«Профориентация школьников». Методическое пособие для классных руководителей.
классный час (9 класс) на тему
Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит в 23-25 лет, а социум требует осуществлять профессиональный выбор к 15-17 годам. Очевидно, что сложности, встречающиеся на пути выбора профессии, довольно многоплановы. Чтобы эффективно помогать классным руководителям в профориентации школьников, разработаны разные методические пособия.
Предложенный материал придуман не мной, но мной собран в одну методичку, творчески обработан, дополнен и апробирован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_kl.rukov_.doc | 610.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка – 32» |
Методическое пособие
для классных руководителей
«Профориентация школьников»
Автор-составитель: Н.В. Сперанская, методист |
Санкт-Петербург
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения | Стр. 3 |
| |
II. Обоснование методического пособия | Стр. 3 |
III. Профориентационная работа в школе | Стр. 4 |
| |
IV. Информационно-просветительская работа на классных часах: | |
Примерная тематика классных часов по профориентации. | Стр.8 |
План подготовки и проведения классного часа по теме «Профессии наших родителей». | Стр. 9 |
Сценарий классного часа: "Планета людей Земля" | Стр. 10 |
Профориентационная игра "Человек - профессия" | Стр. 16 |
V. Работа с родителями учащихся: | Стр. 17 |
Роль семьи в выборе профессии
| Стр. 18 |
Взаимосвязь школы и семьи в профориентации. | Стр. 20 |
Сценарий родительского собрания «Перспективные профессии и ориентации учащихся» VI. Список литературы | Стр. 21 Стр. 28 |
VII. Рекламные листки для родителей и классных руководителей. | Стр. 29 |
1. Общие положения
Методическое пособие для классных руководителей представляет собой комплекс мероприятий, содействующих совершенствованию системы профориентации и формированию единого пространства общего и профессионального образования.
Методическое пособие для классных руководителей разработано на основании:
1. Закона об образовании РФ;
2. Концепции профильного обучения;
3. Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг.
«Петербургская школа 2020».
II. Обоснование методического пособия
При постановке цели профориентации важно помнить, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения должна школьнику помочь в ответе на вопрос, «зачем я вообще учусь?».
Поэтому целью профориентационной работы классного руководителя является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Задачами профориентационной работы являются:
- предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
- ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
- способствовать личностному развитию учащихся;
- выявление природных задатков и трансформации их в способности;
- ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
- совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
- способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
Для создания системы профориентационной работы и реализации образовательного проекта необходимо:
- четко выделить этапы профориентационной работы;
- подобрать методики для изучения профессиональных интересов и намерений учащихся;
- разработать систему учета полученных результатов.
Типичные ошибки учащихся при выборе профессии:
- Ориентация сразу на профессии высшей квалификации;
- Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям;
- Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц;
- Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию;
- Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии;
- Отождествление учебного предмета с профессией;
- Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
III. Профориентационная работа в школе
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.
Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
Предварительная профессиональная диагностика – выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.
Полноценная система профориентационной помощи включает следующие социальные институты:
- школу,
- различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.),
- дома детского творчества и дома технического творчества,
- профессиональные учебные заведения,
- предприятия,
- медицинские учреждения,
- правоохранительные органы (работающие с молодежью),
- средства массовой информации, местные органы власти и др.
Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным инициатором по организации профориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи и социальные педагоги.
На уровне самой школы работа также должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или иначе работают с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме того, в этом активно должны участвовать и родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что даже некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь реально они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии.
Но организатором и координатором такой работы все-таки должен быть именно школьный психолог, специально обученный и подготовленный для этого. Как быть, если таких психологов в школе нет? Например, может ли выполнять такую работу школьный учитель труда или просто классный руководитель? Немало примеров, когда и такие специалисты вели профориентационную работу заинтересованно и успешно, но в большинстве случаев примеры, когда учителя труда и классные руководители в одиночку этим занимаются все-таки неудачные. Главная причина таких неудач в том, что у школьных педагогов и так высокая нагрузка, а заниматься профориентацией как бы «между прочим» – это принижать ее значение в подготовке школьников в будущей жизни.
Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит». Настоящая профориентация должна включать в себя:
1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;
2) работу с подгруппами и микрогруппами ( 2-4 человека), где в более непринужденной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
3) индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания;
4) использование тестов и опросников, профориентационных игр, различных активизирующих процедур индивидуальной и групповой работы (специально организованных дискуссий по наиболее острым вопросам, карточных консультационных методов, бланковых технологий, использование различных схем анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.)
Можно выделить следующие направления работы классного руководителя, содействующего профессиональному самоопределению подростков:
1) профинформация (знакомство с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»);
2) профдиагностика (помощь подростку в самопознании, где важны не только недостатки, но и реальные возможности, которые можно использовать для достижения профессиональных целей);
3) по возможности, и коррекция определенных линий развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности (естественно, такая работа выполняется совместно с учителями-предметниками);
4) рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
5) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, когда важно в сознание старшеклассников вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему;
6) помощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.
