Программа элективного курса "Прикладная экономика" для 11 класса
элективный курс по экономике (11 класс)

       Активное развитие рыночных отношении в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях , поэтому необходимость обучения школьников основам рыночной экономики и предпринимательства сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений. По радио, телевидению, в газетах и журналах люди постоянно сталкивается со специфическими понятиями: инфляция, дефляция, платежный баланс, сальдо, бюджетный дефицит, монетаризм и т.д. Но большинство не может ответить на вопрос, что, собственно говоря, стоит за эти словами. Опасна ли безработица? Как снизить инфляцию? Как добиться устойчивого положения рубля на внешнем и внутреннем рынках? Как основать собственное дело, и будет ли оно прибыльным? Перечень  подобных вопросов можно продолжать до бесконечности. Поэтому основной и главной задачей экономического образования молодежи и состоит, в ее подготовке к рыночным условиям хозяйствования, Формирование у них нового экономического мышления.

 Программа курса построена таким образом, что школьники не только знакомятся с основными экономическими понятиями, но и приобретают прикладные знания по предпринимательской деятельности, бизнесу, основам менеджмента и маркетинга.

Предложенная программа затрагивает практически все самые актуальные проблемы рынка и создает определенные возможности для маневрирования по отдельным темам курса.

Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.

    Я назвала свой курс: “Прикладная экономика.” Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса –( 1 полугодие), по одному занятию в неделю – 18 учебных часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по экономике

« Прикладная экономика ».

                                                   Для обучающихся 11 класса.

                                                      Срок реализации - 1 год.

                     Количество часов по плану   (в год, в неделю) – 35 часа, 1 час в неделю.

                         

                                             

                                                                                     Составитель:

                                                                                     Сирачитдинова  Альбина Зуферовна

                                                                                     Первая квалификационная категория

                                    с. Перегрёбное 2016-2017 учебный год.

Тип учебного учреждения:       Общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения:        Средняя общеобразовательная школа

Класс  обучающихся:                      11 класс

Название программы:                "Прикладная экономика".

Название образовательной           Экономика.

области:                                                

Название учебной                            Экономика.

дисциплины:                                      

Вид образовательной                Образовательная программа

                                                            элективного курса

программы:                          

Пояснительная записка

       Активное развитие рыночных отношении в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях , поэтому необходимость обучения школьников основам рыночной экономики и предпринимательства сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений. По радио, телевидению, в газетах и журналах люди постоянно сталкивается со специфическими понятиями: инфляция, дефляция, платежный баланс, сальдо, бюджетный дефицит, монетаризм и т.д. Но большинство не может ответить на вопрос, что, собственно говоря, стоит за эти словами. Опасна ли безработица? Как снизить инфляцию? Как добиться устойчивого положения рубля на внешнем и внутреннем рынках? Как основать собственное дело, и будет ли оно прибыльным? Перечень  подобных вопросов можно продолжать до бесконечности. Поэтому основной и главной задачей экономического образования молодежи и состоит, в ее подготовке к рыночным условиям хозяйствования, Формирование у них нового экономического мышления.

 Программа курса построена таким образом, что школьники не только знакомятся с основными экономическими понятиями, но и приобретают прикладные знания по предпринимательской деятельности, бизнесу, основам менеджмента и маркетинга.

Предложенная программа затрагивает практически все самые актуальные проблемы рынка и создает определенные возможности для маневрирования по отдельным темам курса.

Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.

    Я назвала свой курс: “Прикладная экономика.” Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса –( 1 полугодие), по одному занятию в неделю – 18 учебных часов.

     Настоящая авторская программа по курсу "Прикладная экономика" составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), который включает положения об основных принципах экономическими понятиями, но и приобретают прикладные знания  а также на основе авторской программы элективного курса «"Прикладная экономика"»  Шайхетдинова   Люция  Рашидовна.

 Цели курса:

  • развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики;
  • сформирование устойчивое понимание экономических терминов и понятий;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить навыкам правильного решения задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.

 Задачи курса: 

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
  • способствовать развитию коллективной работы.

         Методы: 

  • мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
  • энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты

реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);

  • групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
  • тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
  • выполнение разных заданий (составить график спроса или предложения; построить кривую спроса или предложения; ответить на вопросы; решить задачи; работа с терминами).
  • ролевая игра – это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной или профессиональной ситуации;
  • проектная работа.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ (ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)

  • - тестирование;
  • - задания на выявление операционных умений;
  • - моделирование жизненных ситуаций.
  • Тестирование нацелено на определение уровня знаний, а две другие формы - на выявление поведенческого компонента в правосознании школьника.
  • Для оценивания достижений учащихся можно использовать следующие варианты тестов:
  • - с единственно верным вариантом ответа;
  • - с множественными верными ответами;
  • - на заполнение пропyсков в верном утверждении.
  • Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному значимому вопросу.

Система оценивания и формы контроля:

На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

    Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.

Что оценивается (какой вид учебной деятельности)? Оцениваются выполненные старшеклассниками практические (письменные) и творческие работы, устные ответы, участие в обсуждении, дискуссии, выполненные индивидуальные проекты наблюдения, домашняя работа.

В какой форме выражается оценивание?

Виды оценивания:

- отметка;

- накопительная система (портфолио);

- самооценка. 

1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля

Оценивание итогов текущего (поурочного) контроля в виде тестирования зависит от количества тестов и типов заданий.

Если заданий не много, например, 6-10, то учитель может сам разработать шкалу оценки и обязательно сообщить ее учащимся. В такой вариант контроля можно включить 4-6 заданий по типу части «А» и 2-3 – по типу части «В». В таком случае шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть так:

«2» - 1-2 задания «3» - не менее 3-4 заданий «4» - не менее 5 заданий «5» - 6 заданий

Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала перевода баллов в отметку. За 40-45 минут старшеклассники могут выполнить 22-25 тестовых заданий разного типа, но заданий из части С (высокого и повышенного уровня сложности) не может быть более 2-3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее 50% выполненных заданий оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть следующим образом:

«2» - 1-12 заданий «3» - 13-16 заданий «4» - 17-20 заданий «5» - 21-24 задания

1.2. Оценивание портфолио

Портфолио ученика – сфера ответственности самого старшеклассника – все необходимые материалы он собирает и оформляет сам. Старшеклассники могут выбрать одну из двух форм портфолио: портфолио работ ученика (рефлексивный портфолио) и проблемно-исследовательский портфолио. Можно вести обе формы. Автор может хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету в целом).

Первый вид - Портфолио работ ученика.

Вариант оформления портфолио работ ученика.

1. Фамилия, имя, отчество

2. № школы, класс

3. Сведения о прохождении элективного учебного курса (таблица ниже)

4. Приложение (рабочие листы с текстами учебных работ, тетрадь для творческих работ, выполненные тесты, рефераты и др.) 

Сведения о прохождении элективного учебного курса 

Пример заполнения

Дата

вид учебного мероприятия

итоговая

оценка

1

тестирование

2

анализ текста и конспектирование

3

анализ текста и составление плана

4

тестирование

5

эссе

6

домашнее задание, реферирование

7

участие в дискуссии

8

контрольная работа

 

Второй вид портфолио, который могут выбрать учащиеся, — проблемно-исследовательский, связанный с написанием докладов, реферата, эссе, проектов, накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например:

- тематические подборки - статьи, выдержки из статей, материалы СМИ, Интернет для построения аргументации по обществоведческим темам;

-  таблицы, схемы;

- дневники (политический, экономический и т.п.);

-  список литературы, ресурсы Интернет для изучения определенных тем;

-  факты, цифры, статистика;

-  список литературы, ресурсы Интернет для написания письменной работы;

-  варианты названий реферата (доклада, сообщения);

- материалы для участия в дискуссии, дискуссионные точки зрения;

-  планы исследования, наблюдения;

-  цитаты, афоризмы;

-  результаты исследования;

-  выводы по результатам исследования;

- словарь.

Портфолио ученика элективного предмета представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных работ старшеклассников, статистики оценивания, которые сохраняются в компьютере учителя. В случае отсутствия возможности ведения электронного варианта портфолио может оформляться в виде файловой папки ученика с приложением его работ (накапливаются в течение года), представленных в виде статистики оценок письменных работ, текстов, электронных версий, хранится в кабинете в свободном доступе для старшеклассников.

Критерии оценки портфолио должны быть сообщены старшеклассникам заранее и мотивировать их для учебной деятельности. Критерии оценки портфолио: по количеству выполненных заданий, по степени их трудности, по уровню самостоятельности учащихся (степень помощи учителя), по степени использования дополнительной литературы и другие.

1.3. Критерии оценивания эссе.

Критерии оценки эссе вновь изменились: разработчики выделили отдельно критерий К2 - характер и уровень теоретической аргументации К3 - качество фактической аргументации. Кроме того, введено условие снижению оценки по критерию К2 на 1 балл в случае наличия ошибочных с точки зрения научного обществознания положений. 

