Рабочая программа основного общего образования учебного предмета "Экономика" для 7-9 классов образовательных организаций
рабочая программа по экономике (9 класс)
Рабочая программа по экономике для 7-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Экономика», а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.).
Предмет экономика на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся тех компетенций, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно: пониманию экономической информации, способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости. Экономика играет важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающихся, так и в формировании их гражданской позиции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры; для повседневной жизни и практической деятельности. экономика входит в число общественных наук изучающих отношения между людьми, а также научные методы и пути познания.
Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Экономика» содействует вхождению обучающихся в мир общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_22-23_ekonomika_7-9_kl_nomer_2.docx | 110.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Отдел образования администрации Шатковского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шатковская средняя школа»
|
| УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 1892953)
Учебного предмета
«Экономика»
(для 7-9 классов образовательных организаций)
Р.п. Шатки, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экономике для 7-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Экономика», а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.).
Предмет экономика на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся тех компетенций, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно: пониманию экономической информации, способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости. Экономика играет важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающихся, так и в формировании их гражданской позиции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры; для повседневной жизни и практической деятельности. экономика входит в число общественных наук изучающих отношения между людьми, а также научные методы и пути познания.
Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Экономика» содействует вхождению обучающихся в мир общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Экономика»
Цели реализации программы:
- формирование системы экономических знаний, а также предметных и метапредметных умений, необходимых для успешной экономической деятельности в условиях инновационной рыночной экономики.
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи реализации программы учебного предмета:
- Формирование научных знаний основ экономической теории;
- Понимание возрастающей роли экономических знаний в современном мире;
- Освоение на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей: член семьи, учащийся школы, потребитель;
- Овладение способами получения адаптированной экономической информации из различных источников, включая расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, а также анализ экономической ситуации в своем регионе (области, районе, поселке), в том числе включенной в содержание курса;
- Освоение основных экономических терминов и понятий на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в экономической информации;
- Практическое освоение способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- Овладение научным подходом к решению экономических задач;
- Овладение основами учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности: умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить подтверждение гипотезы на основе научных данных и жизненного опыта, оценивать полученные результаты.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).
В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает не только освоение модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний, но и проектных модулей. Проектные модули - проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях. Цель проектных модулей - освоить систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности, к окончанию курса сформировать проектную компетентность выпускников основной школы. Проектная компетентность ученика может быть сформирована на уровне умения, осуществляемого при помощи учителя, навыка (умения доведенного до автоматизма) и опыта применения приобретенных навыков при осуществлении проектной деятельности. Проектный модуль в 5-7 классе предполагает решение учениками в совместно-распределенной форме деятельности определенной системы заданий, распределенной согласно этапам проектной деятельности; в 8 классе выполнение индивидуальных проектов. В 9 классе проектная деятельность не выделена в отдельный проектный модуль, так как предполагается выполнение учащимися индивидуальных проектов в течение всего учебного года.
В ходе решения системы проектных задач у школьников формируются способности рефлексии (видеть проблему; анализировать сделанное; видеть трудности, ошибки); целеполагания; планирования; моделирования; проявления инициативы при поиске способа (способов) решения задач; коммуникативные способности (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Для реализации проектного модуля необходимо определить проблему, цели и ожидаемые результаты; необходимо распределить часы, отведенные на изучение данного раздела /темы таким образом, чтобы школьники освоили полный цикл проектной деятельности, включающий следующие этапы:
1. Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, проектных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с содержанием модуля и самим процессом познания;
2. Проблематизация - определение проблемы проекта и причин, приводящих к появлению проблемы;
3. Целеполагание - определение цели и задач проекта (цели освоения содержания модуля и последовательности шагов ее достижения (для учителя данная последовательность есть план изучения блока предметного содержания));
4. Концептуализация – создание образа объекта проектирования (прогностического модельного представления проектного продукта);
5.Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (создание проектного продукта);
6. Презентация полученного проектного продукта - демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;
7.Оценка качества проектного продукта и рефлексия проектных действий его создателей[1].
