Рабочая программа по химии на уровень среднего общего образования, базовый уровень (УМК Е.Е. Минченкова)
рабочая программа по химии (10 класс)

Данная рабочая программа (базовый уровень, 2 часа в неделю) составлена для изучения химии по  учебникам: 

  • Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский «Химия 10 класс. Базовый уровень», учебник для учащихся ОУ,  (М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019)
  • Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский «Химия 11 класс. Базовый уровень», учебник для учащихся ОУ,  (М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № 1

от «» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МОУ СШ № 2

____________Карташова О.В.                            

«» августа 2020 г.

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ СШ № 2

        __________ Денисова О. В.                           

         Приказ №

         от «» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО

СРЕДНЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Базовый уровень

                                                                            Принято на заседании

                                                                                                   педагогического совета

                                                             протокол № 1

                                                                             от «» августа 2020 г.

г. Богородицк

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии на уровень среднего общего образования составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.

2. Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СШ № 2. 

3. Учебный план среднего общего образования МОУ СШ № 2. 

4. Приказ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию с изменениями».

5. Примерная Программа среднего общего образования по химии. 

6. Программы по химии к учебно-методическому комплексу  Е.Е. Минченкова:

  • Химия. 10 класс. Методическое пособие. (Программа курса органической химии 10 класса для полной средней школы, базовый уровень. Авторы: Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский) / П.А. Оржековский, Л.И. Пашкова – М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019.
  •  Химия. 11 класс. Методическое пособие. (Рабочая программа курса  химии 11 класса для полной средней школы, базовый уровень.  Авторы: Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский) / Е.Е. Минченков,  И.И. Пронина – М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2017.

 Данная рабочая программа составлена для изучения химии по  учебникам: 

  • Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский «Химия 10 класс. Базовый уровень», учебник для учащихся ОУ,  (М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019)
  • Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский «Химия 11 класс. Базовый уровень», учебник для учащихся ОУ,  (М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019)

Цели учебного предмета «Химия»:

  1. Сформировать у обучающихся  целостное представление о мире и о роли химии в современной естественно-научной картине мира; умение объяснять явления и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, - используя для этого химические знания.
  2. Приобретение обучающимися опыта разнообразной  деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: опыта решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных умений, умений безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
  3. Сформировать  понимание ценности образования, важности химического знания для каждого человека независимо от рода его профессиональной деятельности.

Задачи учебного предмета «Химия»: 

  • Совершенствование у школьников знаний основ химической науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка; раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера.
  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни.
  • Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  • Формирование знаний об основных принципах химического производства и понимание роли химических знаний в жизни общества.
  • Раскрытие гуманистической направленности химической науки, ее возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, в получении новых источников энергии, в защите окружающей среды от загрязнений промышленными и бытовыми отходами.
  • Развитие гуманистических черт личности.
  • Формирование умения самостоятельно пополнять знания.
  • Воспитание элементов экологической культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Химия» в основной школе непосредственно связано с наукой химией, отражает её объекты и  логику химического познания. Это обусловлено ролью химии в познании законов природы и материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества (питание, здоровье, одежда, бытовые  и другие средства  и т. д.).

В курсе химии реализуются следующие приоритетные идеи:

  • гуманизация содержания, выраженная уважительным отношением к обучающемуся как уникальной растущей личности, создание условий для его обучения, развития и самореализации;
  • дифференциация учебного материала, обеспеченная уровневым построением учебников и заданий различной степени сложности;
  • фундаментализация и методологизация содержания предмета как приоритета фундаментальных идей, понятий, теорий, законов, теоретических систем знаний, обобщённых умений и универсальных методов познания;
  • проблемность изучения, развития и обобщения учебного материала: включение разных проблем в содержание всех курсов химии, обобщение и систематизация знаний, выделение обобщающих тем в конце курсов химии и др.;
  • формирование химических понятий и их теоретических систем, реализация их эвристических функций в активной деятельности обучающихся;
  • внутрипредметная и межпредметная интеграция на основе общих целей, законов, теорий, понятий, способов решения интегративных проблем;
  • экологизация курса химии посредством экологовалеологической направленности содержания на основе принципа преемственности, обобщения знаний;
  • практическая направленность содержания (технологический и другой прикладной материал курса, сведения о применении веществ, раскрытие значения химии в жизни человека и др.);
  • разностороннее развитие и воспитание обучающихся средствами и возможностями учебного предмета «Химия»;
  • создание предпосылок для развития личности ученика, его интереса к химии и собственной деятельности как условие сознательного овладения предметом.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный учебный план предусматривает изучение химии на этапе среднего общего образования на базовом уровне в объёме 68 ч. В 10 классе – 34 ч (1 ч. в неделю), в 11 классе – 34 ч (1 ч. в неделю). Из части, формируемой участниками образовательных отношений на изучение предмета добавлен 1 час. Таким образом в учебном плане школы на изучение химии отводится 136 часов: в 10 классе – 68 ч (2 ч в неделю), в 11 классе – 68 ч (2 ч в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ХИМИЯ» В 10 КЛАССЕ

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видов деятельности;
  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

Метапредметными результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые­ задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты: 

  • давать название: изучаемым химическим веществам по и структурным формулам;  изомерам и гомологам различным классам органических веществ.
  • составлять: молекулярные и структурные формулы изученных веществ; уравнения изученных химических реакций; уравнения электролитической диссоциации карбоновых кислот и их солей.
  • определять: признаки и условия протекания химических реакций; состав простейших гомологических рядов; направления использования изученных веществ
  • давать характеристику (выделять характерные свойства): свойствам органических соединений, принадлежащим к тому или иному классу; связи между составом, строением, свойствами и применением изученных веществ; биологически важным органическим соединениям (углеводам, белкам, жирам).
  • объяснять: сущность основных положений теории строения органических соединений А.М. Бутлерова; зависимость химических свойств органических веществ от вида химической связи и наличия функциональных групп; причины проявления различия свойств веществ их составом и строением.
  • использовать: полученные знания и практические умения в повседневной жизни при обращении с веществами; для экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и быту.
  • обращаться (соблюдая правила техники безопасности): с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); с веществами, свойства которых изучены.
  • проводить: построение моделей молекул изученных органических веществ.
  • соблюдать правила: техники безопасности при работе с веществами, лабораторной посудой и оборудованием; оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с изученными веществами.
  • проводить расчеты: по уравнению реакции с учетом выхода реакции; по уравнению реакции с учетом массовой доли веществ в растворе;  необходимые для вывода молекулярной формулы газообразного вещества с учетом его плотности, также массы продуктов его сгорания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ХИМИЯ» В 11 КЛАССЕ

Личностные:

  • осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
  • владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
  • образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивацию и расширять интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  • знание общих свойств металлов и неметаллов, классов неорганических и органических веществ, видов химических связей, типов кристаллических решеток, аллотропных видоизменеий простых веществ; признаков классификации химических элементов, неорганических и органических веществ; признаков и условий осуществления химических реакций, типов химических реакций; сред растворов при растворении различных солей в воде; факторов, влияющих на скорость химических реакций; условий смещения химического равновесия; области применения отдельных неорганических и органических веществ; области практического применения сплавов металлов, силикатных материалов, пластмасс, продуктов важнейших химических производств, а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля;
  • умение определять простые и сложные вещества, принадлежность веществ к определенному классу; валентность и (или) степень окисления химических элементов по формулам соединений; заряд иона в ионных и ковалентных полярных соединениях; вид химической связи в соединениях; тип химической реакции по всем известным признакам; окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления; условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца;
  • составлять формулы оксидов, гидроксидов, кислот, водородных соединений по валентности или степени окисления атомов химических элементов; схемы распределения электронов в атомах химических элементов первых четырех периодов; схемы образования σ- и π-связей в изученных соединениях; уравнения химических реакций различных типов, подтверждающих свойства неорганических и органических веществ, их генетическую связь; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; уравнения реакций ионного обмена в полном и кратком ионном виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций; химические уравнения электролиза растворов солей; уравнения гидролиза солей; уравнения химических реакций, лежащих в основе промышленного получения аммиака, серной кислоты,  чугуна, стали, метанола; план решения экспериментальных задач, распознавания веществ, принадлежащих к различным классам; отчет о проведенной практической работе по получению веществ и изучению их химических свойств.
  • умение характеризовать качественный и количественный состав вещества; химические элементы первых четырех периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева и строению атомов; свойства высших оксидов химических элементов первых четырех периодов, а также соответствующих им гидроксидов, исходя из положения элементов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства неорганических веществ: металлов, неметаллов и их важнейших соединений; связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением; свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, этилового спирта, бензина; типы сплавов и их свойства; круговорот углерода, кислорода, азота в природе; химическое загрязнение окружающей среды и способы ее защиты;
  • вычислять молекулярную и молярную массы веществ по химическим формулам; массовую долю химического элемента в веществе и растворенного вещества в растворе; количество вещества (массу, объем) продукта реакции (исходного вещества) по количеству вещества (массе, объему) одного из веществ, участвующих в реакции; массу одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего примеси; массу одного из продуктов по массе раствора одного из исходных веществ, содержащего определенную массовую долю растворенного вещества; скорости химических реакций при изменении температуры; тепловые эффекты химических реакций по термохимическим уравнениям; проводить расчеты, необходимые для вывода молекулярной формулы газообразного вещества с учетом его относительной плотности по другому газу, а также массы продуктов его сгорания;
  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению свойств органических и неорганических веществ;
  • соблюдать правила техники безопасности  и владеть приемами безопасной работы при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами; правила поведения в химической лаборатории; едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • оказывать первую помощь при ожогах, порезах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  • интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ, для окружающей среды.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
  • анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
  • составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
  • объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
  • характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
  • характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их  идентификации и объяснения области применения;
  • определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
  • устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
  • устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
  • подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;
  • определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
  • обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
  • проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
  • интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;
  • описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
  • характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
  • прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.