В профориентационной работе как компоненте допрофильной подготовки школьников выделяем 3 этапа:
I этап – 7-8 классы
Задачи:
- первоначальное информирование учащихся о профессиональной деятельности людей и основах выбора профессии;
- знакомство учащихся с основными понятиями профессиологии;
- освоение учащимися технологий выбора (развитие умения выбирать);
- ознакомление учащихся с «образовательной картой» города;
- предварительная диагностика образовательных запросов школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей;
- ведение курса «В поиске своего призвания» (образовательная программа дополнительного образования по профессиональной ориентации).
II этап – 9 класс
Задачи:
- обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности;
- организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным видам образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- выявление основных затруднений, проблем в выборе профиля обучения;
- расширение и углубление профессиологических знаний;
- разъяснение возможностей для самоактуализации и первичного жизненного самоопределения;
- ведение курса «Моё профессиональное будущее» (образовательная программа дополнительного образования по профессиональной ориентации).
III этап – 10 класс:
Задачи:
- выявление соответствия возможностей школьника требованиям избираемого профиля;
- соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля; проведение ранжирования факторов, в котором независимо друг от друга принимает участие сам ученик, его родители, классный руководитель, психолог;
- формирование готовности к профессиональному самоопределению;
- подготовка к совершению осознанного профессионального выбора в выпускном классе.
На всех этапах желательно заполнять «Профориентационную карту учащегося». Ведение профкарты позволит классному руководителю и психологу прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности ученика. Профориентационная карта позволит своевременно оказывать помощь учащимся в профессиональном выборе, проводить коррекцию и профконсультирование. Во втором полугодии заполняется анкета-рекомендация для определения направления и формы организации профильного обучения (I часть анкеты заполняется учеником, II часть - членами педагогического консилиума, которые рекомендуют ученику предметы для изучения на повышенном или углубленным уровне и форму организации обучения).
IV. Информационно-просветительская работа на классных часах
Примерная тематика классных часов по профориентации:
1 - 4 классы
1. Мир моих интересов.
2. Все работы хороши - выбирай на вкус.
3. Профессии наших родителей.
4. О профессиях разных, нужных и важных.
5. Путь в профессию начинается в школе.
6. Моя мечта о будущей профессии.
7. Труд на радость себе и людям.
5 - 8 классы
1. Планета людей Земли.
2. Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Почтальон.
3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист.
4. Мир профессий. На страже закона. Военнослужащий.
5. Мир профессий. Книжная выставка. Библиотекарь.
6. Мир профессий. Электронные помощники. Программист. Оператор ПК.
7. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт.
8. Мир профессий. Человек и техника. Механик. Водитель. Инженер-конструктор. Летчик.
9 - 11 классы
- Познай самого себя.
- Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.
- Профориентация и медицинская профконсультация.
- Мотивы выбора профессии.
- Психологические характеристики профессии.
- Они учились в нашей школе.
- Выпускники школы - учителя.
- Профессии с большой перспективой.
- Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.
- Что век грядущий нам готовит?
- Труд и творчество как главный смысл жизни.
- Сотвори свое будущее.
- Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.
План подготовки и проведения классного часа
по теме «Профессии наших родителей».
Цель - привести в систему знания учащихся о мире профессий на примерах профессий родителей.
- Определение содержания классного часа. Цели и задачи. Формы и методы организации данного мероприятия.
- Создание временной инициативной группы по проведению классного часа с включением в неё учащихся и родителей.
- Составление плана-конспекта классного часа.
- Заседание инициативной группы:
а) коллективное обсуждение и разработка плана проведения классного часа с учётом мнений коллектива учащихся и родителей;
б) распределение обязанностей в решении организационных вопросов (среди учащихся, родителей);
в) определение сроков проведения мероприятия, форм проверки готовности на разных этапах.
5. Предварительная встреча с родителями, которые будут выступать перед учащимися:
а) разъяснение конкретных задач участия родителей в беседах с учениками;
б) обсуждение плана рассказа о своей профессии;
в) составление проблемных вопросов для учащихся с целью активизации их познавательной деятельности во время беседы;
г) рекомендации по ознакомлению с опубликованными материалами по данной профессии (предварительную встречу проводит классный руководитель, член родительского комитета).
6. Подготовка помещения.
7. Проведение мероприятия:
- организационный момент (встреча гостей, проверка работы технических средств и т.д.);
- выступление родителей по плану;
- система подготовки (пути получения профессии, связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объём профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для начального квалифицированного разряда по данной профессии). Перспективы профессионального роста. Где можно продолжить ознакомление с профессией? Что можно прочитать о профессии?
- ответы на вопросы, просмотр подготовленных материалов.
Сценарий классного часа
"Планета людей Земля"
Классный час проводится в цикле классных часов, посвященных профессиональной ориентации учащихся ("Профессия - учитель", "Профессия - юрист", "Профессия - журналист"), и связан с одной из самых актуальных на сегодня профессий - профессией эколога.
Учащиеся получают заранее несколько заданий: нарисовать экологический плакат, подготовить краткое сообщение об одной из экологических проблем, составить экологическую карту района, провести фотографирование экологически неблагоприятных объектов своего микрорайона.