Тематику уроков в проектном модуле может определять сам учитель, ориентируясь на этапы проектной деятельности.
Особенности образовательного процесса в проектном модуле:
1. Учебная деятельность учащихся при реализации проектного модуля соответствует логике проектной деятельности и включает следующие действия:
- оценка имеющихся предметных знаний и способов деятельности, ценностей и смыслов;
- определение личностно-значимой учебной проблемы в данной теме;
- определение учебно-познавательной задачи модуля в целом (урока в отдельности) на основании выделенной учебной проблемы;
- перевод учебно-познавательной задачи в учебно-практическую - создание представления об ожидаемом учебном (проектном) продукте как результате решения учебной проблемы;
- решение конкретно-практической задачи и создание учебного (проектного) продукта;
- презентация полученного учебного продукта – демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;
- оценка качества полученного продукта и рефлексия освоенного действия.
2. Содержание обучения представляется как в информационных, так и в деятельностных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленными предметной, метапредметной и личностной целями. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
3. Меняется роль учителя в образовательном процессе - он выступает в роли тьютора, консультанта, эксперта.
4. Учащиеся работают максимум времени самостоятельно, учатся самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность каждому осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
5. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной и/или устной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Для определения проблем в содержании курса, в рамках, решения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:
- целесообразность использования проектной деятельности для решения этой проблемы;
- возможность использования данного содержания для формирования основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта; наличие временного ресурса для реализации проекта и т.п.;
- наличие связей данной проблемной темы с другими предметными областями, общее в предметном содержании смежных дисциплин.
Содержание учебного предмета.
7 класс
- Вводный урок (урок повторения).
- Модуль 1. Спрос и предложения:
- Спрос и модель спроса. Предложение и модель предложения. Рыночное равновесие.
- Модуль 2. Издержки производства и прибыль:
- Издержки производства. Выручка и прибыль.
- Модуль 3. Производительность труда:
- Производительность труда. Факторы роста производительности труда. Расчет производительности труда. Производительность труда и экономика страны.
- Модуль 4. Безработица:
- Безработица и её виды. Последствия безработицы. Меры социальной защиты безработных.
- Модуль 5. Инфляция:
- Инфляция и покупательная способность денег. Изменение цен на услуги ЖКХ. Измерение инфляции. Последствия инфляции.
- Модуль 6. Банки и их роль в экономике:
- Банки. Виды банков. ЦБ РФ. Основные функции ЦБ РФ. Операции коммерческих банков. Вклады. Кредиты. Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему. Расчет простого процента. Урок-практикум по решению экономических задач различной сложности.
- Модуль 7. Проектная деятельность учащихся:
- Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.
8 класс
- Вводный урок (урок повторения)
- Модуль 1. Введение в экономику
- Экономика: наука и хозяйство
- Потребности. Ресурсы.
- Проблема выбора и альтернативная стоимость.
- Главные вопросы экономики. Смешанная экономика.
- Экономика страны и региона на современном этапе.
- Факторы производства и факторные доходы. Производительность факторов производства.
- Стоимость коммунальных услуг. Оценка качества коммунальных услуг.
- Модуль 2. Спрос
- Спрос. Модель спроса
- Факторы спроса
- Модуль 3. Предложение
- Предложение. Модель предложения.
- Факторы предложения.
- Урок повторения.
- Модуль 4. Взаимодействие спроса и предложения
- Рыночное равновесие.
- Изменение рыночной цены.
- Модуль 5. Производитель
- Экономические формы собственности.
- Организационно-правовые формы бизнеса в РФ.
- Производственный цикл.
- Модуль 6. Фирма и конкуренция
- Конкуренция и структура рынка.
- Предприятия ЖКХ и рыночные структуры.
- Издержки производства.
- Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- Модуль 7. Проектная деятельность учащихся
- Актуализация и проблематизация.
- Концептуализация и целеполагание.
- Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов.
- Презентация полученного проектного продукта.
- Оценка и рефлексия проектных действий.
9 класс
- Вводный урок (урок повторения)
- Модуль 1. Деньги и инфляция
- Сущность денег. Эмиссия денег.
- Уравнение обмена.
- Инфляция и дефляция. Причины инфляции.
- Виды инфляции. Измерение инфляции.
- Изменение цен на услуги ЖКХ.
- Модуль 2. Банки и банковская система
- Банковская система государства.
- Центральный банк РФ и его функции.
- Коммерческий банк и его функции.
- Вклады. Проценты по вкладам.
- Кредиты. Проценты по кредитам.
- Прибыль банка.
- Урок практики.
- Модуль 3. Государство в экономике.
- Несостоятельность рынка.
- Роль и функции государства в экономике.
- Потребитель в экономике. Защита прав потребителя в сфере ЖКХ.
- Государственный бюджет.
- Основы налоговой системы государства.
- Виды налогов.
- Элементы налога.
- Модуль 4. Рынок труда. Безработица.
- Спрос и предложение на рынке труда.
- Формирование заработной платы.
- Структура населения понятия безработицы.
- Виды безработицы.
- Уровень безработицы.
- Государственное регулирование рынка труда.
- Модуль 5. Экономический рост
- Экономический рост.
- Экономический цикл.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания экономики в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания.
В результате изучения курса экономики в основной школе:
Выпускник научится давать научное объяснение экономическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни человека и общества; описывать экономические процессы и явления.
Выпускник овладеет системой экономических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение.
Выпускник освоит общие приемы использования экономических знаний в практических ситуациях: учета альтернативной стоимости в ситуации выбора, анализа ценообразования с учетом издержек производства, прибыли и соотношения спроса и предложения на рынке, анализа информации о деятельности банков, правил потребительского поведения, в том числе в условиях инфляции, объяснения роли государства в экономике, налоговой системы и государственного бюджета, влияния ситуации на рынке труда и уровня безработицы на возможность трудоустройства и уровень заработной платы представителей разных профессий.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по экономике, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У ученика будут сформированы:
•образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
• признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
• готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.
Ученик получит возможность для формирования:
• основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• готовности к выбору профильного образования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении экономики:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Требования к предметным результатам (по модулям)
7 класс
Модуль 1 «Спрос и предложение»
Учащиеся научатся:
- Определять понятия «спрос» и «предложение»
- Различать спрос и величину спроса; предложение и величину предложения
- Формулировать законы спроса и предложения
- Различать индивидуальный и рыночный спрос и предложение
- Изображать графически спрос и предложение по заданной шкале
- Объяснять, что взаимодействие спроса и предложения являются основой рыночного механизма
- Определять рыночную цену и рыночный объем продаж
- Определять ситуацию дефицита и избытка товаров на рынке
- Объяснять, чем рынок продавца отличается от рынка покупателя
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать рыночную цену и рыночный объем продаж
- Рассчитывать величину дефицита и избытка товаров на рынке
Модуль 2 «Издержки производства и прибыль»
Учащиеся научатся:
- Определять понятие «фирма»
- Различать организационно-правовые формы предприятий
- Приводить примеры предприятий, занимающимися различными видами деятельности
- Определять цели фирмы
- Определять постоянные и переменные издержки
- Различать постоянные и переменные издержки
- Приводить примеры постоянных и переменных издержек
- Определять средние издержки как себестоимость единицы продукции
- Различать средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки
- Приводить примеры средних постоянных, средних переменных, средних общих издержек
- Различать графические отображения всех типов издержек
- Определять понятие общей и средней выручки от продажи продукции
- Рассчитывать себестоимость единицы продукции
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать постоянные, переменные, общие издержки
- Рассчитывать средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки
- Рассчитывать общую и среднюю выручку от продажи продукции
- Строить графические отображения всех типов издержек по таблицам
Модуль 3 «Производительность труда»
Учащиеся научатся:
- Определять производительность труда
- Называть факторы, влияющие на производительность труда
- Объяснять, какие факторы влияют на рост производительности труда
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда
- Объяснять последствия роста производительности труда для предприятия и его работников.
