Рабочая программа по предмету "Экономика" (углубленный уровень).
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Кочегова Ульяна Викторовна

Рабочая программа по предмету экономика и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от17 декабря 2010 года № 1897.;

2. "Письмо  Минобрнауки РФ "О рабочих программах учебных предметов" от 28.10.2015 № 08-1786";

3. Закон "Об образовании в Российской Федерации";

4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Степновская СОШ»;

5. Примерная программа по предмету рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;

6.Авторской программы  С.И. Иванова, В.В. Шереметовой  под редакцией С.И. Иванова «Экономика. 10-11 кл. (профильный уровень). М.: Вита-пресс, 2009.

Место учебного предмета «Экономика» в Примерном учебном плане основного общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (при 34 неделях обучения в год в 10 классе), 2 часа в неделю, в соответствии с учебным планом школы.

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих результатов:

Личностные

- уважает все формы собственности, готов защищать свою собственность

- готов  к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Метапредметные

Регулятивные:

- умеет самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

- осуществляет, контролирует и корректирует деятельность;

- использует все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

- выбирает успешные стратегии в различных ситуациях;

- владеет навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Коммуникативные:

- умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

- учитывает позиции других участников деятельности;

- умеет распознавать  и предотвращать конфликты до их активной фазы;

- умеет развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с

использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- при осуществлении групповой работы может быть как руководителем, так и

членом проектной команды в разных ролях (генератором идей,

критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);

- координирует и выполняет работу в условиях виртуального

взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

- согласовывает позиции членов команды в процессе работы над общим

продуктом/решением;

- представляет публично результаты индивидуальной и групповой

деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

- подбирает партнеров для деловой коммуникации, исходя из

соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- воспринимает критические замечания как ресурс собственного развития;

- точно и емко формулирует как критические, так и одобрительные

замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Познавательные

- критически оценивает и интерпретирует информацию с разных позиций;

- распознает и фиксирует противоречия в информационных источниках;

- использует различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

- осуществляет развернутый информационный поиск и ставит на его

основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- находит обобщенные способы решения задач;

- приводит критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

- анализирует и преобразовывает проблемно-противоречивые ситуации;

- выходит за рамки учебного предмета и осуществляет целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивает индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

меняет и удерживает разные позиции в познавательной деятельности

(может быть учеником и учителем; формулирует образовательный запрос и выполняет консультативные функции самостоятельно; ставит проблему и работает над ее решением; управляет совместной познавательной деятельностью и подчиняется);

- владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

.

Содержание курса 

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и ограниченность доходов. Проблема выбора. Экономические блага. Ресурсы и факторы производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и создаваемые ими доходы.

Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить? Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

Метод экономической науки. Экономическая модель. Экономические переменные, Потоки и запасы. Размерность экономических величин. Номинальные и реальные показатели.

 

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

Два способа решения фундаментальных проблем экономики. Административно-плановая система и рыночная система.

Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов. Планирование экономики. Несостоятельность планового управления экономикой.

Основные черты рыночной системы. Рынок и его функции. Частная собственность и конкуренция. «Невидимая рука рынка». Виды рынков.

Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства, фирмы, государство. Кругооборот доходов.

Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Частные и общественные блага. Роль государства в рыночной экономике. Смешанная экономика. Пределы вмешательства государства в экономику.

 

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Обоснование закона спроса. Ценовой барьер. Эффект дохода. Эффект замещения. Убывание предельной полезности товара.

Эффект Гиффена.

Другие факторы, влияющие на спрос.

Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Кривая предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Рыночное равновесие. Понятие совершенной конкуренции. Точка пересечения кривых спроса и предложения. Равновесная цена.

Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Государственное регулирование цен и рыночное равновесие.

 

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса.

Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Практическое значение теории эластичности.

 

Тема 5. Поведение потребителя

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя.

Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безраличия и карта безраличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия.

Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.

 

Тема 6. Фирма. Производство и издержки

Фирма как коммерческая организация. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.

Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда.

Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек.

Проблема оптимального размера фирмы. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес.

 

Тема7. Конкуренция и рыночные структуры

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы.

Монополия. Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объем выпуска продукции монополиста. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства.

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периода в условиях монополистической конкуренции.

 

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов

Особенности рынков факторов производства. Рынки услуг факторов производства. Производный спрос.

