«Профориентация школьников на уроках экономики».
учебно-методический материал по экономике
С каждым годом выбор профессии становится все сложнее. Некоторые из них становятся менее актуальными и востребованными, на смену приходят новые профессии будущего, которых очень много. Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к практике профессионального самоопределения молодежи. Вопрос «Кем быть?» — жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар: «Профориентация школьников на уроках экономики».
«Если учитель имеет только любовь к ученику- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученику. Если учитель соединяет любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
С каждым годом выбор профессии становится все сложнее. Некоторые из них становятся менее актуальными и востребованными, на смену приходят новые профессии будущего, которых очень много. Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к практике профессионального самоопределения молодежи. Вопрос «Кем быть?» — жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
«Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям»
Это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать, как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость рационального распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Функции профориентации:
- социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
- экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
- психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;
- медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
Уроки экономики помогают разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности.
Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:
а) сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;
б) информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями - об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;
в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно - к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;
г) формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.
Материал уроков экономики помогает разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности, создаёт условия для утверждения ученика в правильности выбора, является важнейшим средством индивидуализации обучения; открывает возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогает применить на себя различные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения.
Учебная программа предполагает профориентационную работу, уровень её зависит от класса (5 - 11 класс ), от возраста школьников .
На уроках экономики, обучающиеся получают знания о различных видах труда. В своей работе для достижения профориентационных целей я использую такие формы и методы, которые обеспечивают активность и самостоятельность учащихся в овладении универсальными учебными действиями. Применяемые на уроках методы позволяют формировать у учащихся умение делать правильный профессиональный выбор.
Основными формами и методами профориентационной работы учителя при изучении программных тем являются:
1. Беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
Например: в 5 классе изучаем модуль «Труд» (4 часа). Труд, разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия, квалификация. Заработная плата.
Ребята готовят сообщения о профессиях своих родителей (расспрашивают о профессиях, рассказывают об орудиях труда, используемых в данных профессиях, о качествах и навыках, применяемых в данных профессиях). Цель данной работы: показать то множество профессий, которое существует на сегодняшний день. Кроме того, знакомимся с понятием квалификация и ее роли в жизни работника.
9-11 класс. Изучаем модули «Рынок труда». Разбираем понятия спрос и предложение на рынке труда, от чего они зависят. Говорим о востребованных и менее востребованных профессиях. О тех учебных заведениях, где можно получить ту или иную профессию.
2. Решение различного рода задач с практическим содержанием;
Начиная с 5 класса решаем задачи на расчет производительности труда.
6, 8 классы решаем задачи по теме «Производство» (затраты, доход, прибыль)
В 10 классе составляем резюме для устройства на работу.
В 11 классе решаем задачи на спрос и предложение на рынке труда.
3. Участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;
Огромную роль в профориентации играет и работа над творческими проектами, участие в олимпиадах, конференциях.
Осознанный выбор темы самостоятельной работы, планирование, оценка её значимости, соцопросы, анализ своих возможностей, умение работать самостоятельно, индивидуально и в коллективе. Отстаивание своих позиций и мнения, самоанализ, исправление ошибок и многое другое. То, что поможет учащимся в самоопределении и познании себя, самореализации, а значит социализации.
4. Просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;
Тема «Рынок труда» хорошо рассматривается на таких платформах как «Инфоурок», «РЭШ». Я активно использую эти фильмы на своих уроках.
5. Экскурсии на предприятия;
Ездили осенью с 8-ми в город Семенов на фабрику «Хохлома». Знакомились с процессом производства и профессиями резчика по дереву, художника хохломской росписи. С ребятами был проведен мастер-класс по росписи матрешки, где ребята сами побывали в роли художников. Ездили на экскурсию в Пешелань, в шахту по добыче гипса. Знакомились с профессией шахтера.
6. Встречи со специалистами;
В 7 классе приходили работники банка, рассказывали о работе банка и о специалистах, работающих в различных отделах банка.
Иногда приглашаем родителей, чтобы они рассказали о своей профессии. О тех знаниях и навыках, которые им необходимы в их профессии. О тех сложностях, которые связаны с данной профессией.
7. Проведение тематических, устных журналов, круглых столов;
Участие в школьной выставке научно практических работ по теме «Безработица и рынок труда в городе Дзержинске», «Открытие мини пекарни».
8. Оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.
Выставка рисунков «Все работы хороши, выбирай на вкус» 5 класс. Оформление плакатов к НПК в школе.
9. Дни открытых дверей в учебных заведениях;
Ежегодно ездим в Нижний Новгород на экскурсию по ВУЗам. Ребятам рассказывают о факультетах и профессиях, которые можно получить, учась в том или ином ВУЗе Нижнего Новгорода.
Посещение Центра занятости города Дзержинска «Ярмарка учебных мест».
Кроме прочего на уроках часто использую такие приемы как:
1. Синквейн;
2. Кроссворды:
3. Ребусы, шарады, рисунки.
4. Профориентационное тестирование
Говорим на уроках о возможности предпринимательства в различных производственных сферах или сфере услуг. Отмечаем, что при этом надо не только освоить на определенном уровне одно или несколько ремесел, но иметь организаторские способности, предпринимательскую «жилку», быть целеустремленным, активным, коммуникабельным, разбираться в экономических и юридических аспектах.
Профориентационная работа с учащимися является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и призвана формировать у учащихся умение делать правильный профессиональный выбор.
Благодаря профориентационным мероприятиям, формированию профориентационной компетенции на уроках экономики, многие ученики начинают серьёзнее относиться к собственному профессиональному самоопределению, отказываются от первоначального, часто случайного выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация школьников: практические советы.
Выбор профессии — трудный и важный шаг в жизни. Не следует выбирать будущую профессию случайно. Доверяйте профессионалам. Обдумывайте свой выбор с учетом своих спо...
Программа по профориентации школьников "Мой выбор"
Программа по профориентации "Мой выбор" составлена с учётом современных требований для подготовки будущего выпускника, способного ориентироваться в современном мире....
Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...
«Профориентация школьников». Методическое пособие для классных руководителей.
Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит в 23-25 лет, а социум требует осуществлять профе...
Применение технологии витагенного обучения школьников на уроках экономики
Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта обучающегося....
Олимпиады и конкурсы как фактор развития познавательного интереса школьников к урокам экономики
Материал напечатан в сборнике IV Международной научно - практической конференции "Проблемы экономики и информатизации образования"...
Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в рамках профориентации школьников
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, н...