Модуль 4 «Безработица»
Учащиеся научатся:
- Определять категорию безработных
- Характеризовать безработицу
- Перечислять виды безработицы
- Характеризовать различные виды безработицы
- Приводить примеры различных видов безработицы
- Перечислять меры социальной защиты безработных
Учащиеся получат возможность научиться:
- Использовать статистический материал для выяснения ситуации с безработицей в регионе
- Объяснять ситуацию с безработицей в регионе
- Разработать шаги по поиску работы в случае безработицы
Модуль 5 «Инфляция»
Учащиеся научатся:
- Определять понятия «инфляция» «покупательная способность денег»
- Воспринимать информацию о росте цен
- Воспринимать информацию о росте цен на услуги ЖКХ
- Объяснять смысл индекса цен
- Перечислять группы людей, выигрывающих и проигрывающих в результате инфляции
Учащиеся получат возможность научиться:
- Использовать информацию о росте цен для принятия решения о покупках
- Объяснять структуру индекса потребительных цен
- Рассчитывать индексы потребительских цен и планировать свои расходы
- Объяснять, почему в результате инфляции одни группы выигрывают, другие проигрывают
Модуль 6 «Банки и их роль в экономике»
Учащиеся научатся:
- Определять сущность банка
- Перечислять основные функции Центрального Банка
- Перечислять виды коммерческих банков
- Приводить примеры видов коммерческих банков
- Перечислять основные функции коммерческого банка
- Перечислять основные операции коммерческого банка
- Перечислять основные виды вкладов
- Перечислять основные виды кредитов
- Объяснять, каким образом можно вести расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать сумму процентов на вкладе через 1 год по схеме расчета простого процента
- Обоснованно выбрать вид вклада для различных целей
- Обоснованно выбрать вид кредита для различных целей
- Оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему
Требования к предметным результатам (по модулям)
8 класс
Модуль 1 «Введение в экономику»
Учащиеся научатся:
- Различать микро- и макро - экономические процессы и явления
- Классифицировать потребности и объяснять их относительную безграничность
- Классифицировать ресурсы, факторы производства и объяснять их ограниченность
- Объяснять особенности и взаимосвязь факторов производства, факторных доходов
- Объяснять сущность ограниченности ресурсов, и альтернативной стоимости, рационального выбора
- Объяснять на примере возможность рационального использования электроэнергии, воды, тепла в жилище
- Объяснять принципы расчета стоимости услуг ЖКХ и жилья
- Объяснять соответствие качества коммунальных услуг, потребляемых семьей, принятым нормам
- Характеризовать различные типы экономических систем с точки зрения решения основных вопросов экономики
- Объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять характер взаимосвязей макро- и микроэкономики, экономики как науки и хозяйства, региональной и отраслевой экономики
- Принимать решения на основе анализа альтернативной стоимости
- Рассчитывать производительность факторов производства
- Оценить экономический потенциал региона
- Выделять особенности российской экономики
Модуль 2 «Спрос»
Учащиеся научатся:
- Объяснять закон спроса на конкретных примерах
- Объяснять различие между индивидуальным и рыночным спросом
- Различать влияние ценовых и неценовых факторов на изменения в спросе
- Применять способы моделирования спроса: шкала, график, формула, для решения задач
- Определять понятие общей выручки продавца как расходов покупателя на приобретение товара
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении спроса
- Рассчитывать общую выручку продавца как расходы покупателя на приобретение товара
- Строить графики индивидуального и рыночного спроса и выражать их аналитическими формулами
Модуль 3 «Предложение»
Учащиеся научатся:
- Объяснять закон предложения на конкретных примерах
- Объяснять различие между индивидуальным и рыночным предложением
- Различать влияние ценовых и неценовых факторов на изменения в предложении
- Применять способы моделирования предложения: шкала, график, формула, для решения задач
