Конспект урока " Человеческий капитал"
план-конспект урока по экономике (9 класс) на тему

Майорова Любовь Никитична

Конспект урока "Человеческий капитал" составлен к занятию по основам финансовой грамотности.Структура урока соответствует ФГОС.Содержание технологической карты соответствует материалу учебного пособия В.Чумаченко,А.Горяева "Основы финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Человеческий капитал

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся представления о понятии «», о составляющих человеческого капитала и  основных принципах

Образовательные ресурсы

Буктрейлер «Робинзон Крузо» либо фрагмент одноимённого фильма

План урока

1. Что такое человеческий капитал?                                    

2. Как применить свой человеческий капитал            

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Основные понятия

Человеческий капитал

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Научатся: определять понятие «человеческий капитал», узнают о принципах применения человеческого капитала

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; составлять схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)

Структура урока

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

дея-тельнос-ти

3

Эмоциональная, и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Просмотр видеофрагмента

II. Акту-ализация знаний

7

Беседа по видео-фрагмету

Организует беседу по вопросам:

1.Как Робинзону удалось выжить на острове?

2.Какими способностями он обладал?

3.Есть ли у вас такие способности?

4.Кто помог герою выжить на острове?

Аргументировано отвечают на вопросы, делают собственные выводы

Фронтальная работа

Устные ответы.


III. Изучение нового материала

17

1. Работа с дополнительным материалом

(приложение 1).

2. Работа с материалом учебника стр.10-13

3.Заполнение таблицы и схемы (приложение 2)

4.Работа с документом (приложение 3)

Предлагает учащимся разделиться на группы; организует выполнение  практических заданий в группах:

Объединяются в группы, выполняют практические задания, проводят отчет каждой группы, обсуждают полученную информацию

1.Работа в парах

2. Групповая работа

1.Устные ответы.

2.Практические задания

IV. Первич-ное  осмы-сление и закре-пление изученного

7

Решение заданий по теме урока (приложение 4)

Упражнение тэн-тик-тоу

Формулирует задание, проводит выборочный контроль.

Проводит с учащимися тестирование на определение уровня усвоения материала

Самостоятельно выполняют задания.

Отвечают на вопрос теста; определяют результаты своей работы на уроке

Выполнение тестового задания, взаимопроверка

Письменные и устные ответы.

V. Итоги урока.

Рефлек-сия

7

Обобщение полученных
на уроке

Сведений

Приём «снежный ком»

Проводит беседу по вопросам:

1.Оцените свою работу на уроке

2. Столкнулись ли вы с какими-либо сложностями во время выполнения заданий? Как преодолели?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домаш-нее задание

3

Работа с текстом пособия стр.10-13,

на выбор

1) творческое задание на стр.8 в РТ,

2) эссе на тему: «Лучшие инвестиции-это инвестиции в самого себя» У.Баффетт

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

1.Работа с понятием стр.10+ текст

Человеческий капитал  - часть национального богатства, стратегический ресурс  и фактор экономического роста.

Термин «человеческий капитал» определяет качественный аспект экономики. Западный экономист Теодор Шульц получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» 

Под человеческим капиталом в обществоведческой литературе понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, а также моральных мотивов и установок.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

1.По материалу пособия стр.10-11 составить схему « Составляющие человеческого капитала»

2.Обсудите в группе как можно использовать ваш ЧК, приведите примеры.

3.Работая с текстом стр.11-13заполните таблицу:

Принцип применения ЧК

Суть принципа

Примеры

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

       «В США стоимость человеческого капитала в конце 2008 года составляла $ 95 трлн. или 77% национального богатства, 26% мирового итога стоимости человеческого капитала.
    Для Китая эти показатели составляют: $ 25 трлн., 77% от всего национального богатства, 7% мирового итога человеческого капитала и 26% к уровню США.
   
Для Бразилии соответственно: $ 9 трлн.; 74% от всего национального богатства, 2% мирового итога человеческого капитала и 9% к уровню США.
     Для Индии: $ 7 трлн.; 58% от всего национального богатства, 2% мирового итога человеческого капитала; 7% к уровню США.
    На долю стран
«семерки» и ЕЭС на расчетный период приходилось 59% мирового человеческого капитала, что составляет 78% от их национального богатства.
    Человеческий капитал в большинстве стран
превышал половину накопленного национального богатства .Основная часть мирового человеческого капитала сосредоточена в развитых странах мира. Это связано с тем, что инвестиции в человеческий капитал в последние полвека в этих странах значительно опережают инвестиции в физический капитал.

По данным Всемирного банка, основанным на изучении экономик 192 стран мира, только 16% экономического роста обусловлена физическим капиталом, 20% – природным, 64 %– человеческим капиталом». Сделайте все возможные выводы по предложенному тексту:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Выполните задания по изученной теме.

1.Что такое человеческий капитал?

А) совокупность имущества, которое можно использовать для  получения дохода посредством инвестирования

Б) интеллект, здоровье ,природные способности человека и всего населения

В) воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков, а также моральных мотивов и установок.

Г) верно всё вышесказанное

 2.Найди  слово, не относящееся к понятию «ЧК»,: возраст, темперамент, деньги, здоровье, музыкальный слух. Выдели его.

3.Верны ли суждения?

А) человеческий капитал, привнося инновации, является двигателем экономического роста

Б) любая черта  человеческой натуры имеет экономическое значение

1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

4.Приведите пример удачного использования своего человеческого капитала.

5.Вставьте пропущенное слово в схему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Путешествие капитана Дрейка" на фестиваль "открытый урок".

Лингофонный кабинет на базе компьютерного класса дает неограниченные возможности для преподавания английского языка. Вот небольшой пример....

Реализация подпроекта «Англоязычный Дагестан» в рамках приоритетного проекта Главы РД «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»)

Реализация подпроекта «Англоязычный Дагестан» в рамках приоритетного проекта Главы РД «Человеческий капитал» (подпроект «Просвещенный Дагестан»)...

Статья "Роль компетентностного подхода в развитии человеческого капитала"

В научной статье рассматривается возможность использования компетентностного подхода для развития человеческого капитала...

Урок "Человеческий капитал", 9 класс

Презентация выполнена в программе Smart. УМК "Сферы"...

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

"Человеческий капитал" за школьной партой (стандарты второго поколения: осмысление целей общего образования)

В данной работе мне хотелось остановиться на одной из важных проблем современной школы : на целях общего образования. На мой взгляд, все документы(проекты, законы, стандарты), вышедшие в последние год...

Человеческий капитал и качество населения

Человеческий капитал и качество населения, урок в 9 классе. Цель: познакомиться с человеческим капиталом, оценкой качества населения, географическими различиями в качестве населения и перспектива...