Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность» для 10- 11 классов образовательных организаций
рабочая программа по экономике (11 класс)

Евсюкова Елена Владимировна

Учебный курс «Финансовая грамотность.» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования.

Цели обучения:

 · приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий;

· формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:

· раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;

· познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег;

· освоить механизм управления личными финансами;

· изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной экономике;

· познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;

· рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых технологий в процессе финансового планирования;

· определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в динамично меняющимся мире;

· исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.

По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне среднего общего образования.  Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10—11 классы) по 1 часу в неделю в течение каждого года:

10 класс-34 часа

11 класс-34 часа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Отдел образования администрации Шатковского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шатковская средняя школа»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ  от 30.08.2022 г. № 192

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1892953)

Учебного предмета

«Финансовая грамотность»

(для 10- 11 классов образовательных организаций)

Р.п. Шатки, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Финансовая грамотность.» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования.

Цели обучения:

  приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий;

 формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:

 раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;

 познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег;

 освоить механизм управления личными финансами;

 изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной экономике;

 познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;

 рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых технологий в процессе финансового планирования;

 определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в динамично меняющимся мире;

 исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.

По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне среднего общего образования.  Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10—11 классы) по 1 часу в неделю в течение каждого года:

10 класс-34 часа

11 класс-34 часа

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 класс

Тема 1. Банковская система: услуги и продукты

Банковская система. Порядок начисления простых и сложных процентов. Порядок возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Вид кредита – процентная ставка по кредиту. Ключевая характеристика выбора   депозита и кредита.

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Тема 3. Налоги: почему их надо платить.

Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Тема 4. Личное финансовое планирование.

Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.

11 класс

Тема 5. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»

Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.

Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.

Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.

Тема 6. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»

Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бухучет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.

Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.

Тема 7. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»

Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.

Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.

Тема 8. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»

Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Финансовая грамотность» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края, становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России.

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением об основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач в области финансов, осознанием важности финансового образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию экономических субъектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть экономические закономерности в обществе;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием экономической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком экономики и финансовой культуры как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять знания в области финансов в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;

- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
  • выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • проводить самостоятельно несложные доказательства фактов для принятия решения в сфере финансовой грамотности, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

понимание сути управления личными финансами, целей сбережений, возможностей и ограничений использования заёмных средств;

понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки;

усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств.

отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;

находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку Центральным банком.

использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций;

•анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось бы воспользоваться

понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных вариантов размещения личных сбережений;

понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в драгоценные металлы;

понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты;

осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования

понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями.

идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа.

отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или займа;

анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением кредита.

понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на финансовых рынках;

понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов инвестирования;

понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования.

оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;

выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности;

соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.

формулировать личные финансовые цели,

понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;

расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами

составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки безопасности»

К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их функционирования,

понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;

понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами. 

Оценка знаний и умений учащихся по устному опросу

 Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка решения тестовых заданий

«5» - правильно выполнено 100 - 90 % заданий;

«4» - правильно выполнено 89 – 66 % заданий;

«3» - правильно выполнено 60 – 51% заданий;

«2» - правильно выполнено 50 и менее % заданий.

Оценка решения практических задач

Объектом оценки является письменная работа с представленным ходом решения задачи.

Критерии оценки:

  1. Формулирование целей и условий, в которых решается задача.
  2. Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи.
  3. Оценка альтернатив.
  4. Обоснование итогового выбора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

1

Банковская система: услуги и продукты

18

2

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5

Портал МОИФИНАНСЫ.РФ

Персональный навигатор по финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

3

Налоги: почему их надо платить

4

4

Личное финансовое планирование

5

5

Повторение, обобщение, систематизация знаний

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

11 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

1

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

8

Анимированные презентации по финансовой грамотности для уроков в 5-7 классах - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

2

Собственный бизнес: как создать и не потерять

11

3

Риски в мире денег: как защититься от разорения

6

4

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

8

5

Повторение и обобщение

1

Портал МОИФИНАНСЫ.РФ

Персональный навигатор по финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Дата проведения

Всего

Контрольные работы

1

Понятие банковской системы

 1

https://fincult.info/ 

2

Как сберечь деньги с помощью депозитов. Коммерческий банк,

депозит, система страхования вкладов

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных

металлах

 1

4

Кредитная история, проценты

 1

5

Ипотека, кредитная карта

 1

Как купить квартиру в ипотеку (fincult.info)

6

Автокредитование, потребительское кредитование

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

7

Понятие видов депозитов. Основные параметры депозита

 1

8

Ключевая характеристика выбора депозита и кредита

 1

9

Порядок начисления простых и сложных процентов

 1

10

Практическая работа «Порядок начисления простых и сложных

процентов»

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

11

Порядок возмещения вкладов

 1

12

Операции с драгоценными металлами.

