Программа элективного курса "Прикладная экономика" для 11 класса
элективный курс по экономике (11 класс)
Активное развитие рыночных отношении в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях , поэтому необходимость обучения школьников основам рыночной экономики и предпринимательства сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений. По радио, телевидению, в газетах и журналах люди постоянно сталкивается со специфическими понятиями: инфляция, дефляция, платежный баланс, сальдо, бюджетный дефицит, монетаризм и т.д. Но большинство не может ответить на вопрос, что, собственно говоря, стоит за эти словами. Опасна ли безработица? Как снизить инфляцию? Как добиться устойчивого положения рубля на внешнем и внутреннем рынках? Как основать собственное дело, и будет ли оно прибыльным? Перечень подобных вопросов можно продолжать до бесконечности. Поэтому основной и главной задачей экономического образования молодежи и состоит, в ее подготовке к рыночным условиям хозяйствования, Формирование у них нового экономического мышления.
Программа курса построена таким образом, что школьники не только знакомятся с основными экономическими понятиями, но и приобретают прикладные знания по предпринимательской деятельности, бизнесу, основам менеджмента и маркетинга.
Предложенная программа затрагивает практически все самые актуальные проблемы рынка и создает определенные возможности для маневрирования по отдельным темам курса.
Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.
Я назвала свой курс: “Прикладная экономика.” Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса –( 1 полугодие), по одному занятию в неделю – 18 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса | 41.13 КБ |
Рецензия | 135.37 КБ |
Тематический план | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по экономике
« Прикладная экономика ».
Для обучающихся 11 класса.
Срок реализации - 1 год.
Количество часов по плану (в год, в неделю) – 35 часа, 1 час в неделю.
Составитель:
Сирачитдинова Альбина Зуферовна
Первая квалификационная категория
с. Перегрёбное 2016-2017 учебный год.
Тип учебного учреждения: Общеобразовательное учреждение
Вид учебного учреждения: Средняя общеобразовательная школа
Класс обучающихся: 11 класс
Название программы: "Прикладная экономика".
Название образовательной Экономика.
области:
Название учебной Экономика.
дисциплины:
Вид образовательной Образовательная программа
элективного курса
программы:
Пояснительная записка
Активное развитие рыночных отношении в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях , поэтому необходимость обучения школьников основам рыночной экономики и предпринимательства сейчас уже практически ни у кого не вызывает сомнений. По радио, телевидению, в газетах и журналах люди постоянно сталкивается со специфическими понятиями: инфляция, дефляция, платежный баланс, сальдо, бюджетный дефицит, монетаризм и т.д. Но большинство не может ответить на вопрос, что, собственно говоря, стоит за эти словами. Опасна ли безработица? Как снизить инфляцию? Как добиться устойчивого положения рубля на внешнем и внутреннем рынках? Как основать собственное дело, и будет ли оно прибыльным? Перечень подобных вопросов можно продолжать до бесконечности. Поэтому основной и главной задачей экономического образования молодежи и состоит, в ее подготовке к рыночным условиям хозяйствования, Формирование у них нового экономического мышления.
Программа курса построена таким образом, что школьники не только знакомятся с основными экономическими понятиями, но и приобретают прикладные знания по предпринимательской деятельности, бизнесу, основам менеджмента и маркетинга.
Предложенная программа затрагивает практически все самые актуальные проблемы рынка и создает определенные возможности для маневрирования по отдельным темам курса.
Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.
Я назвала свой курс: “Прикладная экономика.” Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса –( 1 полугодие), по одному занятию в неделю – 18 учебных часов.
Настоящая авторская программа по курсу "Прикладная экономика" составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), который включает положения об основных принципах экономическими понятиями, но и приобретают прикладные знания а также на основе авторской программы элективного курса «"Прикладная экономика"» Шайхетдинова Люция Рашидовна.
Цели курса:
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики;
- сформирование устойчивое понимание экономических терминов и понятий;
- познакомить учеников с проблемами в области экономики;
- научить навыкам правильного решения задач;
- научить анализировать нужную информацию;
- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.
Задачи курса:
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы.
Методы:
- мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
- энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты
реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);
- групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
- тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
- выполнение разных заданий (составить график спроса или предложения; построить кривую спроса или предложения; ответить на вопросы; решить задачи; работа с терминами).
- ролевая игра – это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной или профессиональной ситуации;
- проектная работа.
АППАРАТ КОНТРОЛЯ (ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)
- - тестирование;
- - задания на выявление операционных умений;
- - моделирование жизненных ситуаций.
