Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана
статья по теме

Мухамеджанова Зоя Бахытжановна

Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на стадии формирования и, тем самым объясняется некоторое отставание от ведущих стран мира, где национальные инновационные системы уже успешно функционируют. Многие технологически развитые страны (США, страны Европейского союза, Южная Корея и Япония) двигались к мировому лидерству в области науки и инноваций не одно десятилетие и имеют достаточно последовательную и долгую историю. Как показывает история, основой успеха данных страны является уделение большого внимания методологической и организационнойй подготовки кадров  в сфере инновационного менеджмента и малого инновационного предпринимательствая. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана

Мажитов Д., студент 2-го курса

Колледжа инновационных технологий, Астана

Научный руководитель: Мухамеджанова З.Б., преподователь профессионального казахского языка

Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность.

Бернард Шоу

 

Введение

Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на стадии формирования и, тем самым объясняется некоторое отставание от ведущих стран мира, где национальные инновационные системы уже успешно функционируют. Многие технологически развитые страны (США, страны Европейского союза, Южная Корея и Япония) двигались к мировому лидерству в области науки и инноваций не одно десятилетие и имеют достаточно последовательную и долгую историю. Как показывает история, основой успеха данных страны является уделение большого внимания методологической и организационнойй подготовки кадров  в сфере инновационного менеджмента и малого инновационного предпринимательствая.

Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана

В настоящее время Президент и Правительство Республики Казахстан уделяют большое внимание реструктуризации экономики и преданию ей инновационного характера развития. Такой подход заложен в ключевых программных документах страны, включая послание главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года.

Под инновациями понимаются технологии, идеи, разработки, которые при внедрении дают качественный толчок развития производства  и, как следствие, рост его прибыли, а также меняющие уровень жизни населения в лучшую сторону.

Инновационное развитие экономики требует новых подходов в подготовке кадров как для производственных, так и научных нужд.  Молодые специалисты, приходящие на предприятие не только должны иметь хорошую научную и технологическую подготовку, но также и должны быть готовы к внедрению  новых технологий с целью увеличения прибыли. Продвижение технологий на рынке требует глубоких научных знаний, которые возможно получить только на базе ведущих университетов.

Образовательный потенциал наших казахстанских университетов известен далеко за пределами нашей страны. Так, согласно данным агентства QS World University Rankings по итогам прошлого года позиции, занимаемые некоторыми отечественными вузами, котируются не выше 400-го места. В то время как 3 года назад все казахстанские университеты находились в кластере между 501–600-м местом, а в 2008-м ни одного отечественного университета в рейтинге вообще не было. Однако, эти же данные показывают другую статистику – наивысшие позиции в рейтинге занимают университы Казахстана, которые в основном готовят специалистов по естественно-научным и гуманитарным специальностям, а те отечественные институты, где в основном преподаются технические и прикладные дисциплины находяться далеко позади мировых вузов.

 В этой связи, видиться целесообразным внедрение на естественнонаучных факультетах казахстанских университетов факультативного курса «Основы инновационной деятельности». Этот общеобразовательный курс должен дать представление об особенностях инновационной деятельности, заинтересовать студентов, показать существующие возможности в области коммерциализации результатов научной деятельности.

Учебный план должен предусматривать общие курсы в области инновационной экономики, методов исследования рынка, менеджмента, а также специальные курсы по коммерциализации результатов исследований и разработок (правовое регулирование охраны интеллектуальной собственности и патентные технологии получения охранных документов, технология разработки бизнес-плана, управление интеллектуальной собственностью, основы коммерциализации технологий, жизненный цикл высокотехнологического товара, технологический аудит, финансовый анализ инновационных проектов, трансфер технологий, создание малой фирмы и управление ее развитием и др.).

Неотъемлемой частью программ также должна быть стажировка на одном из предприятий наукоемкого бизнеса, в процессе которой осуществляется подготовка конкретного бизнес-проекта, который защищается в качестве выпускной работы.

Таким образом, студенты, прошедшие инновационную подготовку будут обладать не только базовыми научно-техническими, но и основами экономических знаний в контексте современных инновационно-технологических тенденций. Это соответствует требованиям, вытекающим из реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития до 2015 года и межотраслевом научно-технологическом плане до 2020 года.

Заключение

Естественнонаучное образование занимает особое место в формировании объективного научного взгляда учащихся на окружающий мир. Оно является фундаментом и стратегическим ресурсом для обеспечения научно-технического развития любой страны. Учитывая высокий научно-исследовательский потенциал естественнонаучного образования Казахстана, внедренние предметов инновационного менеджмента позволит внести существенный вклад в решении задач индустриально-инновационного развития страны. 

Список литературы

  1. Послание главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года.
  2. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2011-2013 года.
  3. Альтшулер Ю.Б. Формирование методологических и прикладных знаний учащихся в процессе изучения электродинамики в курсе физики средней школытема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02.
  4. Лапинова С.А., Плехова Ю.О. Бизнес-инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа модернизации экономики. В кн.: Инновационное развитие современных социально-экономических систем. Всероссийская научно-практическая конференция (2011, Волгоград). Волгоград; М.: Центр прикладных научных исследований, 2011.
  5. Семыкина Ю. «Новые горизонты». Журнал Центр Азии,  Алматы, №7-8 (44-45), 2011.
  6. QS World University Rankings. Рейтинг университетов мира 2012-2013. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник заданий для подготовки студентов обучающихся по специальности 080302 к междисциплинарному экзамену

1 часть Настоящий сборник составлен из материалов, применяемых на этапах проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080302 Коммерция (по отраслям). В нем содержатся материалы, к...

Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

Автореферат на тему "Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" в системе профессионального образования"

В автореферате представлены материалы исследования, проведенные на базе Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа среди студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях"....

Задания для подготовки студентов 2 курса специальности ТМ к промежуточной аттестации по математике в 3 семестре

Данный материал предназначен для студентов 2 курса специальности ТМ. Содержит задания по изучаемым разделам курса, которые будут вынесены на экзамен в рамкам промежуточной аттестации осеннего семестра...

Статья2 Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические рекомендации по  профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...

Учебное пособие по дисциплине: ОГСЭ. 03. Иностранный язык для подготовки студентов по специальности: 09.05.01 Прикладная информатика (по отраслям) к участию в WorldSkills по компетенции «Веб-дизайн и разработка» (Web Technologies)

Данная разработка поможет освоить профессиональную лексику чемпионата WorldSkills по компетенции «Веб-дизайн и разработка» и получить практику в чтении и переводе конкурсной документации. ...