Статья "Особенности инновационного развития: школа-ВУЗ-бизнес-сообщество"
статья по экономике

Дуринова Зинаида Георгиевна

В данной статье рассматривается вопрос в рамках ФГОС нового поколения:  необходимость сотрудничества  школы-ВУЗа-бизнес-сообщества. Можно с уверенностью говорить,что сегодня в России существует такое сотрудничество. При этом можно также с уверенностью утверждать, что данное партнерство носит не линейный характер , а круговой. Социальное партнёрство существует  между всеми участниками, значит, имеет положительное значение для общества в целом, как в социальном, экономическом, так и в политическом смысле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

   Каждый из нас является гражданином своей страны, каждого из нас касается все, что происходит в нашей стране, как в экономическом, так и в социальном плане. Все явления и процессы жизни общества и государства в целом касаются нас в той или иной степени. Каждый день в наш обиход все заметнее входит термин социальное партнерство.  Само словосочетание произошло в контексте трудовых взаимоотношений, где трактовалась как система институтов и механизмов согласования интересов производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Однако, в день нынешний социальное партнерство вышло далеко за рамки вышеизложенного и вошло буквально во все сферы жизни общества и государства. Государство сегодня выступает макропартнером во всех социальных взаимоотношениях, регламентируя каждый шаг всех участников, ведет социальную политику, направленную на улучшение жизни в период становления демократии рыночной экономики. Социальное партнерство школ, ВУЗов и бизнес-сообществ является важнейшим приоритетом для государства в целом, поскольку ведет к стабильности и благосостоянию.

   Было время, когда школа, ВУЗ и бизнес-сообщество не соотносили себя друг с другом, ограничивая взаимосвязь между собой: школы выпускали всех желающих с общим образованием, ВУЗы принимали всех желающих получить высшее образование без оглядки на конкретную потребность государства, а бизнес – сообщество как таковое еще не существовало. Однако время диктовало свои условия, и Россия стала участником мирового рынка. Бизнес в России развивался, но очень медленно, образование ухудшалось, и очень быстро. Пришло время, когда политические перипетии утихли, общество вздохнуло и всем стало ясно, что надо предпринимать ускоренные шаги. В декабре 2016 года  президент Российской Федерации в ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской  Федерации сказал: в школе «важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. К этой работе должны подключиться и бизнес, и университеты, исследовательские институты, чтобы у ребят было ясное понимание: все они имеют равные возможности для жизненного старта, что их идеи, знания востребованы в России, и они смогут проявить себя в отечественных компаниях и лабораториях». Надо отметить верность  слов президента.

   Школа и ВУЗ всегда являлись звеньями одной системы, однако, социальными партнерами они стали недавно. Сегодня государство предъявляет очень высокие требования к качеству школьного образования, всячески поддерживая инновационную деятельность руководства школ и учителей, стимулирует их к саморазвитию и самообразованию. Учителя – это основной источник знаний учеников, они дают толчок к всестороннему развитию детей, а потому обязаны регулярно совершенствовать себя и свое мастерство. Помощь в данном процессе оказывают ИМЦРО, ИРО , которые сотрудничают с ВУЗами, чьи преподаватели передают свой опыт и знания учителям. ВУЗы вводят и апробируют свои профориентационные программы, а также поддерживают подобные программы школ, проводя Дни открытых дверей. Эти программы помогают учащимся осознать необходимость получения высшего образования и сузить поиск будущей профессии. Вследствие этого ВУЗы получают абитуриентов, желающих иметь качественное высшее образование, уверенных в необходимости получить его в определенном ВУЗе, а также обширную исследовательскую площадку для научной деятельности. Такие взаимовыгодные социальные отношения дают право говорить о том, что между школой и ВУЗом существует социальное партнерство.

   Бизнес – сообщество – понятие относительно молодое для России, характеризующее экономические отношения как внутри бизнеса в целом, так и отдельных его отраслей, а также лиц, в нем участвующих. Бизнесмены, стоящие во главе предприятий; предприятия, образующие отрасль; отрасли, формирующие экономику – все это вместе составляет  бизнес – сообщество. Государство поддерживает социальное партнерство между ВУЗом и бизнес – сообществом. Бизнес – сообщество прекрасно понимает необходимость   и выгоду взаимоотношений. Прежде всего это совместные проекты, где ВУЗ будет отвечать за создание технологий, внедрять в производство. Это дает возможность не только приблизить вузовскую науку к практике, но и поможет молодым специалистам трудоустроиться после выпуска (что является в наше время актуальной проблемой). С другой стороны, формой организации такого сотрудничества могут стать малые инновационные предприятия при ВУЗах, где будут создаваться новые технологии, выпускаться наукоемкая продукция для крупных компаний – заказчиков. Благодаря созданным бизнес – сообществом при ВУЗах различным проектам, технологиям и предприятиям, последние, т.е. ВУЗы, могут выделить действительно талантливых людей, способных заниматься наукой, развивать ее в дальнейшем и станут прекрасной сменой для преподавателей. Таким образом, очевидно социальное партнерство ВУЗа и бизнес – сообщества.

   Социальное партнерство между школой и бизнес – сообществом долгое время не признавалось как явление. Однако время расставило свои приоритеты. Нашему обществу стали нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Они будут отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, будут готовы к межкультурному взаимодействию, обладать чувством ответственности за судьбу страны. А потому и ФГОС нового поколения предусматривают социально – педагогическую поддержку развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем планируется внедрить этот курс и в другие предметы. Сегодня девизом для бизнес – сообщества в России стала мысль о том, что вложение средств в образование детей – самый лучший, эффективный способ обеспечения будущего.

   Таким образом, можно утверждать, что сегодня в России существует такое социальное партнерство, которое включает в себя школу, ВУЗ, и бизнес – сообщество. Такое партнерство имеет положительное значение для общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация и инновационное развитие

Модернизация и инновационное развитие- единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условия...

Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства

Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...

ИННОВАЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Презентация проеектно-исследовательской работы по данной теме....

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

О комплексном подходе в вопросах формирования национальной инновационной системы....

Методическая работа в условиях инновационного развития школы

Представленый материал является выступлением на городском семинаре для директоров школ. Тема семинара: "Развитие образовательной среды школы в современных условиях". В тексте раскрываются особенности ...

Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана

Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на ...