Авторская программа предусматривает изучение химии в 10 классе на базовом уровне  в количестве 1 ч в неделю, 34 ч в год, из них 4 ч – резервное время.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

№ п/п

Название темы

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Введение в органическую химию.

2

4

Углеводороды.

11

17

Кислородсодержащие органические соединения.

10

27

Азотосодержащие органические соединения.

3

7

Понятие о высокомолекулярных соединениях.

-------

4

Обобщение пройденного материала.

4

5

Химия и здоровье человека

--------

1

Химия и экология

--------

3

ИТОГО:

Резервное время

30

4

68

---------

из них практических

контрольных

3

3

7

4

Содержание курса химии в 10  классе включает следующие тематические блоки:

Название темы

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Кол-во практ. работ

Введение в органическую химию.

4

Углеводороды.

17

1

2

Кислородсодержащие органические соединения.

27

2

3

Азотосодержащие органические соединения.

7

Понятие о высокомолекулярных соединениях.

4

1

Обобщение пройденного материала.

5

1

1

Химия и здоровье человека

1

Химия и экология

3

ИТОГО:

68

4

7

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 10 КЛАССЕ

Тема 1. Введение в органическую химию

Возникновение и развитие органической химии. Органическая химия как химия углеводородов и их производных.  Место и значение органической химии в системе естественных наук. Проблемы, решаемые органической химией. Органические вещества. Молекулярные формулы органических веществ. Валентность атома углерода. Изомеры и гомологи. Теория строения органических веществ. Структурные формулы. Строение атомов. Атомные орбитали. Химическая связь в органических соединениях. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.

Демонстрации: Модели молекул органических веществ.

Расчётные задачи: 1. Вывод простейшей формулы углеводорода на основании массы продукта его сгорания. 2. Вывод простейшей формулы вещества по данным элементного анализа.

Тема 2. Углеводороды

Алканы. Метан – простейший представитель углеводородов. Строение молекулы метана. Гибридизация атомных орбиталей углерода в молекуле метана. Гомологический ряд алканов.  Строение и физические свойства алканов.  Алканы с нормальными  и изоструктурными молекулами. Особенности строения молекул циклоалканов. Гомологи  и гомология. Изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (реакции окисления, галогенирования, нитрования). Цепные радикальные реакции. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе. Получение и применение алканов.

Демонстрации: Определение качественного состава метана по продуктам горения. Действие на алкан раствора перманганата калия, растворов кислоты и щёлочи. Горение парафиновой свечи. Взаимодействие метана с хлором (видеофрагмент). Получение  метана взаимодействием ацетата натрия и натронной извести.

Лабораторные опыты: 1. Построение моделей молекул предельных углеводородов.

Практическое занятие: Качественное определение  углерода, водорода и хлора в органических  веществах.

Алкены. Этилен – простейший представитель алкенов. Состав молекулы  этилена. Особенности химических свойств этилена. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Гибридизация атомных орбиталей углерода в молекуле этилена. Алкены: строение молекул, номенклатура, изомерия. Химические свойства алкенов: взаимодействие с кислородом, раствором перманганата калия, галогенами, водородом, галогеноводородами. Правило Марковникова. Реакции полимеризации. Полимеры. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Применение алкенов. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Получение алкенов. Циклоалканы – органические вещества, изомерные алкенам.

Демонстрации: Горение этилена. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена и поливинилхлорида.  Изготовление изделий из полиэтилена и полипропилена (видеофрагмент).  Деполимеризация полиэтилена.

Лабораторные опыты: 2. Построение моделей изомеров пентена, моделей циклопентана и  геометрических изомеров бутена-2.  3. Построение моделей молекул этилена и полипропилена.

Практическое занятие. Получение этилена и изучение его свойств.

Алкины. Ацетилен – простейший представитель алкинов. Строение молекулы ацетилена. Гибридизация атомных орбиталей углерода в молекуле ацетилена. Состав алкинов. Гомологический ряд алкинов. Изомерия и номенклатура алкинов. Химические свойства алкинов: взаимодействие с кислородом, галогенами, водородом, галогеноводородами,  раствором перманганата калия Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение и получение ацетилена.

Демонстрации: Взаимодействие ацетилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

Лабораторные опыты: 4. Построение моделей молекул пропина и бутина.

Алкадиены. Состав и строение молекул алкадиенов. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Сопряженные алкадиены. Особенности химических свойств сопряженных  диенов: 1,2-  и 1,4-присоединение  к бутадиену-1,3. Строение молекулы бутадиена-1,3:  единая система -связей в молекуле. Применение алкадиенов. Каучук. Вулканизация. Резина. Получение алкадиенов.

Демонстрации: Вулканизация резины (видеофрагмент). Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

Лабораторные опыты: 5. Построение моделей молекул бутадиенв-1,3. 6. Ознакомление с образцами каучука и резины.

