Конспект урока по экономике "С деньгами на Ты"
план-конспект урока по экономике (11 класс)

Кинякина Елена Алексеевна

Каждый стремится стать успешным и независимым человеком. Путь к этой цели начинается с умения копить, сохранять и приумножать денежные средства. Знания о навыках ведения личного бюджета, обязательном учете расходов и доходов, сбережении и инвестировании помогут школьникам задолго до получения первой зарплаты серьезно задуматься о финансовом планировании, о рисках и опасностях в мире финансов.

Образ финансово грамотного человека. Личный финансовый план - инструмент достижения цели! Сбережения- инвестиции в будущее. Финансовые инструменты – возможность сохранить и приумножить! Как избежать финансовых ошибок и денежных потерь? Знай и умей отстаивать свои права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по экономике

Тема урока «С деньгами на ТЫ»

Цели и задачи урока:

- Создать условия для усвоения каждым учеником понятий "деньги", "денежное обращение", а также функций денег.

- Развивать экономическую речь, логику рассуждений при применении знаний, развивать умение анализировать, память, речь, внимание.

- Формировать экономическое мышление учащихся.

- Повышать уровень финансовой грамотности обучающихся.

- Воспитывать понимание того, что деньги всего лишь средство, а не цель жизни, а также умение корректно поддерживать дискуссию, адекватно оценивать свою деятельность.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Мотивация.

Звучит песня из к/ф "Сватовство гусара".

3.Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Король Уганды велел засеять ими поле. На островах Санта-Крус они постепенно изнашиваются. В Средневековом Китае сулили смертную казнь тем, кто отказывался их принимать. У мусульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Некоторые подделки ценятся

дороже самого предмета. Аукцион этих предметов проводится ежедневно в Москве. То, о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне, к нашим гостям. О чем идет речь? (Деньги)

4. Актуализация знаний.

- Один мудрец сказал, что деньги-это дорога, по которой катится колесо торговли, другой сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире экономики. А как бы вы оценили роль денег в жизни людей?

(Ответы детей)

 Вывод: как бы мы не оценивали деньги- мы будем правы, потому что их роль в обществе противоречива. Но одно можно сказать твердо, деньги имеют большое значение для людей. Разберемся в их сущности и функциях, чтобы ответить на вопрос: почему?

5. Изучение нового материала.

- Составим определение слова "деньги". (Составление кластера к слову "деньги"). Деньги - особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги.

- Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют.

- Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, - от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.

- О том, какую большую роль деньги играли в жизни людей, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку – самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

- Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.

Просмотр вебинара от ЦБ, участие в чате

Практическая работа по свойствам  денег.

Задание 1 группе: Определите о каких свойствах денег рассказывается:

1. …рассказывают, что в момент гибели «Титаника» один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицры, спасавшие детей и женщин, оказали ему в получении блага (ликвидность)

2 … рассказывают, что в 50 – х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублёвую купюру, и никто не мог дать ему сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средтвами и не разменяли ему банкноту (делимость)

3 – Деньги имеют форму, вес, размеры, удобны для использования (портативность)

4  - рассказывают о «добросовестном» банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти (прочность)

Задание 2 группе: Определите какая купюра поддельная. Назовите защитные элементы и признаки подлинности. Работая с текстом объясните какую купюру поменяют в банке, а какую нет.

Учитель: Нет слова более популярного в обычной человеческой речи. Кто-то их боготворит, а кто-то напротив проклинает, их трудно зарабатывают, а потом легко тратят, годами накапливают, завещают, дарят, раздают, крадут, дают в долг, возвращают, и все это великое множество действий подчеркивает важность и даже необходимость денег. Каждый день мы берем в руки деньги - монеты и купюры различного достоинства. А может ли кто-нибудь из вас вспомнить, кто или что изображено на купюрах России и почему именно эти изображения, а не какие-либо другие? По какому принципу все же были выбраны города на купюрах.

- По принципу наиболее удачного и читаемого изображения. Разработчики хотели максимально широко представить географию России, но невозможно было эстетично отразить виды городов и памятных мест на купюрах. Так, например изумительные виды Байкала и Иркутска на купюрах не смотрелись. Авторами изображений городов стали художники Гознака Игорь Крылков и Алексей Тимофеев.

Практическая работа

Перед вами купюры и задания к ним. (Взаимный обмен листами и проверка). В ходе практической работы учащиеся понимают, что деньги могут нести важную для исследователя информацию.

6. Рефлексия. Решение проблемных вопросов.

Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами? 

Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.

Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.

Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.

7. Домашнее задание.

Данное домашнее задание является своеобразным мостиком к следующей теме урока: «Инфляция». Поразмыслив над вторым, и особенно третьим вопросом учащиеся лучше смогут понять новую тему. 

Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность»

Ответить на вопрос: виноват ли Колумб в «революции цен?»

Объяснить: каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции? [3]

8. Подведение итогов урока.

- Мир денег – удивительный и необычный мир, и за внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более

30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, Не надо превращать их в единственную цель в жизни. Всем нам хочется "легких" денег. Люди во все времена верят в чудеса, в магию, вдруг подойдет волшебник и достанет счастливую монетку (фокус). Я бы хотела закончить наш урок веселой песенкой про деньги и подарить вам на память о нашей встрече "Денежный магнит".  (ролик)

- Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

9. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока литературы в 5 классе "Трудовые деньги"

Материал данного произведения подходит для реализации экономической направленности ОУ...

Конспект урока обществознания по теме : "Товар и деньги"

Конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Товар и деньги"...

конспект урока по курсу "Человек и общество" на тему "Деньги"

Данный конспект урока по курсу "Человек и общество" на тему "Деньги" состален для учащихся класса послешкольного обучения с умереннной степенью умственной отсталости проживающих в условиях детского до...

Конспект урока английского языка для 10 класса по теме "Деньги: как получить и как потратить"

Конспект урока английского языка с презентацией и рабочей тетрадью...

Конспект урока по обществознанию "Деньги"

Материалы к уроку обществознания...

Конспект урока в 11 классе "How to Reduce Unnecessary Spending Habits" (Как избавиться от ненужной привычки тратить деньги?)

How to Reduce Unnecessary Spending Habits (Как избавиться от ненужной привычки тратить деньги?)УМК Комаровой Ю. А. Конспект урока с использованием  технологии проблемного обучения.Конспект с...