РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС (базовый уровень)
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Мосяго Екатерина Михайловна

Рабочая программа по экономике к учебнику:  Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС.

10 класс. Базовый уровень. 1 час в неделю, 35 часов / год.

Тип программы: авторская

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek10.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ

10 КЛАСС (базовый уровень)

Пояснительная записка составлена на основе следующих  нормативных документов:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.12.2010     № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».» (зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам  - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г., № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);

- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.  №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. – Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г., № 03-1263;

- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г.  N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ департамента образования и науки Брянской области от 04.04 2014 г. № 586  «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2014-2015 учебный год»;

- Учебный план МБОУ Злынковской СОШ № 1 на 2014 – 2015 уч. г.

Пояснительная записка.

Содержание среднего (полного) общего образования по экономике на базовом уровне представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в т.ч. в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • Человек и фирма
  • Человек и государство
  • Экономика домашнего хозяйства

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В содержание курса также входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование общих представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Освоение нового содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с обществоведением, историей, математикой, географией, литературой и др.

Цели и задачи:

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
  • Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения соц/эк и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний  для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.


Место предмета в БУП. Особенности данной рабочей программы.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Брянской области на преподавание экономики на базовом уровне отводится 35 учебных часов за два года обучения (по 0,5 часа в неделю из вариативной части федерального компонента) в 10 и в 11 классах. Распределение часов на изучение экономики в учебном плане МБОУ Злынковской СОШ № 1 выглядят следующим образом: экономика преподаётся в качестве самостоятельного предмета по 1 часу в неделю в 10  и 11 классах за счёт добавления по 0,5 часа в неделю из компонента ОУ. Т.о., общее количество часов, отведенных на изучение предмета в 10 и 11 классах, доведено до 70 за два года обучения. Основание: усиление содержательной линии «Экономика» в материалах ЕГЭ по обществознанию и выбор подавляющим большинством учащихся данного экзамена вызывают к жизни социальный заказ на повышение качества экономической подготовки выпускников школ.

Программа «Экономика» предназначена для организации и проведения занятий по курсу экономики в 10 – 11 классах средней школы. Курс носит общеобразовательный характер и предназначен для широкой аудитории старшеклассников. Его изучение полезно для всех школьников, а не только для желающих углубленно заниматься экономикой и получать дальнейшее образование в этой области.  «Экономика» представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяют сформировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам, а также акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, подкрепляемых примерами из реальной жизни. В календарно - тематическом  планировании предусмотрено проведение практических занятий: деловых игр и практикумов.

 

Содержание учебного курса.

10 класс. (35 ч.)

Тема 1 «Основы экономической жизни общества» (8 часов)

Понятие  «экономика» в  буквальном и широком смысле. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения. Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов. Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи. Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества. Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен. Основные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Обмен и рынок. Деньги. 

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Введение в экономику».»

    Деловая игра «Технология».

Тема 2 «Спрос и предложение. Равновесие на рынке» (7 часов)

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения  и  эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.  Эластичность спроса  по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товаря первой необходимости. Предметы роскоши. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения. Эластичность предложения по цене. Функционирование рынка. Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Спрос, предложение, равновесие. Эластичность спроса и предложения».»

 Деловая игра «Рыночная цена».

Тема 3 «Потребители» (6 часов)

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита. Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи. Страхование. Номинальные и реальные доходы. Индекс стоимости жизни. Сбережения. Банковские вклады. Вложения в ценные бумаги. Доходность и надёжность сбережений. Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку и др.). Кредитные карточки.

Зачётный практикум «Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи.»

Тема 4 «Фирмы, рынки, конкуренция» (11 часов)

Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных или заемных средств). Предпринимательство и менеджмент. Банкротство. Маркетинг. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе. Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе  и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Монопсония. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические  и неэкономические барьеры для входа фирм на рынок и выхода с него. Олигополия. Особенности формирования цены на олигополистическом рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки+прибыль»,  прямой сговор). Монополистическая конкуренция. Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом. Особенности прекращения деятельности фирм разных типов. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией. Совет директоров. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы. 

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Выручка, издержки, прибыль».»

Зачётный практикум «Расчёт себестоимости, прибыли, цены.»

Тема 5 «Деньги и банки» (2 часа)

Деньги, их свойства и функции. Рыночная цена денег (ставка процента). Зависимость ставки процента от срока кредита. Банки. Основные функции банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчётов, дилерские функции). Безналичные расчёты. Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Банковские резервы. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебитные карточки. Норма обязательных резервов.

        Обобщение и систематизация знаний по экономике за курс 10 класса – 1 час       

                                                                                                                             

Планируемые предметные результаты подготовки.

