Основы финансовой грамотности 5 класс
план-конспект урока по экономике (5 класс)
Основы финансовой грамотности 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fin.gramotnost_5-7kl.doc | 192.5 КБ |
itogovyy_test.docx | 22.45 КБ |
urok_1_pochemy_vazhno_razvivat_finansovuyu_gramotnost.pptx | 1.73 МБ |
urok_2_ot_chego_zavisit_blagosostoyanie_semi.pptx | 460.43 КБ |
urok_3_uchimsya_otsenivat_povedenie_lyudey.pptx | 707 КБ |
urok_4_uchimsya_otsenivat_svoe_povedenie.pptx | 464.5 КБ |
urok_10_iz_chego_skladyvayutsya_dohody_semi.pptx | 2.32 МБ |
urok_18_rashody_semi.pptx | 225.58 КБ |
urok_20_kommunalnye_uslugi.pptx | 2.32 МБ |
itogovyy_test_may_2022.pptx | 87.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________________
«___» августа 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета – Основы финансовой грамотности
Класс – 5А
Уровень образования (класс): основное общее образование
Учитель: Исакова М.В.
Срок реализации программы, 2021-2024 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 102 часа
5 класс – 34 часа в год, в неделю 1 час
6 класс – 34 часа в год, в неделю 1 час
7 класс – 34 часа в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы: Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова «Финансовая грамотность для 5-7 классов» «ВАКО» 2018
Учебник: И. Липсиц, Е.Вигдорчик Финансовая грамотность 5-7 класс, 2018
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 102 часа по 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ.
- Программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВАКО» 2018.
Цели и задачи
- Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.
- Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области.
- Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса «Финансовая грамотность»
5 класс (34 часа)
Введение в курс финансовая грамотность (4 часа)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать свое финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (30 час)
Познавательная беседа «Деньги: что это такое». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Семейный совет по составлению бюджета. Ролевая игра «Семейный бюджет». Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Обобщение результатов изучения модуля «Доходы и расходы семьи».
6 класс (34 часа)
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (29 часов)
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Учебные мини-проекты «Страхование». Обобщение результатов изучения модуля 2. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
Заключение (5 часов)
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитить». Обобщение результатов изучения курса «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитить»
7 класс (34 часа)
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют 15 часов
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов модуля 3. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес 18 часов
Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму». Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Обобщение результатов изучения модуля 4. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют»
Тематическое планирование 5 класс (1ч в неделю)
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Введение в курс финансовая грамотность | Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, организовывать шефство эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; Организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков); Акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке; Помочь обучающимся взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности; Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (видео, тексты, инфографика и др.) | ||
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность? | 1 | |
2 | От чего зависит благосостояние семьи | 1 | |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей. | 1 | |
4 | Учимся оценивать свое финансовое поведение | 1 | |
Доходы и расходы семьи | |||
5 | Деньги: что это такое? | 1 | |
6 | Современные деньги России и других стран. | 1 | |
7 | Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. | 1 | |
8 | Деньги. Учебные мини-проекты | 1 | |
9 | Обобщение по теме «Деньги» | 1 | |
10 | Из чего складываются доходы семьи | 1 | |
11 | Учимся считать семейные доходы | 1 | |
12 | Практикум. Рассчитываем доходы семьи. | 1 | |
13 | Исследуем доходы семьи | 1 | |
14 | Мини-исследование. Рассчитываем доходы семьи | 1 | |
15 | Доходы семьи. Учебные мини-проекты | 1 | |
16 | Обобщение по теме «Доходы семьи» | 1 | |
17 | Как появляются расходы семьи | 1 | |
18 | Учимся считать семейные расходы | 1 | |
19 | Мини-исследование. Учимся считать семейные расходы | 1 | |
20 | Услуги. Коммунальные услуги | 1 | |
21 | Практикум. Считаем коммунальные расходы | 1 | |
22 | Исследуем семейные расходы. | 1 | |
23 | Мини-исследование. Рассчитываем семейные расходы | 1 | |
24 | Расходы семьи. Учебные мини-проекты | 1 | |
25 | Как сформировать семейный бюджет. | 1 | |
26 | Долги. Сбережения. | 1 | |
27 | Семейный совет по составлению бюджета. | 1 | |
28 | Ролевая игра «Семейный бюджет» | 1 | |
29 | Ролевая игра «Семейный бюджет» | 1 | |
30 | Семейный бюджет. Учебные мини-проекты | 1 | |
31 | Обобщение результатов изучения раздела «Доходы и расходы семьи» | 1 | |
32 | Что такое финансовая грамотность? Обобщающее занятие | 1 | |
33-34 | Защита проектов | 2 |
Тематическое планирование 6 класс (1ч в неделю)
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, Инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы; Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций; Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка; Организовывать групповые формы учебной деятельности; Учитывать культурные различия обучающихся, половозрастных и индивиду-альных особенностей; Создавать доверительный психологический климат в классе во время урока; Формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. | ||
1 | Почему возникают риски потери денег | 1 | |
2 | Почему возникают риски потери имущества | 1 | |
3 | Риски потери денег и имущества и как от этого защититься | 1 | |
4 | Обобщение по теме: «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | 1 | |
5 | Что такое страхование. Для чего необходимо страхование | 1 | |
6 | Виды страхования и их цели. | 1 | |
7 | Добровольное страхование | 1 | |
8 | Что и как можно страховать | 1 | |
9 | Практикум. Что и как можно страховать | 1 | |
10 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. | 1 | |
11 | Как работает страховая компания. | 1 | |
12 | Изучаем сайт страховых компаний. | 1 | |
13 | Расчёт страховой стоимости имущества и жизни | 1 | |
14 | Страховой полис. Оформление страхового полиса | 1 | |
15 | Практикум. Страхование имущества | 1 | |
16 | Практикум. Страхование жизни | 1 | |
17 | Практикум. Страхование жизни и имущества моей семьи. | 1 | |
18 | Как определить надежность страховых компаний | 1 | |
19 | Мини-исследование. Надежность страховых компаний | 1 | |
20 | Страховая выплата. | 1 | |
21 | Страховая выплата. Выгода для страхователя | 1 | |
22 | Практикум. Рассчитываем страховую выплату. | 1 | |
23 | Учебные мини-проекты «Страхование». Разработка проектов. | 1 | |
24 | Учебные мини-проекты «Страхование». Защита проектов. | 1 | |
25 | Учебные мини-проекты «Страхование». Защита проектов. | 1 | |
26 | Риски при страховании. | 1 | |
27 | Ролевая игра «Страхование» | 1 | |
28 | Ролевая игра «Страхование» | 1 | |
29 | Обобщение по теме «Страхование» | 1 | |
30 | Обобщение результатов изучения курса «Риски потери денег и имущества как человек может от этого защититься». | 1 | |
31-34 | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества как человек может от этого защититься» | 4 |
Тематическое планирование 7 класс (1ч в неделю)
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют | Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информа-ции – обсуждать, высказывать мнение; Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: ролевые игры, учебные дискуссии, викторины, настольные игры, учебные проекты; Инициировать и поддержи-вать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей; Реализовывать воспитатель-ные возможности в различных видах деятельности обуча-ющихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций; Проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка; Организовывать на уроках проявления активной жизнен-ной позиции обучающихся; Опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, компьютерных игр, мультиков; Воспитывать у обучающихся чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще; Привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества. | ||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | 1 | |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить | 1 | |
3 | Какие бывают налоги. | 1 | |
4 | Учимся считать налоги. | 1 | |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи». | 1 | |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран. | 1 | |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | 1 | |
8 | Как работает налоговая служба | 1 | |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги». | 1 | |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 | |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 | |
12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | 1 | |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 | |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия». | 1 | |
15 | Обобщение результатов модуля «Человек и государство: как они взаимодействуют» | 1 | |
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | |||
16 | Для чего нужны банки. | 1 | |
17 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 | |
18 | Какие бывают вклады. | 1 | |
19 | Практикум. Вклады, расчёт доходности | 1 | |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 | |
21 | Практикум. Кредиты | 1 | |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 | |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | 1 | |
24 | Как работает банк | 1 | |
25 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». | 1 | |
26 | Что мы знаем о бизнесе | 1 | |
27 | Как открыть фирму | 1 | |
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 | |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | 1 | |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 | |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 | |
32 | Обобщение результатов изучения модуля «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | 1 | |
33-34 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | 2 |
Литература:
1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5- 7 классы общеобразоват. Орг. – М:ВАКО, 2018. – 280с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразоват. Орг. – М.: ВАКО, 2018 – 160 с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
3. Финансовая грамотность: учебная программа 5-7 классы общеобразоват.орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.:ВАКО, 2018. -40с. (учимся разумному финансовому поведению)
Предварительный просмотр:
1. Примеры финансово неграмотного поведения людей:
- составление плана покупок товаров в магазине;
- хранение сбережений дома;
- хранение сбережений в банке;
- игра на деньги с телефона в игровые автоматы;
- одалживание денег у знакомых под будущие доходы;
- ведение учёта всех доходов и расходов;
- отсутствие сбережений на чёрный день.
2. Прямой обмен товаров или услуг друг на друга
- товарные деньги
- продажа
- подарок
- бартер
3. Когда появились первые чеканные монеты?
- в 7 веке до н.э.
- в 7 веке
- В 3 веке до н.э.
4. Когда и где появились первые бумажные деньги?
- В Китае в 1812 году
- В России в 1768 году
- В Китае в 812 году
5. Что выступало в роли денег в Китае?
- Шелк
- Жемчуг
- Соль
6. Что выступало в роли денег на Руси?
- Меха
- Ракушки
- Мёд
7. Денежная банконота, введена в обращение 12 октября 2017 года, основное изображение— Русский мост в г. Владивостоке
- 100 руб.;
- 1 000 руб;
- 2 000; руб.
- 500 руб.
8. Денежная банконота, на которой изображено здание Большого театра в Москве.
- 1 000 руб.
- 100 руб.
- 50 руб.
- 200 руб.
9. В честь какого города, выпущена денежная банконота, номиналом 200 руб.
- Москва
- Хабаровск
- Севастополь
- Архангельск
10. Это цена денежной единицы определенной национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты др. страны.
- Банконота;
- Доллар;
- Валютный курс;
- Бартер;
11. Доход, получаемый за написание литературных, музыкальных и иных произведений
- Бонус
- Гонорар
- Рента
- Грант
12. Доход, получаемый с денежного вклада в банке
- Проценты
- Дивиденды
- Находка
- Стипендия
13. Иннокентий желает сдать квартиру за 20 тыс. руб. в месяц.
На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 13%?
- 240 000 руб.
- 208 000 руб.
- 31 200 руб.
- 13 000 руб.
14. Какие из перечисленных доходов относятся к субсидиям / пособиям:
- Проценты по вкладам
- Пенсия
- Сдача помещения в аренду
- Материнский капитал
- Стипендия студента
15. Показания электросчётчика на сегодняшний день 5830 кВт·ч, а последнее показание в прошлом месяце было 5710 кВт·ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце?
- 120,80 руб.
- 350, 30 руб.
- 351,60 руб.
16. Что такое бюджет?
- совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени.
- доходы и расходы семьи
- все доходы, сбережения и накопления
17. Процесс повышения общего уровня цен в стране
- дефицит
- профицит
- инфляция
18. Превышение расходов бюджета над его доходами
- Дефицитный бюджет.
- Сбалансированый бюджет
- Избыточный бюджет
- Инфляция
19. Финансовым результатом этого бюджета является отсутствие долгов и остатков денежных средств
- Дефицитный бюджет.
- Сбалансированый бюджет
- Избыточный бюджет
- Инфляция
20. Семейный бюджет – это:
- заработная плата родителей;
- совокупность доходов и расходов семьи;
- совокупность всех доходов семьи;
- совокупность всех расходов семьи;
- финансовый план семьи
21. Макару дают нам карманные расходы 300 рублей ежедневно с условием, что часть этой суммы он будет тратить на обязательные расходы (покупка еды, оплата проезда), а другую часть будет откладывать, чтобы научиться финансовой дисциплине. Макар поставил перед собой финансовую цель – накопить 17 400 рублей на велосипед, и стал откладывать половину ежедневной суммы. За какое время Макар сможет накопить на велосипед, если будет строго придерживаться финансовой дисциплины?
- 106 дней
- 116 месяцев
- 116 дней
- Никогда не накопит, потому что откладывает слишком мало
22. Были ли для вас полезны уроки финансовой грамотности? Поставь оценку по шкале от 1 до 5.
23. Ты стал более грамотным в финансовых вопросах?
Поставь оценку себе по шкале от 1 до 5.
24. Хотел бы ты дальше обучаться финансовой грамотности?
- Да
- Нет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы узнаете, как: Управлять расходами и доходами Составлять финансовый план Пользоваться финансовыми инструментами и услугами Избегать финансовых ошибок и понимать риски Отстаивать свои права в мире финансов
finansia возник в XIII-XV вв. и переводится с латинского как наличные средства, доход. Финансы — это деньги
Что отличает финансово грамотного человека? Ведёт учет доходов и расходов Знает свои права Владеет актуальной информацией о финансах Умеет выбирать финансовые услуги Тратит меньше, чем зарабатывает Имеет сбережения
Как выглядит личный финансовый план ? Доходы Расходы Баланс Деньги на карманные расходы Подарки Желания Накопления Сентябрь 2 000 0 1 000 1 000 Октябрь 2 000 0 1 000 2 000 Ноябрь 2 000 0 1 000 3 000 Декабрь 2 000 0 1 000 4 000 Январь 2 000 2 000 2 000 6 000 Февраль 2 000 0 1 000 7 000 Март 2 000 5 000 1 000 13 000 Апрель 2 000 0 1 000 14 000 Май 2 000 0 1 000 15 000 18 000 7 000 Итог 25 000 10 000 15 000 Доходы 100 — в день 500 — в неделю 2 000 — в месяц Баланс 50 — в день 250 — в неделю 1 000 — в месяц
1. Финансово грамотный человек : а) ведёт учёт своих доходов и расходов; б) тратит больше, чем зарабатывает; в) планирует свой бюджет; г) контролирует, чтобы расходы не превышали доходы; д ) берёт в долг в надежде на будущие заработки; е ) регулярно откладывает сбережения на будущее.
2. Экономно и бережливо относиться к деньгам – это значит: а) планировать расходы; б) вести учёт своих расходов; в) отказывать себе во всём и ничего не покупать; г) не тратить свои деньги, а брать деньги в долг у друзей; д) не покупать то, без чего можно обойтись; е) не переплачивать, сравнивать цены и делать наиболее выгодные покупки.
Домашнее задание Проведите исследование «Как я управляю карманными деньгами». Результаты исследования обсудите с родителями. В течение недели ведите учёт расходования своих карманных денег с помощью следующей таблицы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В народе говорят: «Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая»
1) доход 2) расходы 3) наличие собственного жилья. 4) наличие финансового резерва. 5) инвестиционный капитал, то есть те деньги, которые вложены в акции, недвижимость и приносят доход. 6) общие взгляды членов семьи на вопросы ведения семейного бюджета. Финансовое благополучие семьи зависит:
Доход семьи классифицируются: Зарплата с доплатами; Пенсии; Стипендии; Выигрыш в спортлото; Компенсация на детей; Другие доходы.
Запланированные расходы Покупка продуктов и одежды; Оплата коммунальных услуг; Проездки на транспорте (такси, гор. транспорт); Подарки к празднику; Ремонт бытовой техники; Сбережения; Всего расходов и доходов;
Как свести концы с концами? У большого количества семей бюджет не ведется вообще. Расходы носят спонтанный характер, поэтому они так часто превышают доходы, но деньги любят счет и, чтобы они водились, надо уметь их считать.
Задание №1. Зайдите на сайт Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru ): Главная страница - Официальная статистика - Рынок труда, занятость и заработная плата - Заработная плата - официальные публикации - Труд и занятость в России Найдите сведения о своём регионе. Определите, как менялась средняя заработная плата за последние три года. Найдите сферы деятельности с самой низкой и самой высокой оплатой труда. Сделайте вывод
Новосибирская область: Средняя заработная плата Минимальная заработная плата Максимальная заработная плата 2018 33 465 руб. 12 172 руб. (производство кожи и изделий из кожи) 134 585 руб. (Деятельность воздушного и космического транспорта) 2019 35 597 руб. 17 197 руб. (производство одежды) 134 851 руб. (Деятельность воздушного и космического транспорта) 2020 39 501 руб. 16 970 руб. (производство кожи и изделий из кожи) 140 201 руб. (Деятельность воздушного и космического транспорта)
Задание №2. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2016 г. структура денежных доходов россиян выглядела следующим образом: оплата труда – 64,7%; социальные выплаты – 19,2%; доходы от предпринимательской деятельности – 7,8%; доходы от собственности – 6,3%; другие доходы – 2,0%.
Например, доходы россиян составили 1 000 000 руб., тогда они распределились так: оплата труда 647 000 руб. социальные выплаты – 192 000 руб.; доходы от предпринимательской деятельности – 78 000 руб. доходы от собственности – 63 000руб.; другие доходы – 20 000 руб.
Проверка знаний? 1. Семья с точки зрения экономики – это: а ) проживающие вместе родственники, ведущие общее хозяйство; б ) все родственники; в ) ближайшие родственники; г ) все проживающие в одной квартире люди.
Проверка знаний? 2. Благосостояние семьи зависит : а) от того, сколько денег зарабатывают члены семьи; б) от того, сколько денег тратят члены семьи; в) от умения бережливо и экономно расходовать деньги; г) от количества автомобилей, которое может приобрести семья .
Домашнее задание: 1) Установите соответствие между частями пословиц. Ответы впишите в таблицу. 1. Заплатить долг скорее, а ) а спать не даёт. 2. Не хитро взять, б ) платежом красен. 3. Долг не ревёт, в ) на три полтины росту. 4. На рубль долгу, г ) так будет веселее. 5. Долг д ) хитро отдать
1 2 3 4 5
На повышение благосостояния человека влияют: 1) образование; 2) постоянное развитие своих способностей; 3) востребованная профессия; 4) путешествия в другие страны; 5) умение зарабатывать только на самое необходимое для жизни; 6) умение разумно распоряжаться деньгами. Дополните этот список
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давайте посмотрим видео-урок 1. V 2. 3. V 4. V 5.
Транспорт Как распоряжаются деньгами взрослые ? Развлечения и путешествия Оплата товаров и услуг (продукты, одежда, парикмахер) Обязательные платежи и взносы (коммунальные услуги) 60 % 18 % 10 % 7 % Сбережения Образование
Велосипед Телефон и планшет Машина Образование Отдых Как меняются наши цели ? Скутер
Составьте план доходов и расходов Как добиться цели ? Оцените текущие доходы: карманные деньги, подработка Определите цель Начните копить на свою цель 1 2 3 4
Бабушке на юбилей подарили 50 тыс. руб. Она собрала семейный совет, чтобы решить, как лучше распорядиться деньгами. Члены семьи предложили варианты, представленные на схеме. Какой вариант вы считаете наиболее рациональным? Обоснуйте свою позицию. Задание №1.
Задание №1.
Задание №2. Отец Миши Прохоренкова всегда хотел, чтобы его сын стал миллионером. Важнейшее качество, которым обладают финансово успешные люди – это финансовая дисциплина. Отец стал давать Михаилу на карманные расходы 200 рублей ежедневно с условием, что часть этой суммы он будет тратить на обязательные расходы (покупка еды, оплата проезда), а другую часть будет откладывать, чтобы научиться финансовой дисциплине. Миша поставил перед собой финансовую цель – накопить 6 000 рублей на велосипед, и стал откладывать половину ежедневной суммы. За какое время Миша сможет накопить на велосипед, если будет строго придерживаться финансовой дисциплины?
Отец стал давать Михаилу на карманные расходы 200 рублей ежедневно с условием. Миша поставил перед собой цель – накопить 6 000 рублей на велосипед, и стал откладывать половину ежедневной суммы . За какое время Миша сможет накопить на велосипед, если будет строго придерживаться финансовой дисциплины? а) 6 дней б) 60 дней в) 60 месяцев г) Никогда не накопит, потому что откладывает слишком мало д) Накопит, когда станет зарабатывать сам
Откладывая по 100 рублей в день, Миша накопит на велосипед всего за 60 дней : 200 руб.: 2 = 100 руб. (столько будет оставаться у Миши каждый день) 6000 руб.:100 руб. в день = 60 дней. Он выбрал правильную финансовую стратегию и достигнет своей цели уже через 2 месяца.
Финансовая дисциплина – один из самых главных навыков миллионеров, это настоящий секрет успеха и достатка.
Даша захотела приобрести кроссовки известного бренда , но их цена оказалась очень высокой. Она наткнулась случайно на Интернет-магазин, в котором увидела такие же, но в 3 раза дешевле. Соблазн был велик, и оплатить покупку она решила банковской картой сразу на сайте, что показалось ей очень удобным. «Покупать что-то через Интернет – в порядке вещей» – подумала она. Задание № 3
Правильно ли поступает Даша, совершая покупку на непроверенном и сомнительном сайте? а) Нет, ей следует внимательнее изучить сайт Интернет-магазина б) Нет, покупать в Интернете всегда очень опасно в) Да, любые покупки в Интернете защищены г) Да, так как это очень большая экономия Задание № 3
Мама дала Яне 350 рубле й и вручила список покупок. Нужно было обязательно купить: хлеб (29 руб.), гречневую крупу (62 руб.), молоко (87 руб.), творог (90 руб .) бананы (49 руб.). На оставшиеся деньги мама разрешила купить что-нибудь из «вредного», того, что она обычно запрещает . Что из «вредного» Яна сможет себе позволить на оставшиеся деньги? Почему эти продукты считаются «вредными» и родители не хотят покупать их своим детям? Задание № 4
Всего - 350 рубле й. хлеб -29 руб . гречневую крупу -62 руб . молоко -87 руб . творог - 90 руб . бананы -49 руб . Из вредного: Пепси – 45 руб. Жевательная резинка – 24 руб. Шоколад – 35 руб.
(29+62+87+90+49) = 317 (руб.) - потребовалось 350 – 317 = 33 (руб.) осталось ? а) Лимонад ? б ) Жевательная резинка ? в ) Шоколадный батончик
Проверка знаний Примеры финансово неграмотного поведения людей: 1) составление плана покупок товаров в магазине; 2) хранение сбережений дома; 3) хранение сбережений в банке; 4) игра на деньги с телефона в игровые автоматы; 5) одалживание денег у знакомых под возможные будущие доходы; 6) ведение учёта всех доходов и расходов; 7) отсутствие сбережений на чёрный день.
Домашнее задание: Семья Ивановых накопила некоторую денежную сумму и, чтобы сохранить её, решила купить три телевизора. Ивановы думают, что в случае денежных затруднений их можно будет дорого продать. Грамотное ли решение приняла семья Ивановых? Обоснуйте свой ответ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисциплина Из чего состоит финансовый успех ? Расстановка приоритетов Контроль рисков
Задание № 1 Представьте, что вы давно мечтали о новом планшете. Родители откладывали деньги с зарплаты, чтобы подарить его на ваш день рождения. Но накануне этого события у мамы порвались сапоги, и ей понадобилось купить новые. Какие финансовые решения можно предложить в данной ситуации?
Задание № 2 Представьте, что ваша семья решила приобрести новую стиральную машину. До нужной суммы не хватает 5 тыс. руб. Какие ваши финансово грамотные действия могут приблизить день покупки?
Задание № 3 Представьте, что родители дали вам на карманные расходы 200 руб., а ещё 2 тыс. руб. находятся у вас в копилке. Необходимо принять решение, как провести выходные дни. Варианты решений представлены на схеме. Выберите один из представленных на схеме вариантов или придумайте свой с учётом имеющихся финансов. Определите, сколько денег будет потрачено и сколько останется.
Памятка 1) Старайтесь тратить деньги с умом ! 2) Учитесь отличать «потребности» от «желаний». 3) Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. 4) Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. 5) Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. 6 ) Финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
Домашнее задание: Напишите несколько тезисов на тему: «Почему невыгодно быть финансово неграмотным человеком ». Приведите примеры финансово неграмотного поведения и выразите своё отношение к проблеме.
Почему не всё, что говорят в рекламе, правда? Минимальная цена Забирайте сейчас, платите потом! " Самый-самый" товар Очень полезный продукт Зрительный обман
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На удовлетворение многочисленных потребностей семьи необходимы средства. Назовите все честные способы и источники получения денег.
главный источник денег в семье – заработная плата родителей
Второй источник – социальные выплаты дополнительные виды денежных поступлений: пенсии , пособия, дотации;
Третий источник – доходы от владения собственностью другие источники денежных поступлений: проценты по вкладам , продажа изделий, изготовленных членами семьи (вязаных или вышитых изделий ), доходы от сдачи в аренду квартиры и т.д.
Четвёртый источник – заёмные средства средства, взятые в долг у знакомых или в банке в виде кредита
Доходы семьи бывают не только денежными, но и материальными. Назовите материальные доходы.
ДОХОДЫ СЕМЬИ – денежные и материальные средства, поступающие в семью в результате полезной деятельности ее членов. Вид дохода Содержание дохода Зарплата Доход, полученный за труд по основному месту работы 2.Приработок Доход, полученный за труд , полученный в свободное от основной работы время. 3.Пенсия по старости Доход, получаемый за многолетний труд. 4.Премия Доход, п олучаемый в качестве вознаграждения за определенные достижения 5.Гонорар Доход, получаемый за написание литературных, музыкальных и иных произведений 6.Дотации, пособия Доход. получаемый от государства в качестве помощи
7.Наследство Доход, получаемый от родственников 8.Находка Доход, получаемый случайно 9.Стипендия Доход, получаемый в качестве вознаграждения за хорошую учебу 10.Грант Доход, получаемый на проведение каких-то исследований, имеющих большую значимость для науки или практики 11.Бонус Доход, получаемый случайно по поводу какого-то события, рекламной акции 12.Рента Доход, получаемый от сдачи чего-либо в аренду 13.Проценты Доход, получаемый с денежного вклада в банке 14.Дивиденды Доход, получаемый от владения акциями или другими ценными бумагами.
Доходы бывают постоянными и временными , поступающими в семью нерегулярно. Назови несколько постоянных и временных доходов. Чтобы улучшить материальное благополучие семьи нужно стремиться получать ____________ доходы. Какие? Почему все люди стремятся получать хорошие доходы?
Задание 2. Реши анаграммы и вычеркни лишнее слово. РЕДАНА НИСЕПЯ ЛАПАЗРАТ ОСОИЕБП
Задание 3. Какие существуют виды доходов? 1.Писатель, адвокат, актер получает _______ 2.По завещанию люди получают _________ 3. Есть доходы, запрещенные законом. Это________________
Задание 4. Объясни экономические термины: Заработная плата Пособие Процент Пенсия Арендная плата
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соотнеси роли семьи в экономике с видами расходов и доходов 1.Собственник ресурсов А.Получает доходы 2.Потребитель Б.приобретает товары и услуги 3.Работник В.вкладывает деньги в банки, ценные бумаги 4.Инвестор Г.Берёт кредиты 5.Заёмщик Д.Платит деньги государству, чтобы оно могло выполнять свои функции 6.Налогоплательщик Е. Получает заработную плату 1 - А 2 - Б 3 - Е 4 - В 5 - Г 6 - Д
Объедини отдельные виды доходов в группы . Заработная плата Пособия. Дотации Проценты Арендная плата Чиновник получает оклад Собственники помещений сдают их внаём. Писатель получил гонорар Сотрудник фирмы получает 50 тыс. рублей в месяц Владелец облигации получил доход 1000 рублей Вещи можно взять напрокат. Рабочий получает 200 рублей за каждую изготовленную деталь Владелец бизнеса получает прибыль. Лучшие сотрудники компании получают премии Владелец банковского вклада получил доход 1000 рублей Государство платит стипендии студентам. Автомобили. Самолёты можно арендовать. Пожилые люди могут не работать, получая деньги от государства.
1. Чем товары отличаются от услуг? 2. Какие источников доходов семье вы знаете? 3. От чего зависит цена товара? 4. Что влияет на человека, когда он принимает решение о покупке? 5. Для чего предназначена реклама? 6. На какие группы можно разделить расходы семьи? Что относится к каждой группе 7. Чем собственное жильё отличается от муниципального? 8. Кто такой судебный пристав?
Макарушка покупает только молоко, пряники и книги. Каждый месяц он выпивает 30 л молока, съедает 30 кг пряников и прочитывает книг. Заполните таблицу. Как изменилась стоимость потребительской корзины Макарушки? Задача № 1
Задача № 2 Семья Пети Петрова состоит из 5 человек: самого Пети, его младшего братишки, мамы, папы и бабушки Варвары Петровны. Совокупный доход семьи составляет 80 тыс. руб. в месяц. Средние ежемесячные расходы: коммунальные платежи – 10 тыс. руб.; покупка пищевых продуктов – 35 тыс. руб.; бытовая химия и предметы личной гигиены – 5 тыс. руб.; проезд на общественном транспорте – 3 тыс. руб.; оплата услуг связи (телефоны, Интернет) – 2500 руб.; развлечения – 6 тыс. руб.; приобретение сезонной одежды и обуви – 10 тыс. руб.; непредвиденные расходы – 5 тыс. руб. Определите: 1) сумму обязательных расходов семьи в месяц; 2) сколько месяцев нужно откладывать деньги этой семье, чтобы приобрести новый холодильник стоимостью 40 тыс. руб.
Задача № 3 Семья Алёши состоит из четырёх человек: мамы, папы, старшей сестры Маши и самого Алёши. В таблице представлены расходы семьи за прошедший месяц. Определите : общую сумму расходов семьи Алёши за месяц; долю (в %) обязательных и необязательных расходов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семейный бюджет ДохоДОды Расходы ? ? ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Семейный бюджет ДохоДОды Расходы зарплата пенсия стипендия пособие проценты гонорар прибыль ? ДОХОДЫ РАСХОДЫ
Семейный бюджет Доходы Расходы зарплата пенсия стипендия пособие процент гонорар прибыль коммунальные платежи налоги питание транспорт одежда и обувь культурный досуг лечение путешествие мебель бытовая химия предметы личной гигиены
Отгадай загадку Если речка по трубе Прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нём – Как мы назовём?
Отгадай загадку: К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество? Это …
Отгадай загадку: Загляни под окошко – Там растянута гармошка. Но гармошка не играет, Нашу школу согревает.
Коммунальные услуги – Услуги, направленные на обеспечение жизненно важных потребностей человека (свет, отопление, канализация, телефон и т.д.) Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами.
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ: холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки; горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети; электроснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; газоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах; отопление — круглосуточная, в течение отопительного периода, подача в помещения тепловой энергии, обеспечивающая поддержание в помещении нормативной температуры воздуха.
ОДНОТАРИФНЫЕ СЧЕТЧИКИ Одноставочный тариф на электроэнергию в пределах социальной нормы 3.32 руб за 1 кВт.ч сверх социальной нормы 5.73 руб за 1 кВт.ч
ДВУХТАРИФНЫЕ СЧЕТЧИКИ Тариф на электроэнергию, дифференциированный по двум зонам суток дневная зона (с 7 до 23 часов), соц норма 3.41 руб за 1 кВт.ч дневная зона (7-23 часа), сверх соц нормы 6.59 руб за 1 кВт.ч ночная зона (с 23 до 7 часов), соц норма 1.67 руб за 1 кВт.ч ночная зона (с 23 до 7 часов), сверх соц нормы 3.44 руб за 1 кВт.ч
Показания электросчётчика на сегодняшний день 3200 кВт·ч , а последнее показание в прошлом месяце было 3150 кВт·ч . Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт·ч составляет 2 рубля 93 копейки? Задача
Задача №2 Вы израсходовали 40 кВт-ч днем, 10 кВт-ч – ночью. Как изменится сумма платежа? Что выгоднее: однотарифный счетчик или двухтарифный ? ( ночной тариф -1,67 руб за 1 кВт-ч) 40 * 2,93=117,2руб 10 * 1,67=16,7 руб В сумме -133,9 руб Что выгоднее?
«А», «АА» и «ААА».
Приборы учета холодной и горячей воды
ПРИБОРЫ УЧЕТА ГАЗА
Задача №3 При неисправности крана с самой тонкой струйкой питьевой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров. Сколько литров питьевой воды уйдёт за неделю? За месяц? А что нужно сделать, чтобы зря питьевая вода не лилась?
Домашнее задание Показания электросчётчика на сегодняшний день 4520 кВт.ч ., а последнее показание в прошлом месяце было 4380 кВт.ч . Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт.ч . составляет 2 рубля 93 копейки ? Снять показания с электрических и водяных счетчиков сегодня и через неделю, принести показания на урок 16.04
Считаем коммунальные расходы
Задание№ 1 В таблице представлены виды платежа за коммунальные услуги, которые использует семья Макара, а также объёмы потребления и тарифы. Определите: 1) месячную плату за каждый вид указанных услуг; 2) общую сумму расходов на коммунальные услуги семьи Макара
Задание№ 2 Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3500 рублей. До установки счётчиков за воду платили 1700 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 1100 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счётчиков, если тарифы на воду не изменятся ? Решение . Установка счетчиков позволяет ежемесячно экономить: 1700 − 1100 = 600 руб. Значит , они окупятся через 3500 : 600 = 5,8 месяца или за 6 полных месяцев.
Задание№ 3 В квартире, где проживает Алексей, установлены прибор учёта ( счётчики). Зафиксировал показания счётчиков 1 марта и потом 1 апреля. Какую сумму должен заплатить Алексей за воду и за водоотведение за март? Ответ дайте в рублях . Решение . Горячая вода: (845-838) * 155,20 = 7* 155,20 = 1086,40 руб. Холодная вода: (963-951) * 21,77 = 12 * 21,77 = 261,24 руб. Водоотведение: (7 + 12) * 33,46 = 635,74 руб. Итого: 1086,40 + 261,24 + 635,74 = 1983,38 руб. 1 марта 1 апреля Горячая вода 838 845 Холодная вода 951 963
Проверочная работа Вид платежа Количество Тариф Начислено Содержания жилья, м² Горячее водоснабжение, м³ Холодное водоснабжение, м³ Канализационные стоки, м³ Электроэнергия, кВт Отопление, м² Твердые коммунальные отходы Интернет Итого
Проверочная работа В квартире Ивановых, установлены приборы учёта расхода воды и электроэнергии (счётчики ). 1 марта счётчики показывали: расход горячей воды 217 м³, расход холодной воды 281 м³ , расход электроэнергии – 1893 квт. а 1 апреля : расход горячей воды 221 м³, расход холодной воды 290 м³, расход электроэнергии – 2004 квт. Какую сумму должна заплатить семья Ивановых за коммунальные расходы? Ответ дайте в рублях.
Проверочная работа Петровы установили приборы учёта расхода воды (счётчики). 1 ноября счётчики показывали: расход горячей воды 124 куб.м , расход холодной воды 185 куб.м , а 1 декабря: расход горячей воды - 131 куб.м ., а расход холодной воды составил – 198 куб.м , Какую сумму должна заплатить семья Петровых за воду вместе с водоотведением?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3 . Когда появились первые чеканные монеты? в 7 веке до н.э. в 7 веке В 3 веке до н.э. 4 . Когда и где появились первые бумажные деньги? В Китае в 1812 году В России в 1768 году В Китае в 812 году 5 . Что выступало в роли денег в Китае? Шелк Жемчуг Соль 6. Что выступало в роли денег на Руси? Меха Ракушки Мёд
7. Денежная банконота , введена в обращение 12 октября 2017 года, основное изображение— Русский мост в г. Владивостоке 100 руб.; 1 000 руб ; 2 000; руб. 500 руб. 8. Денежная банконота , на которой изображено здание Большого театра в Москве . 1 000 руб. 100 руб. 50 руб. 200 руб. 9. В честь какого города, выпущена денежная банконота , номиналом 200 руб. Москва Хабаровск Севастополь Архангельск
10. Это цена денежной единицы определенной национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты др. страны. Б анконота ; Доллар; Валютный курс; Бартер; 11. Доход, получаемый за написание литературных, музыкальных и иных произведений Бонус Гонорар Рента Грант 12. Доход, получаемый с денежного вклада в банке Проценты Дивиденды Находка Стипендия
13. Иннокентий желает сдать квартиру за 20 тыс. руб. в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 13 %? 240 000 руб. 208 800 руб. 31 200 руб. 13 000 руб. 14. Какие из перечисленных доходов относятся к субсидиям / пособиям: Проценты по вкладам Пенсия Сдача помещения в аренду Материнский капитал Стипендия студента
15. Показания электросчётчика на сегодняшний день 5830 кВт·ч , а последнее показание в прошлом месяце было 5710 кВт·ч . Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце? 120,80 руб . 350, 30 руб. 351,60 руб. 16. Что такое бюджет? совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени . доходы и расходы семьи все доходы, сбережения и накопления 17. Процесс повышения общего уровня цен в стране дефицит профицит инфляция
18. Превышение расходов бюджета над его доходами Дефицитный бюджет. Сбалансированый бюджет Избыточный бюджет Инфляция 19. Финансовым результатом этого бюджета является отсутствие долгов и остатков денежных средств Дефицитный бюджет. Сбалансированый бюджет Избыточный бюджет Инфляция 20. Семейный бюджет – это: заработная плата родителей; совокупность доходов и расходов семьи; совокупность всех доходов семьи; совокупность всех расходов семьи; финансовый план семьи
21. Макару дают нам карманные расходы 300 рублей ежедневно с условием, что часть этой суммы он будет тратить на обязательные расходы (покупка еды, оплата проезда), а другую часть будет откладывать, чтобы научиться финансовой дисциплине. Макар поставил перед собой финансовую цель – накопить 17 400 рублей на велосипед , и стал откладывать половину ежедневной суммы . За какое время Макар сможет накопить на велосипед, если будет строго придерживаться финансовой дисциплины? 106 дней 116 месяцев 116 дней Никогда не накопит, потому что откладывает слишком мало
22. Были ли для вас полезны уроки финансовой грамотности ? Поставь оценку по шкале от 1 до 5. 23. Ты стал более грамотным в финансовых вопросах? Поставь оценку себе по шкале от 1 до 5. 24. Хотел бы ты дальше обучаться финансовой грамотности? Да Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основы финансовой грамотности для учащихся 10-11 классов"
Программа элективного курса для у.ащихся 10-11 классов...
ПКТП по Основам Финансовой грамотности для 9 класса
Основы финансовой грамотности 9 класс...
КТП элективного курса в 10 классе «Основы финансовой грамотности»
Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных за...
Рабочая программа кружка по Основам финансовой грамотности для 11 класса
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам финансовой грамотности учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 11 классе в школьном учебном...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...