Открытый урок биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок биологии в 5 классе
Тема урока: Экологические факторы среды
Цель урока: формирование общего представления об экологических факторах; продолжение воспитания эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- Выделять существенные признаки экологических факторов природы
- Различать на рисунках факторы неживой природы, живой природы и антропогенные
- Уметь объяснить роль антропогенного фактора на природу
Метапредметные:
1.Уметь работать с текстом, выделять в нём главное
2.Уметь работать с рисунками в учебнике
Личностные:
- Проявлять учебно – познавательный интерес к живой природе, её многообразию
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, карточки для проверки домашнего задания, рисунки на тему «Влияние человека на окружающую среду», карточки для закрепления нового материала, презентация к уроку «Экологические факторы среды», стаканчики с семенами для проведения исследования
Ход урока
I этап Организационный момент
Девиз:
У того, кто учится
Всё всегда получится!
Мотивация учащихся на работу
Встали ровно, повернулись
и друг другу улыбнулись.
Если хочешь отвечать, надо руку поднимать
И, конечно же, вставать!
(проверка готовности учащихся к уроку)
ll этап Проверка знаний
1.Учитель называет живой организм, а учащиеся показывают карточки с буквами.
(аист, щука, крот, блохи, акула, заяц, синица, кит, аскарида, слепыш)
2.Презентация ««Экологические факторы среды» Слайд 1
lll этап Актуализация знаний
Учитель. У каждого живого организма есть своя среда обитания, к которой он приспособлен. Слайд 2
- Что называется средой обитания? (Совокупность условий, в которых обитает организм)
- Что такое место обитания? (наиболее благоприятные условия среды обитания) Слайд 3
-Какие среды обитания вы знаете? Слайд 4, 5, 6
- Хорошо ли разным организмам жить в своей среде? (иногда бывает не очень хорошо)
- Почему? (потому что на них действуют условия среды обитания) Слайд 7, 8
-Какие? Что может вызвать неудобства птице при полёте? ( ветер, дождь. снег и т. д.)
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Цветы, деревья и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса
Человек и время года – это факторы природы.
Итак, условия среды называются факторами природы. Изучением факторов среды обитания, которые влияют на живые организмы, занимается наука – экология. Поэтому факторы среды можно назвать экологическими. Это и есть тема нашего урока. (Экология - наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой) Слайд 9
IV этап Работа с учебником
- стр. 78
- Какими бывают экологические факторы среды?
2. стр. 78 Факторы неживой природы
- Какие условия среды относятся к факторам неживой природы?
3. Небольшая исследовательская работа
Цель: Как влияет зкологический фактор - влажность на прорастание семян фасоли. Эту работу выполнял Муравьёв Артём
- Что произошло с семенами, которые находились целиком в воде?
- Что произошло с семенами, которые находились без воды?
- Что произошло с семенами, которые только смачивались водой?
Вывод: Экологический фактор – влажность может оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние.
Физминутка
- Послушайте внимательно ещё одно стихотворение
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки…
Прожить без соседей – увы! – невозможно.
Иных обойдёжь далеко, осторожно.
Иными, как раз хорошо закусить,
А с кем – то под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге.
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!
- Ребята, о каких факторах идёт речь в этом стихотвореннн?
4. Чтение материала учебника на стр. 78 – 79
- Приведите примеры влияния факторов живой природы на живые организмы.
- Какие же факторы природы относятся к факторам живой природы? (растения, животные, микроорганизмы)
Итак, мы подошли к следующему фактору – антропогенному.
- Найдите ответ на вопрос, какой фактор называется антропогенным? стр.80
- Как антропогенный фактор изменяет среду, окружающую человека?
Сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!
Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
Реки, озёра, леса и луга
Должны сохраняться всерьёз и всегда!
5.Грустная история Слайд 10
-Ребята, почему рассказ называется «Грустная история»?
-Как вели себя дети в лесу?
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
Слайд 11
Мы теперь знаем всё о факторах среды и сможем правильно распределить все факторы по своим местам с объяснением.
lV этап Закрепление
(Раздаю карточки)
V этап Итог урока, выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Абиотические факторы среды".
Урок изучается в теме " Основы экологии". Рассмотрены вопросы влияния абиотических факторов на живые организмы. Отражено влияние света, температуры, влаги на жизнь живых организмов. Дополнением ...
Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"
Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Разработка урока по теме:"Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы".
В условиях перехода ивнедрения ФГОС, наша школа как вся система образования постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в ивде знаний, умений и навыков.И в соотве...
Урок "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Методическая разработка урока биологии...
урок биологии 7 класс "Факторы среды. Цепи питания"
В помощь ученикам для знакомства с новым материалом предлагается презентация и видеоурок....
Методическая разработка открытого урока биологии Среды обитания организмов (водная, наземно – воздушная)
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). Цель урока: ученик различает особенности разных сред обитания организмов и...