- Тестирование нацелено на определение уровня знаний, а две другие формы - на выявление поведенческого компонента в правосознании школьника.
- Для оценивания достижений учащихся можно использовать следующие варианты тестов:
- - с единственно верным вариантом ответа;
- - с множественными верными ответами;
- - на заполнение пропyсков в верном утверждении.
- Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному значимому вопросу.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.
Что оценивается (какой вид учебной деятельности)? Оцениваются выполненные старшеклассниками практические (письменные) и творческие работы, устные ответы, участие в обсуждении, дискуссии, выполненные индивидуальные проекты наблюдения, домашняя работа.
В какой форме выражается оценивание?
Виды оценивания:
- отметка;
- накопительная система (портфолио);
- самооценка.
1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля
Оценивание итогов текущего (поурочного) контроля в виде тестирования зависит от количества тестов и типов заданий.
Если заданий не много, например, 6-10, то учитель может сам разработать шкалу оценки и обязательно сообщить ее учащимся. В такой вариант контроля можно включить 4-6 заданий по типу части «А» и 2-3 – по типу части «В». В таком случае шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть так:
«2» - 1-2 задания «3» - не менее 3-4 заданий «4» - не менее 5 заданий «5» - 6 заданий
Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала перевода баллов в отметку. За 40-45 минут старшеклассники могут выполнить 22-25 тестовых заданий разного типа, но заданий из части С (высокого и повышенного уровня сложности) не может быть более 2-3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее 50% выполненных заданий оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть следующим образом:
«2» - 1-12 заданий «3» - 13-16 заданий «4» - 17-20 заданий «5» - 21-24 задания
1.2. Оценивание портфолио
Портфолио ученика – сфера ответственности самого старшеклассника – все необходимые материалы он собирает и оформляет сам. Старшеклассники могут выбрать одну из двух форм портфолио: портфолио работ ученика (рефлексивный портфолио) и проблемно-исследовательский портфолио. Можно вести обе формы. Автор может хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету в целом).
Первый вид - Портфолио работ ученика.
Вариант оформления портфолио работ ученика.
1. Фамилия, имя, отчество
2. № школы, класс
3. Сведения о прохождении элективного учебного курса (таблица ниже)
4. Приложение (рабочие листы с текстами учебных работ, тетрадь для творческих работ, выполненные тесты, рефераты и др.)
Сведения о прохождении элективного учебного курса
Пример заполнения
№ | Дата | вид учебного мероприятия | итоговая оценка |
1 | тестирование | ||
2 | анализ текста и конспектирование | ||
3 | анализ текста и составление плана | ||
4 | тестирование | ||
5 | эссе | ||
6 | домашнее задание, реферирование | ||
7 | участие в дискуссии | ||
8 | контрольная работа |
Второй вид портфолио, который могут выбрать учащиеся, — проблемно-исследовательский, связанный с написанием докладов, реферата, эссе, проектов, накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например:
- тематические подборки - статьи, выдержки из статей, материалы СМИ, Интернет для построения аргументации по обществоведческим темам;
- таблицы, схемы;
- дневники (политический, экономический и т.п.);
- список литературы, ресурсы Интернет для изучения определенных тем;
- факты, цифры, статистика;
- список литературы, ресурсы Интернет для написания письменной работы;
- варианты названий реферата (доклада, сообщения);
- материалы для участия в дискуссии, дискуссионные точки зрения;
- планы исследования, наблюдения;
- цитаты, афоризмы;
- результаты исследования;
- выводы по результатам исследования;
- словарь.
Портфолио ученика элективного предмета представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных работ старшеклассников, статистики оценивания, которые сохраняются в компьютере учителя. В случае отсутствия возможности ведения электронного варианта портфолио может оформляться в виде файловой папки ученика с приложением его работ (накапливаются в течение года), представленных в виде статистики оценок письменных работ, текстов, электронных версий, хранится в кабинете в свободном доступе для старшеклассников.
Критерии оценки портфолио должны быть сообщены старшеклассникам заранее и мотивировать их для учебной деятельности. Критерии оценки портфолио: по количеству выполненных заданий, по степени их трудности, по уровню самостоятельности учащихся (степень помощи учителя), по степени использования дополнительной литературы и другие.
1.3. Критерии оценивания эссе.