Арены. Бензол – простейший ароматический углеводород. Состав бензола. Структурная формула бензола. Физические свойства бензола. Химические свойства бензола: окисление, гидрирование, галогенирование, нитрование. Современная модель  молекулы бензола. Алкилбензолы. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкилбензолов. Химические  свойства  алкилбензолов. Применение и получение алкилбензолов.

Демонстрации:  Горение  бензола.  Отношение бензола к бромной воде и к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты: 7.Построение моделей молекул бензола и его производных.

Природные источники углеводородов – нефть, природный газ. Состав и происхождение нефти. Переработка нефти: ректификация, каталитический крекинг. Состав природного газа. Применение природного газа. Состав каменного угля.

Лабораторные опыты:  8.Ознакомление с образцами нефти и каменного угля.

Расчетные задачи:   1. Нахождение формулы газообразного углеводорода по его плотности и продуктам сгорания. 2. Расчеты по уравнениям реакции с учетом выхода реакции.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Состав молекул спиртов. Особенности физических и химических свойств спиртов. Строение молекул спиртов. Функциональная группа –ОН. Водородные связи между  молекулами спиртов. Предельные одноатомные спирты. Номенклатура и изомерия спиртов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов: взаимодействие с кислородом,  с щелочными металлами, с галогенами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация спиртов: образование простых эфиров,  образование алкенов. Применение и получение предельных одноатомных спиртов.

Многоатомные спирты. Особенности строение молекул многоатомных спиртов. Этиленгликоль. Глицерин. Номенклатура многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Демонстрации: Взаимодействие этанола с металлами. Отношение этанола к мелу, основным оксидам и щелочам. Получение бромэтила из этанола. Взаимодействие глицерина с натрием.

Лабораторные опыты:  9.Построение моделей молекул метанола и этанола. 10. Построение моделей молекул  этиленгликоля  и глицерина.  11.Качественная реакция на многоатомные спирты. 12.Определение глицерина в косметических средствах.

Фенол. Строение молекулы фенола.  Физические свойства фенола. Химические свойства фенола: реакция с щелочными  металлами, с щелочами, с бромной  водой. Качественная реакция на фенолы.

Демонстрации:  Взаимодействие  раствора фенола с бромной водой. Взаимодействие фенола с хлоридом железом (III) в растворе.

Лабораторные опыты:  13. Построение модели молекулы фенола.

Альдегиды  и  кетоны.  Состав и строение молекул альдегидов. Карбонильная и альдегидная функциональные группы. Кетоны. Номенклатура и изомерия альдегидов. Физические свойства альдегидов.  Химические свойства альдегидов: восстановление, окисление. Качественные реакции на альдегиды. Применение  альдегидов. Получение  фенолформальдегидной смолы и ее использование. Реакции поликонденсации. Получение альдегидов.

Демонстрации:  Окисление этанола оксидом меди (II). Реакция «серебряного зеркала».  Взаимодействие альдегида с раствором  гидроксида  меди (II).  Получение фенолформальдегидной смолы (видеофрагмент).

Лабораторные опыты:  14. Построение моделей молекул  формальдегида, ацетальдегида, пропаналя и ацетона. 15. Ознакомление с образцами фенолформальдегидной смолы. 16. Ознакомление с изделиями из  фенолформальдегидной смолы.

Карбоновые кислоты. Строение молекул   карбоновых кислот. Функциональная карбоксильная группа в молекулах карбоновых кислот. Особенности строения карбоновых кислот. Предельные карбоновые кислоты. Номенклатура и изомерия предельных карбоновых кислот. Непредельные карбоновые  кислоты и их свойства. Многоосновные  карбоновые кислоты. Химические свойства предельных карбоновых кислот: диссоциация, взаимодействие с металлами, основными оксидами  и щелочами,  образование сложных  эфиров, восстановление, исчерпывающее  окисление, α-галогенирование. Применение карбоновых кислот и их производных. Получение карбоновых кислот. Высшие карбоновые кислоты. Жиры, их  состав и свойства.

Демонстрации:  Взаимодействие уксусной кислоты с мелом. Взаимодействие акриловой кислоты с бромной водой. Взаимодействие муравьиной и уксусной кислот  с металлами, основными  оксидами и щелочами.  Взаимодействие стеариновой кислоты со щелочью.  Отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия. Экстракция масла из семян подсолнечника органическим растворителем. Гидролиз животного жира.

Лабораторные опыты:  17. Построение моделей  молекул  муравьиной и уксусной кислот. 18.Горени стеариновой свечи.  19. Растворимость жиров в различных растворителях.

Практическое занятие 3. Получение карбоновых кислот и изучение их свойств.

Расчетные задачи: 3.Расчеты по уравнению реакции с учетом массовой доли веществ в растворе.

Углеводы. Состав углеводов, разложение углеводов. Глюкоза, фруктоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Строение молекул, свойства, нахождение в природе. Полисахариды. Строение, нахождение в природе, свойства крахмала и целлюлозы. Получение и применение целлюлозы. Нитроцеллюлоза, ацетатное волокно.

Демонстрации:  Реакция «серебряного зеркала» с участием глюкозы. Получение нитей из искусственного волокна (видеофрагмент). Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты:  20. Разложение сахарозы и целлюлозы.  21. Построение моделей  молекул  глюкозы и фруктозы.  22. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).  23. Ознакомление с образцами   изделий из искусственного шелка. 24. Ознакомление с образцами   изделий из целлулоида.

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения

Амины. Состав и строение аминов. Особенности свойств аминов. Номенклатура и изомерия аминов. Физические свойства аминов. Анилин: особенности  свойств  анилина. Строение молекулы анилина. Применение и получение анилина.

Демонстрации:  получение метиламина и  опыты с ним. Взаимодействие анилина с кислотой.  Взаимодействие анилина с бромной водой.

Лабораторные опыты:  25. Построение моделей  молекул  аминов.  26. Построение модели молекулы  анилина.

Аминокислоты. Особенности строение молекул аминокислот.  Изомерия и номенклатура  аминокислот.  Физические свойства  и  биологическая роль аминокислот. Амфотерность аминокислот. Химические свойства аминокислот:  реакции с кислотами и щелочами, образование эфиров и пептидов.  Пептидная связь. Получение и применение аминокислот. Заменимые и незаменимые аминокислоты.  Капрон: получение, свойства, применение.

Демонстрации:  Кислотно-основные свойства аминокислот.

Лабораторные опыты:  27. Построение модели молекулы  аминоуксусной кислоты.  28. Ознакомление с образцами аминокислот. 29. Построение моделей  молекулы  дипептида.   30. Ознакомление с образцами  изделий из капрона.

Белки. Состав и строение белков. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.  Химические свойства белков:  гидролиз, денатурация. Превращение белков в организме.

Демонстрации:  денатурация белка. Качественные цветные реакции на белки.

Азотсодержащие гетероциклические соединения: особенности строения молекул и свойств. Нуклеиновые кислоты. Состав и строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Первичная структура ДНК. Двойная спираль ДНК. Принцип комплементарности. Биологическая роль нуклеиновых кислот.

Тема 5. Понятие о высокомолекулярных соединениях

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации и поликонденсации. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Промышленный органический синтез.

Демонстрация: учебные коллекции пластмасс и волокон. Термопластичность  полиэтилена и полипропилена. Деполимеризация  полипропилена.

Лабораторные опыты:  31. Ознакомление с образцами полимеров.

Практическая работа  № 6: «Распознавание пластмасс и волокон».

Тема 6. Обобщение пройденного материала.

Идентификация органических веществ,  определение их качественного и количественного состава.  Генетическая связь между классами органических соединений. Высокомолекулярные соединения:  строение, свойства, применение и получение.

Современная теория строения органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекуле. Химические реакции в органической химии.

Демонстрации:  

Практическое занятие 7.  Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 7. Химия и здоровье человека.

Химия и здоровье человека. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Тема 8. Химия и экология.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

Учебно-методическое обеспечение:

Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский «Химия 10 класс. Базовый уровень», учебник для учащихся ОУ,  (М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019)

Список литературы:

  1. Примерная Программа среднего общего образования по химии
  2. Химия. 10 класс. Методическое пособие. / П.А. Оржековский, Л.И. Пашкова – М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019.

Авторская программа предусматривает изучение химии в 11 классе на базовом уровне в количестве 1 ч в неделю, 34 ч в год, из них 2 ч – резервное время.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

№ п/п

Название темы

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Введение

1

2

Строение веществ

4

9

Химические реакции

8

14

Растворы

3

9

Свойства веществ

9

18

Промышленные способы получения веществ

2

6

Химия и жизнь

3

6

Обобщение и систематизация знаний  по курсу химии 8-11 классов

2

4

ИТОГО:

Резервное время

32

2

68

---------

из них практических

контрольных

3

3

6

4

Содержание курса химии в 11 классе включает следующие тематические блоки:

Название темы

Кол-во часов

Кол-во контр. работ

Кол-во практ. работ

Введение

2

Строение веществ

9

Химические реакции

14

1

1

Растворы

9

1

1

Свойства веществ

18

1

4

Промышленные способы получения веществ

6

Химия и жизнь

6

1

Обобщение и систематизация знаний  по курсу химии 8-11 классов

4

ИТОГО:

68

4

6

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ.

Введение (1 ч)

Важнейшие понятия химии: атом, химический элемент, изотопы, простые и сложные вещества и их взаимосвязи. Основные законы химии.

Тема 1. Строение веществ (4 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Современная модель строения атома. Изотопы. Свойства атомов химических элементов. Электроотрицательность атомов.

Состояние электрона в атоме. Электронная конфигурация атома. Электронная орбиталь. Формулы электронных оболочек атомов: s-, p-, d-, f-элементы. Заполнение электронами оболочек атомов. Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Основное и возбужденные состояния атомов. Строение простых и сложных веществ. Электронная природа химической связи. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

Комплексные соединения. Внутренняя и внешняя сферы комплекса. Лиганды, координационные число. Диссоциация комплексных соединений.

