Финансовая грамотность. Семейный бюджет: доходы и расходы.
план-конспект по математике
Данный материал актуален для обучающихся по АООП (вариант 2 ).
На уроке обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет", закрепляют понятия "доходы" и "расходы", знакомятся с экономным расходованием доходов, отрабатывают умения набирать заданную суммы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по учебному предмету «Математика (математические представления и конструирование»
Ф.И.О. учителя | Пономаренко Е.В. | Класс: 9 «В» (обучающиеся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами) | |
Тип урока | комбинированный | ||
Тема урока | Финансовая грамотность. Семейный бюджет: доходы и расходы. | ||
Цель | знакомство с понятиями доходы, расходы, семейный бюджет, закрепление решений задач на нахождение цены, количества, стоимости | ||
Задачи | |||
Образовательные | познакомить с понятиями доходы, расходы, семейный бюджет; закреплять зависимость между ценой, количеством и стоимостью через решение задач; закреплять умения выполнять вычислительные действия с опорой на таблицы «Пифагора» и «Сложения и вычитания в пределах 20»; отрабатывать умение набирать заданную сумму монетами. | ||
Коррекционно-развивающие | корригировать устную связную речь через правильные и полные ответы; развивать мыслительные процессы анализы и синтеза через решение задач | ||
Воспитательные | воспитывать самостоятельность, социализацию в обществе; воспитывать экономное отношение к тратам денег. | ||
Материалы и оборудование | Карточки с примерами и ответами, монеты, купюры, таблицы «Пифагора» и «Сложения и вычитания в пределах 20», большие и маленькие игрушки для игры «Магазин» и предметные картинки основных товаров «продуктовой корзины». | ||
Методы обучения | практическая работа, игра | ||
Формы организации образовательного процесса | практическая деятельность | ||
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | |
Организационный момент Цель: настрой на работу, проверка готовности к уроку Цель: повторение порядковых числительных, закрепление временных представлений | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились в школе, ведь для большинства из вас это выпускной год. Помните, что надо говорить громко, полными предложениями. Готовы? Начинаем. Настя сообщит нам дату. Послушайте еще раз и повторите хором. (Сегодня восьмое декабря, среда). Декабрь относится к какому времени года? Какой это месяц зимы? А в году какой он по счету? | Слушают. Повторяют. Отвечают на вопросы. | |
Устный счет. Цель: закрепления выполнения вычислительных действий с опорой на таблицы «Пифагора» и «Сложения и вычитания в пределах 20» | Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке надо решить примеры. Решаем пример, находим ответ на карточке и прикрепляем его под примером. 3 х 5 = 5 + 1 = 2 - 1 = 9 + 9 9 – 1 = =36 : 4 = Прочитайте, какое слово получилось. Собираем слово ДЕНЬГИ. На уроке мы будем говорить про деньги. Для чего они нужны? Какие бывают деньги? Они бывают бумажные – купюры и металлические – монеты. На купюрах и монетах написаны цифры. Это стоимость, которую можно оплатить этой монетой. Покажите монету, стоимостью 1 р., 5р., 10р. | Решают примеры с опорой на таблицы «Пифагора» и «Сложения и вычитания в пределах 20») Выбирают ответ решения, составляют слово (под цифрой написана буква). Отвечают на вопросы Показывают купюры и монеты | |
Введение в тему (актуализация темы) Цель: закрепление понятия доходы | Мы с вами начали изучение новой темы «Основы финансовой грамотности». Финансы – это деньги. На прошлом уроке мы говорили о доходах семьи. Давайте вспомним, что является доходом. У вас на столе карточки (заработная плата (зарплата), пенсия, пособие, оплата коммунальных услуг, оплата сотовой связи, покупка продуктов, покупка одежды или обуви, покупка бытовой техники). Выберите из них то, что является доходом и положите слева рядом с кошельком. Проверяем (заработная плата (зарплата), пенсия). Итак, все деньги, что мы кладем в кошелек – это доходы. Давайте прочитаем, какие карточки остались: оплата коммунальных услуг, оплата сотовой связи, покупка продуктов, покупка одежды или обуви, покупка бытовой техники. | Выбирают карточки по теме «Доходы» | |
