Экономика. Рабочая прогрмма 10 класс. Базовый уровень
рабочая программа по экономике (10 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "Экономика" учебник А.П. Киреева, для 10 класса, рассчитанная на 36 часов. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kireev.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы.
Автономная некоммерческая организация – средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»
Рабочая программа
по учебному курсу «Экономика»
10 класс
Базовый уровень
Учитель:
Ковалев Евгений Александрович
высшая квалификационная категория
Москва 2014 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ базового уровня, примерной программы по экономике для общеобразовательных учреждений, авторской программы А.Киреева 10-11 классы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Программа конкретизирует содержание предметных тем Стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет рекомендуемую последовательность изучения тем, соблюдает логику учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В программе определен минимальный набор теоретических знаний, которыми должны овладеть учащиеся, а также практических и контрольных работ, выполняемых ими.
Содержание программы учитывает межпредметные связи с разделами обществознания, а также с курсами экономической географии, математики, истории и права.
Цели изучения экономики.
Изучение экономики в старшей школе направлено на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать экономическую информацию и анализировать и систематизировать полученные знания, формирование навыков применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.
Общая характеристика учебного предмета.
Экономика — фундаментальная наука. Она непосредственно изучает свой предмет, используя формальные науки (математику, логику, лингвистику) только в качестве инструментов познания философию, историю, правоведение.
Экономика — прагматическая наука. Как и другие общественные науки, она исследует ценности и цели в поступках людей и их групп-домохозяйств, фирм, государств. Задача экономики как науки — объяснить механизм удовлетворения неограниченных потребностей путем производства, распределения и потребления товаров и услуг в условиях относительной ограниченности ресурсов. На этапе среднего (полного) общего образования содержание предмета «Экономика» на базовом уровне представляет собой комплекс знаний по основам экономической науки, необходимых каждому человеку.
Изучение основ экономики включает следующие разделы:
- принципы экономики;
- экономика домохозяйства;
- экономика фирмы;
- экономика государства;
- экономика мира.
Принципы экономики содержат основные экономические понятия, которые используются во всех областях экономической деятельности. Экономика домохозяйства посвящена в основном экономике семьи, рациональному потреблению и рынку труда. Экономика фирмы охватывает экономику производства, рыночное поведение предприятий и рынок капитала. Экономика государства рассматривает деятельность государства по производству общественных благ и регулированию экономических процессов. Экономика мира посвящена изучению функционирования национальной экономики в условиях ее взаимодействия с экономиками других стран, особенно через международную торговлю и финансирование. В заключение курса знания в рамках всех разделов сводятся воедино на примере экономики современной России.
Содержание предмета на базовом уровне сохраняет преемственность по отношению ко всем содержательным линиям основной школы и, кроме того, обеспечивает освещение ряда дополнительных проблем, которые не рассматриваются в основной школе, но важны для современного человека.
Цели изучения экономики.
•развитие экономического мышления: освоение основных понятий экономики, воспитание ответственности за экономические решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни;
•овладение умением оценивать экономические события: использование различных источников информации, анализ и систематизация данных;
•воспитание уважения к наемному труду и предпринимательской деятельности: овладение знаниями и навыками, необходимыми для будущей работы в качестве наемного работника и самостоятельного предпринимателя;
•решение экономических проблем: применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем на примере конкретных домохозяйств, фирм и государств; изучение и предложение путей решения проблем экономики России;
•ориентация в выборе будущей профессии: развитие потребности в получении и поддержании экономических знаний, выбор путей дальнейшего образования.
Место предмета в учебном плане.
Предлагаемая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) в 10 классе.
Она включает 5 крупных тем: «Принципы экономики», «Экономика семьи», «Экономика фирмы», «Экономика государства» и «Экономика мира». Каждая тема состоит из 7 разделов (шесть для обязательного изучения и одну резервную), каждую из которых рекомендуется изучать в течение 1 учебного часа. Общий резерв учебного времени — 5 часов. Резервные часы могут быть использованы для проведения дискуссии по изучаемым вопросам, практических работ, а также для проверки знаний через тестирование, решение задач.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
•объяснение экономической реальности, оценка экономического положения домохозяйства, фирмы, страны и мира в определенный момент; вынесение обоснованных суждений относительно причин и последствий развития экономических явлений;
• решение реальных экономических проблем и определение оптимального поведения экономических агентов в конкретных ситуациях;
•сбор и анализ экономической информации из устных, письменных и электронных источников; интерпретация устных высказываний на экономические темы, экономических текстов, таблиц, графиков, карт, данных Интернета; отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
•использование новейших средств коммуникации: программ компьютерных таблиц, баз данных, мультимедийных ресурсов, Интернета и других компьютерных технологий — для сбора, анализа, передачи и представления информации;
•составление простых прогнозов экономических явлений, альтернативных сценариев развития отдельных экономических показателей и воздействия на них возможных шоков;
• приобретение навыков обсуждения, письменных и устных выступлений и дискуссий по экономическим вопросам; умение обосновывать экономические суждения, приводить доказательства и примеры, учитывать и уважать мнение других, достигать компромиссов и находить оптимальные приемлемые решения;
•участие в коллективных проектах в качестве рядового члена проекта и его лидера, приобретение навыков руководства коллективными усилиями по решению экономических проблем.
Планируемые результаты обучения.