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка труда. Кривая спроса на труд. Кривая предложения труда. Дифференциация ставок заработной платы. Государственное регулирование размеров минимальной оплаты труда.

Рынок услуг земли и земельная рента. Экономическая рента, чистая экономическая рента и земельная рента.

Капитал и процент. Реальный и денежный капитал. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Процент и процентная ставка. Номинальная и реальная ставка процента.

Границы целесообразности инвестиций. Дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования.

 

Тема 9. Деньги и банковская система

Деньги и их функции. Виды денег и их свойства. Товарные и кредитные деньги. Наличные и безналичные деньги. Демонетизация золота. Денежные системы. Ликвидность денег. Денежные агрегаты.

Коммерческие банки. Роль банков в условиях рыночной экономики. Операции банков. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Активы и пассивы. Резервы коммерческого банка. Прибыль банка.

Центральный банк. Цели и функции центрального банка. Баланс центрального банка. Центральный банк и его роль в осуществлении экономической политики государства.

 

Тема 10. Валовой внутренний продукт и национальный доход

Валовой внутренний продукт (ВВП). Конечные товары и услуги и промежуточный продукт. Валовой национальный продукт. Два метода исчисления ВВП: метод суммирования потока затрат и метод суммирования потока доходов.

Чистый национальный продукт и национальный доход. Факторные доходы. Государственный бюджет и его роль в перераспределении национального дохода. Личный доход и располагаемый доход.

Номинальный и реальный ВВП.


Система  оценивания образовательных результатов учащихся старшей школы в условиях ФГОС

10 класс

Планируемые результаты

Виды оценивания

Подвиды оценивания

Цель

Задачи

Формы диагностики и мониторинга

Время проведения, периодичность

Место внесения результатов

Личностные

Предметные

Метапредметные

Стартовая дтагностика

Уровень образовательных достижений учащихся, перешедших в старшую школу (познавательные и метапредметные результаты)

установление индивидуального уровня  обученности учащегося (остаточные знания) и готовность к обучению по ИОП

выявить уровень усвоения основного материала, развития УУД  для обучения в КМС

Тест, комплексная контрольная работа –

самооценка и взаимооценка,

оценивание учителем, согласование с обучающимся.

Вторая неделя сентября

Отметка в классный журнал, таблица в портфолио, дневник обучающегося

Личностные

Предметные

Метапредметные

Текущее оценивание (на каждом уроке)

Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам учебных дисциплин ИОП

Мотивировать образовательную деятельность учащихся

Формировать  у учащихся самоанализ и самооценку личных достижений, ответственность за результат Обеспечить  прочность овладения образовательными результатами

Все виды опроса: проверка и оценка образовательных результатов ученика в ходе изучения тем, разделов  (самооценка, взаимооценка, оценка учителем,

согласование с учащимся, отметка). Возможность пересдачи темы с последующим выставлением отметки

Рейтинговая система оценивания

Диагностическая метапредметная работа

диагностика результатов личностного развития ( диагностическая работа, наблюдение)

В течение всего учебного года

1 раз в год

Классный журнал

Дневник

Классный журнал. Дневник, рейтинговая таблица

% показатели сформиров. УУД в Портфолио

Таблица (% в портфолио)

Тематическое

Отследить динамику   образовательных приращений при изучении и после изучения темы (раздела)

Проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса

Различные виды опроса ( выполнение  тематических тестов, решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, самоконтроль, взаимоконтроль, групповой. Урок-рефлексия учебных достижений

По завершении темы(раздела), учебного модуля

Личностные

Предметные

Метапредметные

Итоговое оценивание

Промежуточное

Установить уровень достижений образовательных результатов в соответствии с поставленными целями

Сравнить образовательные достижения ученика с требованиями  стандарта

Определить степень успешности ученика  и готовность к реализации ИОП в 11 классе

Комплексная контрольная работа по всем учебным предметам, предметам по выбору, позволяющие диагностировать как познавательные умения, так и уровень сформированности УУД  ;

Публичный отчет по реализации ИОП

В конце учебного года

2 раз в год

Классный журнал, дневник

% показатели УУД в Портфолио

11 класс

Стартовая диагностика

Уровень познавательных возможностей в выбранных предметных областях

Определить уровень познавательных возможностей с целью организации корректировки ИОП

Проверить усвоение программного материала по предметам ИОП

Тестирование в формате ЕГЭ

В начале года

Дневник,

классный журнал, листы учебных достижений в Портфолио

Личностные

Предметные

Метапредметные

Текущее оценивание

Уровень образовательных достижений в предметных областях

Определить уровень познавательных возможностей в освоении образовательных программ

Комплексные контрольные работы, тестирование в формате ЕГЭ.