Таким образом, учащиеся активно включаются в деятельность, заранее определяя сферу своих интересов в рамках экологического воспитания.
На классный час приглашен специалист в области экологии.
Эпиграфы к классному часу:
"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету".
Антуан де Сент-Экзюпери
"Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину".
Михаил Пришвин
"Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня - осталась".
Федерико Гарсиа Лорка
Вступительное слово классного руководителя:
«Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчета, совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса... Это становится привычным и не замечаемым действием. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то впервые перешагнули порог школы, перешагнули порог детства, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать самый главный свой жизненный выбор - выбор профессии».
Столы в классе расставлены таким образом, что представляют собой круг, слегка разомкнутый в районе доски, чтобы в центр его можно было пройти. Этот круг становится символом, с осмысления которого начинается разговор на классном часе.
Все участники разговора берутся за руки, делая, таким образом, круг замкнутым, и высказывают свое мнение о символике этого круга. Круг - это символ солнца, а значит - тепла, света, жизни. Круг – это символ единства, сплоченности, взаимовыручки. Круг - это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды. Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за "круглым столом".
Вспомним слова поэта: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Круг - это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять. Круг - это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.
Поможет ответить на вопрос, как лучше понять и услышать зов Земли, сценка "Разговор Маленького Принца с Летчиком" (в одежду выступающих включены символичные детали - корона Маленького Принца и белый шарф Летчика).
Маленький Принц: «Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно». Летчик: «Да, конечно». Маленький Принц: «И пустыня красивая... Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники»... Летчик: «Да. Будь то дом, звезда или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами». Маленький Принц: «Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую... И все напрасно... На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут»... Летчик: «Не находят»... Маленький Принц: «А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды»... Летчик: «Да, конечно». Маленький Принц: «Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Самое главное то чего глазами не увидишь». Летчик: «Да, конечно»... Маленький Принц: «Знаешь... сегодня ночью... исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад». Летчик: «Ты покинешь Землю»? Маленький Принц: «Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе ее показать. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды... Все они станут тебе друзьями. И потом, я тебе кое-что подарю»...
Летчик: «И Маленький Принц оставил людям свой завет: "Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету"».
Ведущий: «Планета людей, как исполняешь ты завет Маленького Принца? Оглянитесь, люди, не бросили ли вы на произвол тех. кого приручили и, значит, за кого вы в ответе? Не заполонили ли нашу планету страшные баобабы, готовые разорвать ее в клочья - равнодушие, корысть и безответственность? Как вы думаете, чем характеризуется современный этап развития взаимоотношений человека и природы - усилением или ослаблением его зависимости от окружающей среды»?
Для ответа на этот вопрос участники дискуссии разобьются па два условных лагеря - одни отразят иллюзию обособленности от природы, другие эту иллюзию развеют.
Горожанину сегодня не надо идти за водой - она подается прямо в краны. Человек не ищет тепла, когда замерз, - помещение отапливается централизованно. В поисках прохлады ему не нужна тень от деревьев - он включает вентилятор или кондиционер. За продуктами и за одеждой он идет в магазин, а средства передвижения - автомобиль, поезд и самолет. А разве может машина обойтись без нефти и кислорода, ведь именно их сжигают двигатели, а это продукты природы? Чтобы сделать эти машины, нужны руда, уголь. Вода - продукты природы. Причем для удовлетворения своих потребностей человеку сегодня надо все больше природных ресурсов. Если до появления машин человеку хватало для приготовления пиши и обогрева нескольких возов дров в год, то сейчас на каждого жителя в год приходится в пересчете на дрова несколько вагонов. Значит, потребности все возрастают, а ресурсы все уменьшаются!
Много лет стремясь покорить природу, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Какие проблемы встали перед человеком, грозя ему гибелью и требуя немедленного решения?
Участники дискуссии характеризуют важнейшие экологические проблемы современности и иллюстрируют их с помощью подготовленных к классному часу плакатов и рисунков.
Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Одна из таких проблем - "парниковый эффект". Это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ. Результатом этого, в частности, является подъем уровня Мирового океана, что может отрицательно сказаться на жизни населения более 30 стран.
Другую серьезную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами нашей планеты. Но и в области экватора и в средних широтах. Истончению озонового слоя способствуют такие процессы, как использование азотных удобрении, выбросы продуктов сгорания космической техникой и высотной авиацией, но главной причиной является использование газа фреона в морозильниках и в различных аэрозолях. Если говорить об исследованиях космоса, то можно привести интересный факт: ученые подсчитали, что американскому кораблю многоразового использования "Шатл", работающему на твердом топливе, достаточно за 4-5 лет несколько сотен раз слетать в космос, чтобы озоновый слой совсем исчез. А самая экологически чистая ракета-носитель - наша "Энергия". Результатом резкого увеличения загрязнения атмосферы в последние десятилетия явилась еще одна экологическая проблема - кислотные дожди. Причиной их выпадения является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, отражаются на здоровье людей, они губят и исторические памятники. От кислотных дождей в различных регионах мира погибают леса на площади более 31 млн. га. Так, на территории Германии кислотными дождями повреждено около 35 % площади лесных массивов, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. В 1000 озерах Швеции полностью утрачены признаки жизни. Глобальные масштабы принял сегодня процесс опустынивания.
