Методическая разработка уроков по теме "Типы речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Методическая разработка уроков по теме "Типы речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_urokov_po_teme_tipy_rechi.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Строение текста типа рассуждения – доказательства»

Тип урока: открытие нового знания

Технологии: работа в группах

Цель урока: учащийся научится конструировать тексты типа рассуждения-доказательства

Задачи урока:

1.Закрепить знания по теме «Типы речи»;

2.Познакомить детей с построением текста типа доказательства-рассуждения;

3. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения;

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

освоение знаний по теме: «Доказательства в рассуждении».

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию (регулятивные УУД)

 формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста (познавательные УУД)

 формирование умения слушать и слышать, с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД);

 формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД); формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Формирование навыка работать по образцу,

Усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Умение применять в жизненных ситуациях приобретенные знания построения рассуждения

Оборудование: интерактивная доска, презентация,  учебники, тетради, раздаточный материал

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный момент

2 .Мотивация к учебной деятельности

3.Актуализация знаний учащихся

4 этап : Целеполагание

5. Работа по теме урока. Работа с текстом.

6 .Работа в группах

7.Подведение итогов

8. Рефлексия учебной деятельности

9 . Домашнее задание

- Добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение?

На столах у вас лежат светофорики. С их помощью мы сейчас проверим, как вы готовы повторить предыдущую тему «Текст. Строение текста. Стили и типы речи».

Зеленая– готов отвечать

Красная– не готов

Прием «Блиц-опрос по цепочке»

Кто хотел бы поучаствовать в опросе? Выберете карточку.

Ребята задают вопросы друг другу по цепочке

  1. -Сегодня мы вновь обратимся к типам речи.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие типы речи вы знаете? Докажите свой ответ. ( Работа с раздаточным материалом)

  1.  Текст 1.
  2. Море сегодня спокойное, ласковое, задумчивое. Оно расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. Солнечные лучики, пронизывая соленую воду, достигают дна, кротко затрагивают золотистый песок и яркие сияющие ракушки
  3. Текст 2.
  4. Cобака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:- Как вам не стыдно!- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
  5. Текст 3.

Играть втроем в шахматы - это самое последнее дело. Ведь играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одному, то другому. Из этого не когда нечего хорошего не получиться. Если ты выиграешь, то тебе говорят, что ты выиграл потому, что тебе помогали. А если проиграешь, то над тобой смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подсказали. Нет, лучше всего играть в шахматы вдвоем, когда никто не мешает.

-Ребята, вы обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?

  1. Правильно, доказывать свое суждение.

Вы уже догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока.

- А какая цель нашего урока?

-Чем будете заниматься, чтобы освоить эту тему? (На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).

-В каких жизненных ситуациях необходимо использовать тип рассуждение?

-Как строится текст-рассуждение?

Новые понятия:

Тезис – основное положение, мысль, которую нужно доказать.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – то, что следует из сказанного выше.

Работа с текстом.

( Раздаточный материал)

Большинство ученых, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, легких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.

Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить – здоровью вредить.

Выразительно прочитайте текст.

Работа над содержанием текста:

К какому типу речи относится этот текст? Описание, повествование или рассуждение?

Какова тема рассуждения?

Какая идея текста?

Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать.

Где приводятся аргументы в доказательство этого тезиса?

Где содержится вывод?

Какой вывод содержится в тексте?

Почему курение опасно для здоровья детей?

-Что помог нам понять этот небольшой текст (помог нам понять, как строится рассуждение)

Если вы хотите в чем-то убедить своего собеседника, то ваша речь должна быть построена в форме рассуждения.

- Попробуйте самостоятельно составить схему построения рассуждения.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, следует использовать слова-шпаргалки, или слова-конструкторы.

При формулировании тезиса -я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд…, оказывается…

Для введения доказательств – во-первых, одна из причин, во-вторых, кроме того, вторым доказательством является, к примеру…

В выводе логично использовать слова –

Таким образом, вот почему, итак, следовательно, я пришел к выводу…

-Сейчас вы разделитесь на пять  групп, и каждая группа получит задание. ( Деление на группы с помощью цветных карточек)

Задание «Восстановите текст по схеме - рассуждения», расположив предложения в правильном порядке: сначала тезис, затем аргументы и в конце – вывод. (вспоминаем схему)

Ученики работают с раздаточным материалом.

(Приложение № 1)

- Напишите мини - сочинение на тему: « Какой должна быть школьная перемена и почему?». Подчеркните в тексте тезис, который вы доказываете.

Проверка работ.

Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение.

Из каких частей состоит текст-рассуждение?

Какие слова можно использовать в таком тексте?