Критерии оценки эссе вновь изменились: разработчики выделили отдельно критерий К2 - характер и уровень теоретической аргументации К3 - качество фактической аргументации. Кроме того, введено условие снижению оценки по критерию К2 на 1 балл в случае наличия ошибочных с точки зрения научного обществознания положений.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
К1
| Раскрытие смысла высказывания |
|
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании | 1
| |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании | 0 | |
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл | ||
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы | 2
| |
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения | 1
| |
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой | 0 | |
К3 | Качество фактической аргументации | |
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения | 2
| |
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления | 1
| |
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису | 0 | |
| Максимальный балл | 5 |
АЛГОРИТМЫ.
2.1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»
1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.
Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.
2. Внимательно изучи диаграмму:
- проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;
- прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответствующими сегментами (столбцами);
- установи, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
- лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.
3. Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.
2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7
Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
⎯ соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
⎯ если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
⎯ нет ли противоречий между вашими аргументами;
⎯ нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
⎯ можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
⎯ не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.
Задание С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.
Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:
1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;
2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;
3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;
4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).
Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа общность: этническая группа;
2) два признака по тексту:
– общность культуры;
– общность территории.
3) дополнительный признак, например:
– общность языка;
– сознание своего единства.
Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.
2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»
1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.
2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль .
4. Озаглавь каждую часть.
5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.
7. В случае необходимости внеси корректировки.
8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.
9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
2.4. ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ (С9)»
1 этап. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ЭССЕ?
Выбирая тему, ты должен быть уверен, что:
1) имеешь неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
2) ясно понимаешь смысл высказывания (не согласен с ним, а понимаешь, что именно утверждает автор);
3) владеешь обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (обрати внимание – термины, которые тебе предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
4) сумеешь привести факты и примеры из СМИ, учебных предметов (истории, литературы, географии), общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
2 этап. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ.
1. Текст эссе должен иметь непосредственное отношение к той науке, к которой относится выбранное тобой высказывание (философии, социологии, политологии, экономике, праву). Все понятия, теоретические положения, факты, примеры должны относиться именно к этой науке!!!
2. В первой части напиши смысл высказывания. Ты должен правильно понять его смысл. Не выходи за рамки проблемы и не увлекайся рассуждениями, не относящимися к смыслу высказывания. Можно использовать клише:
- «Смысл данного высказывания состоит в том, что …»;
- «Автор обращает внимание на то, что …»;
- «Автор убежден в том, что …»
3. Во второй части эссе важно привести теоретическую аргументацию.
Основой теоретической аргументации являются
- понятия,
- теоретические положения
- и выводы.
Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что они должны помогать в раскрытии темы!
4. В третьей частиобязательно приведи фактическую аргументацию.
Факты и примеры могут быть почерпнуты из различных источников: используй
⎯ сообщения СМИ,
⎯ материалы учебных предметов (истории, литературы, географии),
⎯ факты личного социального опыта
⎯ и собственные наблюдения
Помни, что можно использовать примеры из общественной жизни, СМИ, Интернета, личного опыта, твоего окружения (друзья, соседи). Можно использовать известные тебе научные данные или результаты исследований. Все это – тот фактический материал, за который ты можешь получить баллы.
5. В последней части обязательно сделай выводы.
Вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений. Обычно, вывод начинается со слов: «Таким образом, можно сделать вывод о …» или «В итоге можно сделать вывод о …»
Содержание программы
1 тема: “Что такое экономика?”
- 1 занятие: “Основы экономики”. Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора.
- 2 занятие: “Основные экономические вопросы”. Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика.
2 тема: “Экономические системы”.
- 1 занятие: “Рыночная экономика”. Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность.
- 2. занятие: “Кругооборот рыночной экономики”. Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства.
3 тема: “Спрос”.
- 1 занятие: “Закон спроса”. Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены.
- 2 занятие: “Рыночный спрос”. Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене (наличие заменителей, расходуемая процентная часть бюджета, время). Эффект цены и изменение спроса (изменение дохода, наличие и цены заменителей, наличие и цены взаимодополняющих товаров).
4 тема: “Предложение”.
- 1 занятие: “ Предложение и эффект цены”. Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение (эффект цены, индивидуальные предложения и рыночные предложения).
- 2 занятие: “Эластичность предложения по цене”. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения (изменение предельных издержек производства, наличие и цены заменителей и др.).
5 тема: “Равновесие рынка”.
- 1 занятие: “Рыночное равновесие и совершенная конкуренция”. Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток.
- 2 занятие: “Функции рыночных цен”. Информационная функция. Распределительная (нормирующая) функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка.
6 тема: “Потребление, сбережения, вклады, инвестиции”.
- 1 занятие: “Источники дохода. Вклады и инвестиции”. Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет (Постановка финансовых целей, оценка дохода, планирование расходов). Вклады и инвестиции. (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование.
- 2 занятие: “Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей”. Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование. (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей.
7 тема: “Бизнес и предпринимательство”.
- 1 занятие: “Признаки классификации предпринимательской деятельности”. Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности,
- Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства.
- 2 занятие: “Экономическая роль малого бизнеса”. Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес.
8 тема: “Финансирование бизнеса”.
- 1 занятие: “Финансовые рынки”. Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса.
- 2 занятие: “Фондовый рынок”. Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность.
9 тема: “Производство и производительность”.
- 1 занятие: “Как измеряется валовой внутренний продукт”. Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность (человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитальные ресурсы, технологии и инновационная деятельность, технологические процессы).
- 2 занятие: “Управление”. Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности.
10 тема: “Рынок труда”.
- 1 занятие: “Как рыночные силы определяют цену труда?” Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда (разница в условиях труда, разница в образовании и квалификации, разница в способностях и трудолюбии, разница в опыте и мастерстве, уровень территориальной мобильность населения, трудовая дискриминация).
- 2 занятие: “Организация рынка труда”. Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений.
11 тема: “Конкуренция”.
- 1 занятие: “ Конкуренция и координация”. Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная (монопольная) власть (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).
- 2 занятие: “Виды слияния бизнеса. Информация и обмен”. Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения.
12 тема: “Государство и рыночная экономика”.
- 1 занятие: “Государственное регулирование и рынок”. Функции государства в рыночной экономике. Административно – правовая деятельность государства. Государственное управление и социально – экономическая политика. Взаимодействие государственного и частного сектора. Бюджетная система. Доходы федерального правительства. Расходы федерального правительства. Региональные и местные бюджеты. Роль государства и кругооборот.
- 2 занятие: “Налоговая система”. Какие функции выполняют налоги. Виды налогов. Принципы формирования налогов. Принципы налогообложения. Типы налогов: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Прямые и косвенные налоги.
13 тема: “Деньги и финансовые институты”.
- 1 занятие: “Деньги. Количество денег в обращении”. Функции денег. Формы и виды денег. Денежная масса. Спрос на деньги. Предложение денег.
- 2 занятие: “ Развитие банковского дела”. Современная банковская система (коммерческие банки, основные банковские операции, источники частичной резервной системы, как банки “создают” деньги, как ссуды увеличивают денежную массу).
14 тема: “Стабилизация экономики”.
- 1 занятие: “Макроэкономические показатели”. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Методы расчета ВВП. Безработица.
- 2 занятие: “Фискальная политика”. Ограничения и критика фискальной политики. Монетарная политика (центральный банк и денежная масса, ограничения монетарной политики, сравнение и взаимосвязь монетарной и фискальной политики).
15 тема: “Международная торговля”.
- 1 занятие: “Что такое международная торговля?” Экономический эффект торговли. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Международное разделение труда. Протекционизм, либерализм и открытая экономика.
- 2 занятие: “Торговые барьеры – ограничения международной торговли”. Аргументы “за” и “против” торговых барьеров. Международное сотрудничество и экономическая интеграция (основные интеграционные группировки, модели и значение международной интеграции).
- 3 занятие: “Международная валютная система”. Валютный рынок и номинальный валютный курс. Паритет покупательной способности и реальный валютный курс. Фиксированный и плавающий валютный курсы. Платежный баланс.
16 тема: “Мировая экономика: преимущества и вызовы”.
- 1 занятие: “Что такое мировая экономика?” Координация экономических решений и модели экономики. Уровень экономического развития и участие стран в мировой экономике.
- 2 занятие: “Глобализация экономики”. Глобальные проблемы современности. Конкурентно способность страны в мировой экономике.
- 3–4 занятие: Защита проектов и рефератов. Темы выбирают сами ученики.
Примерные темы:
1) Как влияет реклама на жизнь населения страны.
2) Трудовой рынок нашей страны или района.
3) Бизнес план фирмы…(ученики сами составляют проект фирмы).
4) Маркетинговое исследование по району или села.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны:
- овладеть основными экономическими терминами и понятиями;
- уметь применять экономические знания в жизни;
- уметь правильно решать экономические задачи;
- анализировать нужную информацию;
- овладеть элементами исследовательских работ;
- уметь логический и творческий мыслить;
- адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации курса эффективно использование индивидуально-дифференцированных технологий обучения.
В классах со слабой подготовкой учащиеся могут работать парами, малыми группами, обращаясь за помощью к учителю, а в более подготовленных классах – самостоятельно. Учащимся с хорошей подготовкой по предмету экономика можно предложить выполнение заданий более сложного уровня – индивидуально, а с ребятами среднего уровня – организовать консультативную помощь.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. Учрежд. М.:Вита – Пресс,2011.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)
- Методические рекомендации к разработке занятий.
- Тесты.
- Варианты самостоятельных работ.
Использованная литература для учителей:
1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.
2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.
3. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин Сборник тестовых заданий по экономике- М.; МЦЭБО – Вита-Пресс, 2004 г.
4. Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; “Академия развития”; 1998 г.
5. Е. Ю. Фрейнкман “Экономика и бизнес” М.; Начала – Пресс; 1995 г.;
6. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;
7. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП “Центр экономики и права”; К.; 2004 г.
Литература для учеников:
1. Прикладная экономика – (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.;
2. Прикладная экономика – (сборник заданий); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.
3. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП “Центр экономики и права”; К.; 2004 г.
_____________ _______________________
Подпись расшифровка подписи
« ___»_____________2017год
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тематический план.
№ | Темы урока. | Методы | Деятельность учителя и ученика. | Количество часов. | Дата урока. | Коррекция даты. |
1 | Что такое экономика? 1) Основы экономики. 2) Основные экономические вопросы. | Информационно- репродуктивные. | Решение практических заданий части А, В, С | 1ч. | ||
2. | Экономическая система. 1) Рыночная экономика. 2) Кругооборот рыночной экономики. | Информационно- репродуктивное. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
3. | Спрос. 1) Закон спроса. 2) Рыночный спрос. | Частично- исследовательский. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
4. | Предложение. 1) Предложение и эффект цены. 2) Эластичность предложения по цене. | Частично– исследовательский. | Решение практических заданий части А, В, С | 1ч. | ||
5. | Равновесие рынка. 1) Рыночное равновесие и совершенная конкуренция. 2) Функции рыночных цен. | Объяснительно – иллюстративный. | Решение практических заданий части А, В, С | 1ч. | ||
6. | Потребление, сбережения, вклады, инвестиции. 1) Источники дохода. Вклады и инвестиции. 2) Потребительский кредит. Защита интересов и прав потребителей. | Объяснительно– иллюстративный. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
7. | Бизнес и предпринимательство 1) Признаки классификации предпринимательской деятельности. 2) Экономическая роль малого бизнеса. | Частично– исследовательский групповая дискуссия. | Решение практических заданий части А, В, С | 1ч. | ||
8. | Финансирование бизнеса. 1) Финансовые рынки. 2) Фондовый рынок. | Информационно– репродуктивный. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
9. | Производство и производитель- ность. 1) Как измеряется валовой внутренний продукт. 2) Управление. | Информационно– репродуктивный. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
10. | Рынок труда. 1) Как рыночные силы определяют цену труда. 2) Организация рынка труда. | Частично– исследовательский. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
11 | Конкуренция. 1) Конкуренция и координация. 2) Виды слияния бизнеса. Информация и обмен. | Репродуктивный с элементами беседы. | Решение практических заданий части А, В, С | 1ч. | ||
12. | Государство и рыночная экономии- ка. 1) Государственное регулирование и рынок. 2) Налоговая система. | Информационно- репродуктивный. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
13. | Деньги и финансовые институты. 1) Деньги. Количество денег в обращении. 2) Развитие банковского дела. | Объяснительно иллюстративный с элементами беседы. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
14. | Стабилизация экономики. 1) Макроэкономические показатели. 2) Фискальная политика. | Информационно– репродуктивный. | Решение практических заданий части А, В, С | 1 ч. | ||
15. | Международная торговля. 1) Что такое международная торговля. 2) Торговые барьеры ограничения международной торговли. 3) Международная валютная система. | Информационно– репродуктивный, Лекция с элемен- тами беседы. | Решение практических заданий части А, В, С | 1ч. | ||
16. | Мировая экономика: преимущества и вызовы. 1) Что такое мировая экономика? 2) Глобализация экономики. | Информационно- репродуктивный. | Решение практических заданий части А, В, С | 1ч. | ||
17. | Защита проектов и рефератов. Примерные темы:
Ученики могут предложит тему, которая их интересуют. Темы даются за 2 месяца до окончания курса. | Исследовательский. | Рассказ учеников, беседа обсуждение, оценивание. | 1 ч. | ||
Итого17 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.
Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....
Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...
Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"
Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...
Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"
Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...
Программа элективного курса для 9 класса "Математика в экономике и банковском деле"
Программа элективного курса по математике для 9 класса...
Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса
Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...