Олимпиады и конкурсы как фактор развития познавательного интереса школьников к урокам экономики
материал по экономике по теме
Материал напечатан в сборнике IV Международной научно - практической конференции "Проблемы экономики и информатизации образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiady_i_konkursy.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиады и конкурсы
как фактор развития познавательного интереса школьников
к урокам экономики.
Шурлепова Г.В.
Учитель информатики и экономики
МБОУСОШ №8 г. Тулы
Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли.
К.Д. Ушинский.
21 век. Третье тысячелетие. Стремительное развитие науки и техники. Новые технологии. Что же наиболее ценно в наши дни? Ответ на этот вопрос очевиден – знание и скорость: скорость исполнения, скорость восприятия, скорость переработки информации. Современное общество, как никогда остро, нуждается в специалистах, обладающих хорошими знаниями и умениями претворять их в жизнь, в молодежи образованной, технически грамотной, способной хорошо ориентироваться в новых технологиях.
Необходимым условием успешного обучения любому предмету, в том числе экономике, является заинтересованность ученика в процессе познания, осознание необходимости обучения, стремление к успеху.
Как сделать урок интересным, вовлечь в ежедневный творческий поиск школьников, найти ребят активных, жаждущих знаний, желающих проявить себя? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов, предлагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся.
Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, попустить через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания.
Согласно положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний». Подготовить учеников к участию в олимпиаде – задача учителя.
Традиционным средством повышения интереса к предмету является проведение предметных недель, в рамках которых проводятся конкурсы, КВНы, викторины, сюжетно – ролевые игры.
Кроме таких форм и методов работы в последнее время появились новые способы вовлечения школьников в творческий поиск. Это своеобразные «палочки – выручалочки» для учителей.
- Экономико - математическая олимпиада «Головастик» - Санкт – Петербуржского Государственного университета Экономики и Финансов, ориентированная на развитие интеллектуального потенциала школьников 6-11 классов. |
Главная особенность ее в том, что она является межпредметной олимпиадой и развивает у школьников навыки решения как математических задач, так и экономических ситуаций. Олимпиада является открытой и проводится ежегодно на последней неделе февраля или первой неделе марта. Олимпиада проводится в один и тот же день во всех школах, которые выразили желание участвовать в олимпиаде и подали свои заявки на участие. У нее есть все шансы стать такой же известной, как «Русский медвежонок» - олимпиада по русскому языку, «Кенгуру» - олимпиада по математике, «Кит» - олимпиада по информатике для школьников. Она сочетает в себе как творческие задания, так и традиционное тестирование.
- Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу Центра дистанционного образования «Эйдос». |
Впервые эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу была проведена в 2000 году. По многочисленным предложениям с 2005 года оргкомитет возродил эту олимпиаду. Теперь она включает в себя задания не только по экономике, но и по бизнесу, менеджменту, предпринимательству. Главный лозунг олимпиады: «Хочешь заработать – учись предпринимать».
Дистанционные олимпиады проводятся и в Тульской области.
Это – Открытая дистанционная олимпиада школьников «Экономика на английском». Ее организует и проводит Тульское региональное отделение Международного Центра экономического и бизнес образования совместно с кафедрой экономических и правовых основ управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области при поддержке Тульского колледжа экономики, права и информационных технологий.
Цели и задачи этой олимпиады:
- пропаганда знаний основ экономики и английского языка среди школьников;
- содействие повышению уровня экономического образования школьников;
- стимулирование познавательной активности учащихся и развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование школьников к совершенствованию навыков работы в Интернете и получению новых знаний с использованием дистанционных технологий.
- Открытая дистанционная олимпиада школьников «Тула – МЭКОМ». Организует и проводит ее Тульское региональное отделение Международного Центра экономического и бизнес образования совместно с кафедрой экономических и правовых основ управления образованием Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области при поддержке Тульского колледжа экономики, права и информационных технологий.
Олимпиада состоит из следующих этапов:
- компьютерная игра МЭКОМ;
- тест по теории экономики;
- задачи по теории экономики;
- экономический бой;
- соревнование по компьютерному моделированию экономический процессов.
По результатам олимпиады определяются победители и призеры в общем зачете и в каждом этапе отдельно.
Школьные команды приглашаются для участия в российском конкурсе в рамках международной программы «Школьники за продвижение глобального предпринимательства» (SAGE). |
SAGE - это некоммерческая международная образовательная программа, организатором которой является Калифорнийский государственный университет (США) с участием в настоящее время более 12 стран, включая Бразилию, Китай, Филиппины, Польшу, Казахстан, Украину, Россию, Канаду, Южную Африку, Соединенные Штаты и т.д.
Основная идея SAGE – создание лучшего будущего через предпринимательство и служение обществу – полностью отвечает современным тенденциям развития как глобального мира, так и каждой отдельно взятой страны.
Тула является одним из центров проведения этого конкурса в России.
Соревнования проходят по двум номинациям: Бизнес-проект и Проект содействия обществу.
Школьники из лицея №3 г.Тулы в 2006 году были участниками Кубка мира по программе SAGE в Шанхае (Китай) и получили награду «За выдающуюся презентацию». А старшеклассники из школы №11 г.Щекино в 2007 году в Одессе стали призерами Кубка мира в номинации «Лучший социальный проект».
Понятно, что организация участия школьников в олимпиадах и конкурсах требует от учителя больших сил, отдачи, независимо от того, один человек из класса участвует в олимпиаде или это целая команда.
Учителю важно увидеть в своем ученике творца, интеллектуала, направить его, подсказать. Если у учителя есть ученики, занимающие регулярно места в олимпиадах, конкурсах – это уже говорит не просто о высоком уровне преподавания, а о том, что перед нами «учитель с большой буквы», настоящий профессионал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Коррекционная направленность в работе над сюжетной картиной как фактор развития познавательных интересов детей со зрительной депривацией (из опыта работы).
В статье отражено значение сюжетных картин в развитии детей с нарушением зрения, особенности восприятия детьми сюжетных изображений, задачи и организация работы. В статье представлен практический мате...
статья "Развитие познавательного интереса школьников на уроках математики"
Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности известный психолог А.Н.Леонтьев, подтверждая с...
Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».
Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...
Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...
Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся
Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...