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

 

Раскрытие смысла высказывания

 

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

1

 

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

0

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания

положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие

понятия, теоретические положения и выводы

2

 

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

1

 

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

0

К3

Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения

2

 

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный

социальный опыт и житейские представления

1

 

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

0

 

Максимальный балл

5

АЛГОРИТМЫ.

2.1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»

1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.

Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

2. Внимательно изучи диаграмму:

- проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;

- прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответствующими сегментами (столбцами);

- установи, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;

- лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.

3. Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.

2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7

Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с данными условия задачи. 

4)   Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5)   Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6)   Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

     соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

     если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

     нет ли противоречий между вашими аргументами;

     нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

     можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

  не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.

Задание С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:

1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача  (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).

Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту:

– общность культуры;

– общность территории.

3) дополнительный признак, например:

– общность языка;

– сознание своего единства.

Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»

1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.

2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль .

4. Озаглавь каждую часть.

5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.

7. В случае необходимости внеси корректировки.

8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.

9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки. 

2.4. ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ (С9)» 

         1 этап. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ЭССЕ?

Выбирая тему, ты должен быть уверен, что:

1) имеешь неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

2)  ясно понимаешь смысл высказывания (не согласен с ним, а понимаешь, что именно утверждает автор);

3)   владеешь  обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (обрати внимание – термины, которые тебе предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

4) сумеешь привести факты и примеры из СМИ, учебных предметов (истории, литературы, географии), общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

2 этап. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ.

1. Текст эссе должен иметь непосредственное отношение к той науке, к которой относится выбранное тобой высказывание (философии, социологии, политологии, экономике, праву). Все понятия, теоретические положения, факты, примеры должны относиться именно к этой науке!!!

2. В первой части напиши смысл высказывания. Ты должен правильно понять его смысл. Не выходи за рамки проблемы и не увлекайся рассуждениями, не относящимися к смыслу высказывания. Можно использовать клише:

- «Смысл данного высказывания состоит в том, что …»;

- «Автор обращает внимание на то, что …»;

- «Автор убежден в том, что …»

3. Во второй части эссе важно привести теоретическую аргументацию.

Основой теоретической аргументации являются

- понятия,

- теоретические положения

- и выводы.

Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что они должны помогать в раскрытии темы!

4. В третьей частиобязательно приведи фактическую аргументацию.  

Факты и примеры могут быть почерпнуты из различных источников: используй

       сообщения СМИ,

       материалы учебных предметов (истории, литературы, географии),

       факты личного социального опыта

       и собственные наблюдения

Помни, что можно использовать примеры из общественной жизни, СМИ, Интернета, личного опыта, твоего окружения (друзья, соседи). Можно использовать известные тебе научные данные или результаты исследований. Все это – тот  фактический материал, за который ты можешь получить баллы.

5. В последней части обязательно сделай выводы.

Вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений. Обычно, вывод начинается со слов: «Таким образом, можно сделать вывод о …» или «В итоге можно сделать вывод о …»

 Содержание программы

1 тема: “Что такое экономика?”

  • 1 занятие: “Основы экономики”. Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора.
  • 2 занятие: “Основные экономические вопросы”. Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика.

2 тема: “Экономические системы”. 

  • 1 занятие: “Рыночная экономика”. Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность.
  • 2. занятие: “Кругооборот рыночной экономики”. Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства.

3 тема: “Спрос”. 

  • 1 занятие: “Закон спроса”. Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены.
  • 2 занятие: “Рыночный спрос”. Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене (наличие заменителей, расходуемая процентная часть бюджета, время). Эффект цены и изменение спроса (изменение дохода, наличие и цены заменителей, наличие и цены взаимодополняющих товаров).

4 тема: “Предложение”. 

  • 1 занятие: “ Предложение и эффект цены”. Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение (эффект цены, индивидуальные предложения и рыночные предложения).
  • 2 занятие: “Эластичность предложения по цене”. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения (изменение предельных издержек производства, наличие и цены заменителей и др.).

5 тема: “Равновесие рынка”.

  • 1 занятие: “Рыночное равновесие и совершенная конкуренция”. Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток.
  • 2 занятие: “Функции рыночных цен”. Информационная функция. Распределительная (нормирующая) функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка.

6 тема: “Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”. 

  • 1 занятие: “Источники дохода. Вклады и инвестиции”. Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет (Постановка финансовых целей, оценка дохода, планирование расходов). Вклады и инвестиции. (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование.
  • 2 занятие: “Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей”. Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование. (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей.

7 тема: “Бизнес и предпринимательство”. 

  • 1 занятие: “Признаки классификации предпринимательской деятельности”. Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности,
  • Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства.
  • 2 занятие: “Экономическая роль малого бизнеса”. Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес.