Тема 2. Химические реакции (9 ч)

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения.

 Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа. Катализ, катализатор. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.

Обратимые химические реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение химического равновесия под  действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Химические источники тока. Электрохимические процессы. Электролиз расплавов и растворов солей. Практическое применение электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии.

Практическая работа: 1. Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций.

Расчетные задачи: 1. Расчеты по кинетике химических реакций. 2. Расчеты тепловых эффектов химических реакций.

Тема 3.  Растворы (3 ч)

Виды дисперсных систем. Истинные растворы. Растворимость веществ в воде. Диссоциация электролитов в растворе.  Реакции в растворах электролитов. Константа диссоциации.

Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Концентрация ионов водорода и гидроксид-ионов в чистой воде. Водородный показатель (рН) растворов как показатель кислотности среды.

Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Понятие о коллоидах (золи, гели).

Практическая работа: 2. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи: Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Тема 4. Свойства веществ (9 ч)

Простые вещества. Положения элементов-металлов и элементов-неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов и неметаллов. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов.

Сложные вещества. Классификация неорганических соединений. Водородные соединения металлов и неметаллов. Формы водородных соединений.

Закономерности        изменения        физических        и        химических свойств водородных соединений в зависимости от особенностей строения атомов образующих их элементов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Кислотноосно́вная характеристика их растворов.

Кислородные соединения металлов и неметаллов. Изменение характера оксидов элементов в периодах. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидраты оксидов. Изменение характера гидроксидов элементов в периодах и подгруппах. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Теории кислот и оснований. Проявление кислотных, амфотерных и основных свойств у неорганических и органических соединений. Специфические свойства неорганических кислот – сильных окислителей и органических кислот.

Соли органических и неорганических кислот. Основные, кислые и средние соли. Ступенчатая диссоциация солей.

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Материальное единство неорганических и органических веществ.

Практическая работа № 3: «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Практическая работа № 4: «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».

Практическая работа № 5: «Решение экспериментальных задач «Генетическая связь между различными класса неорганических и органических веществ».

Практическая работа № 6: «Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ»

Расчетные задачи: Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.

Тема 5. Промышленные способы получения веществ (6 ч)

Металлургия. Общие способы получения металлов. Черная и цветная металлургия.

Промышленное получение чугуна и стали. Химические процессы, лежащие в основе их получения. Аппаратное оформление доменного процесса. Научные принципы в производстве чугуна и стали.

Принципы организации химического производства.

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Стекло и силикатная промышленность.

Промышленная органическая химия. Сырье для органической промышленности.

Проблема отходов и побочных продуктов. Наиболее крупнотоннажные производства органических соединений.

Расчетные задачи: Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 6. Химия и жизнь (6 ч)

Химия в повседневной жизни. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Биологическая роль белков, жиров, углеводов. Пищевые добавки. Основы пищевой химии. Бытовая химия. Моющие и чистящие средства. Средства личной гигиены и косметики. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Минеральные и органические удобрения.

Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

Круговорот химических элементов в природе.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

Тема 7. Обобщение знаний. (4 ч)

Вещество – материальная основа жизни. Химическая реакция как природный процесс.

Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.

Учебно-методическое обеспечение

Е.Е. Минченков, А.А. Журин, П.А. Оржековский «Химия 11 класс. Базовый уровень», учебник для учащихся ОУ,  (М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2019)

Список литературы:

  1. Примерная Программа среднего общего образования по химии
  2. Химия. 11 класс. Методическое пособие. / Е.Е. Минченков,  И.И. Пронина – М.: ООО ИОЦ МНЕМОЗИНА, 2017.

Календарно-тематическое планирование уроков по химии в 10 классе

(базовый уровень), 2 ч в неделю, 68 ч в год

№ п/п

Дата проведения урока

Название темы урока (раздела)

Примечания

Тема 1. Введение в органическую химию (4 ч)

  1. Предмет и значение органической химии. Отличительные признаки органических соединений.

  1. Теория химического строения органических веществ  А.М. Бутлерова.

  1. Решение задач на вывод формулы органического вещества по массовым долям элемента, плотности или относительной плотности вещества.

  1. Строение атома углерода. Химическая связь в органических соединениях.

Тема 2.  Углеводороды (17 ч)

  1. Алканы. Метан – простейший представитель алканов. Электронное и пространственное строение молекулы метана. Гибридизация атомных орбиталей. Гомологический ряд алканов. Физические свойства алканов. Изомерия и номенклатура алканов.

  1. Химические свойства, получение и применение алканов. Нахождение в природе, получение и применения.

  1. Решение задач на вывод формулы органического вещества по продуктам его сгорания.

  1. Циклоалканы: физические и химические свойства, Получение, применение.

  1. Практическая работа № 1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях.

  1. Алкены. Этилен – простейший представитель алкенов. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов.

  1. Химические свойства алкенов на примере этилена. Получение и применение алкенов

  1.  Практическая работа № 2. Получение этилена и изучение его свойств

  1. Алкины. Электронное и пространственное строение.  Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические  свойства алкинов.

  1. Химические свойства алкинов. Получение ацетилена.

  1. Алкадиены. Строение молекул. Номенклатура и изомерия.  Химические свойства. Получение. Применение. Каучук и резина.

  1. Ароматические углеводороды. Бензол – простейший ароматический углеводород. Ароматичность, бензольное кольцо. Изомерия и номенклатура. Получение. Физические и химические свойства бензола. Применение бензола.

  1. Алкилбензолы. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкилбензолов. Химические свойства  алкилбензолов. Применение и получение алкилбензолов.

  1. Природные источники углеводородов. Природный и попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти. Октановое число.

  1. Коксохимическое производство. Охрана окружающей среды.

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»

  1. Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды»

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (27 ч)

  1. Одноатомные предельные спирты. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Физические свойства спиртов.

  1. Химические свойства одноатомных спиртов.

  1. Получение и применение предельных одноатомных спиртов. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

  1. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин, их свойства, получение и применение. Антифризы.

  1. Фенол. Строение молекулы, получение. Физические и химические свойства фенола. Применение.

  1. Генетическая связь между спиртами, фенолами и углеводородами. Решение расчетных задач.

  1. Альдегиды и кетоны. Гомологический ряд альдегидов. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства альдегидов.

  1. Химические свойства альдегидов. Реакция «серебряного зеркала».

  1.  Получение и применение формальдегида и ацетальдегида. Получение фенолформальдегидной смолы и ее использование. Реакции поликонденсации.

  1. Карбоновые кислоты, их классификация. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых  кислот. Изомерия и номенклатура. Физические свойства.

  1. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Многоосновные  и ароматические карбоновые кислоты. Высшие карбоновые кислоты.

  1. Химические свойства карбоновых  кислот.  

  1. Производные карбоновых кислот. Сложные эфиры: свойства, получение, применение.

  1. Получение и применение карбоновых кислот.

  1. Практическая работа № 3   Получение уксусной кислоты в лаборатории и изучение ее свойств

  1. Жиры: состав, свойства, применение. Гидролиз жиров. Биологическая роль жиров.

  1. Практическая работа №  4. Гидролиз жиров.

  1. Синтетические моющие средства. Мыла. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

  1. Решение расчетных задач.

  1. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

  1. Практическая работа № 5: «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».

  1. Контрольная работа № 2 по темам: «Спирты. Фенолы. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты».

  1. Углеводы. Глюкоза: строение молекулы. Фруктоза – изомер глюкозы. Циклические молекулы моносахаридов. Физические и химические свойства глюкозы. Получение. Применение.

  1. Олигосахариды. Сахароза. Свойства, получение, применение. Калорийность углеводов.

  1. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Строение, нахождение в природе, свойства. Получение и применение целлюлозы. Нитроцеллюлоза, ацетатное волокно.

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородсодержащие органические соединения». Генетическая связь изученных классов органических соединений.

  1. Контрольная работа № 3  по теме: «Кислородсодержащие органические соединения».

Тема 4. Азотосодержащие органические соединения (7 ч)

  1. Амины: строение молекул и свойства.  Аминогруппа.

  1. Анилин – представитель ароматических аминов. Применение.

  1. Азотсодержащие гетероциклические соединения.

  1. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.  Биологическая роль аминокислот.

  1. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

  1. Белки  - природные полимеры. Состав, структура. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Калорийность белков. Успехи в изучении и синтезе белков.

  1. Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Биологическая роль.

Тема 5. Понятие о высокомолекулярных соединениях (4 ч)

  1. Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации и поликонденсации.

  1. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

  1. Практическая работа  № 6: «Распознавание пластмасс и волокон».

  1. Промышленный органический синтез.

Тема 6. Обобщение пройденного материала (5 ч)

  1. Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 10 класса. Современная теория строения органических соединений.

  1. Взаимное влияние атомов в молекуле. Химические реакции в органической химии.

  1. Типы химических реакций в органической химии. Генетическая связь между классами органически соединений.

  1. Практическая работа № 7.  «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»

  1. Контрольная работа № 4  по теме: «Обобщающая контрольная за курс химии 10 класса».

Тема 7. Химия и здоровье человека.  (1 ч)

  1. Химия и здоровье человека. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Тема 8. Химия и экология.  (3 ч)

  1. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.

  1. Защита проектов.

  1. Защита проектов.

Календарно-тематическое планирование уроков по химии в 11 классе

(базовый уровень), 2 ч в неделю, 68 ч в год

№ п/п

Дата проведения урока

Содержание (тема урока)

Примечания

Введение (2 ч)

  1. Вводный инструктаж по ТБ. Важнейшие понятия химии: атом, химический элемент, изотопы, простые и сложные вещества и их взаимосвязи.

  1. Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава веществ.  Решение расчетных задач.