Это один из самых грозных и быстротечных процессов современности. В результате деятельности человека к последней четверти XX века пустыни стали охватывать 43 % общей площади суши. Темпы продвижения границ пустыни в Африке сегодня местами составляет до 10 км в год. Опустынивание является следствием неумеренной хозяйственной деятельности человека, а поскольку пески наступают на сельскохозяйственные земли, на жилища людей, на дороги, то в мире становится все больше людей, которые должны бежать от этого - экологических беженцев.
И страшным предупреждением сегодня звучат строки испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки:
«Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло».
Взгляд участников разговора обращается на плакаты, помещенные на доске.
Ведущий: "Почему вы, дети, нарисовали свои плакаты цветными, а взрослые в основном черно-белыми красками?"
«Получается, что взгляд взрослых на эти проблемы более пессимистичен, а детям, может быть, в силу возраста еще не понять всей опасности, грозящей им? Восприятие детей непосредственно: они видят все в цвете, в цвете и передают, а у взрослых здесь, скорее всего, снова сказывается любовь к символам. Взрослые виноваты в том, что Земля сегодня в таком ужасном состоянии, а осознание вины черного цвета.
Краски взрослых траурны, наверно, они не видят выхода из создавшегося положения, а мы, дети, живем надеждой, а надежда не может быть в мрачных тонах – она цветная, яркая. Мы верим, что мы справимся, что мы вернем Земле радостную улыбку. Еще не поздно, ведь самое главное уже сделано – люди вовремя осознали, что оставаться равнодушными и бездушными по отношению к природе нельзя».
Ведущий:
Термин «экология» предложен в 1866 году немецким ученым Э.Геккелем (от греческого «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение). Однако развитие эта наука получила в ХХ веке. Экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Только в ХIХ и ХХ веках люди, правительства, государства стали задумываться о том, что природу надо охранять, или и раньше были предпринимаемы какие-либо действия, а может быть, и законы?
Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт, принятый в Англии в 1273 году и запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.
Образцом умелого государственного подхода к природе могут считаться многие указы Петра Великого, направленные на охрану и рациональное использование, а так же восстановление лесов, особенно расположенных по берегам рек. «Запрещение хищнических способов ловли рыбы». «Запрещение отстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии». Очень серьезные наказания, вплоть до физической расправы, ожидали тех, кто загрязнял воду Невы и ее притоки каким-нибудь мусором.
Но особенно остро встали проблемы нерационального использования природных богатств, расточительности, беспощадности человека по отношению к своей планете после второй мировой войны. Мир потерял почти 1/5 верхнего плодородного слоя земли, уничтожена 1/5 площади влажных тропических лесов. Содержание углекислого газа увеличилось на 13%.
В начале 90-х годов в атмосферу ежегодно выбрасывалось 6 млрд.тонн углерода. Во многих странах сегодня вынуждены опреснять морскую воду, чтобы обеспечить население питьевой водой. Пресной воды не хватает. А человек продолжает быть расточительным. Кто знает, сколько литров воды потребляет петербуржец в сутки? В России в среднем на одного жителя расходуется около 400 литров питьевой воды в сутки, а в Санкт-Петербурге эта цифра достигает 600 литров!
Перечислим те науки, с которыми теснейшим образом связана экология (физика, химия, геология, география, математика, а также юриспруденция и экономика). Заметим, что у слов «экология» и «экономика» общий корень – «эко». Только в экологии «дом» - это вся биосфера, а в экономике «дом» в более узком, конкретном смысле – личное хозяй1ство, а поэтому такие близкие по происхождению слова стали такими враждебными в жизни: в погоне за прибылью экономика безжалостно использует природу.
Недавно появилась новая наука – экономика природопользования. Специалистов по природопользованию готовят и в нашем городе: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Государственная полярная академия.
А разве журналисты, врачи, артисты, художники, писатели не связаны с экологией? Достаточно вспомнить такой факт: именно русские писатели, наши современники, Валентин Распутин, Василий Белов, Сергей Залыгин и другие, первыми забили тревогу и встали в ряды защитников окружающей среды, когда дело касалось загрязнения уникального, естественного водохранилища – озера Байкал. И когда дело касалось поворота северных рек. Их гневное и решительное слово прозвучало как набат.
Как видите, какую бы вы в дальнейшем ни выбрали профессию, каким бы делом ни стали заниматься, вам уже никуда не уйти от экологии, от знаний об окружающей среде и ее защите.
Примером того, как жизнь и ее требования вмешиваются в судьбу человека, может служить и гость нашего сегодняшнего классного часа (представление гостя).