Изучение нового материала. Цель: знакомство с понятиями расходы и семейный бюджет Цель: отработка умения решать задачи на нахождение цены, количества или стоимости; закрепление умение набирать заданную сумму. | Все это называется расходы. Расходы – это деньги, которые мы вынимаем из кошелька и рассчитываемся за товар или услугу. Доходы и расходы - это бюджет семьи. В каждой семье доходы разные. Свои траты нужно уметь планировать, в соответствии с доходами. Можно за один день бездумно потратить все деньги. Правильнее планировать свои расходы. Как вы думаете, какие расходы должны быть в первую очередь? (Оплата коммунальных услуг, оплата сотовой связи, покупка продуктов). Рассчитывать стоимость покупки продуктов поможет умение решать задачи на определение цены, количества и стоимости. Откройте тетради, запишите дату, слово задача и начертите таблицу для записи данных задачи. Послушайте задачу. Булочка с маком стоит 8 рублей. Сколько рублей стоит 7 таких булочек? Что нам известно (цена и количество)? Что надо узнать (стоимость)? Каким действием находится стоимость (умножением). Как запишем решение? Что напишем в ответе? Запишите решение и ответ в тетради. Наберите сумму, необходимую для покупки булочек. | Выбирают первоочередные расходы Записывают дату, чертят таблицу. Выбирают данные для заполняют таблицы, выбирают действие, записывают решение (один ученик на доске), устно формулируют ответ. Набирают монетами сумму 56 р. | |
Физминутка | Напомните, какой сейчас месяц. Какой праздник вы все уже ждете? Разминку сегодня проведет сам Дед Мороз | Выполняют ускоряющиеся движения по музыку. | |
Актуализация знаний. Цель: формирование экономного отношения к финансовым тратам | Дидактическая игра «Магазин». У вас для покупок есть 130р. В продаже есть большие игрушки, стоимостью 100р., маленькие по 50 р. и сок стоимостью 50р. Вам надо совершить одну покупку. Быстро выбираем и расплачиваемся. А сейчас вам очень захотелось пить, и вы решили купить сок (формулировка задания может варьироваться в зависимости от первого выбора обучающегося). Всем ли хватило денег на вторую покупку? Вот видите, как важно учиться планировать свой бюджет. | Выбирают товар и рассчитываются за него | |
Гимнастика для глаз | Выполняют движения глазами по инструкции педагога. | ||
Закрепление полученных знаний. Цель: отработка умение набирать заданную сумму монетами, умения сравнивать сумму и стоимость товара. | Сейчас будем тренироваться рассчитывать деньги для покупок. У вас есть 100 р. Можете купить шоколад, который стоит 64 р.? Наберите 55р. Хватит вам денег, чтобы купить пакет молока за 78 р.? | набирают заданную сумму, отвечают на вопросы. | |
Обобщение: закрепление понятия «семейный бюджет» | Мы с вами сегодня познакомились с новым понятием «семейный бюджет». Что такое семейный бюджет? (доходы и расходы). На рисунке изображены два мешочка: один большой, другой поменьше. Какой из них в семейном бюджете должен быть доходы, а какой расходы. Свои расходы надо планировать. Назовите, какие ежемесячные расходы вы должны планировать в первую очередь. | Отвечают на вопросы, пользуясь таблицами. Раскладывают под рисунками надписи «доход» и «расход» | |
Итог урока | Вы очень старались отвечать на вопросы, решили задачу, набирали сумму для покупок. Я очень довольна вашей активной работой и вам вручается вот такая грамота. Первым получит ее тот, кто активнее всех работал на уроке и дал больше правильных ответов. Как вы думаете, кому сначала я ее должна вручить? | Обучающиеся выбирают того, активнее всех работал на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 9,10-11-й классы
Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 9,10–11-й классыРазделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку», а также Информат...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Разработка занятия может быть использована во внеурочной деятельности, в частности, при изучении финансовой грамотности в 5-7 классах. В ходе занятия учащиеся усвоят понятие "семейный бюджет", его со...
Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет
ПредметОсновы финансовой грамотностиКласс8 классТип урокаУрок открытия новых знанийТемаСемейный бюджетЦель Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и ...
Игра по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Данная игра призвана закрепить у обучающихся полученные знания поосновам финансовой грамотности.Каждая команда – это семья.Игре предшествует подготовительный этап, в процессе которого обучающиес...
Классный час "Семейная экономика: доходы и расходы" 8 класс
Внеклассное мероприятие проводится в форме классного часа, где группам-семьям предлагаются задания по вычислению семейного бюджета, экономному планированию семьи. Классн...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
технологическая карта урока "Семейный бюджет" для учащихся 5-6 классов...
Квест-игра на развитие финансовой грамотности "Семейный бюджет"
Материал внеурочного занятия разработан ю развчающихся, проводится в рамках квест-игры "Семейный бюджет"...