Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Ритмика" 1 класс 33 ч.
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Данный курс введен в учебный план в спортивно-оздоровительное направление. Срок реализации программы 4 года.
Содержание учебного предмета - 1 класс (33 ч)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzritmika_programma_gotovo.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Данный курс введен в учебный план в спортивно-оздоровительное направление. Срок реализации программы 4 года.
Актуальность. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике и танцам направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Занятия ритмикой и танцами положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Занятия по ритмике и танцам в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Задачи курса:
- формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма;
- способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала;
- способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Обучающиеся учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений обучающиеся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
- Упражнения на ориентировку в пространстве
- Ритмико-гимнастические упражнения
- Игры под музыку
- Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен.
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Приседания, сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на формирование осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону; правой руки – вперед, левой – вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки – перед собой; правой ноги – в сторону, левой руки – в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.
3. Игры под музыку
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо). Изменение направления и формы ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание – тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
4. Танцевальные упражнения
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Основные требования к умениям обучающихся
1 класс
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным и гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
- регулятивные
- способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- накопление представлений о ритме, синхронном движении.
- познавательные
Учащиеся должны уметь:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
- приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
- коммуникативные
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 ч)
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ (5ч)
Правильное исходное положение. Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Поклон. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Постановка корпуса. Основные правила. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Позиции.
- РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (17ч)
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой. Упражнения на выработку осанки. Игры под музыку. Комбинация «Гуси».
Упражнения на координацию движений. Комбинация «Слоник». Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Позиции.
Упражнение на расслабление мышц. Упражнения для улучшения гибкости. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; потрясти кистями. Свободное круговое движение рук. Комбинация «Ладошки». Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
3 . ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ (6ч)
Выполнение ритмичных движений с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Разминка. Основные движения танца «Полька». Игры с пением или речевым сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (5ч)
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полу-пальцах. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски. Простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком). Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то». Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Что такое «Ритмика». Основные понятия. | 1 | Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению |
2 | Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперёд и оттягиванием носка. Поклон. | 1 | Начать приучать учащихся к танцевальной технологии |
3 | Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Постановка корпуса. Основные правила. | 1 | Научить ритмично исполнять различные мелодии. |
4 | Ориентировка в направлении движений вперёд, назад, направо, налево, в круг, из круга. | 1 | Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне. |
5 | Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Позиции. | 1 | Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя. |
6 | Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. | 1 | Познакомить с танцами народов РФ |
7 | Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами (паровозики). | 1 | Разучить основные упражнения для рук. |
8 | Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки,ленты) | 1 | Научить составлять небольшие танцевальные комбинации. |
9 | Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). | 1 | Развитие ритмичности с предметом |
10 | Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). | 1 | Разучить танцевальные элементы в форме игры |
11 | Сгибание и разгибание ноги в подъёме, отведение стопы наружу и приведение её внутрь, круговые движения стопой. | 1 | Дать понятие пантомима. Рассказать об этюдной работе |
12 | Упражнения на выработку осанки. Игры под музыку. Комбинация «Гуси». | 1 | Развить пластичность и мягкость движений. |
13 | Упражнения на координацию движений. Комбинация «Слоник». | 1 | Использовать на уроке флажки, мячи и напоминать об осанке. |
14 | Перекрёстное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). | 1 | Разучить основные упражнения профилактики плоскостопия. |
15 | Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперёд , левой руки вверх. | 1 | Научить правильно дышать. Следить за осанкой. |
16 | Выставление левой ноги вперёд, правой руки перед собой; правой ноги в сторону, левой руки в сторону и т.д. | 1 | Провести небольшую профилактику суставов. |
17 | Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. | 1 | Научить учащихся расслаблять мышцы. |
18 | Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Позиции. | 1 | Поиграть в различные игры связанные с этюдной работой. |
19 | Упражнения на расслабление мышц. Упражнения для улучшения гибкости. | 1 | Научиться определять медленно, быстро, умеренно. |
20 | Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперёд по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; потрясти кистями. | 1 | Разучить новые танцевальные элементы. |
21 | Свободное круговое движение рук. Комбинация «Ладошки». | 1 | Научиться определять характер мелодии и подбирать движения. |
22 | Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). | 1 | Познакомить с основными выразительными средствами. |
23 | Игры под музыку. Выполнение ритмических движений с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами; низкий | 1 | Объяснить основные правила танцевального этикета. |
24 | Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. | 1 | Увлечь детей занятиями танцев. |
25 | Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям. | 1 | Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями. |
26 | Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. | 1 | Развить музыкальный слух. |
27 | Музыкальные игры с предметами. Разминка. Основные движения танца «Полька». | 1 | Продолжать развитие музыкального слуха. |
28 | Игры с пением или речевым сопровождением. | 1 | Ритмично исполнять упражнения. |
29 | Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. | 1 | Познакомить с танцевальной гимнастикой. |
30 | Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег лёгкий, на полу-пальцах. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. | 1 | Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце. |
31 | Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски. | 1 | Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению. |
32 | Простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками(для девочек движение с платочком). | 1 | Приучать учащихся к танцевальной технологии. |
33 | Притопы одной ногой и поочерёдно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. | 1 | Ритмично исполнять бег, ходьбу, кружение на месте. |
ИТОГ: | 33 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
- Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
- Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
- Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
- Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (М.: ВАКО, 2007)
- Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
- «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В.
- Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
- Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
- Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
- Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
- Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (М.: Идательство «Глобус», 2009)
- Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
- www.dance-city. narod.ru
- www. danceon. ru
- www.mon.gov.ru
- www.tangodance.by
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Волейбол» для учащихся 3 класса Составлено учителем физической культуры Михеевой Ольгой Николаевной с. Исаклы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области «...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе. Кружок "Здоровейка"
Программа направлена на формирование у личности ребенка стремления к занятиям физической культурой и спортом. Формирование четкой мотивации к совершенствованию себя, как полноценно-развитой личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Разговор о правильном питании»
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – о...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» (5 класс)
Рабочая программавнеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления«Баскетбол»(5 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа предлагает комплекс мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное) для 5- класса «Движение и Здоровье»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федерал...
Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно - оздоровительное направление) "К веселым стартам готов"
Программа «К веселым стартам готов» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Разработана данная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.Данная программа с...