Гость ведет рассказ по следующему плану:
- о всеобщей заинтересованности ученых и специалистов разных стран, постоянно встречающихся и обсуждающих возникающие проблемы на конференциях и симпозиумах;
- о личной заинтересованности каждого человека в том, чтобы как можно больше знать об экологии, о негативных факторах, влияющих на состояние здоровья, чтобы максимально уменьшить вредное влияние. Для этого не хватает именно знаний. Если каждый задумается о том, что окружающие его электроприборы, так облегчающие быт человека, являются проводниками сильнейших магнитных полей, накапливающихся и провоцирующих головные боли, раздражительность, усталость, апатию, то экология станет желанной гостьей в каждом доме;
- о том, что экологические знания, понимание того, что проблемы экологии касаются каждого, забота о состоянии окружающей среды, деятельное участие каждого человека в ее охране, бережное обращение со всеми природными ресурсами, используемыми в быту, на работе, во время отдыха, - вот что значит проявить себя хранителями Земли;
- опыт такого заинтересованного отношения ко всем проблемам, не абстрактным, а близким, районным можно осуществить группе учащихся. Эта группа может составить экологическую карту микрорайона и провести по ней экскурсию. Отметить наиболее благоприятные и наиболее неблагоприятные зоны. Исследования позволили выявить влияние загрязняющих воздух веществ на здоровье человека: раздражение, вызываемое дымом и неприятными запахами; воспаление глаз и верхних дыхательных путей; расстройство дыхания; увеличение предрасположенности к простудным и инфекционным заболеваниям; ослабление сопротивляемости организма при сердечно-сосудистых заболеваниях; раздражение центральной нервной системы.
Ведущий:
Цель нашего сегодняшнего классного часа можно считать достигнутой: ведь главное было понять, что все в этом мире, таком, как оказывается, хрупком, зависит от нас самих, от людей, живущих на этой планете – планете Земля.
Космонавты, побывавшие на орбите, удивлялись, каким маленьким, беззащитным в бездонной Галактике выглядит этот крохотный шарик, нежно именуемый Землей. Так бы и взять его в руки, приласкать, покачать, защитить от множества напастей, прикрыть от несчастий. И любовно и бережно сохранить, пронеся через века и тысячелетия, вслед за Маленьким Принцем взяв на себя заботу обо всех, кого приручил.
А, проснувшись рано утром, умывшись, приведя себя в порядок, сразу же приведи в порядок и свою планету. Тогда она ответит тебе взаимной любовью, светом, теплом, радостью, подарит ни с чем несравнимое счастье бытия в согласии с собственным сердцем и совестью.
Профориентационная игра
"Человек - профессия"
для учащихся 11 кл.
Игра рассчитана на учащихся, с которыми все школьные годы проводились занятия по профориентации. В этом случае они довольно хорошо представляют себе мир профессий и их характерные черты.
Цель игры — на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6—8 до 15—20. Время одного проигрывания — от 7—10 до 15 минут.
Процедура предполагает следующие основные этапы:
I. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30—40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”
2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
3. Приглашаете отгадывающего. Он садится в круг и начинает всем, но очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает немного и начинает называть тех, кто, по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков мало (6—8 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
V. Работа с родителями учащихся
Родители могут позаботиться о том, чтобы ребенок был достаточно взрослым к моменту выбора. Ощущал свою независимость в делах, мыслях, поступках. И действовал исходя из внутренних убеждений и критериев, а не опираясь на внешние. Чтобы имел сформированные идеалы, знал, к чему будет стремиться. Был способен принимать решения самостоятельно. Спокойно и позитивно относился к своему будущему. Для этого нужно быть всего лишь достаточно хорошими родителями, слушать и слышать своего ребенка, любить его.
Во-вторых, мамы и папы могут создать условия для того, чтобы ребенок узнал свои способности и ограничения. Смог попробовать различные занятия, понял, что ему нравится делать, что у него хорошо получается, а что нет. Часто приходится слышать от родителей, что им надоело, когда ребенок постоянно бросает кружки, дополнительные занятия. Они хотят, чтобы он с малых лет выбрал себе путь и планомерно двигался к определенной цели. Но это ошибка. Слишком велик соблазн идти по пути наименьшего сопротивления, заниматься преимущественно тем, что хорошо получается. В результате может получиться так, что имея отличные успехи в математике, ребенок может оказаться слаб физически или совершенно не сведущ в литературе. Еще хуже, если он окажется не приспособлен к социальным контактам со сверстниками, и у него возникнут проблемы в общении.
Поэтому здорово, если ребенок во многом себя пробует – и спорт, и музыка, и живопись. Ходит в туристический походы и в литературный или биологический кружок. И не стоит огорчаться, если сын или дочь начинает чем-то заниматься, а через год бросает и переключается на другое. Ведь в этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий.
Единственным условием должно быть прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым соревнованиям, если музыка или танцы, то от разучивания танца или музыкального произведения к концерту. Это важно, потому что человек должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины. Ребенку необходимо пройти хотя бы один полный цикл обучения определенному делу, чтобы отличить отсутствие желание заниматься именно этой работой, от отсутствия желания вообще прикладывать какие-либо усилия.