8 тема: “Финансирование бизнеса”.

  • 1 занятие: “Финансовые рынки”. Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса.
  • 2 занятие: “Фондовый рынок”. Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность.

9 тема: “Производство и производительность”.

  • 1 занятие: “Как измеряется валовой внутренний продукт”. Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность (человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитальные ресурсы, технологии и инновационная деятельность, технологические процессы).
  • 2 занятие: “Управление”. Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности.

10 тема: “Рынок труда”. 

  • 1 занятие: “Как рыночные силы определяют цену труда?” Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда (разница в условиях труда, разница в образовании и квалификации, разница в способностях и трудолюбии, разница в опыте и мастерстве, уровень территориальной мобильность населения, трудовая дискриминация).
  • 2 занятие: “Организация рынка труда”. Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений.

11 тема: “Конкуренция”. 

  • 1 занятие: “ Конкуренция и координация”. Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная (монопольная) власть (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).
  • 2 занятие: “Виды слияния бизнеса. Информация и обмен”. Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения.

12 тема: “Государство и рыночная экономика”. 

  • 1 занятие: “Государственное регулирование и рынок”. Функции государства в рыночной экономике. Административно – правовая деятельность государства. Государственное управление и социально – экономическая политика. Взаимодействие государственного и частного сектора. Бюджетная система. Доходы федерального правительства. Расходы федерального правительства. Региональные и местные бюджеты. Роль государства и кругооборот.
  • 2 занятие: “Налоговая система”. Какие функции выполняют налоги. Виды налогов. Принципы формирования налогов. Принципы налогообложения. Типы налогов: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Прямые и косвенные налоги.

13 тема: “Деньги и финансовые институты”. 

  • 1 занятие: “Деньги. Количество денег в обращении”. Функции денег. Формы и виды денег. Денежная масса. Спрос на деньги. Предложение денег.
  • 2 занятие: “ Развитие банковского дела”. Современная банковская система (коммерческие банки, основные банковские операции, источники частичной резервной системы, как банки “создают” деньги, как ссуды увеличивают денежную массу).

14 тема: “Стабилизация экономики”. 

  • 1 занятие: “Макроэкономические показатели”. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Методы расчета ВВП. Безработица.
  • 2 занятие: “Фискальная политика”. Ограничения и критика фискальной политики. Монетарная политика (центральный банк и денежная масса, ограничения монетарной политики, сравнение и взаимосвязь монетарной и фискальной политики).

15 тема: “Международная торговля”. 

  • 1 занятие: “Что такое международная торговля?” Экономический эффект торговли. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Международное разделение труда. Протекционизм, либерализм и открытая экономика.
  • 2 занятие: “Торговые барьеры – ограничения международной торговли”. Аргументы “за” и “против” торговых барьеров. Международное сотрудничество и экономическая интеграция (основные интеграционные группировки, модели и значение международной интеграции).
  • 3 занятие: “Международная валютная система”. Валютный рынок и номинальный валютный курс. Паритет покупательной способности и реальный валютный курс. Фиксированный и плавающий валютный курсы. Платежный баланс.

16 тема: “Мировая экономика: преимущества и вызовы”.

  • 1 занятие: “Что такое мировая экономика?” Координация экономических решений и модели экономики. Уровень экономического развития и участие стран в мировой экономике.
  • 2 занятие: “Глобализация экономики”. Глобальные проблемы современности. Конкурентно способность страны в мировой экономике.
  • 3–4 занятие: Защита проектов и рефератов. Темы выбирают сами ученики.

Примерные темы:

1) Как влияет реклама на жизнь населения страны.

2) Трудовой рынок нашей страны или района.

3) Бизнес план фирмы…(ученики сами составляют проект фирмы).

4) Маркетинговое исследование по району или села.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны: 

  • овладеть основными экономическими терминами и понятиями;
  • уметь применять экономические знания в жизни;
  • уметь правильно решать экономические задачи;
  • анализировать нужную информацию;
  • овладеть элементами исследовательских работ;
  • уметь логический и творческий мыслить;
  • адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации курса эффективно использование индивидуально-дифференцированных технологий обучения.         

В классах со слабой подготовкой учащиеся могут работать парами, малыми группами, обращаясь за помощью к учителю, а в более подготовленных классах –  самостоятельно. Учащимся с хорошей подготовкой по предмету экономика можно предложить выполнение заданий более сложного уровня – индивидуально, а с ребятами среднего уровня – организовать консультативную помощь.  

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.