Тема 1. Строение веществ (9 ч)

  1. Современная модель строения атома. Свойства атомов химических элементов.

  1. Состояние электрона в атоме. Электронная конфигурация атома. Электронная орбиталь. Заполнение электронами оболочек атомов элементов малых периодов.

  1. Заполнение электронами оболочек атомов элементов больших периодов. Формулы электронных оболочек атомов: s-, p-, d-, f- элементы. Валентность, валентные возможности атомов. Основное и возбужденные состояния атомов.

  1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

  1. Типы химической связи. Ковалентная химическая связь и механизмы ее образования.

  1. Типы химической связи (ионная, металлическая, водородная). Характеристики химической связи.

  1. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

  1. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки.

  1. Причины многообразия веществ. Аллотропия (на примере углерода, кислорода, серы, фосфора).

Тема 2. Химические реакции (14 ч).

  1. Классификация химических реакций. Тепловые эффекты  химических реакций.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

  1. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

  1. Закон действующих масс. Катализ.

  1. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

  1. Практическая работа № 1: «Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций».

  1. Окислительно-восстановительные реакции.

  1. Расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

  1. Химические источники электрического тока. Гальванические элементы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

  1. Электролиз расплавов и растворов солей.

  1. Применение электролиза.

  1. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

  1. Обобщение и систематизация знаний по темам: «Строение веществ» и «Типы химических реакций».

  1. Контрольная работа № 1 по темам: «Строение веществ» и «Типы химических реакций».

Растворы (9 ч)

  1. Дисперсные системы. Истинные растворы.

  1. Решение задач: расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

  1. Практическая работа № 2: «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества».

  1. Электролитическая диссоциация. Вещества электролиты и неэлектролиты.

  1. Реакции в растворах электролитов. Условия протекания ионных реакций до конца. Качественные реакции.

  1. Диссоциация воды. Водородный показатель (рН) растворов как показатель кислотности среды. Индикаторы.

  1. Гидролиз солей. Типы гидролиза. Гидролиз органических соединений.

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы»

  1. Контрольная работа № 2 по теме «Растворы».

Свойства веществ (18 ч)

  1. Металлы: положение в периодической системе, физические и химические свойства.

  1. Генетические ряды типичного металла и металла, оксид и гидроксид которого амфотерны.

  1. Практическая работа № 3: «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

  1. Неметаллы: положение в периодической системе, физические и химические свойства.

  1. Генетический ряд типичного неметалла.

  1. Практическая работа № 4: «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».

  1. Бинарные соединения неметаллов, их виды, физические свойства, отношение к воде. Водородные соединения неметаллов.

  1. Оксиды. Классификация и химические свойства оксидов.

  1. Основания – гидроксиды основных оксидов: получение и химические свойства.

  1. Кислоты: классификация, физические и химические свойства.

  1. Теории кислот и оснований. Проявление кислотных, амфотерных и основных свойств у неорганических и органических соединений.

  1. Специфические свойства неорганических кислот – сильных окислителей (на примере серной и азотной кислот)

  1. Соли органических и неорганических кислот: классификация, физические и химические свойства.

  1. Решение расчетных задач: расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.

  1. Генетическая связь между различными классами неорганических и органических соединений.

  1. Практическая работа № 5: «Решение экспериментальных задач «Генетическая связь между различными класса неорганических и органических веществ».

  1. Практическая работа № 6: «Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ»

  1. Контрольная работа  № 3 по теме: «Свойства веществ».

Промышленные способы получения веществ (6 ч)

  1. Металлургия. Способы получения металлов. Черная и цветная металлургия. Принципы организации химического производства.

  1. Производство чугуна и стали. Аппаратное оформление доменного процесса. Научные принципы в производстве чугуна и стали.

  1. Производство серной кислоты и аммиака.

  1. Стекло. Силикатная промышленность. Решение расчетных задач: расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

  1. Промышленная органическая химия. Сырье для органической промышленности. Проблема отходов и побочных продуктов.

  1. Решение расчетных задач: Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

Химия и жизнь (6 ч)

  1. Химия в повседневной жизни человека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

  1. Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.

  1. Химическое загрязнение окружающей среды и методы борьбы с ним.

  1. Круговорот химических элементов в природе.

  1. Обобщение и систематизация знаний за курс химии 11 класса.

  1. Контрольная работа  № 4 по курсу химии 11 класса.

Обобщение и систематизация знаний  по курсу химии 8-11 классов (4 ч)

  1. Химия – наука о веществах и химических явлениях.

  1. Научные методы познания веществ и химических явлений. Естественнонаучная картина мира.

  1. Защита проектов.

  1. Защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)

Программа по биологии среднего общего образования (базовый уровень)...

Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень)

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11кла...

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (среднее общее образование, профильный уровень)

    Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 10 - 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственно...

Рабочая программа по учебному предмету "Право" (среднее общее образование, профильный уровень)

Рабочая программа по праву для обучающихся 10 – 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год

Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...

Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования (базовый уровень) ФГОС ООО

Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного обр...