Работа на семинарах, предметных конференциях.

Диагностические метапредметные работы:

самооценка, взаимооценка, оценка учителя, отметка. Учитывается согласие учащегося на выставляемую отметку

Внеурочная деятельность:

Проектная, исследовательская, участие в олимпиадах различного уровня, социальные акции, практики и т.д., предметные конкурсы: балльно-рейтинговое оценивание

В течение обучения

1раз в полугодие

1 раз в полугодие

Классный журнал, дневники

% сформированности УУД в таблицу в портфолио

Баллы с переводом в отметку в таблицу в портфолио

Итоговое оценивание

Уровень образовательных достижений в предметных областях ИОП

Установить уровень достижений

образовательных результатов в соответствии с образовательным стандартом старшей школы

Определить степень эффективности образовательного процесса по реализации ИОП

Диагностика результатов личностного развития

(диагностическая работа, наблюдение)

Защита индивидуального проекта (балльно-рейтинговое оценивание)

ЕГЭ (обязательные предметы+ предметы по выбору)

Май-июнь

Баллы в таблицу в Портфолио, затем перевод в отметку

Баллы с переводом в отметку в таблицу Портфолио

Итоговое оценивание происходит по накопительной системе отметок с учетом рейтинговых баллов (отметок)



Система оценивания образовательных результатов учащихся основной  школы в условиях ФГОС

Планируемые результаты

Виды оценивания

Подвиды оценивания

Цель

Задачи

Формы диагностики и мониторинга

Время проведения, периодичность

Место внесения результатов

Личностные

Предметные

Метапредметные

Стартовая диагностика

Уровень образовательных достижений учащихся школы за предыдущий класс (предметные и метапредметные результаты)

Определить уровень сформированности предметных и метапредметных умений как условий, обеспечивающих дальнейшую успешность учащихся в обучении

Выявить уровень подготовки учащихся и причины затруднений

Входные комплексные контрольные работы ( оценка учителя, отметка) ;

диагностика как предметных умений, так и уровня сформированности УУД

Вторая неделя сентября

Классный журнал

дневник

Отсроченное (проводится данный вид оценивания, если на входном контроле в большей массе «2»)

Определить эффективность образовательного процесса  по достижению

конечного результата

Определить уровень предметных  и метапредметных умений после изучения первой темы (раздела)

Тест с различными типами и видами заданий

1.Конец сентября.

2.Перед изучением новых крупных разделов

Классный журнал

дневник

Личностные

Предметные

Метапредметные

Текущее оценивание

Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по темам предмета

Мотивировать образовательную деятельность учащихся

Формировать  у учащихся самоанализ и самооценку личных достижений, ответственность за результат Обеспечить  прочность овладения образовательными результатами

Все виды опроса

Проверка и оценка образовательных результатов ученика в ходе изучения тем, разделов, решение УПЗ :самооценка, взаимооценка, оценка учителя, отметка

Внеурочная деятельность:

Метапредмет в

проектной деятельности  при  работе в  модулях, участие в различных конкурсах, олимпиадах

В течение учебного года

Классный журнал

Дневник

Мониторинг предметника

Тематическое

Отследить динамику   образовательных приращений при изучении и после изучения темы (раздела )

Проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса

Различные виды опроса (выполнение  тематических тестов, решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, самоконтроль, взаимоконтроль, групповой). Урок-рефлексия учебных достижений: самооценка, взаимооценка, оценка учителя, отметка

По завершении темы (раздела).

Дневник

Классный журнал

Периодическое

Диагностировать качество усвоения учащимися структурных элементов  изучаемой темы (раздела)

Способствовать обучению учащихся обобщению, систематизации знаний, восприятию ими целостной картины знаний при изучении темы(раздела)

Контрольная работа, зачёт, тест. Проводятся в форме уроков  контроля, рефлексии

По завершении логической части темы( раздела).