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:

Усвоить следующие темы обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ:

Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы  (зарплата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, её основные организационные формы. Производство. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.

Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.

Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост.  Экономические циклы. Основы денежной политики государства.

Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Особенности современной экономики России.

 Знать/понимать

  • Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

      Уметь

Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних факторов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.

Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы, и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики.

Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Получения и оценки экономической информации.
  • Составления семейного бюджета.
  • Оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Самостоятельные, практические работы, деловые игры и т.п.

должны занимать не менее 25 % учебного времени и призваны организовать самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности в следующих областях:

  • Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая Интернет-ресурсы).
  • Критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений.
  • Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.
  • Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни.
  • Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения.
  • Аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных экономических и социальных проблемах.
  • Написание творческих работ по экономическим вопросам.

Метапредметные умения, навыки и способы деятельности.

    У учащихся предусматривается формирование следующих метапредметных умений, навыков и способов деятельности:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и т.д.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, овладение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- овладение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Регулятивные (учебно-организационные):

- Ставить учебные задачи,

- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

- Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями

Познавательные  учебно-логические:

- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

- Систематизировать информацию.

- Структурировать информацию.

- Определять проблему и способы ее решения.

- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

- Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

- поиск и отбор необходимых источников информации;                                                                                                                                                                      

-  использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного –

- использование средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- представление информации в различных формах (письменная и устная) и  видах;

- работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;  перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу,  карту в текст и т.п.);
- использование различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

- составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при    выступлении;

- уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экономической культуры соответствующей современному уровню экономического мышления;

Критерии оценивания ответов

Устные ответы выявляют знания, умения их логично излагать, перестраивать, аргументировать и другие умения, предусмотренные требованиями к уровню подготовки учащихся.

Требования  к устным ответам

  • Содержательность, т.е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
  • Логичность, т.е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  • Концептуальность изложения, т.е. рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
  • Правильность и чистота речи, владение экономической терминологией.

Оценка «5» ставится при условии, что учащийся:

- логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объёму и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

- верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

- проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- показал умение формулировать на основе приобретенных  экономических знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

- проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных  явлений и экономическими терминами, понятиями, сопоставлять различные научные подходы;

- проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в ходе беседы отвечающий самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Оценка «4» ставится, если отвечающий допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы не смог самостоятельно внести необходимые поправки и дополнения или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, в нём нераскрыты некоторые существенные аспекты содержания или отвечающий не смог показать необходимые знания.

Оценка «2» ставится при полном отсутствии правильных элементов ответа.

Требования к выполнению практических заданий

Учащийся:

  • проанализировал информацию о социальных объектах, установил соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса;
  • осуществил поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, т.п.);
  • извлёк из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
  • различал в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
  • применял знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывал надёжность предлагаемого решения;
  • предвидел последствия определённых социальных и экономических действий;
  • осуществлял вычисления на условных примерах;
  • применял для экономического анализа графические изображения экономических явлений и процессов.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если отвечающий справляется с заданием после наводящих вопросов учителя или учащихся.

Оценка «2» ставится при полном невыполнении задания.

Используемые программы и иные нормативные документы:

  1. Сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост.       Л.Н. Поташева.- 3 – е изд.- ВИТА – ПРЕСС, 2008.
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)./ Федеральное агентство по образованию РФ: http://www.ed.gov.ru/min
  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень).
  4. Экономика: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (одно – двухгодичное обучение) (базовый уровень) (В.С.Автономов, Л.Б.Азимов)  

Количество часов:  всего – 35 часов, в неделю – 1 час; зачётных практикумов и оценочных деловых игр – 4.

Зачётные практикумы:

Деловые игры:

1.  «Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи».

1.  «Технология».

2.  «Расчёт себестоимости, прибыли, цены».

2.  «Рыночная цена».

Учебник:

  1. Автономов В.С. Экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 11-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2010/2013.

Дополнительная литература и другие источники информации:

  1. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уровень: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2011.
  2. Винокуров Е.Ф. Новый задачник по экономике с решениями: Пособие для учащихся 10-11 классов/ Е.Ф.Винокуров,  Н.А.Винокурова.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013
  3. Клименко А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы/ А.В. Клименко, В.В.Румынина.- М.:Дрофа, 2008.
  4. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения. М.: ВЛАДОС
  5. Прутченков А.С. Деловые игры и другие имитационные формы активного обучения на занятиях по курсу «Граждановедение».- М.: НВЦ «Гражданин»
  6. А.С.Прутченков, Б.А.Райзберг. Экономика и жизнь. Методические разработки экономических практикумов и деловых игр. –М.: МП «Новая Школа»
  7. Прутченков А.С. Деловая игра в экономической подготовке школьников (сборник методических разработок).- М-1992
  8. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998
  9. Пособия из личной методической библиотеки учителя
  10. Интернет – ресурсы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К-во часов

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Практикумы,

деловые игры

 

Д/з

 

Конт –роль

план

факт

Тема 1 «Основы экономической жизни общества» (8 часов)

1

1

Экономическая наука. Экономические блага.