2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. Учрежд. М.:Вита – Пресс,2011.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)

  1. Методические рекомендации к разработке занятий.
  2. Тесты.
  3. Варианты самостоятельных работ.

Использованная литература для учителей:

1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин Сборник тестовых заданий по экономике- М.; МЦЭБО – Вита-Пресс, 2004 г.

4. Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; “Академия развития”; 1998 г.

5. Е. Ю. Фрейнкман “Экономика и бизнес” М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

6. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

7. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП “Центр экономики и права”; К.; 2004 г.

Литература для учеников:

1. Прикладная экономика – (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.;

2. Прикладная экономика – (сборник заданий); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП “Центр экономики и права”; К.; 2004 г.

                                                                                                         

 _____________                                                                                                 _______________________

   Подпись                                                                                                               расшифровка  подписи

                                                           

                                                                                                                       « ___»_____________2017год


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тематический план.

Темы урока.

Методы

Деятельность учителя и ученика.

Количество часов.

Дата урока.

Коррекция даты.

1

Что такое экономика?

 1) Основы экономики.

 2) Основные экономические вопросы.

Информационно- репродуктивные.

Решение практических заданий части А, В, С

 1ч.

2.

Экономическая система.

 1) Рыночная экономика.

 2) Кругооборот рыночной экономики.

Информационно- репродуктивное.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

3.

Спрос.

 1) Закон спроса.

 2) Рыночный спрос.

Частично- исследовательский.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

4.

Предложение.

 1) Предложение и эффект цены.

 2) Эластичность предложения по цене.

Частично– исследовательский.

Решение практических заданий части А, В, С

  1ч.

5.

Равновесие рынка.

 1) Рыночное равновесие и совершенная конкуренция.

 2) Функции рыночных цен.

Объяснительно –

иллюстративный.

Решение практических заданий части А, В, С

 1ч.

6.

Потребление, сбережения, вклады, инвестиции.

 1) Источники дохода. Вклады и инвестиции.

 2) Потребительский кредит. Защита интересов и прав потребителей.

Объяснительно– иллюстративный.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

7.

Бизнес и предпринимательство

 1) Признаки классификации предпринимательской деятельности.

 2) Экономическая роль малого бизнеса.

Частично– исследовательский групповая дискуссия.

Решение практических заданий части А, В, С

 1ч.

8.

Финансирование бизнеса.

 1) Финансовые рынки.

 2) Фондовый рынок.

Информационно– репродуктивный.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

9.

Производство и производитель- ность.

 1) Как измеряется валовой внутренний продукт.

 2) Управление.

Информационно– репродуктивный.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

10.

Рынок труда.

 1) Как рыночные силы определяют цену труда.

 2) Организация рынка труда.

Частично– исследовательский.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

11

Конкуренция.

 1) Конкуренция и координация.

 2) Виды слияния бизнеса. Информация и обмен.

Репродуктивный с элементами беседы.

Решение практических заданий части А, В, С

 1ч.

12.

Государство и рыночная экономии- ка.

 1) Государственное регулирование и рынок.

 2) Налоговая система.

Информационно- репродуктивный.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

13.

Деньги и финансовые институты.

1) Деньги. Количество денег в обращении.

 2) Развитие банковского дела.

Объяснительно иллюстративный с элементами беседы.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

14.

Стабилизация экономики.

 1) Макроэкономические показатели.

 2) Фискальная политика.

Информационно– репродуктивный.

Решение практических заданий части А, В, С

 1 ч.

15.

Международная торговля.

 1) Что такое международная торговля.

 2) Торговые барьеры               ограничения международной торговли.

 3) Международная валютная система.

Информационно– репродуктивный, Лекция с элемен- тами беседы.

Решение практических заданий части А, В, С

 1ч.

16.

Мировая экономика: преимущества и вызовы.

 1) Что такое мировая экономика?

 2) Глобализация экономики.

Информационно- репродуктивный.

Решение практических заданий части А, В, С

 1ч.

17.

Защита проектов и рефератов.

Примерные темы:

  1. Как влияет реклама на жизнь населения страны?
  2. Трудовой рынок нашей страны или района.
  3. Бизнес план фирмы…(ученики сами составляют проект фирмы).
  4. Маркетинговое исследование по району или села.

Ученики могут предложит тему, которая их интересуют. Темы даются за 2 месяца до окончания курса.

Исследовательский.

Рассказ учеников, беседа обсуждение, оценивание.

1 ч.

Итого17 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...

Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"

Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...

Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"

Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...

Программа элективного курса для 9 класса "Математика в экономике и банковском деле"

Программа элективного курса по математике для 9 класса...

Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса

Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...