Дневник, журнал

Промежуточное

Установить уровень достижений образовательных результатов в соответствии с поставленными целями

Сравнить образовательные достижения ученика с требованиями  стандарта

Определить степень успешности ученика в достижении образовательных стандартов по всем направлениям

Комплексная контрольная работа по предметам, не выносимым на ГИА;

защита  проекта как результата проектной деятельности исследования: баллы

контрольная работа по решению учебно-практических задач и учебно-познавательных: оценка учителя, отметка

Внеурочная деятельность:

Метапредмет в

проектной деятельности  при  работе в  модулях, участие в различных конкурсах, олимпиадах

В конце каждой четверти

1 раз в год

Классный журнал

дневник

Портфолио

Классный журнал

дневник

Личностные

Предметные

Метапредметные

Итоговое оценивание

Аттестационное

Установить уровень достижений

образовательных результатов в соответствии с образовательным стандартом ( ФГОС)

Сравнить образовательные результаты  учащихся  с требованиями стандарта

Определить степень эффективности образовательного процесса, организованного учителем

Комплексная контрольная работа по предметам, не выносимым на ГИА;

защита  проекта как результата проектной деятельности исследования(баллы)

контрольная работа по решению учебно-практических задач и учебно-познавательных: оценка учителя, отметка

Диагностика как предметных умений, так и уровня сформированности УУД

Для выпускных классов:

ГИА в форме ОГЭ, ГВЭ

Конец учебного года

2 раза в год

По завершению образовательной ступени

Классный журнал

дневник

Портфолио, таблица (%)

Таблицы в портфолио (% по каждому виду УУД)

Классный журнал, портфолио






Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по экономике 68часов (профильный уровень)

Дата

Тема с указанием формы

Продукт деятельности (форма контроля)

Основной вид учебной деятельности

Продукт деятельности в блоке

Предметные результаты

Глава 1. «Предмет и метод  экономической науки». (7 час)

1

Введение. Экономика как наука. Методы экономических исследований.   Лекция с элементами практической работы

У

Схема «Распределение ресурсов», График кривой производственных возможностей. Построение таблицы по §1.3,

Знает почему безграничность потребностей людей и ограниченность их дохода ставят перед людьми проблему выбора;
Умеет объяснять необходимость того или иного выбора.

2

Потребности. Блага. Ресурсы: Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Практикум

Устный опрос

УИ

Знает значение эффективности использования ресурсов для развития экономики. Потребности, безграничные потребности. Знают термины: Потребности, безграничные потребности, экономические и свободные блага, факторы производства.

3

Проблема выбора в экономике. Рациональное экономическое поведение. Лекция с элементами беседы

У

Знает оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров.

Знают термины:  Затраты, ресурсы, микроэкономика, макроэкономика

4

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. Консультация

У

Знает, что включает в себя понятие «альтернативная стоимость экономических благ», что показывает кривая производственных возможностей;
Умеет строить кривую производственных возможностей и комментировать ее.

Знает термины:  альтернативные издержки, цена выбора.

5

Фундаментальные проблемы экономики  и предмет экономической науки (главные вопросы экономики). Практикум

Зачет

УИ

Знает в чем состоят фундаментальные проблемы экономики и как определяется предмет экономической науки, что такое микро – и макроэкономика, позитивная и нормативная экономика, что представляет собой экономическая модель, какие свойства присущи экономическим величинам; три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить

Умеет решать тестовые задания, давать экспертную оценку проекта.

Знает термины:  микроэкономика, макроэкономика

6

Метод экономической науки. Измерение экономических величин. Лекция с элементами беседы

УИ

Знает методы экономической науки.

Знает термины:  Экономическая модель, экономические данные, фонды. Номинальные и реальные величины. Индексы.

7

Повторение и контроль по теме «Экономика как наука».

(Контрольная работа №1) Тестирование

Тест по терминам главы.

Глава 2. «Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика» (6 час)

8

Понятие экономической системы. Типы экономических систем. Лекция с элементами беседы

УИ

Построение таблицы§2.3, 2.4. Сравнительная таблица «Типы экономических систем». Схемы §2.5,

9

Способы решения фундаментальных проблем экономики.

Традиционная экономическая система. Лекция с элементами практической работы

УИ

Знает: как решаются фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы.

Знают термины:  Экономические системы

10

Основные черты административно-плановой системы. Лекция с элементами практической работы

Устный опрос

УИ

Знает: почему переход к рыночной системе был не только целесообразен и неизбежен.

Знает термины:  Плановая экономика

11

Основные черты рыночной системы. Лабораторно-практическое занятие

Зачет

УИ

Знает: каким образом происходит зарождение и развитие рыночной системы.

Знает термины:  рынок

12

Смешанная экономика. Семинар

УИ

Знает виды и функции рынка Знает положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка.

Знает термины:  Услуги, товар, рынок Инфляция, издержки, частная собственность.

13

Повторение и контроль по теме «Типы экономических систем».

(Контрольная работа №2) Тестирование

Тест по терминам главы.

Глава 3. «Спрос, предложение и рыночное равновесие».  (7 час)

14

Спрос. Закон спроса. Эффект Гиффена. Лекция с элементами практической работы

УИ

Построение графиков по заданиям из практикума §3.1, §3.3, §3.5,  Графики спроса и предложения.

Знает факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары.

Умеет строить график спроса.

Знает термины:  Спрос, величина спроса, эффект Гриффена.

15

График спроса. Факторы спроса. Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся 

УИ

16

Предложение. Закон предложения. Консультация

Устный опрос

УИ

Знает Закон спроса и предложения.

Умеет строить график предложения.

Знают термины: Предложение, величина предложения.

17

График предложения. Факторы предложения. Лекция с элементами беседы

УИ

18

Рыночное равновесие. Реакция рынка на изменение спроса и предложения. Лекция с элементами практической работы

Решение теста по практикуму§3.4,

УИ

Знает условия совершенной конкуренции.

Знают термины: Рыночное равновесие, конкуренция, равновесная цена

19

Дефицит и избыток. Практикум

УИ

Знает влияние внешних факторов на спрос и предложение.

Знает термины: дефицит, избыток.

20

Повторение и контроль по теме «Спрос, предложение и рыночное равновесие».  (Самостоятельная  работа №1) Письменный опрос

Тест по терминам главы. Решение задач по теме.

Глава 4. Эластичность спроса и предложения. (7 час)

21

Ценовая эластичность спроса. Лекция с элементами беседы

У

Графики§4.3, Графики по теме эластичность спроса и предложения.

Знает понятие эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

Знает термины: Эластичность спроса. Эластичность предложения, перекрёстная эластичность. Ценовая эластичность.

 

22

Эластичность спроса производителей. Практикум

Устный опрос

УИ

23

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Лекция с элементами беседы

У

24

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Лабораторно-практическое занятие

УИ

25

Ценовая эластичность предложения. Консультация

У

26

Практическое применение теории эластичности. Тестирование.

Решение тестов по практикуму§4.5,

УИ

Знает Теорию эластичности и налоговая политика государства,  распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе. Практическое значение теории эластичности.

27

Повторение и контроль по теме: «Эластичность спроса и предложения». (Самостоятельная  работа №2) Тестирование формата ЕГЭ

Тест.

Глава 5. «Поведение потребителя». (8 час)

28

Общая и предельная полезность. Консультация

У

Сообщения. Графики. Таблица.

Знает, что понимается под общей и предельной полезностью и в чем заключается закон убывающей предельной полезности, как формулируется правило максимизации полезности;
Умеет применять закон убывающей предельной полезности, делать оптимальный выбор.

Знает термины: Общая полезность, предельная полезность, оптимальный выбор.

29

Закон убывающей предельной полезности. Семинар на основе групповой работы

УИ

30

Правило максимизации. Практикум

Устный опрос (знание правила)§5.2,

УИ

31

Кривые безразличия. Обзорная лекция

У

Знает, что представляют собой кривые безразличия и карты безразличия, каким образом индивид оказывается в положении потребительского равновесия и под влиянием каких факторов оно может измениться, что такое рыночный спрос;

Умеет на основе кривых безразличия и карты безразличия устанавливать субъективные предпочтения отдельного потребителя, строить кривые «доход - потребление», «цена - потребление», индивидуального спроса, на основе информации об индивидуальном спросе всех покупателей товара определить рыночный спрос на данный товар.

Знает термины: кривая безразличия, карта безразличия, предельная норма замещения, бюджетное ограничение, бюджетная линия, равновесие потребителя, рыночный спрос.

32

Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Лекция с элементами беседы

У

33

Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Проблемная лекция

Решение задач по практикуму§5.4, 5.5,

УИ

34

Урок решения практических задач по теме: Индивидуальный и рыночный спрос. Лабораторно-практическое занятие

Решение задач, устные ответы по терминам.

УИ

35

Повторение и контроль по теме: «Поведение потребителя». (Контрольная работа №3) Зачёт

Зачет.

УИ

Глава 6. «Фирма. Производство и издержки». (7 час)

36

Понятие фирмы. Фирма как экономическая организация. Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся

УИ

Конспект по теме «Производительность труда». Сообщения. Реферат «Источники финансирования бизнеса»,

Знает, что представляет собой современная фирма, что представляют собой общий, средний и предельный продукт фирмы;
Умеет различать фирмы по организационно-правовой форме, объяснять действие закона убывающей эффективности.

Знает термины:  фирма, юридическое лицо, хозяйственное товарищество и общество, акционерное общество, акция, облигация, КПА, артель, унитарное предприятие, краткосрочный период, долгосрочный период, общий продукт, средний продукт (производительность, эффективность труда). Закон убывающей эффективности.

37

Фирма как экономическая организация. Семинар

УИ

38

Современная фирма. Продукт фирмы. Семинар

УИ

39

Бухгалтерские и экономические издержки. Практикум

Решение задач по практикуму§6.3,

УИ

Знает, что включается в бухгалтерские и экономические издержки, бухгалтерская и экономическая прибыль, какая связь существует между уровнем издержек и объемом выпускаемой продукции фирмой;

Умеет определять эффективность работы фирмы, измерять издержки фирмы и определять эффективность ее деятельности.

Знает термины: бухгалтерские издержки, экономические издержки, прибыль, общие издержки, общие постоянные издержки, общие переменные издержки, средние общие издержки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки, предельные издержки

40

Как изменяются издержки фирмы. Лекция с элементами беседы

У

41

Производительность труда. Источники финансирования бизнеса. Лабораторно-практическое занятие

Устный опрос

УИ

Знает, что понимается под эффектом масштаба производства;
Умеет объяснять, почему в экономике наряду с крупными предприятиями существуют мелкие и средние.

Знает термины:  положительный эффект масштаба производства, отрицательный эффект масштаба производства, неизменный эффект масштаба производства, минимально эффективный размер предприятия.

42

Повторение и контроль по теме: «Фирма. Производство и издержки». (Самостоятельная  работа №3) Тестирование

Тест.

Глава 7. Предпринимательство. (6 час)

43

Понятие предпринимательства. Обзорная лекция

У

Таблица «Менеджмент и его функции». Сообщения. Реферат Предпринимательство

Знает, что такое предпринимательство, различные организационно-правовые формы предпринимательства;
Умеет определять цели предпринимательской деятельности, определять форму предприятия.

Знает термины:  предприниматель. хозяйственное товарищество и общество, акционерное общество, акция, облигация, артель, унитарное предприятие

44

Организационно-правовые формы предпринимательства. Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся

УИ

45

Менеджмент и его функции. Семинар

Устный опрос

УП

Знает, что такое менеджмент и чем занимается менеджер, что собой представляет маркетинговая деятельность, каким образом предприниматель выявляет и удовлетворяет спрос потребителя;
Умеет применять знания в повседневной жизни, разбираться в вариантах каналов сбыта продукции и находить наиболее оптимальный.

Знает термины: менеджмент, менеджер, каналы сбыта продукции, маркетинг, маркетологи, исследования маркетинга, выбор средств.

46

Мотивация как функция менеджмента. Семинар

УП

47

Маркетинг и его основные элементы. Лабораторно-практическое занятие

Решение задач по практикуму§7.4,

УП

48

Повторение и контроль по теме: «Предпринимательство». (Контрольная  работа №4) Тестирование

Тест.

Глава 8. «Деньги и банковская система». (7 час)

49

Этапы развития денежной системы. Понятие «деньги». Практикум

У

Таблица «Кредит». Схема «Деньги»

Знает роль денег в рыночной экономике, виды денег и их свойства;
Умеет находить преимущества различных видов денег, плюсы и
минусы различных систем
денежного обращения.

Знает термины: деньги, товарные деньги, кредитные деньги, депозит,

50

Семинар: Виды денег. Функции денег. Понятие фондового рынка. Лабораторно-практическое занятие

Устный опрос

УИ

51

Банки и банковская система. (Коммерческие банки) Лекция с элементами беседы

У

Знает роль и значение банков в экономике,  роль Центрального банка в экономике, особенности потребительского кредита;
Умеет характеризовать операции банка, рассчитывать прибыль банка, выбирать и рассчитывать необходимый кредит.

Знает термины:  норма резервов, учетная ставка ЦБ,

52

Кредит: понятие, сущность и основные формы. Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся

УИ

53

Центральный банк. Функции ЦБ. Практикум

УИ

54

Центральный банк. Норма обязательных резервов. Практикум

Ответы на вопросы по практикуму§8.4,

УИ

55

Повторение и контроль по теме: «Деньги и банковская система». (Самостоятельная   работа №4) Практикум

Решение задач по практикуму к

Глава 9. «Рынки факторов производства и распределение доходов». (7 час)

56

Особенности рынков факторов производства. Лекция с элементами беседы

У

Сообщения. Реферат «Рынок труда, земли и капитала»

Знает, что представляют собой рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства;

Умеет находить отличия между этими рынками.

Знает термины: заработная плата, рента, процент, прибыль. Производный спрос,

57

Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. Лекция с элементами практической работы

Решение задач по практикуму§9.2,

УИ

Знает, какие обстоятельства определяют процессы, происходящие на рынке труда;
Умеет определять размеры спроса фирмы на труд, объяснять различия в уровнях оплаты труда.

Знает термины: денежное выражение предельного продукта труда, государственное регулирование минимальной заработной платы.

58

Рынок труда и заработная плата. Государственное регулирование занятости. Лекция, сопровождающаяся сообщениями учащихся

УИ

59

Рынок услуг земли и земельная рента. Лекция с элементами беседы

У

Знает особенности земельной ренты, виды капитала, процент;
Умеет определять уровень ставки земельной ренты, определять процентные ставки.

Знает термины: экономическая рента, чистая экономическая рента, реальный капитал, оборотный капитал, человеческий капитал, денежный капитал, процент, номинальная процентная ставка, реальная процентная ставка.

60

Капитал и процент. Практикум

Решение задач по практикуму§9.4,

УИ

61

Целесообразность инвестиций. Практикум

 Ответы на вопросы по практикуму §9.5,

УИ

Знает, в каких случаях фирме целесообразно осуществлять инвестиции;
Умеет рассчитывать целесообразность инвестирования.

Знает термины:  Дисконтирование, текущая дисконтированная стоимость, коэффициент дисконтирования

62

Повторение и контроль по теме: «Рынки факторов производства и распределение доходов». (Самостоятельная   работа №5) Практикум

Решение задач по практикуму.

Глава 10. Конкуренция и рыночные структуры. (6 час)

63

Типы рыночных структур. Понятие конкуренции. Лекция с элементами практической работы

УИ

Таблица «Типы рыночных структур»

Знает чем отличаются друг от друга различные типы рыночных структур, каким образом определяется равновесное положение конкурентной фирмы, как строится кривая предложения конкурентной фирмы, почему в долгосрочном периоде конкурентные фирмы получают нулевую экономическую прибыль;

Умеет проводить сравнительный анализ, рассчитывать табличные значения, строить графики.

Знает термины:  типы рыночных структур, состояние равновесия.

64

Совершенная конкуренция. Практикум

Решение задач по практикуму§10.2,

УИ

65

Монополия. Лекция с элементами беседы

У

Знает, как определяется оптимальный объем производства фирмой-монополистом, в чем заключается ценовая дискриминация, отличительные черты поведения фирм олигополистов, особенности монополистической конкуренции;
Умеет определять экономические последствия монополистической структуры, определять характерные черты олигополии, сравнивать монополистическую и совершенную конкуренцию.

Знает термины: монополия, ценовая дискриминация, Антимонопольная политика. Олигополия, олигополистическая взаимозависимость, монополистическая конкуренция.

66

Олигополия. Консультация

У

67

Монополистическая конкуренция. Практикум

Решение задач§10.5,

УИ

68

Итоговое занятие по курсу. Тестирование формата ЕГЭ

Тест в формате ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 классПояснительная запискаСогласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является ...

Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень

Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) Голубевой Натальи, ученицы 6 класса, обучающейся по основной общеобразовательной программе основного общего образования

В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования  для обязательного изучения математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...

Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс

Программа разработана на основе:   Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций           (10-11 классы) / авт.сост. А.И....

Рабочая программа по химии на уровень среднего общего образования, базовый уровень (УМК Е.Е. Минченкова)

Данная рабочая программа (базовый уровень, 2 часа в неделю) составлена для изучения химии по  учебникам: Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский «Химия 10 класс. Базовый уровень», учебн...