 1

Инвестиции в золото и другие драгоценные металлы (fincult.info)

13

Операции с банковскими картами

 1

14

Виды кредитов, характеристики кредита

 1

15

Параметры выбора необходимого вида кредита

 1

Анимированный видеоматериал «Кредитные советы» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

16

Кредит: зачем он нужен и где его получить

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

17

Особенности функционирования банка как финансового посредника

 1

18

Особенности функционирования банка как финансового посредника

 1

19

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

 1

Курс видеолекций «Фондовый рынок» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

20

Граждане на рынке ценных бумаг

 1

21

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

 1

22

Валюта, валютный курс, рынок FOREX

 1

Курс валют: что такое плавающий курс (fincult.info)

23

Финансовые риски и стратегии инвестирования  

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

24

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами России

 1

25

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

26

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

 1

Налоговый вычет (fincult.info)

27

Ответственность за неуплату налогов

 1

28

Личные финансы

 1

Курс видеолекций «Управление личными финансами» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

29

Использование – анализа для выбора карьеры

 1

30

Личные финансовые цели

 1

31

Составление личного финансового плана

 1

Личный финансовый план: для чего нужен и как составить (fincult.info)

32

Личный бюджет.

 1

33

Обобщение и повторение

 1

34

Обобщение и повторение

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 

11 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Дата проведения

Всего

Контрольные работы

1

Что такое пенсия и кому она положена

 1

2

Государственная пенсионная система. Накопительная и страховая пенсия.

 1

Как устроена пенсионная система (fincult.info)

3

От чего зависит размер пенсии и как его увеличить

 1

4

От чего зависит размер пенсии и как его увеличить

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

5

Как выбрать программу пенсионного накопления

 1

6

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

 1

7

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

 1

Что такое негосударственные пенсионные фонды(НПФ). Как накопить на дополнительную пенсию (fincult.info)

8

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

9

Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать

 1

Как разработать бизнес-стратегию развития компании (fincult.info)

10

Пишем бизнес-план

 1

11

Расходы и доходы в собственном бизнесе

 1

12

Налогообложение малого и среднего бизнеса

 1

13

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

 1

14

Как создать стартап

 1

15

Как создать стартап

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

16

Кто поможет в создании стартапа

 1

17

Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса.

 1

18

Маркетинг.

 1

19

Менеджмент

 1

20

Риски в мире денег

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

21

Основные признаки и виды финансовых пирамид.

 1

Финансовая пирамида: как ее распознать (fincult.info)

22

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

 1

Пять способов потерять деньги, продавая вещи в интернете (fincult.info)

23

Махинации с банковскими картами.

 1

24

Махинации с кредитами

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

25

Махинации с инвестициями

 1

26

Страховой рынок России

 1

27

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

 1

28

Личное страхование, страхование ответственности

 1

Зачем нужна страховка: защищаем жизнь, здоровье, дом и дачу (fincult.info)

29

Страховой случай, страховая выплата

 1

30

Алгоритм действий при наступлении страховых случаев

 1

Задания по формированию функциональной грамотности

31

Особенности выбора страховой компании

 1

32

Обязательное и добровольное страхование

 1

33

Выбор страховых продуктов

 1

34

Обобщение и повторение

 1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). ​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека портала МОИ ФИНАНСЫ.РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа курса "основы финансовой грамотности" в 6 классе.

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" в 6 классе в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по предмету "Финансовая грамотность"

Элективный курс по предмету "Финансовая грамотность" 10 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Учебного курса «Математика» (для 5-6 классов образовательных организаций)

Рабочая программа по математике для обучающихся 5-6 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых т...

Рабочая программа по предмету "Финансовая грамотность" 7 класс

Рабочая программа по  предмету  "финансовая  грамотность" для 7  класса....

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета "Экономика" для 7-9 классов образовательных организаций

Рабочая программа по экономике для 7-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образ...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 класса Матвеева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) на 2023-2024 учебный

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 9 А класса Матвеева Ильи, обучающегося по индивидуальной программе на дому, является приложением к образовательной программе о...