Роль семьи в выборе профессии
Необходимость грамотного участия родителей в формировании профплана подростка переоценить трудно.
В 15-17 – летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. Поэтому наиболее эффективной следует признать профконсультацию, в которой принимают участие родители.
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:
- Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
- Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
- Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.
К профконсультанту приходят родители с любой из названных позиций. Но фактически те родители, которые не приходят, тоже получают консультацию: ребенку дают информацию для аргументированного разговора с родителями.
Очевидно, что ошибки могут совершать только те родители, которые занимают 1 или 2 позиции, то есть так или иначе принимают участие в формировании профплана ребенка.
Мы отметим наиболее типичные ошибки:
- Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Эта ошибка достаточно легко поддается коррекции в процессе интерпретации результатов тестирования.
- Родители не учитывают, что выбор профессии – процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается – ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Консультант должен объяснить родителям значение эмоционального рассказа о своей работе, о других известных им профессиях. Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.
- Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом – передадим тебе семейный бизнес» и т.п.). Задача консультанта – объяснить родителям, что если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
- Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. В этой ситуации консультант объясняет, что целесообразно сначала выбрать профессию, а потом – учебное заведение.
- Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»). Родителям следует разъяснять, что ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, что никакая профессия не является панацеей от безработицы, и ребенок рискует оказаться и невостребованным, и с ненужной ему профессией.
Самые адекватные советы родителей оказываются не воспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком. В данном контексте мы рассматриваем только конфликтные ситуации, которые вызваны неправильным поведением родителей.
- Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый – ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, - у ребенка могут возникнуть проблемы. Родители жалуются консультанту на вдруг возникшее плохое поведение, грубость, лживость, непослушание. Консультант объясняет родителям причины этой защитно-протестной реакции и необходимость выстраивания новых отношений, основанных на взаимоуважении и взаимодоверии.
- Иногда родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы. Это порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей может возникнуть психологическая защита по типу отрицания – они просто перестают слышать то, что им говорят. Именно такие дети ставят прочерк в анкете, отвечая на вопрос «Что советуют родители?». На уточняющий вопрос консультанта ребенок или подтверждает, что родители ничего не советуют, или говорят, что их ребенок – суверенная личность, что он в состоянии воспринять только те советы, которые соответствуют его самоощущению.
- Некоторые родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени. В данном случае уместна беседа, подкрепленная результатами тестирования. Родителям надо объяснить реальные возможности ребенка, объяснить, что именно их неадекватное поведение привело к таким последствиям, обсудить возможные варианты исправления этой ситуации.
- У некоторых родителей звучит мотив, который выглядит как забота о ребенке, но фактически является отражением их тревожности, нетерпимости, а иногда и эгоизма («мы не можем ждать, пока он повзрослеет, мы должны поставить его на ноги, пока в силах»). Такие родители фактически перекладывают на ребенка свои проблемы, а эта дополнительная нагрузка может вызвать у ребенка стресс и, безусловно, не будет способствовать улучшению ситуации. Родители должны понять, что сложные проблемы не имеют быстрых и простых решений и настроиться на длительную работу.
Взаимосвязь школы и семьи в профориентации.
- Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы (1-11 кл.);
- Индивидуальные и групповые консультации для учащихся и их родителей (8-11 кл.);
- Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников по вопросу выбора профессий учащимися. (8-11 кл.);
- Родительские собрания:
«Хочу, могу, надо. Изучение склонностей и способностей ребенка» (7-8 кл.);
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования” (7-8 кл.);
«Профессиональное самоопределение – зачем?» (8-9 кл.);
«Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка» (9-11 кл.);
«Современный мир профессий: (9-11 кл.)
- Рынок труда в С-Петербурге
- Как правильно выбирать профессию
- Секреты успеха
«Перспективные профессии и ориентации учащихся» (9 кл.);
«Актуальные проблемы профессионального выбора обучающихся» с участием представителей различных учебных заведений города (9-11 кл.).
- Конкурс семейных сочинений «Профессии нашей семьи» (4-5 кл.);
- Встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий (8-10 кл.);
- Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия, в учебные заведения (8-10 кл.);
- Информировать родителей о наличии центров помощи в профессиональном самоопределении подростков.
Сценарий родительского собрания
«Перспективные профессии и ориентации учащихся»
Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.
Задачи:
- Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
- Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
- Показать, какие профессии являются перспективными в современном российском обществе.
Предварительная подготовка
А) Методика «Мои ценности»
Оптимально, если у каждого подростка будет листок, на котором напечатаны инструкция и список ценностей. Если такой возможности нет, прочитайте и разъясните инструкцию, список ценностей напишите на доске. Впрочем, инструкцию надо разъяснять в любом случае.
У каждого учащегося также должен быть чистый листок для ответов.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо. Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым иметь, например, хорошее здоровье и друзей, кому-то — уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны. Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение. Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем). Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее. В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце — наименее важное. |
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ Хорошее образование |
Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.
Ценности | Номер | Сумма |
Хорошее образование | 1, 5, 4 ... |
|
Хорошая работа и карьера | 4, 2, 12 ... |
|
Счастливая семья | 7, 1, 1 ... |
|
... |
|
|
Графу «Ценности» составляет список, с которым работали дети.