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении предложения
- Строить графики индивидуального и рыночного предложения и выражать их аналитическими формулами
Модуль 4 «Взаимодействие спроса и предложения»
Учащиеся научатся:
- Определять рыночное равновесие и условия его существования
- Строить графическую и аналитическую модель рыночного равновесия, определять параметры рыночного равновесия
- Графически отображать последствия отклонения от рыночного равновесия
- Графически отображать последствия изменения параметров рыночного равновесия при изменении спроса или предложения под влиянием неценовых факторов
Учащиеся получат возможность научиться:
- Рассчитывать аналитически изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении спроса и/или предложения
- Рассчитывать величину дефицита /избытка товаров при государственном регулировании рыночного ценообразования
Модуль 5 «Производитель»
Учащиеся научатся:
- Определять собственность как экономическую категорию
- Называть организационно-правовые формы предприятий
- Характеризовать организационно-правовые формы предприятий
- Различать достоинства и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий
- Объяснять фазы производственного цикла
- Давать определение понятию «амортизация»
- Различать основной и оборотный капитал
Учащиеся получат возможность научиться:
- Осуществлять осознанный выбор организационно- правовой формы предприятия
- Рассчитывать основной, оборотный капитал и амортизацию
Модуль 6 «Фирма и конкуренция»
Учащиеся научатся:
- Различать рыночные структуры по характерным признакам
- Приводить примеры рынков различных рыночных структур
- Объяснять, как влияет степень развития конкуренции на деятельность предприятия.
- Объяснять принадлежность предприятий ЖКХ к одной из рыночных структур
- Различать виды производственных затрат
- Графически изображать все виды производственных издержек
- Рассчитывать величины всех видов издержек
- Рассчитывать себестоимость единицы товара
- Различать экономические, явные и неявные издержки
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять взаимосвязи между всеми видами производственных издержек
- Рассчитывать бухгалтерскую и экономическую прибыль
- Рассчитывать величину прибыли
- Объяснять процесс ценообразования на предприятии
9 класс
Модуль 1 «Деньги и инфляция»
Учащиеся научатся:
- Определять сущность денег
- Определять понятие «эмиссии» денег
- Определять понятия «инфляция», «дефляция».
- Различать виды инфляции по темпам инфляции
- Рассчитывать количество денег для государства
- Называть причины инфляции
- Перечислять последствия инфляции
- Объяснять изменение стоимости услуг ЖКХ
- Определять ценовые индексы
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять причины инфляции
- Объяснять последствия инфляции
- Объяснять влияние инфляции на покупательную способность денег
- Рассчитывать индекс покупательной способности денег и темпы инфляции
- Рассчитывать стоимость услуг ЖКХ
Модуль 2 «Банки и банковская система»
Учащиеся научатся:
- Давать определение банковской системе
- Воспроизводить структуру банковской системы
- Перечислять функции Центрального банка
- Оценить роль ЦБ в банковской системе
- Перечислять функции коммерческого банка
- Различать функции Центрального и коммерческого банка
- Различать и приводить примеры активных и пассивных операций
- Уметь сравнивать разные способы использования врем свободных денежных средств
- Оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему
- Уметь объяснять механизм получения банковской прибыли
- Рассчитывать сумму вклада в течение года по схеме расчета простого процента
- Рассчитывать сумму процентов по кредиту до года
- Уметь приводить аргументы «за» и «против» кредита
- Уметь перечислять критерии выбора надёжного банка
Учащиеся получат возможность научиться:
- Обоснованно выбирать банк и вид вклада, пользуясь критериями надежности, ликвидности, процента
- Обоснованно выбирать банк и вид кредита, пользуясь критериями надежности, ликвидности, процента
- Уметь оценить последствия отзыва лицензий у КБ
- Аргументировать необходимость наличия хорошей кредитной истории для потенциального заёмщика
- Уметь спланировать поведение вкладчика банка, лишённого лицензии
Модуль 3 «Государство в экономике»
Учащиеся научатся:
- Называть цели и функции государства в экономике
- Приводить примеры экономических свобод граждан и предприятий
- Знать свои права потребителя в сфере ЖКХ
- Характеризовать случаи несостоятельности рынка
- Объяснять цели и функции государства в экономике
- Объяснять сущность бюджета
- Называть виды бюджета
- Различать уровни бюджета
- Рассчитывать основные налоги при известных величине дохода и ставки налога
- Объяснять роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина
Учащиеся получат возможность научиться:
- Пользоваться статистической информацией для анализа состояния бюджета РФ
- Умение пользоваться информацией Налогового Кодекса РФ для определения ставок различных налогов
Модуль 4 «Рынок труда. Безработица»
Учащиеся научатся:
- Объяснять экономическую природу рынка труда
- Называть субъектов спроса и предложения на рынке труда
- Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда
- Моделировать спрос и предложение на рынке труда
- Объяснять процесс формирования заработной платы
- Знать основные положения Трудового кодекса РФ
- Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу
- Перечислять виды безработицы
- Характеризовать виды безработицы
- Рассчитывать уровень безработицы
Учащиеся получат возможность научиться:
- Различать причины безработицы
- Характеризовать индивидуальные и общественные последствия безработицы
- Определять и характеризовать инструменты борьбы с безработицей в РФ
Модуль 5 «Экономический рост»
Учащиеся научатся:
- Формулировать определение экономического роста
- Перечислять факторы экономического роста
- Формулировать определение экономического цикла
- Перечислять фазы экономического цикла
- Перечислять внешние и внутренние факторы, влияющие на цикличность экономического развития
Учащиеся получат возможность научиться:
- Объяснять четыре фазы экономического цикла
- Определять на основе конкретных данных конъюнктурную стадию развития России.
- Рассчитывать экономический рост на основе статистических данных
- Анализировать влияние различных факторов на экономический рост
Требования к результатам освоения 2 концентра программы учебного предмета «Экономика» (8 – 9 классы)
Требования к личностным результатам
У выпускника будут сформированы:
•образ социально-экономического устройства России;
• ориентация в правовом пространстве экономических отношений;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по экономике
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Учебно-тематическое планирование курса «Экономика» 7-9 классы
№ уроков | Модули и темы уроков | Кол.часов | Используемые ЦОР |
7 класс | |||
Вводный урок (урок повторения) | 1 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
Модуль 1. Спрос и предложение | 3 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
1.1 | Спрос и модель спроса | 1 | РЭШ: |
1.2 | Предложение и модель предложения | 1 | РЭШ: |
1.3 | Рыночное равновесие | 1 | |
Модуль 2. Издержки производства и прибыль | 4 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
2.1 – 2.2 | Издержки производства | 2 | |
2.3 – 2.4 | Выручка и прибыль | 2 | |
Модуль 3. Производительность труда | 4 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
3.1 | Производительность труда | 1 | |
3.2 | Факторы роста производительности труда | 1 | |
3.3 | Расчет производительности труда | 1 | |
3.4 | Производительность труда и экономика страны | 1 | |
Модуль 4. Безработица | 4 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
4.1 | Безработица и ее виды | 1 | |
4.2 | Последствия безработицы | 1 | |
4.3 | Меры социальной защиты безработных | 1 | |
4.4 | Урок повторения | 1 | |
Модуль 5. Инфляция | 4 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
5.1 | Инфляция и покупательная способность денег | 1 | |
5.2 | Изменение уен на услуги ЖКХ | 1 | |
5.3 | Измерение инфляции | 1 | |
5.4 | Последствия инфляции | 1 | |
Модуль 6. Банки и их роль в экономике | 7 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
6.1 | Банки. Виды банков. ЦБ РФ | 1 | ФИНКУЛЬТ: https://fincult.info/teaching/audio/tsikl-audiolektsiy-finansovaya-kultura/ |
6.2 | Основные функции банков | 1 | |
6.3 | Операции коммерческих банков | 1 | |
6.4 | Вклады. Кредиты | 1 | |
6.5 | Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему | 1 | |
6.6 | Расчет простого процента | 1 | |
6.7 | Урок - практикум | 1 | |
Модуль 7. Проектная деятельность учащихся | 5 | ||
7.1 | Актуализация и проблематизация | 1 | |
7.2 | Концептуализация и целеполагание | 1 | |
7.3 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | 1 | |
7.4 | Презентация полученного проектного продукта | 1 | |
7.5 | Оценка и рефлексия проектных действий. | 1 | |
Резерв | 3 | ||
ИТОГО | 35 | ||
8 класс | |||
Вводный урок (урок повторения) | 1 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
Модуль 1. Введение в экономику | 9 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
1.1 | Экономика: наука и хозяйство | 1 | |
1.2 | Потребности. Ресурсы | 1 | |
1.3 | Проблема выбора и альтернативная стоимость | 1 | |
1.4 | Главные вопросы экономики. Смешанная экономика | 1 | |
1.5 | Экономика страны и региона на современном этапе | 1 | |
1.6 | Факторы производства и факторные доходы. Производительность факторов производства | 1 | |
1.7 | Стоимость коммунальных услуг | 2 | |
1.8 | Оценка качества коммунальных услуг, потребляемых семьей | 1 | |
Модуль 2. Спрос | 3 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
2.1 | Спрос. Модель спроса | 1 | |
2.2 – 2.3 | Факторы спроса | 2 | |
Модуль 3. Предложение | 3 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
3.1 | Предложение. Модель предложения | 1 | |
3.2 | Факторы предложения | 1 | |
3.3 | Урок повторения | 1 | |
Модуль 4. Взаимодействие спроса и предложения | 3 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
4.1 | Рыночное равновесие | 1 | |
4.2 – 4.3 | Изменение рыночной цены | 2 | |
Модуль 5 Производитель | 5 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
5.1 | Экономические формы собственности | 1 | |
5.2 – 5.3 | Организационно-правовые формы бизнеса в РФ | 2 | ФИНКУЛЬТ: |
5.4 | Производственный цикл | 1 | |
Модуль 6. Фирма и конкуренция | 6 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
6.1 | Конкуренция и структура рынка | 1 | |
6.2 | Предприятия ЖКХ и рыночные структуры | 1 | |
6.3 – 6.4 | Издержки производства | 2 | |
6.5 – 6.6 | Экономическая и бухгалтерская прибыль | 2 | |
Модуль 7. Проектная деятельность учащихся | 4 | ||
7.1-7.2 | Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание | 1 | |
7.3 | Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов | 1 | |
7.4 | Презентация полученного проектного продукта | 1 | |
7.5 | Оценка и рефлексия проектных действий. | 1 | |
Резерв | 1 | ||
ИТОГО | 35 | ||
9 класс | |||
Вводный урок (урок повторения) | 1 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
Модуль 1. Деньги и инфляция | 3 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
1.1 | Сущность денег. Эмиссия денег Уравнение обмена | 1 | |
1.2 | Инфляция и дефляция. Причины инфляции Виды инфляции. Измерение инфляции | 1 | |
1.3 | Влияние инфляции на покупательную способность денег Изменение цен на услуги ЖКХ | 1 | |
Модуль 2. Банки и банковская система | 4 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
2.1 | Банковская система государства Центральный Банк РФ и его функции | 1 | |
2.2 | Коммерческий банк и его функции Вклады, проценты по вкладам | 1 | |
2.3 | Кредиты, проценты по кредитам | 1 | |
2.4 | Прибыль банка Урок практики | 1 | |
Модуль 3. Государство в экономике | 5 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
3.1 | Несостоятельность рынка Роль и функции государства в экономике | 1 | |
3.2 | Потребитель в экономике. Защита прав потребителя в сфере ЖКХ | 1 | |
3.3 | Государственный бюджет | 1 | |
3.4 | Основы налоговой системы государства Виды налогов | 1 | |
3.5 | Элементы налога | 1 | |
Модуль 4. Рынок труда. Безработица | 3 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
4.1 | Спрос и предложение на рынке труда Формирование заработной платы | 1 | |
4.2 | Структура населения. Понятие безработицы Виды безработицы | 1 | |
4.3 | Уровень безработицы Государственное регулирование рынка труда | 1 | |
Модуль 5. Экономический рост | 2 | ГБОУ ДПО НИРО: | |
5.1 | Экономический рост | 1 | |
5.2 | Экономический цикл | 1 | |
Урок повторения | 1 | ||
ИТОГО | 17 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Рабочая тетрадь. 7 класс». Гребенева Г.И., Сибирякова Л.В., Симонов И.А., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2017.
«Учебное пособие. Экономика 7 класс». Гребенева Г.И., Сибирякова Л.В., Симонов И.А., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2017;
Для учителя: «Методическое пособие. Экономика 5-7 классы». Сибирякова Л.В., Гребенева Г.И., Гордеева Е.Н., Ермошина Т.Н., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018.
«Рабочая тетрадь. 8 класс». Сибирякова Л.В., Порошина С.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2017.
«Учебное пособие. Экономика 8 класс». Сибирякова Л.В., Порошина С.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2017;
«Рабочая тетрадь. Экономика 9 класс». Сибирякова Л.В., Порошина С.В., Морцева Е.С., Гришаева И.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018;
«Учебное пособие. Экономика 9 класс». Сибирякова Л.В., Порошина С.В., Морцева Е.С., Гришаева И.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018;
Для учителя: «Методическое пособие. Экономика 8-9 классы». Сибирякова Л.В., Морцева Е.С., Гришаева И.В., Терентьева Ж.А., Порошина С.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2019.
2.По решению ОО возможно введение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Экономика. 5-7 классы: методическое пособие для учителя/ авт. кол. Сибирякова Л.В Гордеева Е.Н., Ермошина Т.Н., Гребенева Г.И.- Н.Новгород: НИРО, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: /Электронный документ/. Режим доступа: http://window.edu.ru/
2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: /Электронный документ/. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
3. Сайт «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) /Электронный документ/. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/.
4. Сайт «Сеть творческих учителей»: /Электронный документ/. Режим доступа: http://it-n.ru/
5. Сайт Министерства образования и науки РФ: Электронный документ/. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/pro/fgos/
6. Сайт «Российская электронная школа» Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/38/
7. Сайт фестиваля «Открытый урок». Режим доступа: http://lib.1september.ru/2003/16/1
[1] Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: Рабочая программа и учебное занятие: Методическое пособие/О.В.Плетенева, В.Я.Бармина, В.В.Целикова, М.В.Шуклина. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.-172 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8-9 КЛАССЫ
Примерная программа по химии для 8-9 классов базоваго уровня образования.Программа рассчитага на 102 часа в 8 классе и 68 часов в 9-ом классе. Программа соотве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования, учебный курс «Немецкий язык», 5-9 классы
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе:Федерального государственного стандарта общего образования;примерной программы основного общего образования по географии «Геогра...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКА (для 5–8 классов образовательных организаций)
Примерная рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, предс...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...
Примерная рабочая программа. Основного общего образования. "Технология" ( для 5-9 классов образовательных организаций)
Примерная рабочая программа. Основного общего образования. "Технология" ( для 5-9 классов образовательных организаций)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования учебного предмета «Математика» для обучающихся 5-6 классов
Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведени...