ПКТП по Основам Финансовой грамотности для 9 класса
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей №4»
г. Королев Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя экономики
Васюниной Виктории Вячеславовны
Предмет Технология
Класс 9-а,9-б,9-в
Количество часов в неделю 1 ч
Предметная область математика и информатика
Кафедра «Архимед»
Уровень базовый
Учебный год 2017-2018
Пояснительная записка
Одним из модулей учебной программ курса «Технология» является программа предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.
Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 9-х классов с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 9-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения обучающегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса состоит из двух модулей:
- Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
- Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Цели и задачи курса
Цель - сформировать у обучающихся 9 классов основы финансовой грамотности.
Задачи -
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
- формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
- лекции,
- практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
- семинары,
- дискуссии,
- деловые игры,
- решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Критерии оценивания курса:
Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:
100-90% - отлично
80-70% - хорошо
60-50% - удовлетворительно
менее 50% - неудовлетворительно
Планируемые результаты обучения
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:
- понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
- структуру денежной массы;
- структуру доходов населения страны и способов её определения;
- зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
- основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
- возможные нормы сбережения;
- способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
- различные виды страхования;
- виды финансовых рисков;
- способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
- способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:
- умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
- умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Структура курса
Курс «Основы финансовой грамотности» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
№ | Раздел | Количество часов |
Раздел 1 | Управление денежными средствами семьи | 10 |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 |
Раздел 3 | Риски в мире денег | 5 |
Раздел 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7 |
Раздел 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 6 |
34 |
Содержание курса
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Учебно-тематический план
Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч) | Кол. часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | |||||
9а | 9б | 9в | 9а | 9б | 9в | |||
Тема 1. Происхождение денег | 2 | |||||||
1. | Деньги: что это такое? | 1 | ||||||
2. | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | ||||||
Тема 2. Источники денежных средств семьи | 3 | |||||||
3. | Какие бывают источники доходов | 1 | ||||||
4-5. | От чего зависят личные и семейные доходы | 2 | ||||||
Тема 3. Контроль семейных расходов | 1 | |||||||
6. | Как контролировать семейные расходы | 1 | ||||||
Тема 4. Планирование семейного бюджета | 4 | |||||||
7-8. | Что такое семейный бюджет и как его планировать | 2 | ||||||
9. | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | ||||||
10. | Практическая работа | 1 | ||||||
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния | 6 | |||||||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 3 | |||||||
11-12. | Для чего нужны финансовые организации | 2 | ||||||
13. | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | ||||||
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 3 | |||||||
14-15. | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 2 | ||||||
16. | Итоговое тестирование | 1 |
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч) | Кол. часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | |
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 | |||
1. | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | ||
2. | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | ||
Тема 8. Риски в мире денег | 3 | |||
3-4. | Какие бывают финансовые риски | 2 | ||
5. | Что такое финансовые пирамиды | 1 | ||
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7 | |||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи | 2 | |||
6. | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | ||
7. | Польза и риски банковских карт | 1 | ||
Тема 10. Собственный бизнес | 3 | |||
8-9. | Что такое бизнес | 2 | ||
10. | Как создать свое дело | 1 | ||
Тема 11. Валюта в современном мире | 2 | |||
11. | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | ||
12. | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | ||
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют | 6 | |||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи | 6 | |||
13-14. | Что такое налоги и зачем их платить | 2 | ||
15. | Какие налоги мы платим | 1 | ||
16-17. | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 2 | ||
18. | Итоговое тестирование | 1 |
Учебно-материальное обеспечение
Для обучающихся
- Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
- Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.
Для учителей
- Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.
- Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.
Учитель _____________________Васюнина В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы финансовой грамотности" 11 класс
Элективный курс...
Элективный курс "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Элективный курс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...