Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в рамках профориентации школьников
методическая разработка по технологии (9 класс)
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам, интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
В настоящее время практически все развитые страны мира, в том числе и Российская Федерация, осознали необходимость реформирования систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Это необходимо для того, чтобы выпускники различных учебных заведений, и, прежде всего школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tetyulinoy.doc | 43 КБ |
lot.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
ТЕМА: Личностно-ориентированный
подход на уроках технологии в
рамках профориентации школьников.
Выполнила: Тетюлина Н.И.
учитель технологии
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам, интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
В настоящее время практически все развитые страны мира, в том числе и Российская Федерация, осознали необходимость реформирования систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Это необходимо для того, чтобы выпускники различных учебных заведений, и, прежде всего школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности школьника, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности.
Центром профориентационной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.
Личностно-ориентированный подход:
-ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);
-это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Куклина Л.В., Абрамова Н.Н.);
-имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности (Обухова Л.А.).
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий. Самыми распространенными и эффективными среди них являются:
-технология педагогической поддержки ребенка;
-педагогика сотрудничества;
-гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили;
-разноуровневое обучение;
-технология полного усвоения знаний;
-метод проектов;
-личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской.
Большинство технологий личностно-ориентированного обучения легче всего реализовать на уроках технологии, т.к., во-первых, этот учебный предмет предполагает присутствие на занятиях только половины класса (обслуживающий труд – девушки, технический труд – юноши), во-вторых, содержание образовательной области «Технология» дает возможность самостоятельного выбора учащимися объектов труда, что уже заложено в личностно-ориентированном образовании.
Профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно - воспитательной работы, но не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она должна быть тесно связана с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться на всем протяжении обучения в школе.
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
В своей работе я использую такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.
Большую помощь в работе мне оказывают заранее составленные карточки профессий, с помощью которых я включаю информацию о профессиях в урок. Так же знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.
На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.
Успех всей профориентационной работы зависит от знаний учителем психологии личности, способов ее изучения, умения найти на основе этого изучения индивидуальный подход к каждому ученику.
В своей работе по профессиональной ориентации я выделяю следующие направления:
- профессиональное просвещение- ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, профессиями и специальностями;
- профессиональное воспитание- воспитание у молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии, а так же сфер трудовой деятельности;
- изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;
- педагогическая профконсультация – совет учащемуся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его личностным качествам, знаниям и склонностям.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание учащихся я отношу:
- урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических занятий;
- профинформационный урок;
- экскурсии в профессиональные учебные заведения;
- выставки лучших работ;
- встречи с представителями различных профессий;
- дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.
Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.
Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др.
Объяснение характеризуется краткостью изложения. Этот метод я использую для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных передовых операций и приемов. При этом я стараюсь вводить новые понятия и термины, показываю новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами и другим оборудованием, демонстрирую учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы, презентации.
Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть связана логически с изучаемым материалом. Готовлю я ее заранее. В процессе подготовки даю учащимся задания, например, собрать информацию о данной профессии. Затем собранные учащимися сведения использую на уроке.
Несмотря на кажущуюся простоту проведения беседы, готовлю ее я по заранее составленному плану.
Вот примерный план беседы о профессии.
1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.
3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.
4.Условия труда.
5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки, которыми должен обладать рабочий данной профессии.
6.Психофизические требования профессии к человеку.
7.Экономические сведения о профессии.
8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.
Осознанный выбор профессии- одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей.
Литература.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.
Личностно – ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик (воспитанник) как личность.
Понятие личностно-ориентированного обучения Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции , самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного обучения, т.е. образования: - гуманитарная , признание самоценности человека, его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средства реализации данной функции - понимание, общение и сотрудничество; - культуросозидательная ( культурообразующая ) направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмы реализации - культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом; -социализации предполагают обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизм реализации - рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Содержание личностно-ориентированного образования: -помощь школьнику в выстраивании собственной личности и определении собственной личностной позиции в жизни: -выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной системой знаний, - выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение способов их решения, -открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.
Личностно-ориентированные технологии Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Личностно - ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы. Различают четыре основные группы технологий: 1.объяснительно-иллюстративные; 2. личностно-ориентированные - разноуровневого обучения, - коллективного взаимообучения , - модульного обучения; 3. развивающие; 4. коррекционные.
Традиционный урок Личностно- ориентированный урок 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение 8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием).
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью - Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока. - Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока. - Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). - Использование проблемных творческих заданий. - Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий. - Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. - Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. - Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. - При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.
В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)
Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной жизненной траектории связаны со скво...
Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»
Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...
Классный час "Все работы хороши" (в рамках профориентации школьников)
Профориентационный классный час "Все работы хороши" (презентация)...
Личностно-ориентированный подход на уроках технологии
Под личностным подходом в первую очередь подразумевается индивидуальный подход к каждой ученице, помогающий ей в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление...