Методическая разработка урока по экономике "Конкуренция. Типы рыночных структур"
методическая разработка по экономике (10 класс)
Методическая разработка урока по экономике 10 класс "Конкуренция. Типы рыночных структур".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 79.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
«Конкуренция. Типы рыночных структур»
Цель: Показать роль конкуренции в развитии национальной экономики и различие между типами рыночных структур. Подвести учащихся к выводу о том, что эффективность национальной экономики тем выше, чем сильнее в ней развита конкуренция.
Задачи:
Образовательные:
- показать роль и значение конкуренции в развитии национальной экономики и различие между типами рыночных структур;
- уметь определять типы рыночных структур по критериям: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации
Развивающие:
- формировать умения работать с раздаточным материалом, рисунками, схемами;
- формировать познавательный интерес в области финансовой грамотности;
- формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитывать гражданскую позицию и ответственность.
Форма урока: комбинированный урок
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор;
- Учебник
Использование ИКТ: Презентация Power Point.по теме
Этапы урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление материала
- Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия
- Домашнее задание
Учебно- методическое обеспечения
- Хасбулатов Экономика 10-11 класс: учебник: базовый и углубленный уровни – 4-е издание –М. Просвещение, 2022.
- тематическая презентация к уроку
План:
1. Понятие рыночной конкуренции.
2. Условия возникновения конкуренции.
3. Функции конкуренции в рыночной экономике.
4. Виды несовершенной конкуренции.
5. Совершенная конкуренция и ее признаки.
Ход занятия
«Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже»
Поговорка
- Организационный момент
- приветствие;
- проверка посещаемости.
- Актуализация знаний
Что означает, на ваш взгляд, слово «конкуренция», «конкурентный рынок»?Ответы: состязание, соревнование, соперничество, борьба
Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг (или между потребителями за товар в условиях дефицита).
За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Существовало ли это понятие при командной (административной) экономике, имело ли оно большое значение в развитии производства?
Нет, так как не было свободы выбора ни у производителей, ни у потребителей. Это была плановая экономика.
Конкуренция - неотъемлемая черта рыночной экономики. В переводе с латинского означает «сбегаться», «сталкиваться». Конкуренция – это свободное экономическое соперничество между фирмами за деньги покупателя.
- Изучение нового материала
Конкуренция (от лат. сoncurrere – сбегаться, сталкиваться) представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг (прибыль)
В целом конкуренция – двигатель экономического прогресса, база современного рынка.
Факторы конкуренции
- частная собственность на факторы производства (капитал, земля, труд, предприн деятельность, инфформация)
- экономическая свобода
В условиях экономической свободы, когда каждый действует самостоятельно и сам отвечает за результаты своих действий, если ничего не делать в области совершенствования своего производства и своего товара, то разорение (потеря собственности) долго ждать себя не заставит. Конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, которая заставляет субъектов рынка действовать наиболее рационально. В этом смысле конкуренция объективна, значит, закономерна.
Основа рынка – экономическая свобода + право частной собственности.
- Деловая (предпринимательская) среда в конкретном регионе и стране => законодательные нормы, регулирующие деятельность агентов рынка (административно-бюрократические проблемы, сомнительные НПА) + плохо развитая производственная и рыночная инфраструктура (дороги связь, доступ к кредиту, складские помещения)
Характеризует регион как привлекательный или непривлекательный.
Недобросовестная (хищническая) конкуренция- нарушение принятых на рынке правил и норм конкуренции. (Сговор компаний, демпинговые цены (ниже себестоимости)
Ценовая конкуренция – вид конкурентной борьбы, которая ведется по поводу и с помощью цен.
Варианты ценовой борьбы между предприятиями
- уменьшения издержек производства (за счет рационализации и совершенствования производства) и соответственно снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
- Ценовая конкуренция также возможна без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию (доминирующее предприятие в отрасли.
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Учебник стр. 69
У инициатора должны быть крепкие позиции на рынке.
Маневрирование ценами – система скидок, тайное снижение цены. Для равных конкурентов.
Неценовая конкуренция – борьба, которая разворачивается вокруг потребительских свойств товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, качества, ассортимента и условий продажи. Например, повышение технического уровня и новизны товара, послепродажное техническое обслуживание, продажа в кредит, реклама.
Конкуренция стр 69-70 | |
достоинства | Недостатки |
Снижение издержек, эффективное использование ресурсов Быстрое внедрение НТП, Гибкое приспособление к спросу Высокое качество продукции, Препятствие к завышению цен. Свобода выбора потребителей и производителей | Разорение многих субъектов рыночной экономики, не гарантирует право на труд и доход Анархия и кризис производства, Возможно возникновение соц несправедливости, расслоения в обществе Чрезмерная эксплуатация ресурсов, Экологические нарушения. Не способствует развитию фундаментальной науки (примеры космос, медицина) |
Рыночные структуры. Четыре модели рынка
Развитие товарного производства обусловило изменение форм конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Виды рынков конкуренции совершенной и несовершенной. (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
Изучение и анализ таблицы стр 72 учебника
Монопсония
Монопольное положение покупателя на рынке, конкуренция продавцов (армия, с/х)Совершенная конкуренция – это экономическая модель, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.
Отличительные черты совершенно-конкурентного рынка:
- число фирм на рынке очень большое;
- продукция конкурирующих между собой фирм однородна (стандартизирована); больших различий в уровне качества нет;
- контроль над ценами отсутствует, поскольку каждая фирма производит незначительную часть общего объема производства. Цена стихийно формируется рынком, а производителю остается только «согласится» с ценой. Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят; установить цену ниже рыночной невыгодно, так как уменьшится прибыль фирмы;
- условия вступления или выхода из отрасли легкие, нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений;
Черты чистой (совершенной конкуренции) сегодня характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Примером такого рынка является рынок зерна, мировые цены на которое устанавливаются на Чикагской зерновой бирже.
Монополистическая конкуренция, олигополия и абсолютная (чистая) монополия отличаются несовершенством конкуренции.
Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.
Монополистической считается конкуренция, если:
- число производителей и продавцов относительно большое, но оно на несколько порядков меньше количества фирм в условиях чистой конкуренции;
- фирм достаточно много, поэтому доля каждой в общем объеме рынка невелика;
- контроль каждой фирмы над ценой небольшой, он ограничен;
- производится дифференцированная продукция. Дифференциация проявляется:
4.1. по качеству (функциональные параметры, материалы, отдельные детали, дизайн, исполнение, надежность работы и т.д.);
4.2. по условиям продажи (качество и скорость обслуживания, сервис);
4.3. по размещению продукта и степени его доступности покупателям (местоположение магазина или торгового центра, время работы и др.);
4.4. мнимые различия (применение различной упаковки, использование известных торговых знаков, реклама);
5. ценовая и неценовая конкуренция;
6. относительная легкость вступления фирм в отрасль.
Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле и легкой промышленности.
Олигополия (дословно – «несколько продавцов») отличается тем, что:
- на рынке доминирует относительное малое число крупных фирм;
- производимые продукты могут быть стандартизированными (сырье, материалы, машины и оборудование), а дифференцированы (потребительские товары);
- степень контроля над ценой высока ( тайный сговор или скрытое соглашение между олигопольными фирмами о фиксации цен, разделении рынка);
Олигополия типична в производстве важнейших металлов, машиностроении, электротехнике, электронной промышленности.
Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:
- выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара;
- товар является особым и не имеет близких заменителей;
- монополия полностью закрыта для ввода в отрасль новых фирм (блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами);
- неценовая конкуренция не ведется.
Черты чистой монополии можно наблюдать у местных предприятий общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станции и т.д.
Монопсония возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Например, предприятия-производители вооружения продают его единственному отечественному покупателю – государству.
Дуополия наблюдается при условии функционирования на рынке лишь двух монополий.
Двусторонняя монополия имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель.
Фирма-монополист устанавливает монопольные цены (завышенные при продаже и заниженные при покупке товаров) и благодаря этому получает сверхприбыль.
Монополист имеет возможность намеренно сокращать количество своих продаж, создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, и добиваться повышения цены.
Монопсонист, напротив, может уменьшить закупки у своих поставщиков (например, зерна, масла, картофеля у фермеров) и создать для них искусственные трудности сбыта продукции, вынудив тем самым снижать цены.
Достоинства и недостатки монополии
Достоинства
Большие технологические возможности. Имея неограниченные рынки сбыта, монополистические компании могут позволить себе вырабатывать как можно больше товаров. Для улучшения скорости выпуска продукции, они зачастую пользуются достижениями технологического прогресса.
Единые стандарты производства. Из-за отсутствия конкурентов, монополистические фирмы сами устанавливают стандарты качества на тот или иной вид продукции. Поэтому качество всех товаров полностью одинаковое.
Проведение научных исследований и разработок. Благодаря огромному числу покупателей, отсутствию конкуренции, монополистические фирмы имеют достаточно денег для проведения различных исследований. Как следствие этого – появление инновационных технологий, уменьшение физической нагрузки на работников компании.
Недостатки
- Завышенная стоимость товаров. Так как компания сама определяет стоимость товаров, то она вполне может проводить не совсем справедливую ценовую политику: заметно завышая цену, оплачивать не только расходы на материалы, трудовые и энергетические ресурсы, но и увеличивать в разы чистую прибыль.
- Низкое качество товаров. Из-за отсутствия конкурентов, монополистическая фирма, может уделять не так много внимания качеству товаров. Монополии пытаются как можно больше увеличить свои доходы, доводя до максимально возможной отметки стоимость товара. При этом они не всегда учитывают соотношение цены и качества.
- Меньшее количество производимых товаров. Для повышения спроса потребителей на свою продукцию или для оправдания завышенных цен, монополистическое объединение может некоторое время выпускать меньше товаров, таким образом, делая их более уникальными.
- Нежелание развиваться. Из-за того, что выбора у клиентов все ровно нет, монополистическая компания, при желании, может остановиться на том этапе развития, который ее устраивает и приносит достаточную прибыль.
- Нежелание улучшать качество продукции. Очень часто компании — монополии останавливаются на уже достигнутом уровне качества продукции, и тогда потребителям не стоит даже надеяться на улучшения качества товаров.
- Утрудненные условия развития для начинающих фирм. Так как монополистическая компания отнимает большую часть рынка, а вступить в монополистическое объединение из-за множества экономических барьеров очень сложно, то новичкам в сферах, где уже существует монополия, приходиться весьма непросто.
- Ухудшение состояния экономики на государственном уровне. Ни для кого не секрет, что присутствие на рынке продаж множества монополистических фирм оказывает негативное влияние на развитие государственной экономики.
- Работа только в личных интересах. Монополии любыми способами пытаются максимизировать свою прибыль. Порой даже недовольные низким качеством выпускаемой продукции потребители монополистов не волнуют.
- Закрепление материала.
Вставьте пропущенные слова в предложения.
1. Противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли - ______________________
2. Рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену - ______________________
3. Рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей - ______________________
4. Рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества - ______________________
5. Рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей- ______________________
Ответы на пропущенные определения
1. конкуренция
2. совершенная (чистая) конкуренция
3. олигополия
4. монополистическая конкуренция
5. чистая монополия
6. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия
Учитель: итак, вы узнали о типах конкуренции на современном рынке. Какой тип конкуренции преобладает в России в современных условиях? На каком рынке устанавливаются наихудшие условия для продавцов, а на каком – для покупателей?
Учащиеся: высказывают свою точку зрения
Рефлексия урока учениками:
Какова была тема урока?
Какая цель стояла перед тобой на уроке?
На какие знания, полученные тобой по этому предмету, ты опирался на уроке?
На какие знания по другим предметам ты опирался на уроке?
Какие новые знания, идеи, правила ты освоил, на уроке?
Какие мысли, чувства вызвал у тебя этот урок?
Оцените по десятибалльной системе всю работу класса на уроке с трех позиций:
Я (личный вклад собственного труда)
Мы (работа всего класса)
Дела (степень новизны темы).
- Домашнее задание
Параграф 13 читать
Стр 70 задание 8 (творческое задание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"
Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Методическая разработка урока на тему "Сравнение грамматических структур Past simple/Past continuous"
Пример методической разработки урока с фокусом на обучение грамматике (Past simple/Past continuous), учебник Challenges.Педагогические технологии: коммуникативная, личностно-ориентированная, груп...
Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»
Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку проблема соотношения доходов и расходов в услови...
Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"
Урок предназначен для студентов СПО 2 курса, обучающихся профессии "Повар,кондитер" . ...
Методическая разработка уроков по теме "Типы речи"
Методическая разработка уроков по теме "Типы речи"...