Урок актуализации ЗУН

Понятие  «экономика» в  буквальном и широком смысле. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей.

Основные экономические понятия по теме. Сущность экономической науки. Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Виды и особенности благ и услуг. Понятие о выборе  и альтернативной стоимости. Сущность производства и его факторы. Что такое продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов. Что такое  возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи. Сущность натурального хозяйства, разделения труда и специализации. Основные вопросы экономики. Типы экономических систем. Роль денег в обмене.

Характеризовать субъективный характер потребностей, значение факторов производства, преимущества специализации производства. Объяснять сущность закона убывающей отдачи. Сравнивать  основные типы экономических систем.

Приводить примеры по теме.

с.5-7

Самоконтроль , беседа

2

1

Ограниченность ресурсов и выбор.

Урок изуч нового м-ла

Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения.

с.5-7

Фронт. беседа

3

1

Производство

Комбинир. урок

Производство. Факторы производства. Продукт.

с.8-9

Тестиро вание

4

1

Производитель-ность труда.

Урок изуч нового м-ла

Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов. Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи.

с.8-11

Самоконтроль, беседа

5

1

Разделение труда и специализация.

Урок актуализации ЗУН

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и её преимущества.

с.11-13

Фронт. беседа

6

1

Экономическая система и её функции.

Урок актуализации ЗУН

Основные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? Экономическая система. Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Обмен и рынок. Деньги.

с.14-24

Тестиро вание, устный практи кум

7

1

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Введение в экономику».»

Прак тикум

Применять теоретические знания на практике

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Введение в экономику».»

Подг. к ДИ «Тех ноло гия»

Фронтальный контроль

8

1

Деловая игра «Технология»

ДИ

Цель: ознакомить уч-ся с технологией производства конкретного продукта, формировать навыки ведения документации.

Применять теоретические знания на практике

Деловая игра «Технология»

-

Инд.контроль

Тема 2 «Спрос и предложение. Равновесие на рынке» (7 часов)

9

1

Спрос.

Урок изуч нового м-ла

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Основные экономические понятия по теме. Что такое спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Что такое предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Что такое равновесная цена и равновесие на рынке. Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары – заменители. Дополняющие товары. Эластичность предложения по цене. Отличия товаров первой необходимости и предметов роскоши.

Объяснять сущность законов спроса и предложения. Графически изображать кривые спроса и предложения, характеризовать их. Отображать на графиках изменения спроса и предложения  и изменения величин спроса и предложения. Объяснять сущность равновесной цены, графически отображать равновесие на рынке. Характеризовать эластичность спроса и предложения.  Проводить анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения. Приводить примеры по теме.

Применять теоретические знания на практике

Применять теоретические знания на практике

с.25-30

Самоконтроль

10

1

Предложение.

Урок изуч нового м-ла

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

с.34-36

Самоконтроль, беседа

11

1

Функционирование рынка.

Урок актуализации ЗУН

Функционирование рынка.

с.25-30, 34-36

Тестиро вание, практи кум

12

1

Равновесие на рынке.

Комбинир. урок

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение.

с.37-40

Фронт. беседа, практи кум

13

1

Изменения спроса и предложения.

Комбинир. урок

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары – заменители. Дополняющие товары. Эластичность предложения по цене. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

с.30-32, 36-37

Фронт. беседа

14

1

Анализ рыночной ситуации.

Прак тикум

Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Спрос, предложение, равновесие. Эластичность спроса и предложения».»

Подг. к ДИ «Рыночная цена»

Тестиро вание, практи кум

15

1

Деловая игра «Рыночная цена».

ДИ

Цель: ознакомить уч-ся с механизмом формирования свободных рыночных цен на примере купли – продажи нескольких видов разных товаров

Деловая игра «Рыночная цена».

-

Инд. кон троль

Тема 3 «Потребители» (6 часов)

16

1

Потребности и полезность.

Урок изуч нового м-ла

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.

Основные экономические понятия по теме.

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.  Смысл потребительского выбора. Роль информации в процессе потребительского выбора. Роль рекламы. Права потребителя и порядок их защиты. Основные источники доходов и расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи. Назначение страхования.

Что такое: Номинальные и реальные доходы. Сбережения. Банковские вклады. Вложения в ценные бумаги. Доходность и надёжность сбережений. Потребительский кредит. Кредитные карточки. Страхование.

 Характеризовать сущность закона убывающей предельной полезности.  