В графу «Номер ценности в ответах детей» вносятся те номера (места), на которые поставили эти ценности подростки в своих ответах. Если, например, в этой методике принимали участие 20 учащихся, то напротив каждой ценности должно стоять 20 разных номеров.
Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса (группы).
Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (в ответах подростков эта ценность занимала первые места). На второе место — ту, которая имеет следующее наименьшее значение. И так далее. На последнем месте, естественно, будет ценность с наибольшей суммой номеров. Это значит, что ребята ставили ее в своих выборах на последние места.
Б) Методика «Престижные профессии»
Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
1. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это — ...
2. В будущем я, наверное, получу профессию... потому что...
В) Подготовить (тиражировать) для родителей следующие списки:
• список профилей, которые будут в школе в 10–11-м классах;
• список учреждений начального профессионального образования (колледжей), которые находятся в нашем городе: кратко указать специализацию этих колледжей и условия приема;
• список близлежащих школ с указанием их профилей обучения.
Ход собрания
I. Вводное слово классного руководителя
Сегодняшнее собрание посвящено проблеме, наши дети-подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Давайте сегодня поговорим об этом.
II. Анализ результатов методики «Мои ценности»
Реальные жизненные ценности — основа воспитания, без их тщательного изучения невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать ему толчок к духовному саморазвитию.
Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. (Классный руководитель анализирует результаты проведенной им методики. Ниже для примера обсуждения приводятся результаты, полученные нами. В каждом конкретном случае они могут немного отличаться.)
Ответы учащихся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье: большинство опрошенных поставили эту ценность на первое место. Второе место уверенно занимает счастливая семья. Далее идут хорошее образование, дружба, хорошая работа, карьера, счастье близких людей.
При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтает о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей. То есть их выбор связан с рациональными путями самоопределения. Главное же для них — это достижение успеха собственными силами, с помощью интеллекта и настойчивости.
В большинстве исследований подтверждается ценность семьи, счастливой семейной жизни. В последние годы неизмеримо выросла ценность здоровья. Она является значимой для подростков, так как хорошее здоровье может стать средством достижения высокого материального благосостояния, является основой для профессиональной карьеры. Нельзя также забывать, что подростки высоко ценят счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу. Мы видим также, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди подростков, однако эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности нашего общества.
III. Информация для родителей:
«Качества профессионала и современная социальная ситуация»
В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, а самое главное — повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации молодежи (Поляков В.А., Чистякова С.Н., Митина Л.М., Пряжников Н.С., , Климов Е.А. и др.), подчеркивают необходимость подготовки высококвалифицированных работников, способных быстро адаптироваться к новым условиям труда.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность.
Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
— Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5–15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
— смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
IV. Анализ результатов методики «Престижные профессии»
Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рассказывает родителям, какие профессии учащиеся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают (пусть пока и предварительно) их дети и по каким причинам.
V. Информация для родителей:
«Перспективные профессии и современная социальная ситуация»
(данный материал составлен на основе современных социологических исследований)
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это — не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями.
Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим:
1) финансово-экономическая деятельность;
2) юридическая, правоведческая;
3) культура, наука, образование, здравоохранение;
4) архитектура, дизайн, художественное творчество;
5) торговля, коммерция;
6) государственное управление;
7) инженерно-техническая деятельность;
8) промышленное производство.
Как видно, профессиональные приоритеты молодежи связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.
Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, в последнее время резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.
Экономист, юрист — знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.
Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональными выборами учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.
Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ на основании идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широкодоступной в большинстве городов страны.
VI. Заключительное слово классного руководителя
В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Родителям желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.
Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают ему в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.
Исключительно важно формировать у учащихся: во-первых, гражданские и нравственные ценности, во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу жизненного и профессионального самоопределения.
Особое внимание следует обратить на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и к переквалификации, а самое главное — повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Классный руководитель обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.
VI. Список литературы
- Берг В. Карьера – суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.
- Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999.
- Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. – М.: ВАКО, 2008.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Митиной Л.М. – М.: Флинта, 1998.
- Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем. – М.: Абитуриент, 2002.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996
- Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Владос,1998
Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: степень Вашего влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребёнка колоссальна! Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т.д. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить учебное заведение и др.), и в этом Ваша помощь может быть незаменима. 3. Соберите вместе с ребёнком всю интересующую вас информацию об учебных заведениях. Для этого Вы можете сами, но лучше вместе с ребёнком посетить учебное заведение и побеседовать с представителями администрации, затем обсудить впечатления с ребёнком и вместе с ним принять решение. Что полезно узнать о профессиональных учебных заведениях: ● Какие профессиональные направ- ления существуют в данном учебном заведении? ● Какие экзамены надо сдавать, ка- кие оценки в общем желательно при этом получить? ● Информацию о подготовительных курсах, их стоимости и начале занятий. ● Насколько курсы повышают шанс поступления? ● Если Ваш ребенок поступает в колледж или техникум: С какими вузами данное учебное заведение имеет договор, на какие курсы и на каких условиях поступают туда выпускники? ● Как трудоустраиваются выпускники данного учебного заведения, если Вашего ребенка не интересует высшее образование? ● Есть ли платные формы обучения, | Наиболее частые ошибки профессионального выбора: ● Ограничение исключительно престижностью профессии. ● Ориентация исключительно на высокую заработную плату. ● Ориентация исключительно на комфортные условия труда. ● Снижение до минимума трудностей обучения. ● Следование только указаниям родителей. ● Учеба за компанию, вместе с друзьями. Ваша помощь ребенку в профессиональном самоопределении может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях (смотри схему):
Хочется предостеречь от советов в форме категоричных рекомендаций и указаний собственному ребёнку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребёнка. Необходимо помнить: рассматривать необходимо не только основной вариант, но должны быть и запасные варианты выбора. какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование? ● Какие дополнительные услуги предоставляет учебное заведение: курсы иностранных языков, спортивные клубы и т.п.? ● Есть ли связь с учебными заведениями других государств и как это отражается на учебном процессе и выдаваемом дипломе? ● Какие документы, справки и фотографии нужно подготовить для поступления? ● В каком состоянии материальная база учебного заведения? ● Когда происходит сдача экзаменов, в сколько потоков, т.е. будет ли у Вашего ребёнка возможность сдать экзамены ещё куда-то, если в этом учебном заведении он недоберёт баллы? Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребёнком и вместе с ним принять решение. Обращаем Ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все.
Откладывать эту работу нельзя! Самые лучшие и надежные подготовительные курсы начинаются в октябре! | Помощь родителей 2. Приобретите в книжном магазине справочники: «Колледжи, техникумы, училища Санкт-Петербурга», «Вузы Санкт-Петербурга» и изучите их внимательно вместе со своим ребёнком. Памятка РОДИТЕЛЯМ СТАРШЕКЛАССНИКА! «Если они не знают, в какую гавань держать путь, то ни один ветер не будет для них попутным» |
- групповые и индивидуальные консультации для педагогов-психологов, социальных педагогов и ответственных за профориентацию в школе;
- индивидуальные консультации для родителей учащихся 7 – 11 классов;
- групповые и индивидуальные консультации для учащихся 7 – 11 классов;
- выявление информационных потребностей и осуществление услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации о новых достижениях в педагогике и профориентации.
- презентации профессий для учащихся 5 – 11 классов;
- мастер-классы для учащихся 5 – 7 классов;
- проведение игры по станциям «Радуга профессий» для учащихся 5 – 7 классов;
- профессиональные пробы
для учащихся 8 – 9 классов; - обучение пользователей (учащихся, педагогов, родителей) методике нахождения и получения информации из различных носителей.
- районные фестивали по профориентации «В мире профессий» для учащихся 8 – 11 классов совместно с ГБОУ НПО, СПО, ВПО;
- родительские собрания совместно с ГБОУ НПО, СПО, ВПО по вопросам профориентации;
- экскурсии в Музей истории профессионального образования и на предприятия города;
- экскурсии в различные учебные заведения системы начального, среднего и высшего профессионального образования;
- «Дня карьеры», «Ярмарки профессий» для учащихся 9 – 11 классов, педагогов совместно с ГУ Центр занятости населения Центрального района;
- Тестирование, диагностические исследования учащихся на базе медиатеки совместно с психологом.
Сперанская
Наталья Валентиновна
Методист
Каб. № 19
Вт. с 14.00 до 17.00
Суше
Любовь Васильевна
Методист
Каб. № 21
Пн. с 14.00 до 17.00
Чистякова Людмила Александровна
Методист
Каб. № 19
Чт. с 14.00 до 17.00
Наш адрес:
191119, город Санкт-Петербург
улица К. Заслонова, дом 23,
комната 21 (4-й этаж)
.
(филиал ГБОУ ДОД ДДТ
Центрального района
Санкт-Петербурга
«Фонтанка – 32»).
Телефоны: (812) 764-98-88 ,
(812) 575 – 84- 06,
(812) 764 – 76 - 72
Методист:
Сперанская Наталья Валентиновна
Методист:
Суше Любовь Васильевна
Методист:
Чистякова Людмила Александровна
ГБОУ ДОД ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка – 32»
Санкт-Петербург
2012-2013 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское пособие для классных руководителей "Методики и диагностики"
Авторское пособие для классных руководителей содержит более двадцати методик и диагностик, анкет, позволяющих определить мотивы учебной деятельности учащихся, изучить социализированность личности учащ...
Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя
Доклад на тему:Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя...
Экологическое воспитание сельских школьников (из опыта работы классного руководителя)
В статье представлен опыт по указанной в заголовке теме....
Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"
Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено дл...
Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...
Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...
"Белая ворона, чёрная овца" разработка классного часа методическое пособие для классных руководителей
Профессия медработника в современном обществе связана с серьезными физическими и моральными нагрузками и сопровождается определенным психо-эмоциональным риском. Больные люди - самая уязвимая категория...