- понимание учениками значения основных экономических понятий;
- способность ориентироваться в текущей экономической информации
- овладение некоторыми элементами экономического анализа;
- применение экономических знаний в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Данная программа обеспечивает уровень подготовки выпускников, соответствующий Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии ним обучающийся должен:
- знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
- уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Материал учебника, Д/З | Примерная дата проведения | Вид проверочной работы |
I Триместр | |||||
Глава 1. Основные экономические понятия ( 8 часов) | |||||
1. | 1 | Введение. ОТ. Оргмомент. Основная проблема экономики. Ресурсы и блага. | §1 (1-2) | 09.14 | «0»-тест |
2 | 2 | Альтернативная стоимость. КПВ. Проблема выбора. Основные вопросы экономики. | §1 (3-5) | 09.14 | |
3 | 3 | Собственность. Типы экономических систем. | §2. | 09.14 | Тест по § 1 |
4 | 4 | Специализация и обмен. Рынок. Спрос. | §3 (1-2) | 09.14 | Тест по § 2 |
5 | 5 | Предложение. Рыночное равновесие. Примеры решения задач. | §3 (3-5) | 10.14 | |
6 | 6 | Решение задач по теме «Рыночное равновесие» | §3 повт. §4 – озн. чтение. | 10.14 | с\р – реш. задач |
7 | 7 | Экономические агенты. Виды рынков | §4. | 10.14 | |
8 | 8 | Факторы производства. Циклическая модель экономики. | §5. | 10.14 | Тест по § 4 |
Из истории экономики и экономической науки. | |||||
Глава 2. Экономика домашнего хозяйства (8 часов) | |||||
9 | 1 | Экономические функции домашнего хозяйства | §8 | 11.14 | Тест по § 5 |
10 | 2 | Рациональное поведение. Понятие полезности. Потребительский выбор. Бюджетное ограничение | §9 | 11.14 | |
II Триместр | |||||
11 | 3 | Потребительское равновесие. | §10 (1-2) | 11.14 | Тест по § 9 |
12 | 4 | Максимизация полезности. | §10 (3-5) | 12.14 | |
13 | 5 | Бюджет домашнего хозяйства. | §11 | 12.14 | с\р по §10 |
14 | 6 | Рынок труда | §12 (1-2) | 12.14 | |
15 | 7 | Рыночное равновесие и з\п. | §12 (3-5) | 12.14 | |
16 | 8 | Благосостояние | §13 | 12.14 | Тест по §12 |
Резервный час | |||||
Глава 3. Экономика фирмы (8 часов) | |||||
17 | 1 | Предприятие и фирма | §15 | 01.15 | Тест по §13 |
18 | 2 | Производительность труда. | §16 (1-2) | 01.15 | Тест по §15 |
19 | 3 | Краткосрочный и долгосрочный период. | §16 (3-5) | 02.15 | |
20 | 4 | Выручка, издержки, прибыль фирмы. | §17 | 02.15 | с\р по т. «Pl» |
21 | 5 | Рыночные структуры | §18 | 02.15 | Тест по §17 |
III Триместр | |||||
22 | 6 | Баланс фирмы и управление ею. | §19 | 02.15 | Тест по §18 |
23 | 7 | Источники финансирования фирмы | §20 (1-2) | 03.15 | Тест по §19 |
24 | 8 | Фондовый рынок. Ценные бумаги. | §20 (3-5) | 03.15 | |
Резервный час | |||||
Глава 4. Экономика государства (6 часов) | |||||
25 | 1 | Роль государства в экономике. Частные и общественные блага. ВВП и ВНП. | §22 | 03.15 | |
26 | 2 | Инфляция | §23 | 03.15 | Тест по §22 |
27 | 3 | Экономический цикл | §24 | 04.15 | Тест по §23 |
28 | 4 | Государственный бюджет | §25 | 04.15 | Тест по §24 |
29 | 5 | Деньги | §26 | 04.15 | Тест по §25 |
30 | 6 | Финансовая система государства | §27 | 04.15 | Тест по §26 |
Резервный час | |||||
Глава 5. Мировая экономика (4 часа) | |||||
31 | 1 | Мировой рынок. Уровни экономического развития | §29, §30 | 05.15 | Тест по §27 |
32 | 2 | Международная торговля | §31 | 05.15 | |
33 | 3 | Международные финансы. Курсы валют | §32, §33 | 05.15 | |
34 | 4 | Россия в международной экономике. Подведение итогов. | §34 | 05.15 | |
Резервный час |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
- А.П. Киреев «Экономика». Москва, Вита-Пресс 2010 г.
- А.П. Киреев, Е.Б.Лавренова, М.В. Королева, И.В. Трошкин Методическое пособие к учебнику: Киреев Алексей. «Экономика» Москва, Вита-Пресс 2010 г.
- Методическое пособие к учебнику - CD-ROM
- А.П. Киреев Универсальная рабочая тетрадь Москва, Вита-Пресс 2010 г.
- Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике” С.Равичев, С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план. Кружок "Экономика фирмы". 10 класс, базовый уровень
Календарно-тематический план является частью рабочей программы кружка "Экономика фирмы " для 10-х классов базового уровня. Рабочая программа рассчитана на реа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС (базовый уровень)
Рабочая программа по экономике к учебнику: Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС.10 класс. Базовый уровень. 1 час в неделю, 35 ч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 11 КЛАСС (базовый уровень)
Рабочая программа по экономике к учебнику: Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС.11 класс. Базовый уровень. 1 час в неделю, 35 ч...
Календарно-тематическое планирование по экономике 10-11 классы (базовый уровень)
Календарно-тематическое планирование по экономике 10-11 классы (базовый уровень)...
Рабочая программа СОО по экономике 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый уровен...
Рабочая программа по экономике 10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
Экономика. Рабочая прогрмма 8 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по экономике для 8 класса. Учебник И.В. Липсица "Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности", рассчитана на 34 учебных часа (1 урок в неделю)....