Приводить примеры по теме.

Уметь определять основные статьи доходов и расходов, рассчитывать потребительский бюджет своей семьи.

Применять теоретические знания на практике

с.41-43

Самоконтроль

17

1

Потребительский выбор.

Урок актуализации ЗУН

Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

с.43-47

Фронт. беседа

18

1

Доходы и расходы потребителей.

Урок изуч нового м-ла

Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи. Страхование.

с.48-52

Фронт. беседа

19

1

Номинальные и реальные величины.

Комбинир. урок

Номинальные и реальные доходы. Индекс стоимости жизни.

с.53-54

Фронт. беседа

20

1

Сбережения и кредит.

Комбинир. урок

Сбережения. Банковские вклады. Вложения в ценные бумаги. Доходность и надёжность сбережений. Потребительский кредит. Кредитные карточки. Страхование.

С.54-58

Тестиро вание

21

1

Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи.

Практикум

Цель: ознакомить уч-ся с методами расчёта потребительского бюджета на примере своей семьи

Практикум «Как рассчитать потребительский бюджет своей семьи».

-

Инд. кон тролль, практи кум

Тема 4 «Фирмы, рынки, конкуренция» (11 часов)

22

1

Фирмы.

Урок изуч нового м-ла

Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки.

Основные экономические понятия по теме.

Роль фирм в экономике.  Преимущества и недостатки мелких и крупных фирм.

Что такое :

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Предпринимательство и менеджмент. Банкротство. Маркетинг.

Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Различные виды фирм: индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Дивиденд. Контрольный пакет акций. Облигация. Совет директоров. Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

Описывать, как предельные вели-чины используются в экономическом анализе. Характе-ризовать методы расчёта себесто-имости продукции, выпускаемой фирмой, ожидаемой прибыли и опреде-ления расчётной цены с использо-ванием конкретных числовых данных.

Сравнивать  особен-ности монополии и конкуренции, их отдельных видов; разные виды фирм;  назначение разных видов ценных бумаг. Кратко описывать процесс работы фондовой биржи.

Применять теоретические знания на практике

Применять теоретические знания на практике

с.59-62

Самоконтроль

23

1

Капитал и инвестиции.

Комбинир. урок

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Предпринимательство и менеджмент. Банкротство. Маркетинг.

с.62-65

Фронт. беседа

24

1

Максимизация прибыли.

Урок изуч нового м-ла

Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе.

с.65-68

Самоконтроль

25

1

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Выручка, издержки, прибыль».»

Прак тикум

Обучающий практикум «Решение расчетных задач по теме «Выручка, издержки, прибыль».»

    -

Фронт. кон-троль

26

1

Расчёт себестоимости, прибыли, цены.

Прак тикум

Цель: ознакомить уч-ся с  методами расчёта себестоимости продукции, выпускаемой фирмой, ожидаемой прибыли и определения расчётной цены с использованием конкретных числовых данных.

Практикум «Расчёт себестоимости, прибыли, цены».

-

Инд.контроль , практи кум

27

1

Конкуренция. Основные типы рынков.

Урок изуч нового м-ла

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

с.69-77

Беседа

28

1

Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

Урок актуализации ЗУН

Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Барьеры для входа фирм на рынок и выхода с него. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

с.72-77

Тестирование

29

1

Различные виды фирм.

Комбинир. урок

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Банкротство. Ценные бумаги.

с.78-82

Фронт. беседа

30

1

Акционерное общество.

Комбинир. урок

Акция. Номинал акции. Дивиденд. Контрольный пакет акций. Облигация. Совет директоров.

с.82-87

Беседа

31

1

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.

Урок изуч нового м-ла

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

с.88-95

Самконтроль

32

1

Обобщение знаний по теме «Фирмы, рынки, конкуренция»

семинар

-

Инд. кон троль

Тема 5 «Деньги и банки» (2 часа)

33

1

Деньги.

Урок изуч нового м-ла

Деньги, их свойства и функции. Рыночная цена денег (ставка процента). Зависимость ставки процента от срока кредита.

Основные экономические понятия по теме.

Сущность, виды и функции денег.  

Что такое:

Рыночная цена денег (ставка процента). Банки. Безналичные расчёты. Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Банковские резервы. Банковская прибыль. Норма обязательных резервов.

Характеризовать зависимость ставки процента от срока кредита. Характеризовать деятельность банков.

с.97-100

Самоконтроль , беседа

34

1

Деятельность банков. Деньги и банки.

Комбинир. урок

Банки. Безналичные расчёты. Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Банковские резервы. Норма обязательных резервов.

с. 100-103

Фронт. беседа

35

1

Обобщение и систематизация знаний по экономике за курс 10 кл.

Семи нар

-

Инд. кон троль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...