Рабочая программа по дисциплине « Экономика » 9 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
рабочая программа по экономике (9 класс)

     В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.
   Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста  эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.

   Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekonomike.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 1

(МБОУ Купинская школа-интернат№ 1)

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Сохина Т.П.                                                            

__________

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Нестерова Г. В.

__________

«Утверждено»

Директор МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Кокарева О.В.

__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по дисциплине « Экономика »

9 класс

для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

ПЕДАГОГА

Герций Валентины Ивановны

 (образование высшее, квалификационная категория: высшая)

Недельная нагрузка

1 час

Годовая нагрузка

33 часа

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

  протокол № __1_от «22»_08. 2022 г.

                                                              г. Купино

2022-2023 уч. Год

Пояснительная записка.

Статус документа

              Настоящая программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний обучаемых 9 классов общеобразовательных школ. Базовым учебным пособием для изучения курса лежит учебник  И.В. Липсица, ГУ-ВШЭ. Изучение основ экономических знаний рассчитано на 33 часа- сжатое изучение курса  в течение года при одном занятии в неделю.

Нормативные документы

Преподавание учебного предмета « Экономика» осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  1. Закон «Об образовании»
  2. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  4. Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ – ВШЭ, 2000
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  6. Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» - М.: «Вита - Пресс» 1999 г, М.: «Вита - Пресс» 1997 г.
  7. И В Липсиц «Экономика 1 и 2 часть» М.: «Вита - Пресс», 2003 г-352 стр
  8. . Учебный план МБОУ Купинской школы-интерната на 2022-2023учебный год.

Адресат

Программа  по экономике    адаптирована  и  модифицирована   для   учащихся       9-го   классов    специальной  (коррекционной)  школы- интерната  для  детей – сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, с  ограниченными    возможностями  здоровья  Новосибирской области. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование. При разработке программы учитывались особенности контингента школы-интерната. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры  терминов и понятий.

Структура  документа

        Рабочая  программа к  дисциплине  « Экономика»   включает  пять  разделов:  

пояснительную  записку, основное  содержание  тем  учебного  курса, требования  к  уровню  подготовки  обучающихся, критерии  и нормы  оценки  знаний  обучающихся, тематический  план, список  литературы.  

Общая характеристика  предмета

 Основой  программы являются, с одной стороны, опыт экономического образования в странах Европы, а с другой стороны – практика преподавания экономики  в школах более чем 90 городов  России. Логика и структура изложения позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентирования внимания на практическом значении изучаемых научных понятий, подкрепленными примерами из реальной жизни.

Для того чтобы сделать уроки экономики живыми и интересными, ри разработке  учебно-тематического плана предусмотрено большое количество практических занятий, деловых игр, практикумов.

   Цель программы состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории  возникновения различных институтов рыночной экономики.

   Задачи:

Образовательные:  

-  формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;

- формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;

-    формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

-  овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

-  подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

-  освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

-   развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

-   формирование коммуникативных навыков.

-   воспитание ответственности за экономические решения;

-   потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

-   воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Валеологические:

-   обеспечение комфорта учащихся;

-   сохранение здоровья школьников.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

          Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь.

Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.                                                      В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.                            Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Интеллектуальные особенности:

     В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.
  Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста  эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.

   Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «Устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод.

- инсерт;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- «продвинутая лекция»,

- эссе.

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций,  использование ролевых игр,  совместное решение проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».

Используемые формы и методы:

Цель

Формы и методы

Формирование понятийного аппарата учащихся

Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты.

Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий.

Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.)

Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника)

Развитие умений работать с печатной информацией.

Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или  таблицу, ответы на  поставленные учителем  вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д.

   

Содержание основного общего образования  на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.    Основные содержательные линии:
•    человек и фирма; рынок труда;
•    человек и государство; финансы;

•    экономика домашнего хозяйства; экономика государства.
  Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
  Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
  Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

   Связь со смежными дисциплинами.

                   В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др.                

Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др.

Математика: умение решать задачи.

История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики.

География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.

Формы текущего и итогового контроля.

      В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из Интернет-ресурсов.

Календарно - тематическое планирование по предмету «Экономика»      

 9 класс

Уроки

Темы

Кол-во часов

1

Экономика и экономическая наука

1

2

Что изучает экономика.

1

3

Из историй экономических учений.

 1

4

Спрос и предложение.

1

5

Механизмы саморегуляции рынка.

 1

6

Конкуренция и ее виды.

1

7

Рыночные структуры.

1

8

Фирма.

 1

9

Факторы производства и факторные доходы.

1

10

Издержки производства и прибыль.

1

11

Источники  финансирования бизнеса.

1

12

Что такое менеджмент.

1

13

Маркетинг: цели задачи и функции.

 1

14

Виды ценных бумаг.

1

15-16

Фондовый рынок.

Финансовый рынок.

2

Банковская система

1

18

Инфляция ,ее виды. Способы борьбы с инфляцией, последствия.

1

19-20

Цена рабочей силы.

Виды безработицы.

 2

21

Роль государства в экономике

 1

22

Внешние эффекты и общественные блага.

1

23-24

Налоговая система РФ.

 Виды и функции налогов.

2

25

Структура населения

1

26

Государственный бюджет.

 1

27

Экономическая деятельность и ее измерители.

 1

28

Экономический рост и экономическое развитие

1

29

Экономические циклы.

1

30

Мировая торговля.

1

31

Гос. политика в области международной торговли

1

32

Глобальные экономические проблемы.

 1

33

Экономическая культура.

1

ИТОГО

33

 

Цифровые образовательные ресурсы:

Название

Вид

Раздел, тема

Учебный проект «Справедливые налоги - это миф или реальность»

CDhttp://wiki.iteach.ru/index.php/Участник:Порошина_Светлана

Налоги и налогообложение

Экономика 9-11 практикум

ЦОР мультимедиа http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/947f49ca-d784-1608-1e70-2e4fc6b75b89/118920

Все разделы

Виртуальный практикум по экономике

ЦОРhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/abcd0123-0426-4a90-9ee6-f90b0e8d0f6k/78163/?interface=themcol&class[]=53&class[]=51&subject=22

Спрос и предложение

Рыночная цена

Тематические контрольные работы

ЦОР

http://school collection.edu.ru/catalog/rubr/8bbb6869-56b1-438f-910a5803af16c295/93292/?interface=themcol&class[]=53&class[]=51&subject=22

Рынки факторов производства

Литература

  • Липсиц И.В. Экономика: В2-х кН. Кн. 1 -9кл. Кн. 2-10кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  • Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах.- М.: Вита-Пресс, 1995.
  • Макаров О.Ю. , Раев В.А. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.
  • Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
  • Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
  • Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
  • Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М.: Вита-Пресс, 2003 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 8 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 8 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 9 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка\кулинария" 9 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Математика» 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Математика»5 классдля специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений      Рабочая программа по математике для 5 класса сост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Математика» 8 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных...