Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность» для 10- 11 классов образовательных организаций
рабочая программа по экономике (11 класс)
Учебный курс «Финансовая грамотность.» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования.
Цели обучения:
· приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий;
· формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:
· раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
· познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег;
· освоить механизм управления личными финансами;
· изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной экономике;
· познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;
· рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых технологий в процессе финансового планирования;
· определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в динамично меняющимся мире;
· исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне среднего общего образования. Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10—11 классы) по 1 часу в неделю в течение каждого года:
10 класс-34 часа
11 класс-34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Отдел образования администрации Шатковского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шатковская средняя школа»
|
| УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1892953)
Учебного предмета
«Финансовая грамотность»
(для 10- 11 классов образовательных организаций)
Р.п. Шатки, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Финансовая грамотность.» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования.
Цели обучения:
∙ приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий;
∙ формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:
∙ раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
∙ познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег;
∙ освоить механизм управления личными финансами;
∙ изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной экономике;
∙ познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;
∙ рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых технологий в процессе финансового планирования;
∙ определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в динамично меняющимся мире;
∙ исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне среднего общего образования. Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10—11 классы) по 1 часу в неделю в течение каждого года:
10 класс-34 часа
11 класс-34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты
Банковская система. Порядок начисления простых и сложных процентов. Порядок возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Вид кредита – процентная ставка по кредиту. Ключевая характеристика выбора депозита и кредита.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Налоги: почему их надо платить.
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 4. Личное финансовое планирование.
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
11 класс
Тема 5. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 6. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бухучет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 7. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 8. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Финансовая грамотность» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края, становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России.
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением об основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач в области финансов, осознанием важности финансового образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию экономических субъектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть экономические закономерности в обществе;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием экономической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком экономики и финансовой культуры как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять знания в области финансов в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
- выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- проводить самостоятельно несложные доказательства фактов для принятия решения в сфере финансовой грамотности, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
- принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
понимание сути управления личными финансами, целей сбережений, возможностей и ограничений использования заёмных средств;
понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки;
усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств.
отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;
находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку Центральным банком.
использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций;
•анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось бы воспользоваться
понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных вариантов размещения личных сбережений;
понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в драгоценные металлы;
понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты;
осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования
понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями.
идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа.
отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или займа;
анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением кредита.
понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на финансовых рынках;
понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов инвестирования;
понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования.
оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;
выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности;
соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.
формулировать личные финансовые цели,
понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами
составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки безопасности»
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их функционирования,
понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;
понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.
Оценка знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка решения тестовых заданий
«5» - правильно выполнено 100 - 90 % заданий;
«4» - правильно выполнено 89 – 66 % заданий;
«3» - правильно выполнено 60 – 51% заданий;
«2» - правильно выполнено 50 и менее % заданий.
Оценка решения практических задач
Объектом оценки является письменная работа с представленным ходом решения задачи.
Критерии оценки:
- Формулирование целей и условий, в которых решается задача.
- Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи.
- Оценка альтернатив.
- Обоснование итогового выбора.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Всего | ||||
1 | Банковская система: услуги и продукты | 18 | ||
2 | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 5 | Портал МОИФИНАНСЫ.РФ Персональный навигатор по финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) | |
3 | Налоги: почему их надо платить | 4 | ||
4 | Личное финансовое планирование | 5 | ||
5 | Повторение, обобщение, систематизация знаний | 2 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
11 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Всего | ||||
1 | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 8 | ||
2 | Собственный бизнес: как создать и не потерять | 11 | ||
3 | Риски в мире денег: как защититься от разорения | 6 | ||
4 | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 8 | ||
5 | Повторение и обобщение | 1 | Портал МОИФИНАНСЫ.РФ Персональный навигатор по финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Дата проведения | |
Всего | Контрольные работы | |||||
1 | Понятие банковской системы | 1 | ||||
2 | Как сберечь деньги с помощью депозитов. Коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
3 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | 1 | ||||
4 | Кредитная история, проценты | 1 | ||||
5 | Ипотека, кредитная карта | 1 | ||||
6 | Автокредитование, потребительское кредитование | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
7 | Понятие видов депозитов. Основные параметры депозита | 1 | ||||
8 | Ключевая характеристика выбора депозита и кредита | 1 | ||||
9 | Порядок начисления простых и сложных процентов | 1 | ||||
10 | Практическая работа «Порядок начисления простых и сложных процентов» | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
11 | Порядок возмещения вкладов | 1 | ||||
12 | Операции с драгоценными металлами. | 1 | Инвестиции в золото и другие драгоценные металлы (fincult.info) | |||
13 | Операции с банковскими картами | 1 | ||||
14 | Виды кредитов, характеристики кредита | 1 | ||||
15 | Параметры выбора необходимого вида кредита | 1 | Анимированный видеоматериал «Кредитные советы» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) | |||
16 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
17 | Особенности функционирования банка как финансового посредника | 1 | ||||
18 | Особенности функционирования банка как финансового посредника | 1 | ||||
19 | Что такое ценные бумаги и какими они бывают | 1 | Курс видеолекций «Фондовый рынок» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) | |||
20 | Граждане на рынке ценных бумаг | 1 | ||||
21 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды | 1 | ||||
22 | Валюта, валютный курс, рынок FOREX | 1 | ||||
23 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
24 | Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами России | 1 | ||||
25 | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
26 | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | 1 | ||||
27 | Ответственность за неуплату налогов | 1 | ||||
28 | Личные финансы | 1 | Курс видеолекций «Управление личными финансами» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) | |||
29 | Использование – анализа для выбора карьеры | 1 | ||||
30 | Личные финансовые цели | 1 | ||||
31 | Составление личного финансового плана | 1 | Личный финансовый план: для чего нужен и как составить (fincult.info) | |||
32 | Личный бюджет. | 1 | ||||
33 | Обобщение и повторение | 1 | ||||
34 | Обобщение и повторение | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
|
11 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Дата проведения | |
Всего | Контрольные работы | |||||
1 | Что такое пенсия и кому она положена | 1 | ||||
2 | Государственная пенсионная система. Накопительная и страховая пенсия. | 1 | ||||
3 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 | ||||
4 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
5 | Как выбрать программу пенсионного накопления | 1 | ||||
6 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | 1 | ||||
7 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | 1 | ||||
8 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
9 | Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать | 1 | Как разработать бизнес-стратегию развития компании (fincult.info) | |||
10 | Пишем бизнес-план | 1 | ||||
11 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | ||||
12 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | ||||
13 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | ||||
14 | Как создать стартап | 1 | ||||
15 | Как создать стартап | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
16 | Кто поможет в создании стартапа | 1 | ||||
17 | Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. | 1 | ||||
18 | Маркетинг. | 1 | ||||
19 | Менеджмент | 1 | ||||
20 | Риски в мире денег | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
21 | Основные признаки и виды финансовых пирамид. | 1 | ||||
22 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 1 | Пять способов потерять деньги, продавая вещи в интернете (fincult.info) | |||
23 | Махинации с банковскими картами. | 1 | ||||
24 | Махинации с кредитами | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
25 | Махинации с инвестициями | 1 | ||||
26 | Страховой рынок России | 1 | ||||
27 | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | 1 | ||||
28 | Личное страхование, страхование ответственности | 1 | Зачем нужна страховка: защищаем жизнь, здоровье, дом и дачу (fincult.info) | |||
29 | Страховой случай, страховая выплата | 1 | ||||
30 | Алгоритм действий при наступлении страховых случаев | 1 | Задания по формированию функциональной грамотности | |||
31 | Особенности выбора страховой компании | 1 | ||||
32 | Обязательное и добровольное страхование | 1 | ||||
33 | Выбор страховых продуктов | 1 | ||||
34 | Обобщение и повторение | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека портала МОИ ФИНАНСЫ.РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Рабочая программа курса "основы финансовой грамотности" в 6 классе.
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" в 6 классе в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по предмету "Финансовая грамотность"
Элективный курс по предмету "Финансовая грамотность" 10 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Учебного курса «Математика» (для 5-6 классов образовательных организаций)
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-6 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых т...
Рабочая программа по предмету "Финансовая грамотность" 7 класс
Рабочая программа по предмету "финансовая грамотность" для 7 класса....
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета "Экономика" для 7-9 классов образовательных организаций
Рабочая программа по экономике для 7-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образ...
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...