программа курса по выбору "Финансовая грамотность" 9 класс
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему

Функ Светлана

Учащиеся 9 класса расширят свой кругозор по вопросам финансовой грамотности. Большое внимание уделяется практической деятельности. Курс расчитан на 34 часа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_po_vyboru.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Курс по выбору

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №124»

ПРИНЯТО

Методическим объединением учителей _____________

МБОУ «Лицей №124»

Протокол от

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей №124»

____________Н.М. Погребников

Приказ от 29.08.12 №01-13/154

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №124» ____________Н.М. Погребников

Приказ от

Рабочая программа по учебному курсу

«Финансовая грамотность» 

9 Г класс

Срок реализации данной программы 1 год – 2017-2018 учебный год

Разработана на основе авторской программы  «Финансовая грамотность» авторы: Е. Лавренова, О. Рязанова, И. Липсиц,

 учебная программа,  ИННОВАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) - М.: «Вита-Пресс», 2014

Учитель Функ С.Н.

Барнаул 2017

                                                                     

Пояснительная записка

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Структура курса

Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание:

изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.

Сроки реализации

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 9-х классов.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся

Лекция-беседа. В 8–9 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:

– просмотр документальных и художественных фильмов;

– просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;

– встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими.

Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.

Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8–9 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.

Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах:

– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

– поиск и анализ правовых документов по теме;

– разработка индивидуальных или групповых проектов;

– проведение мини-исследований;

– поиск информации для написания эссе;

– составление и решение финансовых кроссвордов.

Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.

Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:

• «Управляем денежными средствами семьи»

• «Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг»

• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»

• «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»

• «Внимание! Финансовые риски!»

• «Планируем свой бизнес»

• «Валюты и страны»

• «Налоги и семейный бюджет»

• «Пенсии родителей»

Семинар. В 8–9 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8–9 классов:

1. Определение цели семинара

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)

3. Представление результатов обсуждения группами

4. Общее обсуждение

В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:

1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?

2. Чем сегодня обеспечены деньги?

3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?

4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?

5. Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?

6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?

7. Какие способы самозанятости сегодня существуют в России (в вашем городе, деревне, посёлке)?

8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы?

9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?

10. Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?

11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?

12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?

13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе, селе, посёлке)?

14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций?

15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов?

16. Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд?

17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?

18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей?

19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребенка?

20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?

21. Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?

22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе?

23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?

24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье?

25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне?

26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции?

27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?

28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?

29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире?

30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой?

31. Чем полезны банковские карты в современной жизни?

32. О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара?

33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?

34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов?

35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги?

36. Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?

37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?

38. Для чего нужны косвенные налоги?

39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица?

40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии?

41. Какая пенсия должна быть справедливой?

42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин?

Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь форму дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга

финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8–9, так и 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а также привлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.).

Основные понятия и знания:

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и

личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном,

так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;

промежуточного контроля (в заключение изучения раздела).

Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

итогового контроля (по результатам изучения целого курса).

Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания,

умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Тематический поурочный план учебного курса  «Финансовая грамотность, 8-9 классы»

(вариант 1час в неделю, 34учебных недель)

№  урока

Тема урока

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Количество часов

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)

Тема 1. Происхождение денег ( 2 часа)

1

Деньги: что это такое?

Л-Б, П

1

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет

на финансы нашей семьи

Л-Б, И

1

Тема 2. Источники денежных средств семьи (2 часа)

3

Какие бывают источники доходов

Л-Б, П

1

4

От чего зависят личные и семейные доходы

Л-Б, И

1

Тема 3. Контроль семейных расходов (1 час)

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это

делать

Л-Б, П

1

Тема 4. Построение семейного бюджета (3 часа)

6

Что такое семейный бюджет и как его построить

Л-Б, С

1

7

Как оптимизировать семейный бюджет

Л-Б, П

1

8

Осуществление проектной работы, проведение контроля           П, ЗК

        Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2 часа)

9

Для чего нужны финансовые организации

Л-Б, П

1

10

Как увеличить семейные расходы с использованием

финансовых организаций

Л-Б, С

1

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (4часа)

11

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

Л-Б, П

1

12

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Л-Б, И

1

13

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться

большему)                                                                                           П, ЗК

14

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля         П, ЗК

Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (3 часа)

15

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

Л-Б, С

1

16

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

Л-Б, И

1

17

Чем поможет страхование

Л-Б, П

1

Тема 8. Риски в мире денег (4 часа)

18

Какие бывают финансовые риски

Л-Б, П

1

19

Что такое финансовые пирамиды

Л-Б, С

1

20

Осуществление проектной работы                                                       П, ЗК

1

21

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля            П, ЗК

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем(8 часов)

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 часа)

22

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

Л-Б, И

1

23

Польза и риски банковских карт

Л-Б, П

1

Тема 10. Собственный бизнес (2 часа)

24

Что такое бизнес

Л-Б, П

1

25

Как создать свое дело

Л-Б, И

1

Тема 11. Валюта в современном мире (4 часа)

26

Что такое валютный рынок и как он устроен

Л-Б, П

1

27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

И,С

1

28

Осуществление проектной работы                                                П, ЗК

1

29

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля      П, ЗК

1

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи ( 2 часа)

30

Что такое налоги и зачем их платить

Л-Б, П

1

31

Какие налоги мы платим

И,С

1

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости ( 3 часа)

32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

Л-Б, П

1

33

Осуществление проектной работы                                                    ЗК

1

34

Итоговый контроль                                                                             ЗК

1

                       Итого

34

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса литературы в 5 классе

Рабочая программа курса литературы в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...