Организует рефлексию.

Создайте синквейн к нашему уроку.

Давайте вспомним, что это такое синквейн.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 Мой синквейн

Урок

полезный, содержательный

думали, отвечали, сочиняли

все работали очень хорошо

МОЛОДЦЫ!

Оценка эмоциональной деятельности.

Давайте еще раз воспользуемся светофориками: если урок понравился, показываем зеленую сторону, если нет – красную.

Домашнее задание на выбор:

1. Учебник стр..206 упр № 578

2. Напишите сочинение на любую тему, используя тип речи – рассуждение. Подчеркните в тексте тезис, который доказываете.

Слушают учителя.

Приветствуют учителя.

Ребята задают вопросы:

Что такое текст?

Что такое тема текста?

Перечислите стили речи.

С какими типами речи вы уже знакомы?

Каковы особенности повествования?

Каковы особенности описания?

В каких типах речи используется прием фотографирования?

Отвечают на вопросы, выполняют задание, доказывают свой ответ.

Вопросы, прием фотографирования.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, согласовывают тему урока, называют цель урока.

Записывают материал в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Строят схему рассуждения.

ТЕЗИС

(Основная мысль)

Аргументы, примеры ( доказательства)

Вывод

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Дети отвечают на вопросы.

Личностные:

самоопределение,

Регулятивные:

саморегуляция.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

применение методов информационного поиска,

анализ.

Регулятивные: саморегуляция.

Регулятивные:

целеполагание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные:

прогнозирование, контроль, коррекция.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование,

структурирование знаний, классификация,  подведение под понятие.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные:

Участие в творческом, познавательном процессе

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

структурирование знаний, рассуждение,  доказательство.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Развитие навыков работы в группах, отбор информации, ощущение своей ответственности за результат группы. Умение выстраивать устные высказывания. Принятие группового решения – это важный момент. Создаются условия развития личности, корректировка личностных качеств. Метод проверки: дискуссия.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

Регулятивные:

оценка.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Домашнее задание на выбор

( выстраивание учениками дальнейшего маршрута обучения)

Приложение 1.

Текст 1.

В эту пору бывают самые сильные морозы. Крепкий лёд сковал реки. Особенно трудно птицам и животным, которым нечего есть. Снега выпадает много. Вот почему январь называют самым лютым месяцем года. В самые сильные метели легко сбиться с пути. Нередко в такую погоду замерзают люди, как раньше, так и сейчас. Когда же бывают самые трескучие морозы? На Крещение. В самые трескучие морозы в январе даже птицы замерзают в воздухе, деревья трещат. Январь – самый лютый месяц зимы.

Текст 2

Когда я вырасту, я буду матросом. Буду носить на шапке ленту .  Буду ходить на разных кораблях по темно-голубым волнам океана. А когда  установится тихая погода и солнце будет слепить глаза, стану вместе со всеми качаться на волнах. Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия. Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей. А это очень интересно. Я читал много книг о море, и мне нравится, что моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они побеждают бурю, не бояться урагана.

Текст 3.

Склонять, спрягать , соединять отдельные слова в предложения такой человек научился бессознательно, как научился ходить. Этого знания языка ему хватает  для выражения самых простых  мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую пояснений и дополнений  , - вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка. Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка . Он говорит более или менее правильно. Но такого человека легко сбить с толку. Он  может  незаметно для самого себя  испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи . Ведь он не изучал правил русского языка и не знает. что правильно и что неправильно. Грамматику изучать необходимо и полезно.

Текст 4

Вот почему зима – чудесная пора. Во-первых, зимой чудесная природа. Стоят покрытые инеем деревья. Кругом лежит белый снег, который искрится на солнце. На стёклах морозные узоры. Во-вторых, в январе бывают длинные школьные каникулы. Можно много отдыхать, читать, играть с друзьями на улице. В –третьих, в зимнюю пору много забав, которых нет в другое время года. Это и катание на коньках, на лыжах, на санках с горы. Зимой можно лепить снеговика, строить крепость, играть в снежки. Зима – прекрасное время года.

Текст 5

Во –вторых, после корня идет суффикс а. В слове прилагательное в корне пишется гласная а. Значит, в корне слова прилагательное нужно писать гласную а.Во-первых, в корнях –лаг-, -лож- а пишется перед г.   Докажем это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....

Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах

Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...

Методическая разработка урока по развитию речи в 8 классе.

Методическая разработка предназначена к уроку по развитию речи в 8 классе как подготовка к ОГЭ....

Методическая разработка урока "Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования. Рецензия".

Разработка урока отражает методику подготовки и проведения  игры-диспута на заданную тему при изучении публицистического стиля речи....