабочая программа кружка 7 класса...